Иск о ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-208/2010

№ графы отчета 69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Лесное 23 августа 2010 года

Лесной районный суд Тверской области в составе:

председательствующего – судьи Иванова Д.А.,

при секретаре Березиной Л.П.,

с участием:

исполняющей обязанности прокурора Лесного района Вихровой Е.С.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области Белозеровой Л.А.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бажанова Е.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лесного района к администрации муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области о признании бездействия незаконным и ликвидации свалки отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области с требованием организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного на территории Лесного сельского поселения, в селе Лесном вдоль дороги, ведущей на ..., с кадастровым номером Номер обезличен.

В исковом заявлении и уточнении к нему указано, что в ходе проверки соблюдения экологического законодательства на этом земельном участке была обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, которая нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании исполняющая обязанности прокурора поддержала иск по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика - администрация муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области иск не признала, настаивала на том, что свалка расположена на землях колхоза «Победа», который и должен ее убирать.

Представитель колхоза «Победа», привлеченного к участию в деле в качестве соответчика по инициативе суда, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, обратился к суду с письменным заявлением, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях, он иск не признавал, оспаривал утверждение представителя муниципального образования о том, что свалка расположена на земельном участке колхоза.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области дал заключение о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов должна быть возложена на муниципальное образование, поскольку земельный участок, на котором находится свалка, расположен на его территории и относится к категории земель общего пользования, колхозу «Победа» не принадлежит.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему установленными и соответствующими действительности.

Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на следующих исследованных в судебном заседании доказательствах.

Исполняющая обязанности прокурора Лесного района Вихрова Е.С. объяснила, что в мае 2010 года прокуратурой Лесного района проводилась проверка соблюдения законодательства, регламентирующего сбор, хранение и захоронение твердых бытовых отходов. В селе Лесном у дороги, ведущей на улицу Лукинская, недалеко от фермы, принадлежащей колхозу «Победа», были обнаружены несколько куч бытового мусора, о чем ею был составлен соответствующий акт. 12 августа 2010 года для уточнения расположения отходов она совместно с представителем администрации Лесного сельского поселения Белозеровой Л.А., председателем колхоза «Победа» Тихомировым Ю.В., главным экспертом-специалистом управления Росреестра по Тверской области Бажановым Е.А. вновь выехала на тот же земельный участок. Было установлено, что одна из куч бытового мусора осталась на прежнем месте. Со слов Бажанова Е.А. ей известно о том, что земельный участок, на котором она расположена, является участком общего пользования и находится в границах Лесного сельского поселения.

Представитель муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области Белозерова Л.А. подтвердила факт существования и месторасположение свалки бытовых отходов. Однако утверждала, что участок, на котором она находится, относится к землям колхоза «Победа».

Согласно акту прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды от Дата обезличена года вдоль дороги, ведущей на улицу Лукинская, напротив фермы с правой стороны была обнаружена несанкционированная свалка л.д. Номер обезличен

Данный факт подтверждается выкопировкой с плана земель Лесного сельского поселения от Дата обезличена года л.д. Номер обезличен

Наличия этой свалки не отрицала и заместитель главы администрации Лесного сельского поселения ФИО7, о чем дала письменное объяснение в прокуратуре Лесного района Дата обезличена года л.д. Номер обезличен

Из акта от Дата обезличена года Номер обезличен, составленного главным экспертом-специалистом Лесного сектора Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажановым Е.А., следует, что несанкционированная свалка располагается на участке земли общего пользования в районе улицы Лукинская села Лесное и образовалась в результате складирования твердых бытовых отходов жителями этой улицы л.д. 37).

Эти выводы подтверждаются выкопировкой с плана земель села Лесное от Дата обезличена года и планом земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, в котором в качестве правообладателя указана администрация Пустовского сельского округа, в настоящее время вошедшего в состав Лесного сельского поселения (Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 26 апреля 2001 г. N 728-П-2 "Об изменениях в административно-территориальном устройстве Лесного района") л.д. 38-39).

Данные доказательства суд признает относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для разрешения дела.

Доводы представителя муниципального образования о том, что земельный участок, на котором расположена свалка, относится к землям колхоза «Победа», не подкреплены какими-либо доказательствами и опровергаются исследованными материалами дела.

Больше никто из участников судебного разбирательства изложенные выше выводы суда о фактических обстоятельствах дела не оспаривал.

Рассматривая исковые требования, суд исходит из следующих положений законодательства и собственных выводов.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

В развитие данной конституционной нормы принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), согласно ст. 1 которого под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Из ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что благоприятная окружающая среда включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, т.е. состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что исковое заявление прокурора обосновано направлено в защиту прав неопределенного круга лиц, в рамках правомочий, предоставленных ему гражданско-процессуальным законодательством.

Статья 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федерального закона "Об отходах производства и потребления") устанавливает, что одними из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Аналогичная норма содержится и в п. 18 ч. 1 ст. 8 Устава Лесного сельского поселения.

Таким образом, исковые требования прокурора обоснованно предъявлены к администрации муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области, на территории которого обнаружена несанкционированная свалка, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанности организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должен быть определен в течение месяца со дня вступления настоящего решения в силу. При этом суд учитывает значимость и неотложный характер данных мер.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206, 103 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного на территории Лесного сельского поселения, в селе Лесном, вдоль дороги, ведущей на ул. ..., с кадастровым номером Номер обезличен.

Обязать администрацию муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с этого земельного участка в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Установить срок для выполнения решения суда один месяц со дня вступления в законную силу.

Взыскать с администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области государственную пошлину в размере Номер обезличен рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лесной районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме (т.е. с 27 августа 2010 года).

Председательствующий Д. А. Иванов