Дело № 2-119/11 Решение по заявлению полянского В.А. о признании незаконными действий ФГУ `ЗКП` по СК, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК по установлению размера кадастровой стоимости земельного участк



      Дело № 2-119/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года        г. Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего - судьи Калоевой З.А.,

при секретаре - Максютиной Е.А.,

с участием:

заявителя Полянского В.А.,

представителя Полянского В.А. Ольховика Е.Е., действующего на основании ст. 54 ГПК РФ,

представителя заинтересованного лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю Гаджаровой Т.Р. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Давыдовой М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полянского В.А. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю

установил:

Полянский В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в сумме <данные изъяты> руб., исчисленной путем отнесения участка по виду функционального использования к группе № 2 «Земли под жилыми домами многоэтажной застройки» таблицы удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, оцениваемых по 1тл (число жителей > 10000 чел.) по видам функционального использования (руб./кв.м), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 г. № 144-п, признании незаконным отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю в предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка без взимания платы.

В обоснование требований заявитель Полянский В.А. указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , находящимся в г. Лермонтове, местоположение которого: участок находится примерно в 50 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, III восточная селитебная зона, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с договором купли-продажи и кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен вид разрешенного использования: для строительства зданий и сооружений, категория земель: земли населенных пунктов. Информация о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости по виду функционального использования в кадастровом паспорте не содержится. В соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса РФ собственник земельного участка является плательщиком земельного налога. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом (не являющегося индивидуальным предпринимателем), определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За период владения земельным участком ИФНС России №7 по Ставропольскому краю определена сумма земельного налога за 2009, 2010 годы, составившая <данные изъяты> руб., в том числе за 2009 г. <данные изъяты> руб., за 2010 г. <данные изъяты> руб. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , земельному участку определена кадастровая стоимость в сумме <данные изъяты> руб. При этом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю и управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК при расчете кадастровой стоимости земельного участка был применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2085,51 руб./кв.м., соответствующий виду функционального использования «Земли под жилыми домами многоэтажной застройки». Считает действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка» незаконными в виду нижеследующего. Земельный участок с кадастровым номером был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , ранее предоставленного в аренду ООО <данные изъяты> для комплексного освоения в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается постановлениями главы администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ . Осуществление комплексной малоэтажной застройки подразумевает возможность осуществления строительства индивидуальных жилых домов малой этажности, строительство которых он планировал осуществить на данном земельном участке. Вид разрешенного использования земельного участка «для строительства зданий и сооружений» не определяет параметры разрешенного строительства и не содержит указание на то, какие объекты могут быть возведены на земельном участке, и каково назначение этих объектов. При этом, как ему было разъяснено в администрации города Лермонтова, присвоенный данному земельному участку вид разрешенного использования не дозволяет осуществить собственнику строительство любого объекта по его усмотрению, и требует уточнения параметров разрешенного строительства, путем внесения соответствующих изменений в вид разрешенного использования земельного участка. Таким образом, без внесения изменения в разрешенный вид использования он не смог использовать земельный участок для строительства на нем индивидуальных жилых домов, равно как и не смог бы его использовать для многоэтажного жилищного строительства. С момента образования земельного участка с кадастровым номером строительство на нем не велось, какие либо объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют. На земельный участок были завезены материалы для строительства индивидуальных малоэтажных жилых домов. ДД.ММ.ГГГГ решением Совета города Лермонтова «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Лермонтова Ставропольского края» были утверждены Правила землепользования и застройки территории города Лермонтова. В соответствии с указанными правилами земельный участок с кадастровым номером отнесен к общественно-деловой зоне общегородского центра (ОД - 1). При этом градостроительным регламентом, установленном для территориальной зоны ОД - 1 в качестве основных видов разрешенного использования строительство жилых домов не предусмотрено. Неопределенность в назначении земельного участка и невозможность его использования для жилищного строительства побудили его к продаже данного земельного участка, согласно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Однако, не смотря на невозможность использования земельного участка для жилищного строительства, земельный налог за него был исчислен исходя из определенной ФГУ «ЗКП» по СК и управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК кадастровой стоимости земельного участка, основанной на отнесении его по виду функционального использования к «Землям под жилыми домами многоэтажной застройки», что, по его мнению, не соответствует действующему законодательству и фактическому использованию участка. Полагает, что вид разрешенного использования «для строительства зданий и сооружений», присвоенный земельному участку не позволяет отнести его к одному из видов функционального использования, предусмотренных для групп № 2 - № 14 таблицы удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, оцениваемых по 1тл (число жителей > 10000 чел.) по видам функционального использования (руб./кв.м), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 г. № 144-п (далее -Таблица удельных показателей кадастровой стоимости земель). Считает, что кадастровая стоимость земельного участка до уточнения его вида разрешенного использования должна исчисляться с применением удельного показателя, соответствующего виду функционального использования «Прочие земли населенных пунктов» по 15 группе Таблицы удельных показателей кадастровой стоимости земель. ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в отдел-филиал ФГУ «ЗКП» по г. Лермонтову с заявлением о предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и о виде функционального использования. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении запрашиваемых сведений без взимания платы было отказано. Считает действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе предоставить информацию о кадастровой стоимости земельного участка без взимания платы незаконными в виду их несоответствия постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», предусматривающему, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам земельного налога территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно.

