О признании недействующим решения Лессоибирского городского Совета депутатов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года г. Лесосибирск

Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В., при секретаре Шабалиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 15 февраля 2012 г. № 229 «Об утверждении социально-ориентированного тарифа»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 15 февраля 2012 г. № 229 «Об утверждении социально-ориентированного тарифа».

Свои требования мотивирует тем, что оспариваемым решением утвержден социально-ориентированный тариф на проезд в автомобильном пассажирском транспорте по маршруту № 107 Лесосибирск-п. Стрелка в размере 50 руб. Предельный тариф по указанному маршруту составляет 73,93 руб., утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2011 г. № 155-п «Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Красноярского края». Разницу между предельным тарифом и социально-ориентированным в размере 23,93 руб. возмещается за счет средств городского бюджета.

Прокурор, ссылаясь на нормы Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 г. № 11-5424 «О транспортном обслуживании населения Красноярского края», постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления администрации Красноярского края от 24 сентября 2001 г. № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае», постановления Совета администрации Красноярского края от 19 декабря 2007 г. № 494-п «О регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам» полагает, что при утверждении социально-ориентированного тарифа на пассажирские перевозки автомобильным транспортом городской Совет депутатов превысил предоставленные законодательством полномочия.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В. настаивает на заявленных требованиях, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов по доверенности Петров А.С. с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организациям транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Установление социально-ориентированного тарифа не преследует целей и задач государственного регулирования цен (тарифов), а заключается в создании условий для предоставления транспортных услуг населению путем повышения уровня доступности данных услуг для населения, через компенсацию части расходов перевозчика при оказании им этих услуг населению по сниженной плате. Федеральные и краевые нормативно-правовые акты определяют предельный уровень тарифа, который может установить перевозчик и направлены на защиту интересов населения от чрезмерно высоких цен. Поселок Стрелка как часть города находится на достаточно большом удалении от основной части города, у жителей поселка возникает необходимость поездок в город для лечения, посещения различных государственных и муниципальных учреждений, в связи с чем необходимо снизить для жителей бремя транспортных расходов.

Представитель Министерства транспорта Красноярского края по доверенности Комарова М.А., представила пояснения на заявленные требования, из которых следует, что органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на транспортные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, тарифы на транспортные услуги, оказываемыми другими организациями-перевозчиками, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ, при этом органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, и обязаны возместить перевозчикам расходы на перевозку льготных категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органы местного самоуправления не вправе изменять (уменьшать или увеличивать) тарифы на проезд в общественном автомобильном транспорте, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Правительства Красноярского края по доверенности Полева Е.А. представила письменные пояснения на заявленные требования, из которых следует, что компетенцией по регулированию тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам обладает Правительство Красноярского края. Регулируемый Правительством тариф в силу определенных причин (низкий пассажиропоток, перевозка льготной категории пассажиров) может не обеспечить интересы перевозчиков, повлечь убытки, порядок возмещения убытков от изложенных причин определяется нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти края или органами местного самоуправления, муниципальное образование обеспечивается гарантированные пассажирские перевозки в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения, муниципальная программа направлена на решение задач по перевозке пассажиров на маршрутах с низким пассажиропотоком и льготной категории, выполнение муниципальной программы частично обеспечивается за счет средств муниципального образования путем предоставления субсидий. Анализ текста оспариваемого Решения Горсовета позволяет сделать вывод о том, что фактически органом местного самоуправления реализована компетенция по установлению льготного проезда по определенному социально значимому маршруту, в соответствии с требованиями законодательства в оспариваемом акте предусмотрены меры к возмещению убытков, вызванных установлением льготы, пункт 2 оспариваемого акта согласуется с содержанием п. 5 постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 239, нет оснований для того, чтобы оценивать оспариваемое решение в качестве решения об установлении тарифа, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности Апухтин А.Н. с заявленными требованиями не согласился, полагает, что оспариваемое решение является соответствующим требованиям законодательства.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании установлено, что решением Лесосибирского городского Совета депутатов от 15 февраля 2012 года № 229 «Об утверждении социально-ориентированного тарифа» утвержден тариф на проезд в автомобильном пассажирском транспорте по маршруту № 107 «Лесосибирск – п. Стрелка» в размере 50 рублей; администрации г. Лесосибирска необходимо разработать и утвердить порядок предоставления и возврата субсидий организациям автомобильного пассажирского транспорта (индивидуальным предпринимателям) на компенсацию расходов, возникающих в результате применения социально-ориентированных тарифов по городским маршрутам; урегулировать с Правительством Красноярского края вопрос о применении социально-ориентированного тарифа в г. Лесосибирске (л.д. 5). Из приложения к указанному решению следует, что разница между предельным тарифом и социально-ориентированным тарифом в сумме 23,93 руб. возмещается за счет средств городского бюджета (л.д. 6).

