№ 2-77/2012 Решение суда по заявлению об отменен решения ТИК г. Лермонтова об отказе в регистрации кандадата в депутаты Совета г. Лермонтова



        Дело № 2-77/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года        город Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Калоевой З.А.

при секретаре Максютиной Е.А.

с участием:

заявителя Васильева А.И.

председателя Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова Ярмолич Н.И.,

помощника прокурора г. Лермонтова Зеленского А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева А.И. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 12/121 от 06.02.2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5, о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5,

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 12/121 от 06.02.2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5, о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

В обоснование своих требований сослался на то, что 24.01.2012 года Территориальная избирательная комиссия города Лермонтова (далее - ТИК) в установленном законом порядке была уведомлена о его выдвижении кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова на досрочных выборах депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 и представлены необходимые для выдвижения документы. 31.01.2012 в соответствии с п. 16 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ в ТИК города Лермонтова были представлены: подписи избирателей в поддержку его выдвижения 29 подписей на 10 листах; протокол об итогах сбора подписей в поддержку его выдвижения по форме, утвержденной постановлением ТИК г. Лермонтова от 15.01.2012. 03.02.2012 года, на заседании рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, было установлено, что 6 представленных подписи, являются недостоверными. Подписные листы в его присутствии членами группы не проверялись, подписи не исследовались, по ним поочередно не проводилось мотивированных голосований о признании их достоверными (недостоверными) и недействительными - около 11 часов его просто поставили перед фактом - уже готовым решением, что на основании заключения эксперта рабочей группой признаны недостоверными 6 подписей, а копию ведомости проверки подписных листов, копию итогового протокола проверки подписных листов и копию заключения эксперта №131 от 03.02.2012 года выдали только в 17 ч. 10 мин. 03.02.2012. 06.02.2012 на заседании ТИК г. Лермонтова было принято Постановление №12/121 «Об отказе Васильеву А.И. в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5», которым без мотивировки и объяснений, только со ссылкой на вышеупомянутый итоговый протокол от 03.02.2012 года и основания признания подписей недостоверными, ему было отказано в регистрации кандидатом. Считает данное решение (постановление) незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст.38 п. 6.3. Ф3№67 недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Однако, из выданного ему заключения эксперта №131 от 03.02.2012 года можно сделать однозначный вывод о том, что на предмет «недостоверности» именно подписи фактически не проверялись. Указанное заключение содержит всего два вывода - первый касается «краткого рукописного текста в графе «Дата внесения подписи», второй - касающийся как раз собственно подписей - гласит, что «ответить на вопрос одним или разными лицами выполнены подписи в графе «Подпись» в одиннадцати подписных листах кандидата не представляется возможным». Более того, вопросы, поставленные перед экспертом носят некорректный характер, противоречат федеральному закону, сужают поле исследования эксперта и не позволяют в результате проверки сделать достоверные выводы, соответствующие определениям, имеющимся в законе. Вывод первый эксперта касается ответа на вопрос о «кратком рукописном тексте, расположенном в графе «Дата внесения подписи», то есть к понятию «подпись» не относящимся. Таким образом, указание в итоговом протоколе проверки подписных листов на недостоверность 6 подписей является незаконным, основанном на письменном заключении эксперта, содержащем противоположные выводы относительно подписей избирателей. Заключение эксперта от 03.02.2012 года вызывает большие сомнения. Они основаны на низком качестве проведения экспертизы (отсутствуют даже фототаблицы), несоответствии названия («почерковедческая экспертиза»), содержания и выводов, наличии фактических ошибок (несоответствий фактическим обстоятельствам), умышленном упрощении проверки и уменьшении объема сравниваемого материала, отсутствии описания и мотивировочной части, предшествующих выводам. Все это свидетельствует о поспешности и недостоверности полученных результатов и выводов. Можно перечислить следующие существенные недостатки: (стр.1) указание, что экспертиза произведена на основании «запроса избирательной комиссии города Лермонтов», то есть на основании несуществующей избирательной комиссии, так как официальное название комиссии - Территориальная избирательная комиссия города Лермонтова; (стр.1) указание на обстоятельства дела «Почерковедческая экспертиза проводится с целью проверки подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 Васильева Александра Ивановича» не соответствует содержанию проверки - фактически подверглись проверке только даты внесения подписей; (стр.2) в разделе «ИССЛЕДОВАНИЕ» отсутствует описание каждого исследуемого документа (подписного листа), описание предельно обобщенное и неконкретное, а также неполное - отсутствуют сведения о заверении каждого листа кандидатом (ФИО кандидата, подпись, дата заверения), хотя все представленные мной в ТИК подписные листы содержат указанные сведения и подписи кандидата; (стр.2) в описательной части исследуемого документа записано «В соответствующих графах расположен рукописный текст и подписи, выполненные красящим веществом синего, фиолетового, черного цветов различных оттенков», хотя все представленные мной подписные листы содержали рукописный текст, выполненный единственным пишущим предметом (ручкой), чернила которого не могут быть нескольких цветов. (стр.2) проверка почерка ограничивалась только проверкой написания дат, то есть цифр - вертикальная проверка, а не горизонтальная по строкам - «подпись в совокупности с датой» - ведь избиратель ставит собственноручно и подпись и дату - свидетельствует о сознательном упрощении задачи и способствует повышению ошибочности выводов (что и можно наблюдать); (стр.2) в таблице №1 содержатся сведения о номере строки 4 в листе №3 - противоречит фактическим обстоятельствам - все подписные листы содержат по три строки; (стр.3) 1 абзац - в тексте также содержится упоминание строки 4 листа 3. (которая фактически отсутствует); (стр.3) выводы содержат исправления, не оговоренные лицом, подписавшим документ. Указанные недостатки являются существенными для дела и могут служить основанием для признания заключения эксперта - выполненным с нарушением закона, то есть в силу ст.55 ГПК - не имеющим юридической силы, и в связи с этим не может рассматриваться судом в качестве доказательства обстоятельства недостоверности подписей отсутствуют сравнительные фототаблицы. О низком качестве проводимой экспертизы можно сделать вывод, сопоставив такие факты, что за очень короткий срок -2-3 дня одним экспертом была проведена экспертиза по большинству кандидатов, выдвинувшихся путем самовыдвижения и представивших соответственно в комиссию от 28 до 30 подписей избирателей (каждый). Недостоверность выводов эксперта, изложенных в заключении эксперта от 03.02.2012 года, а следовательно и выводов рабочей группы по проверке подписных листов, изложенных в итоговом протоколе от 03.02.2012 подтверждается также поступившими в ТИК г. Лермонтова заявлениями граждан-избирателей, в которых они свидетельствуют о том, что добровольно и собственноручно ставили подпись и дату в его подписных листах. Таким образом, указанные избиратели трижды (первый раз-подпись в подписном листе, второй раз- написав заявление, третий - лично подав его в ТИК) изъявили свою волю по вопросу поддержки его выдвижения кандидатом в депутаты. Нарушение установленного законом порядка проверки порядка самовыдвижения кандидата, порядка проверки подписных листов, выводы которых стали основанием для решения ТИК об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №5. В соответствии со ст.38 (п. 3) Ф3№67 законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей не действительными. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» №37-кз (ст. 15, п.2) установлено, что «в случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей». В тоже время, указанными законами гарантированы права кандидата принимать участие в проведении проверки его подписных листов. Ф3№67 ст.38 п.6 - «При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума», №37-кз ст. 15, п.6 «Проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения соответствующей проверки подписных листов. Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки». Фактически он был лишен возможности присутствовать при проверке его подписных листов рабочей группой комиссии, есть основания полагать, что указанная проверка (за исключением заключения эксперта) вообще не проводилась членами рабочей группы, что итоговый протокол проверки подготовлен председателем ТИК исключительно на основе заключения эксперта и не является коллегиальным мнением рабочей группы. Не учитывалось то обстоятельство, что заключение эксперта является только его мнением и не обязывает рабочую группу принимать решение о недостоверности подписи, то есть носит рекомендательный характер Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Он был лишен возможности засвидетельствовать принятие указанного коллективного решения, лишен возможности дать необходимые разъяснения, задать вопросы и высказать свою позицию, чем были нарушены мои законные права, установленные избирательными законами.

