2-83/12 Решение по заявлению Салмова И.Г. об отмене решения ТИК г. Лермонтова об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова



Дело № 2-83/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21февраля 2012года      город Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Федотовой Т.М.,

при секретареКозий К.В.,

с участием:заявителя Салмова И.Г.,его представителей по доверенности Чибисова А.Ю.и Гуцева Е.Е.,

председателя ТИК Ярмолич Н.И.,

помощника прокурора города Лермонтова Зеленского А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлениюСалмова И.Г. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Лермонтова отДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1,о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета г.Лермонтова,

установил:

СалмовИ.Г.обратился в суд с заявлением,в котором просит признать постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> отДД.ММ.ГГГГ незаконным,отменить его и обязать Территориальную избирательную комиссии <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу .В обосновании своего заявления Салмов И.Г.указал,чтоДД.ММ.ГГГГг.он в установленном порядке уведомил ТИК <адрес> о его выдвижении кандидатом в депутаты Совета <адрес> на досрочных выборах депутатов Совета <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу и представил необходимые для выдвижения документы,в том числе подписи избирателей в его поддержку в количестве29подписей на11листах и протокол об итогах сбора подписей.ДД.ММ.ГГГГЯкобы на заседании рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей,оформления подписных листов,достоверности сведений об избирателях и их подписей,собранных в поддержку выдвижения кандидата,было установлено,что12представленных им подписей,являются недостоверными.При этом подписные листы в его присутствии членами группы не проверялись,подписи не исследовались,по ним поочередно не проводилось мотивированных голосований о признании их недостоверными и недействительными. ДД.ММ.ГГГГНа заседании ТИК <адрес> было принято Постановление «Об отказе Салмову И.Г. в регистрации кандидатом в депутаты Совета <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу ».

В судебном заседании Салмов И.Г.поддержал свое заявление по указанным в нем основаниям,добавив,что он прибыл к назначенному времени на заседание рабочей группы по проверке подписных листов,однако в назначенное время заседание рабочей группы не состоялось,подписи в его присутствии не проверялись,его поставили уже перед фактом,что на основании заключения эксперта рабочей группой признаны недостоверными12подписей,а копию ведомости,копию заключения эксперта и копию итогового протокола он получил спустя3часа.Ему не дали возможность дать какие-либо объяснения,рекомендовали обращаться в суд.Просит суд удовлетворить его заявление в полном объеме.

Его представители по доверенности Чибисов А.Ю.,Гуцев Е.Е.полностью поддержали своего доверителя,просили удовлетворить заявление в полном объеме,добавив,что фактически Салмов И.Г.был лишен возможности присутствовать при проверке своих подписных листов рабочей группой комиссии,итоговый протокол проверки подготовлен председателем ТИК исключительно на основании заключения эксперта и не является коллегиальным мнением рабочей группы.Само заключение эксперта № 134 от03.02.2012г.вызывает большие сомнения и содержит недостоверные выводы.Кроме того,граждане избиратели,подписавшие подписные листы Салмова И.Г.лично представили в ТИК к началу заседания комиссии по вопросу его регистрации,свои заявления в которых указали,что добровольно и собственноручно ставили подпись в подписных листах,однако в назначенное время комиссия не заседала и заявления у граждан не приняли,чем нарушили конституционные права избирателей на участие в выдвижении своих представителей в кандидаты в депутаты.

Председатель ТИК города Лермонтова Ярмолич Н.И в судебном заседании с заявленными требованиями Салмова И.Г.не согласилась и пояснила суду,что комиссия в рамках своей компетентности осуществляла проверку подписей в подписных листах Салмова И.Г.У комиссии имелось заключение эксперта,согласно которому12подписей были признаны недостоверными,а кроме того комиссией все29подписей были признаны недействительными на основании п.п. «и» п.6.4.ст.38ФЗ № 67,как несоответствующие требованиям приложений4-9к ФЗ,На основании итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Салмова И.Г. было принято постановление об отказе Салмову И.Г.в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.Считает постановление Территориальной избирательной комиссии города Лермонтова от6.02.2012года об отказе Салмову И.Г.в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1законным и просит в удовлетворении заявления Салмову И.Г.отказать.

Помощник прокурора города Лермонтова Зеленский А.Е.в своем заключении полагал,что заявление Салмова И.Г.удовлетворению не подлежит.