Полномочия органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления закреплены в Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставе г. Лесосибирска.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Аналогичная норма содержится в подпункте 7 пункта 1 статьи 7 Устава г. Лесосибирска.

Оспариваемое решение опубликовано в газете «Заря Енисея» № 23 от 23 февраля 2012 года.

Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано правомочным представительным органом местного самоуправления, опубликовано в установленном законом порядке, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Данное решение является действующим, что не оспаривается сторонами.

Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 г. № 11-5424 «О транспортном обслуживании населения Красноярского края» к полномочиям Правительства края относится регулирование цен (тарифов) на регулярные пассажирские перевозки в соответствии с действующим законодательством.

В силу требований статьи 6 названного закона тарифы на регулярные пассажирские перевозки регулируются Правительством края в соответствии с действующим законодательством. Пересмотр тарифов производится в порядке, установленном Правительством края, не чаще одного раза в год.

Согласно пункту 6 Порядка регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, утвержденного постановление Совета администрации Красноярского края от 19 декабря 2007 г. № 494-п, решение об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам принимается Правительством края на основании предложений комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.

Предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам по муниципальному заказу и коммерческим перевозкам (при условии обращения перевозчиков численностью не менее половины от занимающихся данным видом перевозок на территории соответствующего муниципального образования), а также единые предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам утверждаются с учетом платежеспособности населения и прогнозного индекса цен на услуги пассажирского автомобильного транспорта.

Пунктом 1.1 Методики формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 08 февраля 2006 г. № 21-п, установлено, что методика формирования тарифов определяет единый порядок формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края и предназначена для решения следующих задач:

защита экономических интересов потребителей от повышения цен (тарифов);

достижение баланса интересов потребителей услуг (пассажиров) и услуг транспортных предприятий.

Таким образом, из анализа изложенных законодательных норм следует, что к компетенции Правительства Красноярского края относится регулирование, пересмотр тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, утверждение предельных тарифов на указанные перевозки.

Суд считает, что утверждение оспариваемым решением социально-ориентированного тарифа для определенной категории граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Лесосибирск», нельзя расценивать как изменение предельного тарифа, утвержденного Правительством Красноярского края, или установление нового тарифа.

Частью 5 статьи 20 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

При принятии оспариваемого решения орган местного самоуправления руководствовался изложенной нормой закона, поскольку утверждение социально-ориентированного тарифа на проезд в автомобильном пассажирском транспорте по маршруту «Лесосибирск – п. Стрелка» на льготных условиях обеспечивает гарантированные пассажирские перевозки в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения пос. Стрелка, расположенного на удалении 50 км от г. Лесосибирск, создает условия повышения уровня доступности транспортных услуг для населения.

Разница между льготным социально-ориентированным тарифом для населения и предельным тарифом, утвержденным Правительством Красноярского края, согласно пункту 2 оспариваемого решения компенсируется перевозчику из местного бюджета в виде субсидий. Таким образом, органом местного самоуправления предусмотрены меры к возмещению убытков, вызванных установлением льготы в виде социально-ориентированного тарифа.

В соответствии с пунктом 1.5 указанной выше Методики органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предоставляют хозяйствующим субъектам право на оказание услуг по перевозке пассажиров и оставляют за собой право контролировать их деятельность в части ценообразования (формирования тарифа). При этом рыночные механизмы хозяйствования становятся ограниченными и регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как субсидии, субвенции, льготы хозяйствующим субъектам, субсидии потребителям.

Пунктом 1 статьи 7 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 г. № 11-5424 «О транспортном обслуживании населения Красноярского края» предусмотрено, что гарантированное предоставление услуг автомобильным пассажирским транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажирских потоков, обеспечение регулируемого уровня тарифов на регулярные пассажирские перевозки и прав отдельных категорий граждан на пассажирские перевозки по льготным тарифам на маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении осуществляется посредством предоставления субсидий из краевого бюджета организациям автомобильного пассажирского транспорта.

Субсидии предоставляются на компенсацию расходов организаций автомобильного пассажирского транспорта, возникающих в связи с применением мер государственного регулирования, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Согласно части 2 статьи 18 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Поскольку льгота в виде социально-ориентированного тарифа установлена органом местного самоуправления, то компенсация расходов, возникающих в результате применения такого тарифа, производится за счет средств местного бюджета.

Исходя из установленных обстоятельств и изложенных норм закона, суд считает, что оспариваемое решение от 15 февраля 2012 г. № 229 «Об утверждении социально-ориентированного тарифа» принято Лесосибирским городским Советом депутатов в пределах своих полномочий при решении вопросов местного значения городского округа, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В связи с чем суд полагает, что заявленные требования прокурора г. Лесосибирска являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 15 февраля 2012 г. № 229 «Об утверждении социально-ориентированного тарифа» прокурору г. Лесосибирска, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.

Судья Т.А. Бурмакина.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2012 года.