ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 сентября 2010 года город Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Воеводкина В.В. при секретаре Галкиной И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал nnn в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 4», ...
УСТАНОВИЛ:
В Лесосибирский городской суд поступил административный материал о совершении КГБУЗ «ККПТД № 4» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, нарушение законодательства в области лицензирования при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий лицензии, установленных Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №31 подпунктом «а» пункта 5 в части наличия помещений и оборудования, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, не отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. и санитарными правилами; пп. «д» п.5 в части несоблюдения лицензиатом требований, установленных ст. 26 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарным правилам по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболевании, а именно:
1) в бактериологической лаборатории, где поводятся работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (к которым относится возбудитель туберкулеза) при отсутствии отдельного входа для доставки биоматериалов не оборудовано передаточное окно для их получения, что является нарушением п. 2.3.3 СП 1.3.2321-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
2) в наборе помещений «заразной» зоны бактериологической лаборатории отсутствует отдельное помещение (автоклавная) для обеззараживания материалов (содержащих остатки биологических жидкостей и бактериологические посевы), что при выполнении работ с возбудителями инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности (к которым относится возбудитель туберкулеза) не допускается и является нарушением п.2.3.7 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п.9 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»);
3) размещение лабораторного оборудования не обеспечивает разделение помещений бактериологической лаборатории на «чистую» и «заразную» зоны, а именно: бокс биологической опасности, применяемый для работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) установлен в помещении для проведения подготовительных работ («чистая» зона); стерилизатор суховоздушный, обеспечивающий проведение работ, не связанных с манипуляциями с ПБА, установлен в помещении приема биоматериалов («заразная» зона), что является нарушением п. 2.3.7. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п.9 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»);
4) не устранены в помещениях бактериологической лаборатории дефекты поверхностей стен и потолков (трещины, отслаивание краски), затрудняющие проведение качественной влажной уборки и нарушающие устойчивость к действию моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п.2.3.11. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» и п.п. 4.2, 10.3 СанПиН «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»;
5) не предоставлены документы, подтверждающие автономность приточно-вытяжной вентиляционной системы, установленной в помещениях «заразной» зоны бактериологической лаборатории (микробиологических помещениях, где проводятся манипуляции с инфицированным материалом или подозрительным на инфицирование возбудителем туберкулеза), оснащении ее фильтром тонкой очистки на выходе, что является нарушением п. 2.3.24. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п.9 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»);
6) в помещениях «заразной» зоны бактериологической лаборатории (для приема биоматериалов, для центрифугирования, для проведения исследований), используется лабораторная мебель из древесины, что не допускается и является нарушением п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
7) не назначено лицо, осуществляющее текущий контроль соблюдения требований биологической безопасности в бактериологической лаборатории, что является нарушением п. 4.3. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
8) не представлены документы, подтверждающие проведение у специалиста бактериологической лаборатории проверки знаний требований биологической безопасности, и приказ руководителя организации о допуске его к работе с ПБА III-IV групп патогенности, что является нарушением п. 2.2.2. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
9) не представлен согласованный с Комиссией по контролю соблюдения требований биологической безопасности и утвержденный руководителем организации документ, определяющий режим безопасной работы в бактериологической лаборатории (в конкретных условиях, с учетом характера работ, особенностей технологий, свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности), что является нарушением п. 2.1.7. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
10) не соблюдается периодичность в осуществлении производственного контроля в бактериологической лаборатории посредством проведения инструментальных измерений параметров микроклимата с целью контроля их соответствия гигиеническим требованиям (не представлен протокол лабораторных испытаний за холодный период 2009-2010 гг., подтверждающий соблюдение частоты измерений показателей), что является нарушением п.7.1. СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
11) не представлены документы, предусматривающие организацию и проведение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий при работе с ПБА в бактериологической лаборатории, что является нарушением п.п. 3.1., 3.3.-3.7. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п.9 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»);
12) отсутствуют запас дезинфицирующих средств, гидропульт (авто-макс), комплект рабочей одежды, комплект защитной одежды, аварийная аптечка - предназначенные для ликвидации последствий аварии, а также возможного поражения персонала, и не выделено специально отведенное место в бактериологической лаборатории для их хранения, что является нарушением п. 3.1. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
13) не представлены документы, подтверждающие проведение в 2009 году и за истекший период 2010 года тренировочного здания по ликвидации аварии, что является нарушением п. 3.8. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п.9 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»).
В судебном заседании главный врач КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 4» Шатунов В.А. пояснил, что в ходе проверки с июня по август 2010 года в деятельности учреждения выявлен ряд нарушений, которые допущены в результате изменения законодательства, регулирующего работу с микроорганизмами и возбудителями паразитарных болезней. В настоящее время часть нарушений устранена, либо начата работа по их устранению, но так как учреждение не имеет самостоятельных денежных средств, а финансируется из бюджета, сразу привести работу и оборудование в соответствие с новыми требованиями не представляется возможным, в смету на следующий рабочий год закладываются средства, в том числе и на устранение нарушений. Помещение, которое занимает лечебное учреждение не типовое, а приспособленное. Кроме того, по результатам проверки как учреждение, так и он- как главный врач - должностное лицо привлечены к административной ответственности за часть из отраженных в акте нарушений.
