О признании незаконным действия должностного лица



К делу № 2- 225 / 2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

С. Лесное Тверской области 17 ноября 2011 года

Лесной районный суд Тверской области в составе:

председательствующего Молчановой С.А.

при секретаре Березиной Л.П.

с участием прокурора Лесного района Тверской области Ходунова В.Н.

представителя истца администрации Лесного района Тверской области по доверенности Чунина В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное гражданское дело по заявлению администрации Лесного района Тверской области о признании незаконным действия должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Глава администрации Лесного района Тверской области обратилась в Лесной районный суд с заявлением о признании незаконным требования Прокурора Лесного района Тверской области в части возложения обязанности на Администрацию Лесного района Тверской области при рассмотрении представления от 12.10.2011 года рассмотреть требование прокурора от 28.10.2011 года в части освобождения муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы.

В обоснование своих требований указала, что 21.10.2011 года в администрацию Лесного района было внесено представление «Об устранении нарушений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

28.10.2011 года в администрацию Лесного района поступило письменное требование прокурора Лесного района Ходунова В.Н. № 46а-11, что при рассмотрении указанного представления следует так же рассмотреть вопрос об освобождении от замещаемой должности муниципального служащего Чунина В.А.. Данное требование изложено в повелительной форме, его содержательная часть предусматривает принуждение администрации района к действию, а также возложение обязанности исполнить требование прокурора. В заключительной части требования заложены обеспечительные меры в виде предупреждения должностного лица об ответственности, в случае невыполнения требования в срок. Полагает, что данное требование относиться к правовым актам, порождающим права и обязанности.

Администрация района считает требование прокурора Лесного района незаконным и превышающим его полномочия в части установления срока исполнения данного требования, в части незаконного требования об освобождении муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы по следующим основаниям.

Федеральным законом «О прокуратуре РФ» прокурор не наделен полномочиями принятия акта в виде спорного требования о рассмотрении вопроса к указанного им сроку, требования в виде такого же спорного акта об освобождении должностного лица от замещаемой должности. Данное требование выражено форме не предусмотренной указанным выше законом, не в акте прокурорского реагирования. Срок исполнения данного требования установлен незаконно короткий, к согласованным срокам не относиться, а следовательно должен быть равен 1 месяцу.

Требование об освобождении муниципального служащего от замещаемой должности является вмешательством в оперативно- хозяйственную деятельность работодателя, что законом запрещено.

Чунин В.А. поступил на муниципальную службу до принятия Положения о муниципальной службе в Лесном районе, когда прохождение муниципальной службы регулировалось областным законодательством. Отсутствие высшего образования предоставляет право, а не обязанность, представителю нанимателя решать вопрос самостоятельно по результатам аттестационной комиссии. К данному случаю нельзя применить требования ст. 84 ТК РФ, так как нарушений правил заключения трудового договора не имеет место.

В своем требовании прокурор ссылается на информацию полученную более года назад, когда уже трижды истекли сроки привлечения к ответственности лиц за неисполнение его требований, сроки подачи иска о признании правового акта органа местного самоуправления незаконным.

Требованием, изложенным в письменной форме, прокурор – должностное лицо, наделенное властными полномочиями, незаконно, превысив свои должностные полномочия, возложил на Администрацию Лесного района обязанность о рассмотрении требования – обязанности освобождения Чунина В.А. от замещаемой им должности муниципальной службы - к указанному прокурором сроку, а именно при рассмотрении представления прокурора от 12.10.2011 года.

Просит признать действие должностного лица незаконным и обязать должностное лицо отозвать данные требования.

В судебном заседании представитель администрации Лесного района Тверской области по доверенности Чунин В.А. полностью поддержал заявлении и требования указанные в нем.

Прокурор Лесного района Ходунов В.Н. в судебном заседании пояснил, что письмо от 28.10.2011 года № 46а-11, направленное Главе администрации Лесного района не является правовым актом. Ссылки на законодательство имеют место, так как они являются составной часть наименования представления вынесенного 12.10.2011 года. В конце письма разъяснена ст. 17.7 КоАП РФ, так как это является стандартной формой письма прокуратуры. Срок, установленный по мнению администрации Лесного района незаконно короткий, он продлевает до 1 месяца. Считает, что требование о рассмотрении вопроса о несоответствии и невозможности замещения занимаемой должности муниципальной службы Чуниным В.А. должен быть рассмотрен администрацией Лесного района, так как этот вопрос уже указывался в представлении прокурора от 01.06.2010 года, но меры по устранению нарушений законодательства приняты не были.