В судебном заседании заявитель Полянский В.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что он узнал информацию о кадастровой стоимости земельного участка из кадастрового паспорта нового собственника земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , он действительно в январе 2010 г, мае 2010 г. получал налоговые уведомления на уплату земельного налога за период владения земельным участком 2009, 2010 годы, однако в налоговых уведомлениях не указана кадастровая стоимость земельного участка.

В судебном заседании представитель Полянского В.А., Ольховик Е.Е., заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, пояснив суду, что сведения о кадастровой стоимости должны предоставляться бесплатно на основании Постановления Правительства РФ . «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков». Полянский В.А. обратился в ФГУ «Земельная Кадастровая Палата», где ему было незаконно отказано в бесплатном предоставлении информации. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана неправильно. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка до уточнения его вида разрешенного использования должна исчисляться с применением удельного показателя, соответствующего виду функционального использования «Прочие земли населенных пунктов» по 15 группе Таблицы удельных показателей кадастровой стоимости земель. Налоговая служба взимает повышенную стоимость земельного налога, чем нарушает права Полянского В.А. С доводами Земельной Кадастровой Палаты о пропуске срока не согласен, так как информация о кадастровой стоимости была получена из кадастрового паспорта нового собственника земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «ЗКП» по Cтавропольскому краю по доверенности Гаджарова Т.Р. требования Полянского В.А. не признала, пояснив суду, что заявителем пропущен срок обращения с заявлением в суд. В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Как видно из налоговых уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заявителю стало известно о расчете налога на спорный земельный участок еще в 2010г., соответственно, еще в то время, он мог поинтересоваться, почему налоговая база составляет <данные изъяты> руб., а также получить в органе кадастрового учета сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером . Заявитель не предоставил доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин, способствовавших пропуску срока обращения с заявлением в суд. В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет, в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , (в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), произведен на основании, поступившего в орган кадастрового учета Акта определения кадастровой стоимости земельных участков , утвержденного заместителем начальника территориального (межрайонного) отдела № 20 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю Р.Т.Л.. Соответственно, действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю являются законными и обоснованными. Считают расчет кадастровой стоимости верным и обоснованным. Земельный участок с кадастровым номером был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования - для комплексного освоения в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки. Заявитель планировал осуществление комплексной малоэтажной жилой застройки на спорном земельном участке, о чем и сообщает в своем заявлении. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером заключен с указанием на возможность арендатора осуществить жилищное строительство на данном земельном участке, причем речь не идет об индивидуальном жилищном строительстве. В связи с тем, что в типовом перечне видов функционального использования земель, установленном для ГКОЗ поселений, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007г. №144-п (Приложение 2) в 1-й группе «Земли под жилыми домами многоэтажной застройки» указаны земельные участки жилых домов, общежитий, прочих жилых зданий, а индивидуальная жилая застройка выделена отдельно во вторую группу, был применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2085,51 руб./кв.м., соответствующий виду функционального использования «Земли под жилыми домами многоэтажной застройки». Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. №222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. В данном случае, удельный показатель преобразуемого земельного участка с кадастровым номером составлял 2085,51 руб./кв.м.

