«15» мая 2012 года гор. Лесной Свердловской области Городской суд гор. Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре Шутовой О.В., с участием помощника прокурора ЗАТО «Город Лесной» Сорокина Д.Г., представителя ответчика Кучур К.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования ГО «Город Лесной» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ЗАТО «Город Лесной» обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования ГО «Город Лесной» об обязании совершить определенные действия, а именно обязать администрацию городского округа «Город Лесной» ликвидировать последствия загрязнения земельного участка, площадью 12 квадратных метров, расположенного в 3 метрах от проезжей части перекрестка дорог улиц Щорса и Островского в г.Лесном, около специально отведенного места для выброса твердых бытовых отходов. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой ЗАТО гор.Лесной проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории городского округа «Город Лесной». В ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке площадью 12 кв.м., расположенном в 3 метрах от проезжей части перекрестка дорог улиц Щорса и Островского в г.Лесном около специально отведенного места для выброса твердых бытовых отходов - мусорных контейнеров размещена свалка твердых бытовых отходов, отсутствуют аншлаги, запрещающие размещение ТБО (акт обследования 15.03.2012 г.). Разрешение на образование полигона (свалки) твердых бытовых отходов на указанном земельном участке администрация городского округа «Город Лесной», не имеет. Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако материалы, обосновывающие размещение полигона ТБО на указанном земельном участке отсутствует. В частности, данные участки, на которых размещены ТБО не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, что является нарушением требований ч.З ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. В нарушение данной нормы администрация городского округа «Город Лесной» на указанной земле, находящейся в границах городского округа «Город Лесной», допустила ее захламление отходами. Администрация городского округа «Город Лесной» не обеспечивает выполнение требования законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, т.к. эксплуатация данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний. Просит суд обязать ответчика – администрацию городского округа «Город Лесной» ликвидировать последствия загрязнения выше указанного земельного участка. В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО «Город Лесной» помощник прокурора города Сорокин Д.Г. поддержал заявленный иск в полном объеме и просит обязать администрацию ликвидировать данную несанкционированную свалку в срок до 01 июня 2012 года. Представил суду фотографии, свидетельствующие о том, что на день рассмотрения дела судом несанкционированная свалка не ликвидирована, тогда как в соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлены обязанности землепользователей и собственников земельных участков по ликвидации последствий загрязнений, в том числе биогенного загрязнения, и захламления мест. В соответствии с пунктами 11, 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичная норма предусмотрена пунктами 12, 23 ст.7 Устава городского округа «Город Лесной». В судебном заседании представитель ответчика Кучур К.Л., действующий по доверенности, заявленные исковые требования признал в полном объёме, при этом пояснил суду, что действительно на территории земельного участка, на перекрестке дорог улиц Щорса и Островского в г.Лесном имеется неубранная, несанкционированная свалка мусора твёрдых бытовых отходов около специально отведенного места для выброса твердых бытовых отходов. Образовалась она в результате того, что в этом месте, несмотря на наличие специальных контейнеров для сбора мусора, жителями поселка и города мусор складируется рядом, т.к. контейнера переполнены. В настоящее время принимаются меры к устранению свалки мусора, а именно заключен договор на регулярную уборку мусора. Представитель третьего лица МКУ «Управление ЖКХ» Кладова Л.М., действующая по доверенности, пояснила суду, что с соответствии с Распоряжением Главы администрации ГО «Город Лесной» от 11.04.2012 г. «О ликвидации загрязнения земель отходами» МКУ «Управление ЖКХ» заключен муниципальный контракт с МУП «КБл» по оказанию услуг по вывозу мусора из контейнеров и размещение на полигоне твердых бытовых отходов в течение 2012 г. По условиям данного договора мусор из указанных контейнеров должен вывозиться ежедневно. Однако, до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована, мусор складируется возле специальных контейнеров, которые переполнены. Выслушав помощника прокуратура ЗАТО «Город Лесной» Сорокина Д.Г., представителя ответчика и третьего лица на стороне ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора прокуратуры ЗАТО «Город Лесной» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Согласно ч.3 ст.8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.2, п.3 ст.13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 12 приведенного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статья 3 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.