текст решения



                                                     Р Е Ш Е Н И Е                          

    24 октября 2011 года                                                           г. Лесосибирск

        Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Цитцер М.В., при секретаре судебного заседания Фроловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сугакова Е.А на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске - главного государственного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейску, Енисейскому, Казачинскому и Пировским районам Кашина Л.А. № 440 от 13 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Сугакова Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л А:

        Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске - главного государственного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейску, Енисейскому, Казачинскому и Пировским районам Кашина Л.А. № 440 от 13 сентября 2011 года директор Красноярского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Енисейский психоневрологический интернат» Сугаков Е.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

          Не согласившись с указанным постановлением, Сугаков Е.А. обратился с жалобой, согласно которой просит постановление отменить (изменить), мотивируя тем, что в КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» на балансе учреждения имеются 2 глубинных скважины, которые принадлежат интернату на праве оперативного управления. Скважина №1 введена в эксплуатацию в 1968 году, скважина №2 - в 1988 году. Скважина № 2 пробурена согласно акту выбора и обследования земельного участка под строительство на территории «Енисейского психоневрологического интерната» от 29.07.1988 г., выданного СЭС г. Лесосибирска.

        КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» осуществляет добычу подземных вод на основании лицензии (серия КРР ), сроком действия до 30.07.2026 года. Данная вода используется для хозяйственного питьевого обеспечения клиентов, проживающих в учреждении, а также для обеспечения промышленного объекта котельной учреждения, которая в отопительный период вырабатывает тепловую энергию для обеспечения жизнедеятельности.

        Выполнить требования СанПиН 2.1.4.1110-02 не представляется возможным, поскольку скважины расположены на территории учреждения в непосредственной близости от следующих объектов: котельная с угольным складом, банно-прачечный комплекс, частное домовладение, автодорога.

        КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» в 2002 году был разработан проект санитарной защитной зоны в составе трех поясов. Но в связи с тем, что в первом поясе в радиусе 30 метров расположены вышеперечисленные посторонние объекты, получено отрицательное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». В виду безвыходной ситуации, так как без использования скважины невозможно обеспечить жизнедеятельность КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат», Министерством социальной политики Красноярского края принято решение о начале проектирования, а также строительства тепловых сетей для получения тепловой энергии и холодного, горячего водоснабжения от котельной микрорайона «А» г. Лесосибирска. Разработан план мероприятий на подключение к централизованным тепловыми сетям. В 2011 году выделены денежные средства на изготовление ПСД по объекту «Наружные сети теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат». Техническое задание на размещение государственного заказа для изготовления ПСД представлено в Министерство социальной политики Красноярского края. Выполнен земельный отвод участка под строительство данного объекта, получены технические условия в МУП ЖКХ г. Лесосибирска. Ориентировочное начало строительства - 2013 год.           

        В судебном заседании директор КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» Сугаков Е.А. просит постановление отменить, дело производством прекратить по доводам, изложенным в жалобе. Пояснив также, что с выявленными нарушениями он согласен, однако не согласен с тем, что он как руководитель бездействует, поскольку ведется определенная работа с тем, чтобы расположение скважин, расположенных на территории интерната привести в соответствие с требованиями Санитарных норм, в частности разработан проект санитарной защитной зоны, разработан план мероприятий на подключение к централизованным тепловым сетям, выделены денежные средства на изготовление ПСД по объекту «Наружные сети теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат», представлено техническое задание на размещение государственного заказа для изготовления ПСД, выполнен земельный отвод участка под строительство данного объекта, получены технические условия в МУП ЖКХ г. Лесосибирска, что подтверждено в судебном заседании представленными документами.

        Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске Павлова И.В. с жалобой не согласна, пояснила, что нарушение требований санитарных норм имеет место быть. В 2008 году была проведена проверка, аналогичные нарушения были, было указано, что используются скважины с нарушением ограничений, изложенных в санитарных правилах, пункты указаны, какие нарушаются. На этих территориях располагаются котельная, угольный склад, различные постройки, дорога, то есть ограничения нарушаются. Сегодня из

пояснений непонятно, какие с 2008 года Сугаковым Е.А. как руководителем были выполнены и проведены мероприятия, то есть, не подтверждено документально, что предпринимали какие-то действия для того, чтобы устранить нарушения. Считает, что постановление обоснованно и законно и просит его оставить в силе.

        Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, судья полагает, постановление подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а дело прекращению производством по следующим основаниям.

        Согласно статье 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

        Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

        Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.            

        Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, которым утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", установлены общие требования к питьевому водоснабжению.

        В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

        Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

        Согласно требованиям пункта 1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации эон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и вопроводов питьевого назначения.

