Гражданское дело



Дело № 2-99/2012 23 марта 2012 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Попова В.Н.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Лешуконское гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Лешуконский муниципальный район» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, обеспечить благоустройство зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

В обоснование иска указано, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации МО «Лешуконский муниципальный район», которая является собственником источником питьевого водоснабжения и обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи скважин подземных вод, расположенных на территории д. Белощелье, д. Березник, д. Кеба, д. Кеслома, д. Большая Нисогора, д. Пылема, д. Селище, <адрес>.

В ходе проверки установлено, что проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования «Лешуконский муниципальный район», расположенных: д. Белощелье, д. Березник, д. Кеба, д. Кеслома, д. Большая Нисогора, д. Пылема, д. Селище, <адрес> - отсутствует, режимность первого пояса ЗСО не обеспечена, благоустройство территории в границах первого пояса ЗСО проведено частично, что является нарушением требований ст.ст. 27, 43, 55 Водного кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов, влекут угрозу жизни и здоровью жителей МО «Лешуконский муниципальный район» <адрес> и граждан находящихся там на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан. Осуществление ответчиком деятельности по водоснабжению в отсутствие зоны санитарной охраны является нарушением вышеуказанных норм, а, следовательно, нарушением прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Просил обязать администрацию МО «Лешуконский муниципальный район» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования, расположенных в <адрес> в д. Белощелье, регистрационный ; д. Березник, регистрационный ; д. Кеба, регистрационный ; д. Кеслома, регистрационный ; д. Большая Нисогора, регистрационный ; д. Пылема, регистрационный номер отсутствует; д. Селище, регистрационные , ; <адрес>, регистрационные , , , ; <адрес>, регистрационные , согласно пунктов 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса зоны санитарной охраны) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2, заявленные Архангельским межрайонным природоохранным прокурором требования поддержал, настаивает на их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель ответчика - администрации МО «Лешуконский муниципальный район» по доверенности ФИО3 заявленные требования не оспаривает, указывая на невозможность их выполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Пинежском, Мезенском и <адрес>х по доверенности ФИО4 заявленные прокурором требования поддержала в полном объёме.

Представители третьего лица – МУП «Лешуконская управляющая компания» ФИО5, ФИО6 возражений по иску не представили.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

В соответствии со ст. 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим кодексом целей.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

<адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (далее - СанПиН).

Согласно п. 1.4 СанПиН, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трёх поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с пунктами 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

Согласно пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса зоны санитарной охраны с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В силу ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Согласно ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно п. 30 ст. 8 Устава МО «Лешуконский муниципальный район» к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества администрации МО «Лешуконский муниципальный район» источники водоснабжения на территории <адрес>, расположенные в д. Белощелье, регистрационный ; д. Березник, регистрационный ; д. Кеба, регистрационный ; д. Кеслома, регистрационный ; д. Большая Нисогора, регистрационный ; д. Пылема, регистрационный номер отсутствует; д. Селище, регистрационные , ; <адрес>, регистрационные , , , ; <адрес>, регистрационные , находятся в муниципальной собственности.

Дав анализ и оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к следующему, деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, акватория первого и второго пояса зоны санитарной охраны не оборудованы дорожками с твердым покрытием, отсутствует планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса зоны санитарной охраны.

Поскольку указанные правила и нормы ответчиком не выполнены, то это может влечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возможность возникновения эпидемий и заболеваний отдельных граждан.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленные природоохранным прокурором требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Лешуконский муниципальный район»:

- разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования, расположенных в <адрес> в д. Белощелье, регистрационный ; д. Березник, регистрационный ; д. Кеба, регистрационный ; д. Кеслома, регистрационный ; д. Большая Нисогора, регистрационный ; д. Пылема, регистрационный номер отсутствует; д. Селище, регистрационные , ; <адрес>, регистрационные , , , ; <адрес>, регистрационные , согласно пунктов 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

- благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса зоны санитарной охраны) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Архангельский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Попов В.Н.