Утверждения заявителя о том, что, по его мнению, кадастровая стоимость спорного земельного участка до уточнения его вида разрешенного использования должна исчисляться с применением удельного показателя, соответствующего виду функционального использования «Прочие земли населенных пунктов» не состоятельны, поскольку к указанному виду относятся земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе и т.д. Полагают, что заявитель пытается таким образом «уйти от налогов», так как размер удельного показателя вида функционального использования «Прочие земли населенных пунктов» значительно меньше размера 2085,51 руб./кв.м. и равен 135,30 руб./кв.м., соответственно и налоговая база значительно уменьшиться. Заявитель не обращался своевременно в орган кадастрового учета по данному вопросу, также как и не обращался в орган местного самоуправления об уточнении (изменении) вида разрешенного использования. Кроме того, на сегодняшний день заявитель не является собственником спорного земельного участка и не может просить каких либо изменений уникальных характеристик данного объекта недвижимости. ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю считает отказ в предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным по следующим основаниям. В данном отказе, заявителю было разъяснено, что в соответствии с Законом о кадастре за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размер такой платы установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010г. №343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы». Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 февраля 2010г. № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» утвержден Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Настоящий Порядок определяет форму запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также требования к составу сведений такого запроса. Запрос в виде бумажного документа составляется по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку. Согласно п. 25 Порядка запрос, представленный с нарушениями, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом кадастрового учета. Также, заявителю было разъяснено, что общедоступные кадастровые сведения можно получить в сети «Интернет» на портале услуг Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, с указанием электронного адреса портала. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Давыдова М.А. в судебном заседании по требованиям Полянского В.А. полагалась на усмотрение суда, пояснив суду, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Ставропольском крае проведены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. №П/337. Данная методика выделяет 14 видов функционального использования земель. Результаты проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в т.ч. и по г. Лермонтову утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 г. № 144-и. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок, либо населенного пункта в целом по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования земельного участка. Таким образом, применение удельного показателя кадастровой стоимости земель, и, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, напрямую зависят от вида разрешенного использования земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером , разрешенным использованием «для строительства зданий и сооружений» (постановление главы администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ ), площадью 3821 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка (<данные изъяты> руб.) рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2085.51 руб./кв.м. первой группы видов функционального использования земель «земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки» для кадастрового квартала <данные изъяты>, утвержденного ППСК от 14.12.2007г. № 144-п. Сведения об экономических характеристиках земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ . Вместе с тем, отнесение земельного участка с разрешенным использованием «для строительства зданий и сооружений» к той или иной группе видов функционального использования земель, предусмотренных Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. №П/337, затруднительно, так как отсутствуют сведения о целевом использовании (назначении) зданий и сооружений. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером 26:32:030502:21 образовался при делении земельного участка с кадастровым номером , разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки», площадью <данные изъяты> кв.м (постановление главы администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ ). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (<данные изъяты> руб.) рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2085.51 руб./кв.м первой группы видов функционального использования земель «земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки» для кадастрового квартала , утвержденного ППСК от 14.12.2007г. № 144-п. Сведения об экономических характеристиках земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ . Вместе с тем, на момент определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки» их отнесение к первой «земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки» или второй «земли под домами индивидуальной жилой застройки» группе видов функционального использования земель, предусмотренных Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. №П/337, было затруднительно, так как отсутствовали сведения об этажности жилой застройки. В связи с чем, не представляется возможным указать на достоверную кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами . В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами имеют статус «архивный», в связи с чем, невозможно внести изменения в экономические характеристики данных земельных участков.

Выслушав заявителя, его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам:

Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, из категории земель - земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , в <адрес> для проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки (л.д.27-29).