п.24, 25 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду, создает пожарную опасность, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствия. Положения п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления», предусматривают возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования. Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. Аналогичная норма предусмотрена пунктами 12, 23 ст.7 Устава городского округа «Город Лесной». Кроме того, указанные вопросы местного значения возложены на администрацию городского округа «Город Лесной» (п. 48, 50 Устава городского округа «Город Лесной») Согласно Правилам благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в муниципальном образовании «Город Лесной», утвержденных решением Думы МО «Город Лесной» от 12.10.2005 г. № 156 на территории городского округа «Город Лесной» не допускается переполнение контейнеров, урн и бункеров-накопителей мусором; загрязнение территории отходами производства и потребления; складирование, размещение и захоронение отходов производства и потребления, снега, грунта, строительных и других материалов вне специально отведенных для этого мест и без соответсвуюего на это разрешения или ордера. Согласно акту осмотра земельного участка от 15.03.2012 г. на земельном участке, площадью 12 квадратных метров, расположенном в 3 метрах от проезжей части перекрестка дорог улиц Щорса и Островского в г.Лесном, около специально отведенного места для выброса твердых бытовых отходов - мусорных контейнеров размещена свалка твердых бытовых отходов, отсутствуют аншлаги, запрещающие размещение ТБО. Как установлено судом, и подтверждается представленными ответчиком и третьим лицом документами, в целях решения вопроса местного значения по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а так же по организации ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования органами местного самоуправления ГО «Город Лесной» проведен ряд мероприятий. Так, Распоряжением Главы администрации городского округа «Город Лесной» от 11.04.2012 года № 65-р «О ликвидации загрязнения земель отходами» на МУК «Управление жилищно-коммунального и городского хозяйства» возложено поведение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения земель отходами, в т.ч. на указанном выше земельном участке. В соответствии с данным Распоряжением заключен муниципальный контракт с МУП «КБл» по оказанию услуг по вывозу мусора из контейнеров и размещение на полигоне твердых бытовых отходов в течение 2012 г. По условиям данного договора мусор из указанных контейнеров должен вывозиться ежедневно. Несмотря на принятые меры, несанкционированная свалка на указанном участке продолжает существовать. Таким образом, Судом установлено, что на территории земельных участков, находящихся в распоряжении органа местного самоуправления и расположенных в пределах муниципального образования, обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов и промышленного мусора, при этом меры, принимаемые ответчиком к ликвидации данных свалок недостаточны, также ответчиком не организована эффективная деятельность по сбору, вывозу, утилизации данных бытовых отходов. При таких обстоятельствах Суд удовлетворяет исковые требования прокурора ЗАТО «Город Лесной» и возлагает на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, образованной на территории ГО «Город Лесной» на земельном участке, площадью 12 квадратных метров, расположенном в 3 метрах от проезжей части перекрестка дорог улиц Щорса и Островского в г.Лесном, около специально отведенного места для выброса твердых бытовых отходов. Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Учитывая объем работ по выполнению выявленных нарушений, а также значимость поставленного перед судом требования, суд полагает возможным установить срок по устранению свалки в срок до 01 июня 2012 года. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, Суд решил: Исковые требования прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования ГО «Город Лесной» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации ГО «Город Лесной» по ликвидации несанкционированной свалки, образованной на территории ГО «Город Лесной» на земельном участке, площадью 12 квадратных метров, расположенном в 3 метрах от проезжей части перекрестка дорог улиц Щорса и Островского в г.Лесном, около специально отведенного места для выброса твердых бытовых отходов. Обязать администрацию городского округа «Город Лесной» в срок до 01 июня 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку по указанному адресу. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения через городской суд гор.Лесного. Текст решения изготовлен с помощью компьютерной техники в совещательной комнате. Председательствующий судья Т.В.Саркисян