об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов



К делу № 2- 142 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Лесное Тверской области 09 августа 2011 года

Лесной районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Молчановой С.А.,

при секретаре Березиной Л.П.,

с участием заместителя прокурора Лесного района Тверской области Вихровой Е.С.,

представителя ответчика администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области Гроздова Н.Е.,

представителя ответчика колхоза «Победа» Тихомирова Ю.В.,

представителя третьего лица территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тверской области Бажанова Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное гражданское дело по иску Прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к колхозу «Победа» Лесного района Тверской области, администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лесного района Тверской области обратился в Лесной районный суд с исковым заявлением об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, в 800 метрах от <адрес>, в 30 метрах от дороги, соединяющей автодорогу <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, пастбищных угодьях при животноводческой ферме <адрес>».

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Лесного района проведена проверка законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых отходов и промышленных отходов, в ходе которой установлен факт несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по указанному выше адресу. На участке пастбища организована свалка твердых бытовых отходов площадью 750 кв.м.. Согласно сведениям, предоставленным Главным специалистом-экспертом Лесного сектора Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области и представленной выкопировке, указанный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения колхоза «Победа».

Конституцией РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ, предусмотрен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласного которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Целями охраны земель в силу статьи 12 указанного выше закона, являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергнувшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению. В целях охраны собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель (статья 13). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию, ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42).

Обнаруженная несанкционированная свалка находится на участке кустарниковых угодий, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Победа» Лесного района, что может привести к загрязнению окружающей среды, нарушает права граждан, проживающих вблизи свалки, негативно влияет на окружающую среду и животный мир. Образование данной свалки на территории колхоза «Победа» привело к загрязнению окружающей среды, ставит под угрозу право на благоприятную окружающую среду и условия для жизни деятельности неопределенного круга лиц – граждан, проживающих и посещающих указанную территорию <адрес>.

Просит обязать колхоз «Победа» Лесного района Тверской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, в 30 метрах от дороги соединяющей автодорогу <адрес>, в 800 метрах от <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, пастбищные угодья при животноводческой ферме <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления решения в законную силу.

Судом привлечена в качестве соответчика администрация Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Лесного района Тверской области Вихрова Е.С. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, обязав ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по указанному выше адресу, а именно организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, возложив эту обязанность на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области. В отношении колхоза «Победа» от исковых требований отказалась, полагая, что его право на указанный земельный участок не закреплено надлежащим образом.

Представитель администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области Гроздов Н.Е. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что несанкционированная свалка находится на территории пастбища фермы колхоза «Победа» а, следовательно, обязанность по её уборке должна быть возложена на колхоз. Сельское поселение обязано организовать сбор и вывоз мусора и твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов сельского поселения, к таковым расположение несанкционированной свалки не относится. Кроме того, в бюджет поселения на уборку данной свалки финансирование не заложено, а следовательно нет и возможности по её ликвидации.