В судебном заседании заявитель Васильев А.И. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным основаниям, пояснив, что подписи избирателей в его поддержку были собраны с учетом требований Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По его мнению, каждый из избирателей собственноручно ставил подпись и дату заполнения подписного листа, каждый из подписных листов заверен им собственноручно. Считает, что оспариваемое им решение ТИК основано только на сомнительной исследовании, которое проведена с нарушением существующих методик, выводы не являются однозначными и предполагают вероятность выполнения рукописных записей в графе «дата выполнения подписи» одним лицом, и поэтому результат подобного исследования не может быть использован в качестве допустимого как заключения эксперта, о необходимости которого упоминает закон.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова Ярмолич Н.И. просила отказать в удовлетворении заявления Васильева А.И. пояснив, что в связи с тем, что 24.01.2012 г. кандидатом Васильевым А.И. в ТИК были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва, в том числе было представлено 29 подписей избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 15 Закона Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008г. «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», на основании постановления территориальной избирательной комиссии города Лермонтова от 15.01.2012г. № 2/8 «Об утверждении количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатным избирательным округам с №1 по № 15» проверке подлежали все 29 представленные кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова Васильева А.И. подписи избирателей. В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008г., постановлением ТИК от 15.01.2012 г. № 2/14 создана рабочая группы для проверки соответствия выдвижения кандидата, проверки достоверности представленных документов и оформления подписных листов, представленных кандидатом. В состав рабочей группы, кроме членов ТИК включен также эксперт - почерковед для проверки подписных листов. ТИК были направлены письма в адрес ОВД по г. Лермонтову и в УВД по г. Пятигорску о направлении специалиста по почерковедческой экспертизе в состав рабочей группы по проверке подписных листов. В состав рабочей группы по представлению и.о. начальника ЭКО г.Пятигорска ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю был направлен старший эксперт Б.Н.С. Проверка подписных листов Васильева А.И. проводилась 03.02.2012 г. в 10 ч.00 минут., о чем заблаговременно Васильев А.И. был уведомлен 02.02.2012 г. телефонограммой по телефону, номер которого указан в заявлении Васильева А.И. Проверку подписных листов проводили члены Рабочей группы, состав которой утвержден постановлением территориальной избирательной комиссии города Лермонтова от 23 июля 2010 г. № 4/19. Проверка проводилась в назначенное время. Васильев А.И. присутствовал на всей процедуре проверки. Претензий к процедуре проверки в адрес Рабочей группы на протяжении всей процедуры проверки от Васильева А.И. не поступало. Заявитель ошибочно указывает на недостоверность заключения эксперта. При этом очевидно, что заявитель не обладает ни специальными познаниями в области почерковедения, ни опытом работы в качестве эксперта. Все умозаключения эксперта являются всего лишь его личным опытом и никоим образом не опровергают заключение эксперта. Не может быть принят довод заявителя в обоснование «низкого качества» экспертизы скорость ее проведения. Высокая скорость работы эксперта определяется специальным оборудованием (микроскоп МБС-9) и свидетельствует как раз о его высокой квалификации и большом опыте. Также является правовым заблуждением утверждение заявителя о том, что некие заявления граждан могут свидетельствовать о недостоверности заключения эксперта. Законодатель установил единые для всех кандидатов требования к форме подписного листа, к процедуре сбора подписей, к процедуре их проверки. Также законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для признания подписей недостоверными и недействительными. При этом закон не предусматривает процедуры дополнительного подтверждения избирателем факта внесения подписи и проставления даты ее внесения в подписной лист. Все что требуется от кандидата - это собрать необходимое количество достоверных подписей, оформить сбор подписей в соответствии с законом и сдать их в избирательную комиссию. Комиссия в рамках своей компетенции осуществляет проверку подписей, содержащихся в подписных листах и, при наличии оснований, указанных в ст. 38 Федерального закона № 67 и признает их недостоверными или недействительными. Таким образом, у территориальной избирательной комиссии города Лермонтова имелись законные основания для вынесения обжалуемого Постановления, поскольку у комиссии имелось заключение эксперта, согласно которому 6 подписей были признаны недостоверными, все остальные 23 подписи признаны действительными (протокол проверки подписей) В соответствии со ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», статьей 4 закона Ставропольского края «Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае», на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», учитывая итоговый протокол, постановление ТИК № 12/121 от 06.02.2012 года об отказе Васильеву А.Е. в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 является законным и обоснованным.