Во исполнение постановления между Управлением имущественных отношений администрации г. Лермонтова и ООО <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для использования в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки (л.д.30-35).

Постановлением Главы администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером предоставленный ООО <данные изъяты>, был преобразован, с образованием четырех новых земельных участков: площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. При этом земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером предоставлен ООО <данные изъяты> в аренду для комплексного освоения в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки в районе <адрес> (л.д.43-44).

Постановлением Главы Администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением главы администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером на три новых земельных участка площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., затем произведен раздел земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , ранее предоставленного в аренду для комплексного освоения в целях проектирования и строительства микрорайона комплексной малоэтажной жилой застройки, с образованием четырех новых земельных участков площадями <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. При этом для земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. был установлен вид разрешенного использования - «для строительства зданий и сооружений» (л.д. 46,. 47).

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Полянский В.А. приобрел в собственность у ООО <данные изъяты> земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства зданий и сооружений, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности было зарегистрировано, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 11-13).

Согласно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ольховиком Е.Е. и Полянским В.А., заявитель продал спорный земельный участок, в связи с чем, право собственности Полянского В.А. на земельный участок с кадастровым номером было прекращено, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.10).

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, имеющимися в деле и не оспариваются сторонами.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов Р.Ф. утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Согласно Постановления Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 г. N 144-п, «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в ставропольском крае по состоянию на 1 декабря 2006 года» установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов, оцениваемых по 2тл (число жителей < 10000 чел.) по видам функционального использования (руб./кв.м.), в том числе в г. Лермонтове: земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки - 2085,51, земли под домами индивидуальной жилой застройки - 196,88, прочие земли поселений (в том числе геонимы в поселениях и земли - резерв) - 135,30.

Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , кадастровая стоимость земельного участка, ранее принадлежащего Полянскому В.А., составляет <данные изъяты> рублей (л.д.17-19). Как следует из пояснений заинтересованных лиц, при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ранее Полянскому В.А. был применен удельный показатель кадастровой стоимости - земли под жилыми домами многоэтажной застройки - 2085,51.

Оспаривая действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по установлению кадастровой стоимости земельного участка, Полянский В.А. сослался на то, что установленный вид разрешенного использования «для строительства зданий и сооружений», присвоенный земельному участку не позволяет отнести его к одному из видов функционального использования, предусмотренных для групп № 2 - № 14 таблицы удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, оцениваемых по 1тл (число жителей > 10000 чел.) по видам функционального использования (руб./кв.м), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 г. № 144-п, и соответственно невозможно отнести использование земельного участка к «Землям под жилыми домами многоэтажной застройки» в связи с чем, Полянский В.А. считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что влечет за собой завышение размера земельного налога.

Вместе с тем, доводы заявителя о незаконном применении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка -2085,510, о необоснованности отнесения земельного участка по виду функционального использования - «для строительства зданий и сооружений» к землям под жилыми домами многоэтажной застройки, расположенного по адресу: <адрес>, являются несостоятельными.

В постановлении Главы администрации г. Лермонтова СК от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. установлен вид разрешенного использования - «для строительства зданий и сооружений».

В акте определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном начальником Территориального межрайонного отдела № 20 Росреестра, данный земельный участок отнесен к видам разрешенного использования «для строительства зданий и сооружений».

Согласно договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок после его выдела, был предоставлен Управлением имущественных отношений администрации г. Лермонтова ООО <данные изъяты> в лице Полянского В.А., действующего на основании доверенности для использования в целях строительства зданий и сооружений, при этом арендатор вправе осуществлять жилищное строительство и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка.

В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровых паспортах земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , определен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка: «для строительства зданий и сооружений» (10,14-19).

Суд не может принять доводы заявителя о том, что данный земельный участок невозможно отнести к «Землям под жилыми домами многоэтажной застройки» со ссылкой на письмо Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку, согласно Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года № П/0152 (в ред. Приказа Роснедвижимости от 14.08.2008 N П/0284) к земельным участкам, предназначенным для размещения домов многоэтажной застройки относятся земельные участки, в том числе предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов, земельные участки общежитий.