Представитель ответчика колхоза «Победа» Тихомиров Ю.Н. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что право собственности на землю предоставленную колхозу «Победа» не прошло регистрацию в надлежащих государственных органах. Земельный участок, где расположена несанкционированная свалка колхоз «Победа» никогда не использовал, хотя рядом расположена ферма. Ранее колхоз « Победа» Лесного района имел в обороте 4800 га земли. В 1992 году вышел Федеральный закон « Об обороте земель» и все земли колхоза были разделены на паи между физическими лицами в количестве 711 человек. На каждый земельный участок в размере 6,8 га было выдано свидетельство о праве собственности на землю, без определения участка в натуре. Вся земля принадлежит физическим лицам, а не юридическому лицу - колхозу «Победа». Граждане большую часть земли продали гражданину ФИО6 Паи в количестве 140 штук переданы физическими лицами колхозу «Победа», но межевание и выделение в натуре этих паев не проводилось. На данный момент некоторые земельные участки отмежеваны, на них оформлено право собственности, но эти земельные участки колхозу «Победа» в пользование не передавались. Просил в удовлетворении иска к колхозу «Победа» отказать, в возложении обязанности на администрацию сельского поселения полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тверской области Бажанов Е.А. в судебном заседании пояснил, что несанкционированная свалка находится на территории Бохтовского сельского поселения, на землях сельхоз назначения, пастбище при ферме колхоза «Победа». Ранее эти земли принадлежали колхозу «Победа» о чем было выдано свидетельство о праве общей совместной собственности колхоза «Победа» на основании постановления главы администрации Лесного района. Полагал, что несанкционированная свалка подлежит ликвидации, в определении того, на кого подлежит возложение этой обязанности, полагался на усмотрение суда.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ зам. главного гос.инспектора по использованию и охране земель Лесного района Тверской области Бажановым Е.А. в присутствие помощника прокурора Бойцовой Е.Н. осмотрена территория: <адрес>, <адрес>, в 30 метрах от дороги, соединяющей автодорогу <адрес> <адрес>, в 800 метрах от <адрес>. На указанном участке пастбища при животноводческой ферме <адрес> установлено наличие свалки твердых бытовых отходов площадью 750 кв.м. (л.д. 8).

Согласно выкопировке с плана земель Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области определено место нахождения несанкционированной свалки (л.д. 7).

Постановлением главы администрации Лесного района № 11 от 28.01.1993 года п. 1.3 за колхозами Лесного района, в том числе колхозом «Победа», закреплено в коллективно – совместную собственность, бесплатно, сельскохозяйственные угодья на территории хозяйства в разрезе угодий и по площадям см. Приложение (л.д. 10). Из последнего следует, что за колхозом «Победа» закреплено в собственность бесплатно 4858, из них пастбищ 733 (л.д. 11).

Согласно постановлению главы администрации Лесного района от 20.05.1993 года № 71 колхоз «Победа» приобрел право общей совместной собственности на землю по адресу: Лесной район п/о Лесное колхоз «Победа» земельный участок кадастр. № ТВ-18-00-001 в составе земель сельзохназначения, используемый для ведения товарного сельскохозяйственного производства на площади 4845 га; в составе, в том числе, пастбищ – 733 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 31).

Колхозу «Победа» на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 5014 га, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство (л.д. 32).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, земли сельскохозяйственного назначения, в 30 метрах от дороги соединяющей автодорогу <адрес>, в 800 метрах от <адрес> (л.д. 25).

Колхозу «Победа» принадлежат на праве собственности здание дома культуры и здание котельной, расположенные в с. Лесном Лесном сельском поселении Лесного района Тверской области (л.д. 26).

Судом исследованы объяснение главного специалиста – эксперта Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажанова Е.А. (л.д. 9), объяснение председателя колхоза «Победа» Тихомирова Ю.В. (л.д. 14).

Осмотрен картографический материал Лесного района Тверской области, представленный территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Тверской области, составленный в 1993 году с указанием расположения сельских советов Лесного района, территорий переданных в собственность и пользование сельскохозяйственным предприятиям, расположения лесов, строений и иных объектов. Из пояснений главного специалиста – эксперта Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажанова Е.А. следует, что изменения, произошедшие с того времени, в него не вносились.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закреплена в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 14, подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 1 ч. 1 Закона Тверской области от 28.02.2005 N 34-ЗО (ред. от 03.02.2010) "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Лесной район", и наделении их статусом сельского поселения" (принят Законодательным Собранием Тверской области 28.02.2005) границы Бохтовского сельского поселения включают в себя, в том числе, деревню Свищево, т.е. свалка твердых бытовых отходов расположена на территории Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области.

Ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих обратное, не установлено таковых и судом.

Как усматривается из материалов дела несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена в 800 метрах от д. Свищево Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области выявлены нарушения по размещению и устройству, обезвреживанию отходов производства и потребления.