Суд, выслушав заявителя Васильева А.И., председателя ТИК Ярмолич Н.И., допросив свидетелей, заслушав заключение помощника прокурора г. Лермонтова Зеленского А.Е.., полагавшего, что заявление Васильева А.Е. удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, считает, что заявление Васильева А.И. удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Как достоверно установлено в судебном заседании, постановлением ТИК г. Лермонтова от 13.01.2012 г. № 1/1 назначены досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва на 04.03.2012 г.

Как видно из дела, 24.01.2012 года Васильев А.И. обратился с заявлением в ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 в порядке самовыдвижения (л.д.40).

31.01.2012 года Васильев А.И. представил в ТИК документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, в том числе представлено 29 подписей избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата (л.д.28-38,46).

Согласно ст. 14 Закона Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008г. «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Постановлением ТИК № 2/8 от 15.01.2012 г. по одномандатному избирательному округу №5 утверждено количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата - 29, и количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата - 25. При этом, установлена 100% проверка подписей избирателей экспертом - почерковедом.

В соответствии со ст. 15 названного Закона, в случае представления подписных листов ТИК проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформление подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписях. Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке.

Постановлением ТИК №2/14 от 15.01.2012 г. создана Рабочая группа для проверки соответствия выдвижения кандидатов, проверки достоверности представленных документов и оформления подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва, с привлечением эксперта - почерковеда из органов внутренних дел.

Старшим экспертом ЭКО (г. Пятигорск) ЭКЦ ГУВД Ставропольского края Б.Н.С., привлечённой ТИК для проверки достоверности представленных кандидатами документов, проведено подчерковедческое исследование подписных листов кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова Васильева А.И.

Согласно заключения эксперта № от 03.02.2012 г. старшего эксперта Б.Н.С. краткий цифровой рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строе 1 подписного листа 1, в строке 2, 3 подписного листа 2 кандидата в депутаты Васильева А.И., выполнены одним и тем же лицом. Краткий цифровой рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строке 3 подписного листа 1, в строке 1,2,3 подписного листа 4, в строке 1 подписного листа 6 кандидата в депутаты Васильева А.И. выполнены одним и тем же лицом. Ответить на вопрос одним или разными лицами выполнены подписи в графе «Подпись» в десяти подписных листах кандидата в депутаты Васильева А.И., не представляется возможным, в связи с разной транскрипцией исследуемых подписей, и отсутствием образцов для сравнительного исследования (л.д.41-43).

Постановлением №12/121 от 06.02.2012 г. ТИК Васильеву А.И. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5, в связи с признанием недостоверными 6 подписей, а достоверными - 23 подписей избирателей, что явилось недостаточным количеством для регистрации кандидатом в депутаты Совета города пятого созыва (л.д.18-20).

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами.

Предусмотренные Конституцией Российской Федерации основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах установлены Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

В силу ч.6 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - так же избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссии, кандидата избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-кз соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, с указанием количества подписей, собранных на соответствующей территории. Проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов.

Согласно п.п. «д» п.24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата

Рассматривая основание отказа ТИК в регистрации Васильеву А.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова судом исследованы заявления избирателей, вносивших свои подписи в подписные листы, заслушаны показания свидетелей, в том числе эксперта-почерковеда, на основании заключения об исследовании которого, ТИК принято решение о признании подписей избирателей недостоверными, а так же исследованы другие, представленные суду участвующими в деле лицами, доказательства.

Так, согласно имеющимся в материалах дела заявлениям Б.Е.В.., Ш.М.А.., А.С.П., П.Н.Ф., В.Т.М., В.Н.В, они указывают, что 29.01.2012 года по месту своего жительства поставили свою подпись в поддержку кандидата Васильева А.И., при этом сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, адресе места жительства и паспортные данные в подписной лист были внесены по их просьбе из паспорта кандидатом лично (лд.74-79)

Эксперт Б.Н.С. допрошенная в качестве свидетеля показала, что имеет высшее образование и стаж экспертной работы 14 лет, ей на исследование ТИК были представлены подписные листы кандидата в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва Васильева А.И. в количестве 10 штук для исследования краткого рукописного цифрового текста в графе «Дата внесения подписи» и подписей в графе «Подпись». С использованием методики визуального исследования кратких цифровых записей, а так же: криминалистической лупы, микроскопа МБС-9, АРМ эксперта на базе компьютера со сканером и лазерным принтером было установлено, что краткий цифровой рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строе 1 подписного листа 1, в строке 2, 3 подписного листа 2 кандидата в депутаты Васильева А.И., выполнены одним и тем же лицом. Краткий цифровой рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строке 3 подписного листа 1, в строке 1,2,3 подписного листа 4, в строке 1 подписного листа 6 кандидата в депутаты Васильева А.И. выполнены одним и тем же лицом.. При этом фототаблица в этом заключении не является обязательной, поскольку исследование является многообъектным. Действительно ею допущены технические ошибки в части указания в исследовании на строке 4 подписного листа 3, неправильно указано, что экспертиза проводится на основании запроса избирательной комиссии г.Лермонтова, вместо правильного названия - Территориальная избирательная комиссия г.Лермонтов, однако данные описки являются техническими и не влияют на правильность и обоснованность выводов всего исследования в целом. По результатам исследования ею была составлено заключение эксперта от 03.02.2012 г., достоверность выводов которого она подтверждает, настаивая на своём заключении, несмотря на заявления лиц, чьи подписи исследовались.

Свидетель В.Т.М. суду показала, что 29.01.2012 года к ней домой пришел Васильев А.И., самовыдвижение которого в кандидаты в депутаты она поддерживает. Ее паспортные данные в подписном листе в ее присутствии заполнял сам Васильев А.И., а подпись и дату писала она сама.