Выслушав лиц,участвующих в рассмотрении дела,исследовав материалы дела,допросив свидетелей,суд приходит к следующему.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти,органы местного самоуправления гарантированы Конституцией Российской Федерации.Данные права относятся к основным политическим правам,определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации,важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав всем избирателям на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с Конституцией российской Федерации.Предусмотренные Конституцией Российской Федерации основные гарантииреализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах установлены Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Из материалов дела следует,что согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии <адрес> отДД.ММ.ГГГГ. назначены досрочные выборы депутатов Совета <адрес> пятого созыва наДД.ММ.ГГГГ.

Салмов И.Г.28.01.2012года представил в ТИК города Лермонтова заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1как кандидат,выдвинутый в порядке самовыдвижения,на досрочных выборах депутатов города Лермонтова пятого созыва,назначенных на4марта2012года.Одновременно с обязательством в случае его избрания депутатом Совета города Лермонтова пятого созыва,в пятидневный срок прекратить деятельность,несовместимую со статусом депутата совета города Лермонтова пятого созыва.Вместе с указанным заявлением Салмов И.Г.представил в ТИК города Лермонтова копии документов,подтверждающие сведения,указанные в заявлении,а также31.01.2012года сдал папку с подписными листами в его поддержку в количестве11подписных листов и протокол об итогах сбора подписей в его поддержку.

Согласно постановлению № 2/8ТИК города Лермонтова от15.01.2012г.об утверждении количества подписей избирателей,необходимого для регистрации кандидатов в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатным округам с1по15,утверждено количество подписей избирателей,необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва и максимальное количество подписей избирателей,предоставляемых в ТИК города Лермонтова для регистрации кандидатов.Кроме того,установлено100%проверка подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты. Проверку на соответствие документа осуществлять по системе ГАС «Выборы», «регистр избирателей,участников референдума»,а также путем направления запроса в управление федеральной миграционной службы <адрес> в городе Лермонтове.Эксперт-почерковед осуществляет100%проверку подписных листов с подписями избирателей.Таким образом,из вышеуказанных документов следует,что по одномандатному округу утверждено29 подписей избирателей,предоставляемых для регистрации кандидата и25подписей избирателей,необходимых для регистрации кандидата.

Согласно ст.<адрес> отДД.ММ.ГГГГN37-кз (ред.отДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в <адрес>" В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов,достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста,привлеченного к проверке.

На основании постановления ТИК <адрес> отДД.ММ.ГГГГ создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей,оформления подписных листов,достоверности сведений об избирателях и их подписей,собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета <адрес>.В состав рабочей группы включен старший эксперт МЭКО по <адрес> ЭКЦ ГУ МВД России по <адрес> майор полиции Б.Н.С.для проверки достоверности представленных кандидатом подписей избирателей.

В соответствии с п.3ст.38ФЗ Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях,участниках референдума и их подписей.

Из объяснений председателя ТИК города Лермонтова Ярмолич Н.И.следует,что у комиссии имелось заключение эксперта,согласно которому12подписей в поддержку кандидата Салмов И.Г.были признаны недостоверными,и кроме того все29подписей были признаны недействительными на основании п.п. «и» п.6.4.ст.38ФЗ ,эти основании и послужили отказом Салмов И.Г.в регистрации кандидатом в депутаты.

В силу ст.38ФЗ предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей,и при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат,представивший необходимое количество подписей избирателей.

Как следует из объяснений заявителя Салмов И.Г.он не присутствовал при проверке подписей избирателей и был лишен возможности дать объяснения,а из объяснений председателя ТИК ФИО4следует,что при проверке подписей избирателей,рабочая группа руководствовалась заключением эксперта..