В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

         Пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», предусмотрено, что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

        Согласно пунктов 3.2.1.1., 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

        В соответствии с частью 2 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей

        Факт нарушения директором КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» приведенных норм действующего законодательства, подтверждается материалами дела:

        -протоколом № 386 от 29 августа 2011 года, об административном правонарушении, из которого следует, что специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске Латниковой Л.Н., при проведении плановой выездной проверки в отношении КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» по адресу г. Лесосибирск ул. Рябиновая-1, выявлено ненадлежащее исполнение директором КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» Сугаковым Е.А. функций и обязанностей по соблюдении законодательства РФ, а также по обеспечению его соблюдения при осуществлении Учреждением своей деятельности, возложенных на него п.5.3 Устава КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат», выразившееся в использовании первых поясов зоны санитарной охраны (ЗСО)     источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин № 1 (действующая) и № 2 (резервная), расположенных по адресу: г. Лесосибирск, ул. Рябиновая, 1, находящихся в оперативном управлении КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» на основании свидетельств о государственной регистрации права от 30.06.2006 г.) с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

        На территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин № 1 и № 2), расположенных по адресу: г. Лесосибирск, ул. Рябиновая, 1, допускается проживание людей, размещение жилых и производственных зданий: в восточном направлении на расстоянии 16 м от скважины № 1 располагается здание котельной со складом угля, с западной стороны на расстоянии 10 м от скважины № 2 и 19 м от водопроводных сооружений (водонапорной башни) располагается частный жилой дом по ул. Рябиновая, 9, что является нарушением требований пункта 2.2.1.1, пункта 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», части 4 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

       Территория первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин № 1 и № 2) не ограждена, не обеспечена охраной, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением требований пункта 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», части 4 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

        Права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, разъяснены, объяснение отобрано, копия протокола получена, что подтверждается имеющимися в протоколе подписями и не оспаривается в судебном заседании. К протоколу прилагается объяснение директора КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат».

        - распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 30.06.2011 года № 3513,

        - уведомлением о проведении проверки от 19.07.2011 г. № ЛК-2858, актом проверки за № 366 от 29 августа 2011 года.

        По результатам проведенной проверки в адрес КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» в лице директора вынесено предписание № 93 от 29 августа 2011 года с необходимостью устранить выявленные нарушения в срок до 01 октября 2012 года.

       Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в постановлении № 440 от 13 сентября 2011 года начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске сделан обоснованный вывод, что в действиях директора Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Енисейский психоневрологический интернат» Сугакова Е.А., имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, т.е. использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

        Согласно статье 23.13 КоАП органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.42 настоящего Кодекса.

         Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах его компетенции.

        Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

        Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо состава административного правонарушения.

       Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.

        В судебном заседании установлено, что водозаборные скважины № 1 и № 2 находятся на праве оперативного управления в КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» и введены в эксплуатацию: скважина №1 - в 1968 году, скважина № 2 - в 1988 году.

         КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» осуществляет добычу подземных вод на основании лицензии КРР № 01662 ВЭ сроком действия до 30.07.2026 г., вода используется для хозяйственного питьевого обеспечения клиентов, проживающих в учреждении, для работы промышленных объектов учреждения. По результатам проведенных анализов качество воды отвечает установленным требованиям, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний от 3.10.2011 года, 14.10.2011 года.

        Как следует из представленных доказательств в сентябре 2008 года не прошел согласование в федеральном государственном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», территориальном управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, проект санитарно-защитной зоны котельной и проект зоны санитарной охраны водоисточника, в связи, с чем Министерством социальной политики Красноярского края принято решение о начале проектирования, а также строительства тепловых сетей для получения тепловой энергии и холодного, горячего водоснабжения от котельных микрорайона «А»г. Лесосибирска. Получены технические условия МУП «ЖКХ г.Лесосибирска», разработан план мероприятий по подключению КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» к централизованным тепловым сетям, выполнен земельный отвод для строительства теплотрассы (акт № 59 от 23.09.2010 г., утвержден постановлением администрации г. Лесосибирска № 1210 от 30.09.2010 г.), в августе 2011 года выделены денежные средства на размещение заказа на изготовление проектной документации, составлено техническое задание.

          Таким образом, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, суд учитывает, что данное правонарушением имеет место при отсутствии какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, доказательств таковой угрозы не приведено и в обжалуемом постановлении.

        Вместе с тем, суд учитывает, что статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях.

        Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодекса РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в - квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

        Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

        Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что директором КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» принимаются действенные меры для устранения выявленных нарушений санитарных правил и норм, которые связаны с определенными работами по составлению документации, получению соответствующих согласований и разрешений, финансовых поступлений, что объективно требует определенного времени, суд полагает, что в действиях директора как должностного лица отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, равно как и пренебрежительное его отношение к исполнению возложенных на него обязанностей.

        Выявленные судом обстоятельства являются исключительными, являются основанием для освобождения директора КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» от административной ответственности в связи с его малозначительностью.

        При этом суд полагает, что сам факт возбуждения административного дела и объявления устного замечания выполняют предупредительную функцию.       

        На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А :

        Постановление № 440 от 13 сентября 2011 года начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске - главного государственного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейску, Енисейскому, Казачинскому и Пировским районам Кашина Л.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Краевого государственного бюджетного учреждения социального обеспечения «Енисейский психоневрологический интернат» Сугакова Е.А., отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности.

         Объявить директору Краевого государственного бюджетного учреждения социального обеспечения «Енисейский психоневрологический интернат» Сугакову Е.А устное замечание.

       Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

                    Судья:                                                                               М.В.Цитцер