Свидетель П.Н.Ф. суду показала, что она поддерживает самовыдвижение в депутаты Васильева А.И., в связи с чем, 29.01.2012 она заполнила все графы в подписном листе и паспортные данные, в том числе подпись и дату ставила собственноручно.

Свидетель А.С.П. суду показал, что 29.01.2012 года к нему домой пришел Васильев А.И., самовыдвижение которого в кандидаты в депутаты она поддерживает. Ее паспортные данные в подписном листе в его присутствии заполнял сам Васильев А.И., а подпись и дату писала он сам.

Оценивая показания вышеуказанных свидетелей и заключение эксперта, суд отдает предпочтение заключению эксперта, поскольку заключение специалиста - старшего эксперта Б.Н.С., имеющей необходимую квалификацию и стаж работы, полно и научно обоснованно, почерк исследовался сравнительным методом визуального сопоставления с использованием специальной методики и специальных технических средств.

Выводы эксперта о том, что в подписных листах кандидата в депутаты Васильева А.И. краткий цифровой рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строке 1 подписного листа 1, в строке 2, 3 подписного листа 2 кандидата в депутаты Васильева А.И., выполнены одним и тем же лицом. Краткий цифровой рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строке 3 подписного листа 1, в строке 1,2,3 подписного листа 4, в строке 1 подписного листа 6 кандидата в депутаты Васильева А.И. выполнены одним и тем же лицом, правильны, так как основаны на совпадении в достаточном объёме общих и частных признаков исследовавшихся рукописных записей.

В отличие от эксперта, сообщившей суду, по каким основания подписи избирателей были признаны недостоверными, пояснения избирателей о собственноручном выполнении подписи и проставлении даты ее внесения какими-либо другими доказательствами не подтверждены.

Исследовав в судебном заседании заявления А.С.П., П.Н.Ф., В.Т.М., суд считает, что сами по себе, не могут опровергать заключение эксперта, а достоверных доказательств выполнения спорных рукописных текстов разными лицами суду не представлено.

Суд считает, что результаты проверки подписей избирателей ТИК соответствуют данным, изложенным в Ведомости проверки подписных листов кандидата в депутаты Васильева А.И. и итоговом протоколе рабочей группы ТИК от 03.02.2012 г. о недостоверности (недействительности) 6 из 29 представленных кандидатом подписей избирателей (л.д.24-27).

Основания, по которым подписи признаны недостоверными, предусмотрены и соответствуют положениям ст.15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 г. №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» и ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Доводы заявителя о том, что решение избирательной комиссии не может основываться на выводах эксперта, поскольку они не являются однозначными и предполагают вероятность выполнения рукописных буквенно-цифровых записей в графе «дата выполнения подписи» одним лицом, суд находит не состоятельными, так как Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Доводы заявителя о незаконности постановления об отказе в регистрации со ссылкой на недостатки содержащиеся в заключении эксперта суд не может принять во внимание, поскольку указанные сомнения устранены путем опроса эксперта, показавшей в суду, что указанные помарки и ошибки являются техническими, достоверность выводов исследования она подтверждает.

Кроме того, суд считает, что привлечение экспертов к работе по проверке подписей избирателей предусмотрено как федеральным избирательным законом, так и соответствующим законом Ставропольского края. Их письменные заключения могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Суд считает, что эксперт, привлеченный к работе по проверке подписей, обладает специальными познаниями в области почерковедения, а ее заключение содержит результаты сравнительного исследования почерков, которыми выполнены даты внесения подписей и подписи избирателей.

Выводы, содержащиеся в заключении, эксперт Б.Н.С. подтвердила в судебном заседании.

Не может также являться основанием для отмены решения ТИК несвоевременное вручение кандидату итогового протокола проверки подписных листов с указанием количества и оснований признания подписей недостоверными и недействительными.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что все документы, содержащие результаты проверки подписей, были представлены кандидату Васильеву А.И. 03.02.2012 года за три для до заседания избирательной комиссии.

На основании изложенного, суд считает, что порядок проведения проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Васильева А.И. был соблюдён ТИК, выводы которой, содержащиеся в обжалуемом постановлении, о недостоверности 6 подписей избирателей из 29 представленных, что недостаточно для регистрации Васильева А.И. в кандидатом в депутаты обоснованны и подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ № 67-фз от 12.06.2002 г.»Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Законом Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008 г.»О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Васильева А.И. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова №12/121 от 06.02.2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5, о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья                                                       З.А. Калоева

На момент выдачи решение суда в законную силу не вступило

<данные изъяты>

<данные изъяты>