Дело № 2-64/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 февраля 2012 года город Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Курдубанова Ю.В. при секретаре Макове Р.Г. с участием: представителя заявителя Гендугова Р.С. - по доверенности от 09.02.2012 г. Шевченко В.Н., представителя заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова председателя Ярмолич Н.И. на основании постановления Избирательной комиссии Ставропольского края № 66\964 от 30.11.2010 г., заинтересованного лица - Логинова В.Н., представителя заинтересованного лица Логинова В.Н.- по доверенности от 15.02.2012 г. Калашниковой Т.И., старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гендугова Р.С. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 7/49 от 01.02.2012 г. о регистрации Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, УСТАНОВИЛ: Гендугов Р.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова (далее ТИК) № 7/49 от 01.02.2012 г. о регистрации Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11. В обоснование своих требований сослался на то, что 26.01.2012 г. Логинов В.Н. уведомил ТИК г. Лермонтова о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова на досрочных выборах депутатов Совета г. Лермонтова 04.03.2012 г., выдвинутым в порядке самовыдвижения. 01.02.2012 г. постановлением ТИК г. Лермонтова Логинов В.Н. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова. Гендугов Р.С. считает решение ТИК г. Лермонтова о регистрации Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Логинов В.Н. вообще не является кандидатом, т.к. в нарушение п.2 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 67) он не принял на себя обязательство в случае избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Вместо этого он взял на себя обязательство прекратить деятельность не совместимую со статусом депутата Совета г. Лермонтова. Однако такого статуса в федеральном и краевом законодательстве не существует. Ф3 № 67 и все избирательное законодательство является строго формализованным и у избирательных комиссий нет права домысливать, что имел ввиду гражданин, подавая заявление о согласии баллотироваться. Таким образом, в комиссию не поступил документ, предусмотренный п.2 ст. 33 Ф3 № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что должно было стать основанием для отказа в регистрации Логинову В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова на досрочных выборах депутатов Совета г. Лермонтова 04.03.2012 г. на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Более того, в связи с тем, что Логинов В.Н. не приобрел статуса кандидата на него не распространяются права и обязанности, предусмотренные п. 1.1 ст. 38 ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", т.е. даже в случае выявления недостатков в документах комиссия не обязана извещать Логинова В.Н. о таких недостатках, а Логинов В.Н. - гражданин не имеет права уточнить и внести исправления в представленные документы, а также заменять их. Во-вторых, в соответствии с п.1 ст. 58 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать избирательные фонды в период после письменного уведомления комиссии об их выдвижении и до предоставления документов для их регистрации. Логинов В.Н. указанные документы представил одномоментно и только после этого открыл избирательный счет, т.е. создал избирательный фонд. После уведомления комиссии об открытии счета Логинов В.Н. никаких документов в комиссию не предоставлял, что подтверждает факт нарушения. Таким образом, на момент регистрации Логинова В.Н. фонд кандидата в порядке и сроки,предусмотренные законом, не был создан. Это обстоятельство является основанием для отказа в регистрации Логинова В.Н. на основании п.п. «ж» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Несмотря на очевидные, на его взгляд, нарушения закона, территориальная избирательная комиссия г. Лермонтова зарегистрировала Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова. Это нарушает избирательные права Гендугова Р.С., т.к. в соответствии со ст. 39. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают разными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с ст. 5 ФЗ № 67 граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, основанием для участия в выборах является факт регистрации кандидата в соответствии с требованиями ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В связи с изложенным, очевидно, что регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. Иное применение принципа равенства кандидатов невозможно. Заявитель Гендугов Р.С. надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Гендугова Р.С. по доверенности Шевченко В.Н. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Представитель ТИК г. Лермонтова Ярмолич Н.И. в судебном заседании признала заявленные требования и не возражала против удовлетворения заявления Гендугова Р.С. Заинтересованное лицо Логинов В.Н. и его представитель по доверенности Калашникова Т.И. просили отказать в удовлетворении заявления Гендугова Р.С. по тем основаниям, что в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» Логинов В.Н. был выдвинут Лермонтовским городским отделением Партия 21.01.2012 г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва на досрочных выборах депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 в соответствии с п. 6.13 Устава Партия по представлению Координационного Совета Партия в соответствии с п. 6.8. Устава Партия. 26.01.2012 г. он уведомил ТИК г. Лермонтова о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, как кандидат выдвинутый Лермонтовским городским отделением Партия. После сдачи документов в комиссию и получения описи представленных документов ему было выдано разрешение об открытии специального избирательного счета в Пятигорском отделении <данные изъяты> С доводами заявителя Гендугова Р.С. не согласен в связи с тем, что в заявлении о согласии баллотироваться им были указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, гражданство, образование, род занятий, принадлежность к политической партии «Партия». С заявлением были представлены вышеуказанные документы в соответствии с требованиями Федерального закона. В том числе в заявлении о согласии баллотироваться им было указано, что в случае избрания он обязуется сложить с себя обязанности не совместимые со статусом депутата Совета г. Лермонтова. Гендугов Р.С. считает, что такого статуса нет ни в федеральном, ни в краевом законодательстве, что является ошибочным мнением, так как в Уставе г. Лермонтова сказано, что структура и наименование органов местного самоуправления города определяются ст. 26 Устава, в соответствии с. п. 1. которой представительный орган города Лермонтова - Совет г. Лермонтова. ст. 27 Устава определяет, что представительным органом города является Совет г. Лермонтова. Представительный орган состоит из пятнадцати депутатов, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам. Статья 31 Устава определяет статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Таким образом, Логинов В.