ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Лесосибирск 19 октября 2011 года УСТАНОВИЛ: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Лесосибирске, не согласившись с данным решением, подало апелляционную жалобу, в которой указало, что Постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005 года утверждены Правила компенсации на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 11.08.2008 г. № 408н утверждены Разъяснения о применении названных Правил, согласно которым, в качестве документа, подтверждающего пребывание пенсионера в месте отдыха может являться любой документ, выданный организацией, оказывающей услуги по организации отдыха или физическим лицом о периоде пребывания пенсионера в данном месте отдыха, при этом подпись физического лица должна быть заверена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также документ о регистрации по месту пребывания. Определением Конституционного суда РФ № 30-О от 02.02.2006 г. по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений п.п. 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории РФ не исключена возможность возмещения расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период) пребывания в этом месте отдыха. Однако истцом доказательств нахождения на отдыхе на территории РФ не представлено. Вывод суда первой инстанции о том, что Правила компенсации расходов на оплату проезда противоречат пунктам 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ так же не может быть признан обоснованным, в силу того, что вышеназванным Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 года № 38-0 установлено, что предусмотренная статьей 34 Закона компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, - определение правовых оснований ее предоставления относится к компетенции федерального законодателя, который возложил на Правительство Российской Федерации регулирование порядка ее предоставления. С учетом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года N 1 -П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части 1 статьи 27, частей 1, 2 и 4 статьи 251, частей 2 и 3 статьи 253 ГПК РФ, суды общей юрисдикции не могут разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ в случаях, когда нормативный правовой акт Правительства РФ принят при осуществлении полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом по вопросам, не получившим содержательной регламентации в данном законе, и именно на основании этого уполномочия Правительство РФ непосредственно осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений. В указанных случаях судебная проверка нормативного акта Правительства РФ может иметь место только в порядке конституционного судопроизводства. Согласно ст. 4 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом для лиц, получающих государственные пенсии, является Пенсионный фонд РФ в соответствии с положением о Фонде, то есть, средства Пенсионного фонда РФ определены как источник финансирования затрат на предусмотренные Законом гарантии и компенсации для лиц, получающих государственные пенсии. Кроме того, в целях реализации ст. 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2002 № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, разъясненные Приказом Минсоцздравразвития РФ от 11.08.2008 № 408н. Согласно п.3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории. В соответствии с п.п. 7 и 8 Правил, к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ, являющийся основанием для пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха, на турбазе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте. Вместе с тем, отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно раз в два года гарантирована ст.34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Данное ограничение противоречит ст.19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Мировым судьёй судебного участка № 151 в г. Лесосибирске и судом апелляционной инстанции установлено, что Муравьева А.Н. является неработающим пенсионером по старости, проживает в г.Лесосибирске. В мае 2011 года автомобильным и железнодорожным транспортом она выезжала к месту отдыха из г. Лесосибирска в <адрес> и обратно, о чем свидетельствуют проездные билеты; стоимость проезда, подтвержденная проездными документами, составила: Лесосибирск-<адрес>-Лесосибирск <данные изъяты> руб. В связи с изложенным, суд считает, что мировым судьей были правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального, процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не установлено. Доводы истицы о взыскании стоимости льготного проезда суд считает обоснованными, решение мирового судьи судебного участка № 151 в г. Лесосибирске от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Лесосибирске - без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 151 в городе Лесосибирске от ДД.ММ.ГГГГ по иску Муравьевой А.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Лесосибирске Красноярского края о взыскании стоимости льготного проезда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Лесосибирске Красноярского края - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Председательствующий: судья А.А. Игнатьева Решением мирового судьи судебного участка № 151 в городе Лесосибирске от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования Муравьевой А.Н., в ее пользу с Управления Пенсионного Фонда России в городе Лесосибирске взысканы стоимость льготного проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты> рублей как неработающему пенсионеру, а также в доход государства госпошлина в размере <данные изъяты> рублей, в остальной части иска отказано.
В судебном заседании истица Муравьева А.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение мирового судьи законным и обоснованным и просит оставить апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Лесосибирске в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснив, что настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, считает его законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Суд считает невозможным применить положения Правил, так как они ограничивают право истицы на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, гарантированное ей законом РФ от 19 февраля 1993 года.