В отзыве на иск указал, что требование от 28.10.2011 года вынесено как дополнение к представлению от 12.10.2011 года, по результатам анализа ранее неисполненного в полном объеме требования по представлению от 2010 года. Кроме того, прокурор самостоятелен в выборе акта прокурорского реагирования. 01.06.2010 года уже вносилось представление об устранении нарушений закона Главе администрации Лесного района, в котором ставился вопрос об освобождении муниципальных служащих от занимаемых главных и ведущих должностей администрации. Муниципальные служащие Антонова и Брантов приняли меры к получению высшего образования, Веселова уволена, Любимова переведена на должность, соответствующую её образованию. Однако Чунин В.А. требования проигнорировал и, не имея высшего профессионального образования, меры к его получению не принял, что свидетельствует о несоответствии и невозможности замещения им указанной должности.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

01.06.2010 года Прокурором Лесного района внесено представление Главе администрации Лесного района об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В п. 4 резолютивной части которого, требовал освободить от замещаемой должности муниципальной службы в том числе заведующего юридического отдела Чунина В.А.

Согласно письма Администрации Лесного района Тверской области от 30.06.2010 года № 968, решение вопроса о соответствии замещаемым должностям муниципальных служащих, уровень профессионального образования которых не соответствует предъявленным требованиям законодательства, отнесено к полномочиям аттестационной комиссии. Решить вопрос без решения указанной комиссии не представляется возможным. Работникам, в том числе и Чунину В.А. предложено принять меры для получения высшего образования.

12.10.2011 года Прокурором Лесного района внесено представление Главе администрации Лесного района об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», так как в ходе проверки выявлены недостатки в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также членах семьи муниципальных служащих администрации Лесного района. Требовал лиц, допустивших нарушения законов о муниципальной службе и противодействию коррупции, привлечь к дисциплинарной ответственности.

В письме прокуратуры Лесного района от 28.10.2011 года № 46а-11 направленного Главе администрации Лесного района напомнено о внесенном представлении от 12.10.2011 года, о его рассмотрении с участием прокурора, с учетом информационного письма от 17.10.2011 года. Кроме того, указано, что при проведении проверки было установлено отсутствие высшего образования у муниципального служащего, замещающего главные и ведущие должности администрации Лесного района- заведующего юридическим отделом Чунина В.А., что свидетельствует о несоответствии и невозможности замещения им занимаемой должности муниципальной службы. Требует при рассмотрении представления от 12.10.2011 года также рассмотреть данный вопрос, освободив муниципального служащего Чунина В.А. от замещаемой должности муниципальной службы. Разъяснено о недопустимости неисполнения в срок законных требований прокурора и ответственность предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ.

Как следует из письма Администрации Лесного района от 09.11.2011 года представление прокурора Лесного района от 12.10.2011 года рассмотрено 08.11.2011 года. Выявленные нарушения нашли свое подтверждение, основной причиной которых явилась недисциплинированность указанных в представлении прокурора должностных лиц, их невнимательность при заполнении сведений. В настоящее время ошибки устранены, в сведения муниципальных служащих внесены уточнения. Меры дисциплинарной ответственности не применены, в связи с истечением срока давности.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Предметом оспаривания является письмо прокуратуры Лесного района от 28.10.2011 года, содержащее требование рассмотрении представления от 12.10.2011 года, также рассмотреть вопрос о несоответствии и невозможности замещения Чуниным В.А. занимаемой должности муниципальной службы, освободив его от замещаемой должности муниципальной службы.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Статьей 24 указанного закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Письмо от 28.10.2011 года № 46а-11 (л.д. 9) к каким либо актам прокурорского реагирования, в том числе представлению, не относится, так как в нем не отражены характеристика нарушений закона выявленных при проведении проверки, анализ их причин и способствовавших им условий, а также требования прокурора об устранении обстоятельств породивших нарушения закона.

Содержание указанного письма сводится к напоминанию о рассмотрении: представления от 12.10.2011 года в установленный срок, а также части представления от 01.06.2010 года, неисполненном своевременно, а также разъяснению ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» и ст. 17.7 КоАП РФ.

Суд находит, что прокурором Лесного района Тверской области в данном случае применена некорректная формулировка. А именно напоминание о рассмотрении неисполненной части представления от 01.06.2011 года изложено в виде требования рассмотрения вопроса о несоответствии муниципальным служащим Чуниным В.А. замещаемой должности, в том числе освобождения его от замещаемой должности муниципального служащего.

Судом не установлено, что указанным выше письмом на администрацию Лесного района возложена незаконная обязанность, а также имело место незаконное вмешательство должностного лица в её оперативно-хозяйственную деятельность, что нарушает право на свободное осуществление своей деятельности.

На основании вышеизложенного суд приходить к выводу, что письмо прокуратуры от 28.10.2011 года не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для органа местного самоуправления, которым были нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность

В силу п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судья отказывает в принятии заявления на основании статьи 248 или пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается решение, действие органа государственной власти, должностного лица, очевидно не затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ прекращает производство по делу.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по заявлению администрации Лесного района Тверской области о признании незаконным действия должностного лица.

Определение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лесной районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья С.А. Молчанова