Н. считает, что указанный в заявлении статус определен Уставом г. Лермонтова, поэтому в ТИК г. Лермонтова от него поступило надлежаще оформленное в соответствии с п. 2. ст. 33 Федерального закона заявление в котором содержатся все установленные указанной статьей требования, в том числе и обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета г. Лермонтова, т.к. он дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова, и следовательно он является зарегистрированным кандидатом. 26.01.2012 г. Логиновым В.Н. в соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона был создан избирательный фонд после выдачи ему председателем ТИК г. Лермонтова Ярмолич Н.И. разрешения на открытие специального избирательного счета, об открытии которого он сразу же и уведомил ТИК г. Лермонтова. В соответствии с избирательным законодательством специальный избирательный счет может быть открыт только тогда, когда гражданин изъявит желание баллотироваться кандидатом на соответствующую выборную должность, и уведомит об этом соответствующую избирательную комиссию. В иных случаях данные счета не открываются и избирательные фонды не формируются. С связи с чем Логинов В.Н. считает, что до подачи в ТИК г. Лермонтова заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу с соответствующим пакетом документов он не мог совершать действий, направленных на открытие счета. Исходя из изложенного он считает, что ТИК г. Лермонтова была уведомлена им об открытии счета в установленные Федеральным законом сроки, и это обстоятельство не может являться основанием для отказа в регистрации на основании п.п. «ж» п. 24 ст. 38 ФЗ №67. На основании вышеизложенного считает, что его регистрация кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ТИК г. Лермонтова и постановление от 01.02.2012 г. являются законными, и ни чем не нарушила права иных кандидатов в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва зарегистрированных по одномандатному избирательному округу №11. На основании изложенного просит суд отказать Гендугову Р.С. в удовлетворении заявленных требований по признанию незаконным и отмене постановления ТИК города Лермонтова от 01.02.2012 г. о регистрации Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление Гендугова Р.С. подлежит удовлетворению, считает, что заявление Гендугова Р.С. подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Как достоверно установлено в судебном заседании, постановлением ТИК г. Лермонтова от 13.01.2012 г. № 1/1 назначены досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва на 04.03.2012 г. 26.01.2012 г. Логинов В.Н. уведомил ТИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, как кандидат, выдвинутый Лермонтовским городским отделением политической партии «Партия» и одновременно представил документы для регистрации его кандидатом, после чего получил разрешение на открытие специального избирательного счета, который был им открыт в <данные изъяты>, о чём уведомил избирательную комиссию. 01.02.2012 г. постановлением № 7/49 ТИК г. Лермонтова зарегистрировала Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11. Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами. В соответствии с п. 1 ст. 58 ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды в период после письменного уведомления избирательной комиссии об их выдвижении до представления документов для их регистрации. Логинов В.Н. указанные документы представил одновременно и только после этого открыл избирательный счёт, то есть создал избирательный фонд. После уведомления ТИК г. Лермонтова об открытии счета Логинов В.Н. никаких документов в комиссию не предоставлял, тем самым нарушил процедуру создания кандидатом предусмотренного законом избирательного фонда. Таким образом, на момент регистрации Логинова В.Н. фонд кандидата в порядке и сроки, предусмотренные законом, не был создан, что является основанием для отказа в регистрации Логинова В.Н. на основании п.п. «ж» п.24 ст.38 ФЗ №67. Кроме того, в своём заявлении в ТИК г.Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №11, Логинов В.Н. указал, что «В случае моего избрания депутатом Совета г. Лермонтова пятого созыва обязуюсь прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва». Вместе с тем, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указано, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В связи с чем, Логинов В.Н. нарушил предусмотренные ст.33 ФЗ №67 условия выдвижения кандидатом, поскольку ни в федеральном, ни в краевом законодательстве не существует статуса депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва, поэтому он фактически не принял на себя предусмотренные законом обязательства в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В соответствии с постановлением ЦИК России от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата. Согласно разъяснений в п.31 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 31.03.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата. Пунктом 6 статьи 76 ФЗ №67 предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата в депутаты по заявлению кандидата в депутаты зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона, а именно: - п.п. «в.1» п.24 ст.38 ФЗ №67 - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; - п.п. «ж» п. 24 ст. 38 ФЗ №67 - не создание кандидатом избирательного фонда. В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. При таких обстоятельствах, каждое из вышеперечисленных оснований должно Доводы Логинова В.Н. и его представителя Калашниковой Т.И. о том, что указанные в заявлении Гендугова Р.С. обстоятельства не являются нарушениями, влекущими признание регистрации Логинова В.Н. кандидатом недействительной, суд не может принять во внимание, поскольку избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений. К доводам Логинова В.Н. и его представителя Калашниковой Т.И. о том, что ТИК г. Лермонтова должна была проверить сведения, предоставленные Логиновым В.Н., а также известить его о выявленных нарушениях, суд относится критически, поскольку соответствии с постановлением ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата. При таких обстоятельствах заявление Гендугова Р.С. подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Гендугова Р.С. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 7/49 от 01.02.2012 г. о регистрации Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 - удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова от 01.02.2012 г. № 7/49 о регистрации Логинова В.Н. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд. Председательствующий Ю.В. Курдубанов На момент публикации решение не вступило в законную силу.
было послужить поводом для отказа Логинову В.Н. в регистрации кандидатом в
депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, а следовательно требования Гендугова Р.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.