О приостановлении деятельности по обработке древисины на пилораме



дело № 2-3/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2012 года с. Лесное

Лесной районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,

при секретаре Малиновской Т.В.,

с участием:

помощника прокурора Лесного района Бойцовой Е.Н.,

ответчика Испиева Р.М.,

представителя третьего лица – СПК «Алексейковский» Худякова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы гражданского дела № 2-3/2012 по исковому заявлению прокурора Лесного района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Испиеву ФИО7 о приостановлении деятельности по обработке древесины на пилораме

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Испиеву ФИО8 о приостановлении деятельности по обработке древесины на пилораме.

Свои исковые требования мотивирует тем, что 17.11.2011 года прокуратурой Лесного района проведена проверка соблюдения требований санитарного и экологического законодательства при проведении работ по деревообработке на пилораме, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> в конце указанного населенного пункта с правой стороны, в 500 метрах от дороги «Лесное-Тверь», в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что здание, используемое под пилораму (цех) арендуется ИП Испиевым Р.М. у СПК «Алексейковское». В помещении размещено оборудование ИП Испиева Р.М., предназначенное для использования в целях деревообработки: одна ленточная пилорама для распиловки древесины, одна пилорама , один заточный станок. ИП Испиев Р.М. осуществляет деятельность по распиловке и строганию древесины, пропитке древесины с 2009 года с грубыми нарушениями санитарного и экологического законодательства. При эксплуатации здания пилорамы (цеха) по обработке древесины ответчиком допускается загрязнение, захламление территории отходами производства. На момент проверки вокруг здания пилорамы повсеместно разбросан горбыль, остатки лесопиления, опилки. Пилорама работает без положительного заключения государственной экологической экспертизы, без проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что создает угрозу здоровью людей и причинения вреда окружающей среде, так как в результате деятельности пилорамы (цеха) по обработке древесины образуются отходы производства и потребления, осуществляется выброс веществ в атмосферный воздух (древесная пыль). В результате эксплуатации пилорамы (цеха) по обработке древесины может возникнуть реальная угроза загрязнения, засорения территории, а также среды обитания объектов животного мира. Данный факт в последующем может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду и повлечь причинение вреда здоровью людей. Просит суд: приостановить работу пилорамы (цеха) по обработке древесины, расположенной в помещении по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> в конце указанного населенного пункта с правой стороны, в 500 метрах от дороги «Лесное-Тверь», арендуемой индивидуальным предпринимателем Испиевым ФИО15 до устранения выявленных нарушений экологического, санитарного законодательства – до получения: проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов; разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании помощник прокурора Бойцова Е.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в нем основаниям, просила исковые требования удовлетворить.

Ответчик Испиев ФИО9 в судебном заседании исковые требования прокурора признал, пояснил, что в настоящее время им предприняты все меры для получения необходимых документов на пилораму.

Представитель третьего лица СПК «Алексейковское» Худяков В.П. пояснил, что помещение, используемое под пилораму Испиевым Р.М., сдано в аренду, СПК «Алексейковское» никаких работ на пилораме не проводит, отходы от деревообработки образуются от деятельности индивидуального предпринимателя. Согласен с тем, что пилорама должна работать с заключением государственной экологической экспертизы, должен быть проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, и разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ.

Выслушав объяснения сторон, заключение помощника прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно сведениям межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области Испиев ФИО10 зарегистрирован на территории Лесного района в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 11-13).

Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт того, что Испиев Р.М. включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 19-20).

Договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается передача пилорамы от СПК «Алексейковское» во временное пользование ИП Испиеву Р.М. (л.д. 6-8).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за деятельность в области охраны окружающей среды на пилораме индивидуальный предприниматель Испиев Р.М. оставляет за собой (л.д. 9).

Актом проверки и фотографиями подтверждается факт загрязнения, захламления территории пилорамы по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>, в конце населенного пункта, в 500 метрах от дороги Лесное-Тверь (л.д. 22-24).

Из объяснения Испиева Р.М. следует, что при эксплуатации пилорамы допускается загрязнение, захламление территории отходами производства (л.д. 17-18).

Согласно справке ООО «Экопроект» проект предельно допустимых выбросов в атмосферу, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разрабатывается указанной организацией (л.д. 10).Согласно справке проект ПДВ сдан согласование в Управление Росприроднадзора по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ; регламентный срок рассмотрения документов 30 рабочих дней (л.д. 37).

Накладные подтверждают приобретение Испиевым Р.М. станков (л.д. 14-16).

Судом изучены санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Бежецке и Бежецком районе, ходатайство, коллективное заявление (л.д. 38, 39-41, 27-28).

Доказательства, исследованные в судебном заседании, суд признает относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для разрешения дела.

Никто из участников судебного разбирательства выводы суда о фактических обстоятельствах дела и доказательства, на которых они основаны, не оспаривал.

Рассматривая исковые требования прокурора, суд исходит из следующих положений законодательства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьями 1, 11, 14 и 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено:

отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления; опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью), либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека; лимиты на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности содержащий сведения об их составе.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образовании отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», принципами экологической экспертизы являются: принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

Согласно п.6 ст.30 указанного Федерального закона реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Испиев ФИО11 в арендуемой у СПК «Алексейковское» пилораме (цехе) осуществляет деятельность по деревообработке древесины не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы, без проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что создает угрозу здоровью людей и причинения вреда окружающей среде.

Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» установлена обязанность физических и юридических лиц при осуществлении производственной деятельности обеспечить выполнение требований об охране окружающей среды, соблюдать нормативы качества окружающей среды.

Деятельность ИП Испиева Р.М. в результате эксплуатации станков, установленных в арендуемом у СПК «Алексейковское» помещении по адресу <адрес> в конце указанного населенного пункта с правой стороны, в 500 метрах от дороги «Лесное-Тверь»,связана с образованием отходов, загрязнением окружающей природной среды и атмосферного воздуха, что может повлечь за собой нарушение прав на благоприятную окружающую среду, а также причинение вреда здоровью значительного количества граждан.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах работу пилорамы (цеха) по обработке древесины индивидуального предпринимателя Испиева Р.М. суд считает необходимым приостановить до момента получения им соответствующей разрешительной документации, подтверждающей безопасность выполняемых работ.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

на основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Испиеву ФИО12 о приостановлении деятельности по обработке древесины на пилораме в <адрес> удовлетворить.

Приостановить работу пилорамы (цеха) по обработке древесины, расположенной в помещении по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>, в конце указанного населенного пункта с правой стороны, в 500 метрах от дороги «Лесное-Тверь», арендуемой индивидуальным предпринимателем Испиевым ФИО13 до получения:

- проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов;

- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

- положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Испиева ФИО14 в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Москалев

Решение в окончательной форме изготовлено 16.01.2012 года.