В то же время,согласно заключению эксперта отДД.ММ.ГГГГ подвергались исследованию11подписных листов,29подписей кандидата в депутаты Салмов И.Г.из которых в листе - две подписи,в листе - одна подпись,в листе - две подписи,в листе - две подписи,в листе - три подписи,в листе - три подписи выполнены одним лицом.Таким образом,согласно данного заключения эксперта общее число подписей,выполненных одним лицом составляет13

Вместе с тем,итоговый протокол проверки подписных листов отДД.ММ.ГГГГ,представленный суду председателем ТИК указывает о проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> по одномандатному округу Салмов И.Г.,а не кандидата в депутаты Совета <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу .Кроме того,из данного протокола следует,что рабочая группа провела проверку подписных листов Салмов И.Г.ДД.ММ.ГГГГ2года,тогда,как заключение эксперта о проверки его подписных листов датированоДД.ММ.ГГГГ Так же в данном итоговом протоколе указывается,что недостоверными признаны 12подписей и почему одна подпись из этих признана действительна,комиссией не указывается. Из итогового протокола следует,что основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу Салмов И.Г.( тогда как Салмов И.Г.баллотируется по одномандатному округу ) послужило недостаточное количество подписей избирателей,что предусмотрено подпунктом «д» пункта24ст.38ФЗ .

Других нарушений рабочей группой не выявлено, в итоговом протоколе не значатся,и только по данным основаниям,согласно постановлению отДД.ММ.ГГГГСалмов И.Г.отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета <адрес> пятого созыва по одномандатному округу .

Как следует из показаний допрошенной судом в качестве свидетеля эксперта Б.Н.С.,за период времени с30января по4февраля ею было проведено порядка95-97экспертиз подписных листов кандидатов в депутаты Совета <адрес>.Исследованию подвергались краткие цифровые рукописные тексты в графе «Дата внесения подписи».Она полностью подтверждает выводы,изложенные в ее заключении отДД.ММ.ГГГГ и так же подтверждает,что исследование проводилось не идентификационным,а сравнительным методом,форма заключения утверждена,поэтому в данном заключении указывается только о дате подписания,которые выполнены одним лицом,ответить на вопрос одним или разными лицами выполнены подписи данной экспертизой невозможно.

Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей С.И.В.,С.В.И.,М.С.А.,М.А.Ф.,,Т.Д.А.,Б.Т.В.,В.Р.И.,С.В.И. следует,что они собственноручно ставили дату и подпись в соответствующей графе.Кроме того вышеперечисленные свидетели подтвердили суду,что они написали в ТИК заявления о том,что добровольно ставили свои подписи в поддержку кандидата в депутаты Салмов И.Г.,а некоторые из этих свидетелей лично принесли свои заявления к заседанию рабочей группы,однако данное заседание в назначенное время не состоялось.

Оценивая в совокупности данные доказательства,суд отдает предпочтение показаниям свидетелей,поскольку они последовательны,согласуются между собой,а также подтверждаются и заявлениями,поданными в ТИК,а выявленные судом нарушения при проверке подписных листов кандидата в депутаты Салмова И.Г.свидетельствуют о грубом нарушении избирательных прав граждан.

Салмовым И.Г. заявлено требование обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу .

В соответствии с ч.3ст.246ГПК РФ при рассмотрении дел,возникающих из публичных правоотношений,суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и не усматривает оснований для удовлетворения данного требования.

Как установлено в судебном заседании и не оспариваетсязаявителем Салмовым И.Г.,онДД.ММ.ГГГГ уведомилтерриториальнуюизбирательную комиссию<адрес> боллатироваться кандидатом в депутатыСовета <адрес> пятого созыва и предоставил в нее документы для регистрации его кандидатом в депутаты.

В своем заявлении в Территориальную избирательную комиссию города Лермонтова Салмов И.Г.указал,что «в случае моего избрания депутатом Совета города Лермонтова пятого созыва обязуюсь прекратить деятельность,несовместимую со статусом депутатаСовета города Лермонтова пятого созыва».

Вместе с тем,в п.2ст.33Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано,что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата,а кандидат считается выдвинутым,приобретает права и обязанности кандидата,предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом,иным законом,после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность,несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Салмов И.Г.нарушил процедуру уведомления для регистрации его кандидатом,поскольку в нарушение указанной нормы,он фактически не взял на себя предусмотренные законом обязательства,в случае его избрания прекратить деятельность,несовместимую со статусом депутата,поскольку статус «депутатСовета города Лермонтова» не предусмотрен ни федеральным,ни краевым законодательством.

Таким образом,поскольку имеются иные основания для отказа Салмову И.Г.в регистрации его кандидатом в депутаты,его заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199ГПК РФ,суд

решил:

В удовлетворении требованийСалмову И.Г. о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии города Лермонтова № 12/120от06.02.2012года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1и о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию города Лермонтова зарегистрировать его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия в окончательной форме,путем подачи жалобы через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья Т.М.Федотова

На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.