Таким образом, имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленные ст. 38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Пункт 7.9 ГОСТ N 30772-2001 определяет, что владельцем отходов является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.

В примечании к пункту 7.8 ГОСТ N 30772-2001 содержится оговорка о том, что в случае отсутствия титульного собственника отходов, собственником таких отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 430-па (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории <адрес>", п. 12.7 предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции уборку и содержание территории соответствующего муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок мусора и уборку территорий, тупиков и проездов, вывоз при содействии органов внутренних дел мешающего уборке автотранспорта, признанного в установленном порядке бесхозяйным, в места, отведенные для его хранения.

Таким образом, обязанность устранить нарушения федерального законодательства путем очистки свалки и приведении территории несанкционированной свалки отходов производства и потребления в надлежащее состояние подлежит возложению на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области, так как требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей Бохтовского сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

То обстоятельство, что администрация Бохтовского сельского поселения не вправе распоряжаться спорным земельным участком, не имеет значения для разрешения спора, поскольку прокурором предъявлены требования о приведении спорного участка в надлежащее состояние в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а не о его распоряжении.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, помимо прочего, обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.

Так, согласно п. 4 ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях указанная обязанность возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Статьей 26 "Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV (постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу ст. 14 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Свидетельство о праве собственности на землю, выданное ДД.ММ.ГГГГ подтверждает право общей совместной собственности колхоза «Победа» на землю по адресу: <адрес> на основании которого земля была разделена между членами колхоза и бывшими членами колхоза, проживавшими на тот момент на территории Лесного района, и были выданы свидетельства праве собственности каждому из 711 граждан на долю – пай в общем совместном имуществе колхоза.

Кроме того, не определено местоположение земельного участка передаваемого в собственность, таким образом, именно колхоз «Победа» - как юридическое лицо право собственности на указанную землю не приобрел.

Суд не может принять в качестве правоустанавливающих документов Постановление главы администрации Лесного района № 11 от 28.01.1993 года, так как в приложении к нему указан только размер площади земельного участка переданного в коллективно -совместную собственность колхоза «Победа», но не указаны единицы измерения этой площади и расположение передаваемых земельных участков.

Суд считает необоснованным отнести картографический материал за 1993 года к правоустанавливающим документам, подтверждающим права колхоза «Победа», так как это не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки не может быть возложена на колхоз «Победа».

В судебном заседании сторонами не представлено доказательства принадлежности кому-либо бытовых отходов. В связи с этим суд находит обоснованным возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области. Так как в примечании к пункту 7.8 ГОСТ N 30772-2001 содержится оговорка о том, что в случае отсутствия титульного собственника отходов, собственником таких отходов являются органы местного самоуправления.

Как усматривается из объяснений представителя Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области денежных средств для ликвидации образовавшихся несанкционированных свалок бытовых отходов в бюджете поселения не заложено. Сведений о лицах, обязанных ликвидировать несанкционированные свалки на территории сельского поселения за счет собственных средств, ответчиком не представлено, как и доказательств надлежащего исполнения администрацией поселения его функций в соответствии с предметом деятельности, определенным законодательством Российской Федерации либо Уставом Бохтовского сельского поселения в области сбора и вывоза бытовых отходов.

Доводы представителя Бохтовского сельского поселения Лесного района о неисполнимости решения суда в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения запланированных расходов на эти цели, не могут быть учтены, так как истцу не может быть отказано в иске по данному основанию.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанностей, указанных прокурором, должен быть определен в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в силу. При этом судом учтены конкретные обстоятельства дела, в том числе климатические условия, объем накопившихся твердых бытовых отходов и другие обстоятельства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в 800 метрах от <адрес>, в 30 метрах от дороги, соединяющей автодорогу <адрес>.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд в течение 10 суток через Лесной районный суд.

Федеральный судья С.А. Молчанова

Полный текст решения изготовлен 16.08.2011 года