Дело №2-121/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2011 года город Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Самариной Т.В. при секретаре Павловой К.Г. с участием: представителя истца О.Е.Г.по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ -Озерной Г.Н., представителя истца О.Е.Г. - адвоката <данные изъяты> Шаповалова В.И. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика - Администрации г.Лермонтова по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Давыденко И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О.Е.Г. к Администрации г.Лермонтова о признании недействительным постановления об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и о восстановлении в списках, УСТАНОВИЛ: О.Е.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Лермонтова о признании недействительным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, также просит обязать Администрацию г.Лермонтова восстановить её в общем списке очередности граждан под № и в списке очередности участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на получение жилых помещений под №№ В обоснование заявленных требований О.Е.Г. сослалась на то, что она является членом семьи умершего инвалида ВОВ, своего жилья не имеет, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г. Лермонтова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ по просьбе работника Администрации данное заявление и приложенные к нему документы ею были отозваны. ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в Администрацию г. Лермонтова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Администрации г.Лермонтова № от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет. В <данные изъяты> году она была включена в список очередников на получение субсидии. ДД.ММ.ГГГГ О.Е.Г. получила уведомление о том, что постановлением Администрации г. Лермонтова № от ДД.ММ.ГГГГ её исключили из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия такого решения послужило то, что семья О.Е.Г., прописав ДД.ММ.ГГГГ внучку О.Е.Г. - О.М.В., намеренно ухудшила свои жилищные условия, что не соответствует действительности. Истица в личной собственности жилья не имеет, проживает в квартире принадлежащей её снохе Озерной Г.Н., которая зарегистрировала в принадлежащей ей квартире свою дочь О.М.В. С заявлением о постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий О.Е.Г. обратилась в Администрацию г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ, тогда как О.М.В. была зарегистрирована в квартире ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после того как истица обратилась с заявлением о постановке на учет. Сам факт регистрации Озерной Г.Н. своей дочери О.М.В. в принадлежащей ей на праве собственности квартире, не может служить подтверждением того, что О.Е.Г. намерено, ухудшила свои жилищные условия и не является основанием для снятия её с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. У нее отсутствовал умысел на ухудшение своих жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи, с чем она обратилась в суд. Истец О.Е.Г., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без её участия, указав, что свои исковые требования поддерживает в полном объеме. В судебном заседании представители истца по доверенности Озерная Г.Н. и адвокат Шаповалов В.И. исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просили суд их удовлетворить, пояснив, что О.Е.Г. является матерью мужа Озерной Г.Н., О.Е.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, указанная квартира принадлежит на праве собственности Озерной Г.Н. В настоящее время истица проживает в указанной квартире вместе с отцом Озерной Г.Н. - Л.Н.К. и её дочерью Г (О) М.В. У самой истицы О.Е.Г. своего жилья нет. Считают, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении О.Е.Г. из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» Администрация г.Лермонтова незаконно и необоснованно исключила О.Е.Г. из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просят признать незаконным, недействительным указанное постановление, так как регистрация Г (О) М.В. в квартире, где проживает О.Е.Г., сама по себе не может свидетельствовать об умышленных действиях со стороны истицы О.Е.Г., направленных на создание условий, при которых она становится нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку в соответствии со ст.3 Федерального закона № 5242-1 от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», а также пунктом 4 постановления Правительства РФ и от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, также не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий вселение в жилые помещения супругов, детей родителей, иждивенцев, а также их регистрация. Аналогичная позиция просматривается и в п.11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ». При таких обстоятельствах, изменение Г (О) М.В.места регистрации, нельзя рассматривать как умышленное ухудшение О.Е.Г.своих жилищных условий, которое в соответствии со ст.53 ЖК РФ не давало бы ей оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика Администрации г.Лермонтова по доверенности Давыденко И.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ О.Е.Г. обратилась с заявлением в Администрацию г.Лермонтова о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Главы Администрации г.Лермонтова № от ДД.ММ.ГГГГ О.Е.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и ей был установлен очередной номер в общем списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся, в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № и очередной номер в списке очередности участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на получение жилых помещений, в соответствие с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» №. В последствии Администрацией г. Лермонтова была проведена проверка правомерности постановки на учет О.Е.Г., по итогам, которой было установлено, что истица утратила право состоять на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как согласно домовой книги <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были прописаны два человека: О.Е.Г. и Л.Н.К. на которых приходилось по <данные изъяты> кв.м., общей площади жилья на каждого, то есть более 12 кв.м. общей площади на одного человека, а поэтому, нуждаемости не было. ДД.ММ.ГГГГ в указанное жилое помещение была прописана О.М.В., тем самым учетная норма площади жилого помещения на каждого человека уменьшилась и стала составлять <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, Администрация г.Лермонтова пришла к выводу, что регистрации О.М.В. ухудшила жилищные условия О.Е.Г. О.Е.Г., О.М.В., Озерная Г.Н. действовали осознано, согласованно, они не могли не знать о том, что вследствие этих действий появится основание для принятия на учет О.Е.Г. Истица согласилась на осуществление прописки Г (О) М.В., кроме того с заявлением о принятии на учет О.Е.Г. обратилась в Администрацию г. Лермонтова только после осуществления регистрации Г (О) М.В. Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущество за О.М.В. на праве общей долевой собственности зарегистрирована однокомнатная квартира <адрес> Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Как видно из дела, О.Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида ВОВ, проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в однокомнатной <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве собственности Озерной Г.Н.(л.д.56,47-49,27). ДД.ММ.ГГГГ О.Е.Г. обратилась в Администрацию г.Лермонтова с заявлением о принятии ее, в составе семьи из 1 человека, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории вдовы умершего инвалида ВОВ (л.д.37). Постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении», О.Е.Г. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещение и включена в общий список очередности под №, а также в список очередности участников (инвалидов) ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, под №, с составом семьи 1 человек, как проживающая в качестве поднанимателя в отдельной однокомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <адрес> (л.д.40-41). О.Е.Г. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: Л.Н.К. с ДД.ММ.ГГГГ, Г (О) М.В. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией домовой книги, справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, и справкой от ДД.ММ.ГГГГ № Жилищно-строительного кооператива «<данные изъяты>» г.Лермонтова (л.д.86,119). Согласно свидетельства о заключении брака, серия № № от ДД.ММ.ГГГГ, О.М.В. заключила брак с Г.А.В. и после заключения брака ей присвоена фамилия Г.М.В. (л.д.109). Постановлением Администрации г.Лермонтова № от ДД.ММ.ГГГГ, О.Е.Г. была исключена из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19). Как видно из протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, семья О.Е.Г., прописав ДД.ММ.ГГГГ, внучку О.Е.Г. - О.М.В., намеренно ухудшила свои жилищные условия, согласно ст.53 ЖК РФ (л.д.16-17). Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, имеющимися в деле и не оспариваются сторонами. Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (ред. 27.07.2010 года) «О ветеранах» (далее-ФЗ РФ №5-ФЗ), меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в п. 1 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ № Военного комиссариата г.Сибай Республики Башкортостан, О.Е.Г. является вдовой умершего инвалида ВОВ и имеет право на льготы (л.д. 56). Из удостоверения серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что О.Е.Г. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибшего, умершего инвалида ВОВ (л.д.57). Согласно уведомления Пятигорского отдела Управления Федеральной регистрационной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о наличии недвижимого имущества в собственности у О.Е.Г. отсутствуют (л.д.33-35, 91-93). Из ответа ГУП СК «»Крайтехинвентаризация» г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что по учетным данным на имя О.Е.Г. объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д.29). Согласно ответа Администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, №, О.Е.Г., проживающей до ДД.ММ.ГГГГ, в г.Сибай Республики Башкортостан жилое помещение либо денежные средства на строительство или приобретения жилья за период действия Федерального закона РФ №5-ФЗ «О ветеранах», не выделялись (л.д.79). Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением Совета города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ №, установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Лермонтове, в размере не менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.36). Согласно техническому паспорту на <адрес>, общая площадь жилого помещения - <данные изъяты> кв. метров, жилая - <данные изъяты> кв. метров. Квартира по указанному адресу, принадлежит на праве собственности жене сына истицы (снохе) - Озерной Г.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-54). Площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи О.Е.Г. из трех человек, составляет <данные изъяты> кв.м. Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течении пяти лет с момента их совершения, являются действия в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Анализ приведенной номы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условия, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. По смыслу ст. 53 ЖК РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограниченными, в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий. Согласно ответа отделения Управления Федеральной Миграционной службы по СК в г.Лермонтове, согласие О.Е.Г. на регистрацию по месту жительства Г (О) М.В. не требовалось, в связи с тем, что О.Е.Г. не является собственником <адрес>(л.д.123-126). Доводы представителя ответчика о том, что семья О.Е.Г., зарегистрировав ДД.ММ.ГГГГ внучку О.Е.Г.- Г (О) М.В., в квартире по месту жительства О.Е.Г., тем самым намеренно ухудшила жилищные условия истца, суд не может принять во внимание. Как достоверно установлено судом, О.Е.Г. не совершала каких либо действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, в связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что О.Е.Г. намеренно ухудшила свои жилищные условия голословны и ничем не подтверждаются. В соответствие со ст. 56 ЖК РФ, снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, может иметь место только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в указанной статье. Оспариваемое О.Е.Г. постановление Главы Администрации г.Лермонтова не содержит предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований, для снятия ёё с учета. Оспариваемое истцом постановление Администрации г.Лермонтова № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам, со ссылкой на ст.53 ЖК РФ. В связи с чем, суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, со ссылкой на другие основания, предусмотренные ст.56 ЖК РФ, поскольку они не были положены ответчиком в основу принятого постановления. При таких обстоятельствах исключение О.Е.Г., вдовы инвалида ВОВ, из списка очередности, на улучшение жилищный условий, по основаниям, предусмотренным ст.53 ЖК РФ нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.50,51,53,56 ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск О.Е.Г. к Администрации г.Лермонтова удовлетворить. Признать недействительным, незаконным постановление Администрации г.Лермонтова № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении О.Е.Г. из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Обязать Администрацию г.Лермонтова восстановить О.Е.Г. в общем списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, под №, и в списке очередности участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на получение жилых помещений, под № Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней, с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Лермонтовский городской суд. Председательствующий судья Т.В. Самарина На момент размещения решение суда в законную силу не вступило.