город Лесосибирск 30 августа 2011 года Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Цитцер М.В., при секретаре судебного заседания Фроловой Д.А., с участием истца Чепыжовой В.А., УСТАНОВИЛ: Будучи не согласным, с данным решением, Управление Пенсионного Фонда России в г.Лесосибирске подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи, ссылаясь на Постановление № 176 от 01.04.2005 года, которым утверждены Правила компенсации на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.08.2008 г. № 408 утверждены Разъяснения о применении указанных Правил. Считают, что согласно указанным нормативным правовым актам в качестве документа, подтверждающего пребыванием пенсионера в месте отдыха может являться любой документ, выданный организацией, оказывающей услуги по организации отдыха или физическим лицом о периоде пребывания пенсионера в данном месте отдыха, при этом подпись физического лица должна быть заверена в порядке, установленном законодательством РФ, а также документ о регистрации по месту пребывания. Кроме того, практикой Конституционного суда РФ отмечено, что в Определении Конституционного Суда РФ № 30-О от 02.02.2006 г. по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений п.7 и 9 Правил не исключают возможность возмещения расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период) пребывания в этом месте отдыха. Доказательств нахождения на отдыхе истцом не представлено. Вывод суда о том, что Правила компенсации расходов на оплату проезда противоречит п.2 и 3 ст.55 Конституции РФ также не может быть признан обоснованным, в силу того, что: 1. Вышеназванным определением Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 г. № 38-О установлено, что предусмотренная ст.34 Закона компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсационный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции РФ не вытекает, - определение правовых оснований ее предоставления относится к компетенции федерального законодателя, который возложил на Правительство РФ регулирование порядка ее предоставления. С учетом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно. 2. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 г. №1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п.2 ч.1 ст.27,ч.ч.1,2 и 4 ст.251, ч.ч.2 и 3 ст.253 ГПК РФ суды общей юрисдикции не могут разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ в случаях, когда нормативный правовой акт Правительства принят при осуществлении полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом по вопросам, не получившим содержательной регламентации в данном законе, и именно на основании уполномочия Правительство РФ непосредственно осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений. В указанных случаях судебная проверка нормативного акта Правительства РФ может иметь место только в порядке конституционного судопроизводства. Ответчик считает, что в указанных случаях судебная проверка нормативного акта Правительства РФ может иметь только в порядке конституционного судопроизводства. В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает. Истица Чепыжова В.А. на требованиях настаивает, с решением мирового судьи согласна, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными. Исследовав материалы дела, суд считает решение мирового судьи законным и обоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст.34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.08.2008 г. № 408н «Об утверждении разъяснения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 г. № 176 «Возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте - IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического ( низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в п.10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Чепыжова В.А. является неработающим пенсионером по старости, в настоящее время нигде не работает. В ДД.ММ.ГГГГ года совершила поездку в <адрес> (<адрес>) для отдыха. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно, составила: <адрес> 12639,80 руб., <адрес> 9573 руб., что подтверждается проездными документами, справкой ООО «Енисейавиа». В соответствии со значениями ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии по авиамаршруту <адрес> составляет 22,25%. При таких обстоятельствах, расходы истца по оплате стоимости перелета к месту отдыха и обратно по маршруту: <адрес> по территории РФ составляют ((9573 руб. * 22,25%)/100%) = 2129,99 руб., в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно 14769,79 руб. ( 12639,80 руб + 2129,99 руб).При этом, мировой судья обоснованно принял в качестве документа, подтверждающего факт нахождения Чепыжовой В.А. на отдыхе в <адрес>, отметки органа пограничного контроля (пункта пропуска) месте пересечения государственной границы Российской Федерации, имеющиеся в заграничном паспорте на имя Чепыжовой В.А.. Кроме того, суд считает надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края, поскольку ст. 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установила, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом для лиц, получающих государственные пенсии, является Пенсионный фонд РФ в соответствии с положением о Фонде. Таким образом, действующая редакция ст. 4 Закона определила средства Пенсионного фонда РФ как источник финансирования затрат на предусмотренные Законом гарантии и компенсации для лиц, получающих государственные пенсии. В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2002 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно п.3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ, являющийся основанием для пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха, на турбазе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте. Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно раз в два года гарантирована ст.34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Такое ограничение противоречит ст.19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Мировым судьей были правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального, процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не установлено. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Судья М.В.Цитцер Решением мирового судьи судебного участка №151 в г. Лесосибирске Красноярского края Большаковой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Чепыжовой В.А. удовлетворены частично: с Управления Пенсионного Фонда России в <адрес> в пользу Чепыжовой В.А. взыскана стоимость льготного проезда к мессу отдыха и обратно в размере 14769 руб. 79 коп., в доход государства госпошлина в размере 590 руб.79 коп.
Решение мирового судьи судебного участка № 151 в г. Лесосибирске Красноярского края Большаковой А.В. от 07 июня 2011 года о взыскании с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда России в городе Лесосибирске в пользу Чепыжовой В.А. стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 14769 руб. 79 коп., госпошлины в доход государства - 590 руб.79 коп. - оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.