Суд также не может принять во внимание доводы заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка до уточнения его вида разрешенного использования должна исчисляться с применением удельного показателя, соответствующего виду функционального использования «Прочие земли населенных пунктов», поскольку заявителем не представлено доказательств в подтверждения указанных доводов, а согласно вышеуказанных Технических рекомендаций вид функционального использования - «земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков ….. т.д.» составляют земельные участки общего пользования занятые площадями, шоссе, аллеями, заставами, переулками, тупиками, улицами проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации; земельные участки земель резерва, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки под полосами отвода, водоемов, каналов и коллекторов.

Аналогичные разъяснения даны в письме Роснедвижимости от 09.06.2007 г. № КЯ/1382 «Об уточнении характеристик земельных участков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. №222, (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 20.12.2007 N 445, от 02.11.2009 N 439), в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. В данном случае, удельный показатель преобразуемого земельного участка с кадастровым номером составлял 2085,51 руб./кв.м.- по виду разрешенного использования земли под жилыми домами многоэтажной застройки, что позволило заинтересованным лицам при определении кадастровой стоимости земельного участка применить наиболее соответствующий и подходящий коэффициент для разрешенного вида - «для строительства зданий и сооружений».

Таким образом, суд считает действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в сумме <данные изъяты> рублей, правомерными.

Кроме того, заявитель Полянский В.А. не представил суду доказательств обращения после приобретения земельного участка в собственность в компетентные органы по поводу изменения или уточнения вида разрешенного использования земельного участка.

Суд также считает, что требование Полянского В.А. о признании незаконным отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, в предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка без взимания платы удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ Полянский В.А. обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Ставропольскому краю» с заявлением о предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером для целей налогообложения и примененного при расчете кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя его кадастровой стоимости соответствующего вида функционального использования (л.д.20).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Полянскому В.А. было сообщено, что за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации взимается плата. Рекомендовано определиться с видом носителя запрашиваемой информации, после чего обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет, с предоставлением документа подтверждающего оплату (л.д.21).

Суд считает, что доводы заявителя о безвозмездном предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка и примененного при расчете кадастровой стоимости удельного показателя со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" необоснованны, поскольку в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закона о кадастре), за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 настоящей статьи, взимается плата.

Приказ Минэкономразвития России от 30.07.2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" издан во исполнение пункта 11 статьи 14 Закона о кадастре, и, соответственно, возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с учетом указанных норм в Приказе об оплате также не предусмотрена.

Вместе с тем, п. 2 Постановления Правительства РФ от 7.02.2008 г. N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет, что не препятствует заявителю получить указанные сведения.

Кроме того, доводы Полянского В.А. о том, что ему до апреля 2011 года не была известна кадастровая стоимость земельного участка, суд не может принять во внимание, поскольку как видно из представленных налоговых уведомлений за 2009 от ДД.ММ.ГГГГ, за 2010 год от ДД.ММ.ГГГГ, в них содержится информация о размере кадастровой стоимости. Как следует из объяснений заявителя в судебном заседании, налоговые уведомления Полянский В.А. получал своевременно в 2010 году.

В силу положений ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Вместе с тем причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Таким образом, суд считает, что заявление Полянским В.А. подано с нарушением установленных законом трехмесячного срок для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав ему заведомо было известно в день получения налоговых уведомлений в 2010 году, а заявление об оспаривании действий направил ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд. При этом, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока заявитель в суд не обращался, оснований полагать, что процессуальный срок был пропущен Полянским В.А. по уважительным причинам, у суда не имеется и заявителем суду не представлено.

При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Полянского В.А. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в сумме <данные изъяты> руб., исчисленной путем отнесения участка по виду функционального использования к группе № 2 «Земли под жилыми домами многоэтажной застройки» таблицы удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, оцениваемых по 1тл (число жителей > 10000 чел.) по видам функционального использования (руб./кв.м), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 г. № 144-п, признании незаконным отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю в предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка без взимания платы - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней, с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья     Калоева З.А.

На момент опубликования решение суда в законную силу не вступило