город Лесосибирск 19 октября 2010 года
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Рафальская Л.В., единолично,
при секретаре Березовской О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Лесосибирске на решение мирового судьи судебного участка № 151 в городе Лесосибирске о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Решением мирового судьи судебного участка № 151 в городе Лесосибирске от хх.хх.хххх года с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Лесосибирске взыскана в пользу Зайцевой К.П. по её иску стоимость льготного проезда к месту отдыха и обратно в сумме nnn рубля nnn копеек, как неработающему пенсионеру по старости; в доход государства госпошлина в размере nnn рублей nnn копеек.
Будучи не согласным с данным решением, ГУ - Управление Пенсионного Фонда России в городе Лесосибирске подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи, мотивируя тем, что преамбулу Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122) - (далее по тексту Закон) определяет, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В соответствии со статьей 34 названного Закона компенсация расходов на оплату проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется, в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. В целях реализации указанной правовой нормы, Постановлением Правительства РФ № 176 от 01 апреля 2005 года утверждены Правила компенсации на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. Согласно пунктам 7 и 9 Правил в обоих вышеназванных случаях компенсация стоимости проезда возможна только при предоставлении документа, являющегося основанием или подтверждающим период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где предоставляются (были предоставлены) услуги по организации отдыха. Кроме того, компенсация проезда может производиться в виде возмещения фактических затрат произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил. При этом указанная компенсация произведенных пенсионерам затрат, производится в размере не превышающим стоимость проезда: железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Определением Конституционного Суда РФ № 38-0 от 02 февраля 2006 года установлено указанные Правила не исключают возможность возмещения расходов на оплату стоимости проезда к любому месту отдыха, в том числе и самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1389-19 от 19 мая 2006 года приведен примерный перечень документов, которые могут рассматриваться в качестве доказательств нахождения в месте отдыха: любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе); туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справка о стоимости туристической путевки; свидетельства о регистрации по месту пребывания; справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными; учреждениями, либо другими органами. Однако, кроме проездных билетов, никаких других документов, подтверждающих факт нахождения (пребывания) в месте отдыха, истцом не представлено. В определении Конституционного Суда РФ от 02 февраля 2006 года № 38-0 о проверке конституционности положений некоторых положений пунктов Правил разъяснено, что содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил требование о предъявлении путевки, курсовки либо иного документа, являющегося основанием для пребывания (подтверждения периода пребывания) пенсионера в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, документов, подтверждающих факт поездки именно к месту отдыха и оздоровления, само по себе не может рассматриваться как нарушающее предписание статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку статья 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», во исполнение которой принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, закрепляет по сути, льготу (с 1 января 2005 года изменен лишь способ ее предоставления) по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Считают, также, что в суде не может быть оспорено Постановление Правительства РФ № 176 от 01 апреля 2005 года, в части обязанности предоставления неработающим пенсионерам документов, подтверждающих факт пребывания (нахождения) на отдыхе. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ч. 1 ст. 27, ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 251, ч.ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ, суды общей юрисдикции не могут разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ в случаях, когда нормативный правовой акт Правительства РФ принят при осуществлении полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом по вопросам, не получившим содержательной регламентации в данном законе, и именно на основании этого уполномочия Правительства РФ непосредственно осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений. В указанных случаях судебная проверка нормативного акта Правительства РФ может иметь место только в порядке конституционного судопроизводства. В силу статьи 79 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений, выявленный Конституционным судом РФ в своих определениях, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В суд апелляционной инстанции представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда России в городе Лесосибирске ФИО9 не явился, уведомлен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает решение мирового судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 34 Закона РФ № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Зайцева К.П. является неработающим пенсионером по старости, проживает в городе Лесосибирске. В мае-июле 2010 года она совершила поезду в город ... республики ... для отдыха. Стоимость проезда по территории РФ составила: ... - nnn рубля nnn копеек, ... - nnn рублей, ... - nnn рублей, ... - nnn рублей nnn копеек. Всего стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила nnn рубля nnn копеек, что подтверждается представленными истицей документами. При обращении истицы в ГУ - УПФ в городе Лесосибирске за возмещением стоимости проезда, ей было отказано, в связи с чем, Зайцева К.П. обратилась в суд с иском.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Лесосибирске Красноярского края, поскольку ст. 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установила, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом для лиц, получающих государственные пенсии, является Пенсионный фонд РФ в соответствии с положением о Фонде. Таким образом, действующая редакция ст. 4 Закона определила средства Пенсионного фонда РФ как источник финансирования затрат на предусмотренные Законом гарантии и компенсации для лиц, получающих государственные пенсии.
Кроме того, в целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2002 года №176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п.3 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
В соответствии с п. 9 указанных Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно раз в два года гарантирована ст.34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам).
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 151 города Лесосибирска от хх.хх.хххх года о взыскании с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда России в городе Лесосибирске в пользу Зайцевой К.П. стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме nnn рубля nnn копеек, как неработающему пенсионеру; в доход государства - госпошлины в размере nnn рублей nnn копеек, оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья Л.В. Рафальская