Представитель территориального отдела в г.Лесосибирске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - главный специалист- эксперт Дрягин В.А. пояснил, что в результате проведенной в КГБУЗ «ККПТД №4» проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, что отражено в акте от 30 августа 2010 года. По части нарушений учреждение привлечено к административной ответственности, в том числе за нарушения, составляющие административное правонарушение по ст.6.3, 6.4 КоАП РФ. В направленном в суд для рассмотрения протоколе об административном правонарушении отражены выявленные нарушения, подпадающие под состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Нарушения разделены на разные протоколы исходя из того, какие СанПины нарушены. До настоящего времени нарушения по протоколу № 365 от 21.07.2010 года не устранены.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит производство по делу подлежащим прекращению, по следующим основаниям.
Из Устава учреждения следует, что целью создания и деятельности КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 4» является оказание специализированной (фтизиатрической) медицинской помощи населению Красноярского края, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения туберкулеза и снижение заболеваемости туберкулезом на территории Красноярского края.
Основными видами деятельности Учреждения являются: медицинская деятельность по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности; организационно-методическая деятельность, направленная на совершенствование и развитие противотуберкулезной службы Красноярского края; деятельность, связанная с оборотом наркотических и психотропных веществ, разрешенных к применению на территории Красноярского края; деятельность в области использования источников ионизирующего (радиоактивного) излучения в соответствии с лицензией; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, согласно лицензии.
На основании распоряжения № 328 от 21 июня 2010 года л.д.12) Территориальным отделом в г.Лесосибирске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в период времени с июня по август 2010 года проведена проверка в отношении КГБУЗ №Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 4».
Из акта проверки от 30 августа 2010 года следует, что при осуществлении вышеуказанных видов деятельности в Учреждении выявлены нарушения СП 1.3.2322-08 «безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза», СанПиН 3.5.2528-09 «Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях», СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечным учреждениям и учреждениям здравоохранения», СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». Выявленные нарушения указанных санитарных норм и правил отражены в акте в 35 пунктах, которые разделены на части.
Так протоколом № 374 от 23 июля 2010 года и постановлением № 321 от 10 августа 2010 года главный врач Учреждения Шатунов В.А. признан виновны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде предупреждения, за нарушения, указанные в пунктах 14 и 15 Акта проверки.
Протоколом № 388 от 05.08.2010 г. и постановлением № 354 от 19.08.2010 года КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушения, указанные в п.16-25, 32 Акта проверки.
Протоколом № 353 от 12.07.2010 года и постановлением № 322 от 10.08.2010 года КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде предупреждения, за нарушения, указанные в п.26-27 Акта проверки.
Протоколом № 387 от 05.08.2010 года и постановлением № 355 от 19.08.2010 года КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушения, указанные в п.28-31,33-35 Акта проверки.
В суд направлен протокол № 365 от 21.07.2010 года о совершении КГБУЗ «ККПТД № 4» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, за нарушения, указанные в п.1-13 Акта проверки.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, указанные в протоколе от 21 июля 2010 года нарушения законодательства в области лицензирования при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нашли подтверждение и подтверждаются материалами дела, наличие нарушений на момент проверки главным врачом Учреждения не оспаривалось, действия КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 4» правильно квалифицированы по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна.
Вместе с тем, по мнению суда, Учреждение не может быть привлечено к административной ответственности, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, по следующим основаниям.
По правилам ст.19.20 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов.
Санкция ст.6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании предусматривает наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санкция ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 - 6.6 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
По мнению суда, поскольку проверка проводилась одним проверяющим органом - территориальным отделом в г.Лесосибирске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, все нарушения относятся к определенным в Уставе видам деятельности КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №4» за один период времени, нарушения отражены в одном акте проверки от 30 августа 2010 года, то их следует рассматривать как одно действие (бездействия) Учреждения, содержащее составы административных правонарушений.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.3, 6.4 и 19.20 КоАП РФ могли быть направлены для рассмотрения их в суде, Учреждение в данном случае было бы привлечено к административной ответственности в пределах санкции той статьи, которая предусматривает более строгое наказание, то есть следовало применить принцип поглощения мягкого наказания более строгим.
Поскольку на день рассмотрения дела в суде, территориальным отделом в г.Лесосибирске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Учреждено привлечено к административной ответственности за часть совершенных административных правонарушений, положение Учреждения не может быть ухудшено по сравнению с ситуацией, когда административные дела за совершение вышеуказанных правонарушений рассматривались бы одним органом и наказание было бы назначено в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание, то есть одно.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу пп.7 п.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Учитывая, что по факту совершения административного правонарушения по результатам проверки по акту от 30 августа 2010 года имеется постановление о привлечении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №4» к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №4» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения копии путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья В.В.Воеводкина