Дело № 2-123/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 марта 2012 года г. Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Курдубанова Ю.В. при секретаре Макове Р.Г. с участием: представителей заявителя Троскиной А.Н. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чибисова А.Ю. и Гуцева Е.Е., старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Троскиной А.Н. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова от 29.02.2012 г. №20/197, УСТАНОВИЛ: Троскина А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова (далее ТИК) от 29.02.2012 г. № 20/197, которым принято решение о снятии с неё полномочий члена ТИК г.Лермонтова с правом совещательного голоса от Регионального отделения ПП «Партия» в Ставропольском крае. В обоснование заявленных требований заявитель сослалась на то, что решением Бюро Совета Регионального отделения ПП «Партия» в Ставропольском крае от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ и Устава Партии она назначена членом ТИК г.Лермонтова с правом совещательного голоса. 02.02.2012 года ТИК г. Лермонтова приняла Постановление № 8/66 «О регистрации члена территориальной избирательной комиссии города Лермонтова с правом совещательного голоса от регионального отделения ПП «Партия» в Ставропольском крае» и выдала ей соответствующее удостоверение. Однако 29.02.2012 на своем заседании ТИК г. Лермонтова приняла постановление № 20/197 «О рассмотрении жалобы от членов территориальной избирательной комиссии города Лермонтова с правом совещательного голоса», которым незаконно отстранила её от работы члена комиссии с правом совещательного голоса, чем нарушила её права, закрепленные федеральным законом. Председатель ТИК Ярмолич Н.И. пояснила на заседании комиссии, что при принятии решения по данному постановлению комиссия руководствуется соответствующими инструкциями, полученными от членов Ставропольской краевой избирательной комиссии с правом решающего голоса М.О.А. и М.И.Н. Указанное постановление является незаконным по следующим причинам: для ТИК г. Лермонтова законом не предусмотрены полномочия по прекращению или «снятию» полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса. Наоборот указанный федеральный закон устанавливает, что (ст. 29 п. 26 Ф3№67) «Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.». То есть прекращение её полномочий члена ТИК с правом совещательного голоса возможно только по решению Бюро Совета регионального отделения партии. Право назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса Региональным отделением партии устанавливается в ст. 29 п. 20, п. 24 - 26 Ф3 № 67 и не зависит от желания избирательной комиссии или отдельных ее членов. Члены с совещательным голосом избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, к каковым относится ТИК, назначаются не только в связи с предстоящими выборами, но и в период между выборами. Правом на назначение указанных членов с правом совещательного голоса наделены избирательные объединения - партии, допущенные к распределению соответствующих мандатов в Госдуме и Думе Ставропольского края. Партия «Партия» представлена и в Госдуме и в Думе Ставропольского края, то есть она с момента регистрации своего федерального списка кандидатов на прошедших в ДД.ММ.ГГГГ выборах в Госдуму и краевого списка кандидатов в Думу Ставропольского края обладает правом назначения во все нижестоящие избирательные комиссии своих членов с совещательным голосом. Срок полномочий указанных членов комиссий заканчивается в момент окончания регистрации таких списков кандидатов на следующих выборах. В соответствии с законом член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная комиссия и разговоры о том, является ли региональное отделение партии на сегодняшних выборах Президента РФ и местных выборах избирательным объединением, просто неуместны и в очередной раз свидетельствуют о низкой правовой подготовке членов ТИК города Лермонтова, что уже подтверждено более чем десятью частными определениями Лермонтовского городского суда в адрес ТИК в течение этой короткой избирательной кампании. ТИК г. Лермонтова своими действиями нарушила её права, как члена избирательной комиссии, лишив возможности представлять интересы назначившей её партии «Партия» в ТИК г. Лермонтова. Так же считает, что нарушение её прав как члена избирательной комиссии может повлечь иные нарушения избирательных прав граждан, в том числе в день голосования на выборах 04.03.2012 г., что в свою очередь может поставить под сомнение итоги голосования по г. Лермонтову. Заявитель Троскина А.Н. надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании представители заявителя по доверенности Чибисов А.Ю. и Гуцев Е.Е. просили удовлетворить заявленные требования по изложенным основаниям. Представитель ТИК г. Лермонтова Ярмолич Н.И., надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, представив письменные возражения относительно заявления Троскиной А.Н., согласно которым просила отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. На досрочных выборах депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва кандидатов в депутаты выдвинуло местное отделение Политической партии «Партия», следовательно, только это избирательное объединение могло назначить одного члена ТИК г.Лермонтова с правом совещательного голоса. То, что Троскина А.Н. является членом ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса никто не оспаривал, и комиссия не отменила свое постановление от 02.02.2012 года № 8/66 «О регистрации члена территориальной избирательной комиссии города Лермонтова с правом совещательного голоса от регионального отделения политической партии «Партия» в Ставропольском крае» и никто не ограничивает присутствие Троскиной А.Н. на заседании комиссии, когда она собирается по соответствующим выборам. Вместе с тем Троскина А.Н. не имеет права присутствовать на заседаниях ТИК как комиссии проводящей досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва, так как назначившее ее избирательное объединение не выдвигало кандидатов на местных выборах. В соответствии с пунктом 9 статьи 26 названного Федерального закона, территориальная комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. В ТИК поступила жалоба членов ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса Б.Р.А., К.А.Н., Ш.Ж.В., по итогам рассмотрения которой и было принято постановление ТИК от 29.02.2012 года № 20/197 «О рассмотрении жалобы от членов территориальной избирательной комиссии города Лермонтова с правом совещательного голоса». Считает, что отмена оспариваемого заявителем постановления повлечет за собой нарушение прав других участников избирательного процесса. Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление Троскиной А.Н удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, считает, что заявление Троскиной А.Н. подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Как видно из дела, постановлением ТИК г. Лермонтова от 13.01.2012 г. №1\1 назначены досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва на 04.03.2012 г. (лд.41). Вместе с тем, на 04.03.2012 г. назначены выборы Президента РФ. Решением Бюро Ставропольского регионального отделения ПП «Партия» № от ДД.ММ.ГГГГ Троскина А.Н. назначена в состав ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса от ПП «Партия» в СК (л.д. 11). 02.02.2012 г. постановлением ТИК г. Лермонтова № 8\66 Троскина А.Н. зарегистрирована членом ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса от СРО ПП «Партия» в СК с выдачей удостоверения. 29.02.2012 г. постановлением ТИК г. Лермонтова № 20/197 «О рассмотрении жалобы от членов ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса» было принято решение о снятии полномочий члена ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса Троскиной А.Н. назначенной СРО ПП «Партия» в СК и аннулировано её удостоверение члена ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса. Решением кандидата на должность Президента РФ М.С.М. Троскина А.Н. назначена в состав ТИК г.Лермонтова с правом совещательного голоса. Указанные обстоятельства подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами. По положениям ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В частях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 26 ФЗ № 67 указан порядок формирования и полномочия ТИК: территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Избирательная комиссия субъекта РФ обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. В соответствии с п.п. 20, 24, 25 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия членов иных избирательных комиссий, а также членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. На основании п. 8 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. Взаимосвязанные положения указанного законодательства свидетельствуют о том, что полномочия члена ТИК с правом совещательного голоса, назначенного в комиссию от отделения партии возникают с момента назначения избирательным объединением зарегистрировавшим кандидата по одномандатному избирательному округу члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и принятия избирательной комиссией решения о регистрации гражданина в качестве члена с правом совещательного голоса. Указанные полномочия прекращаются так же по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и передаются другому лицу. Действующим избирательным законодательством не предусмотрена процедура снятия полномочий члена избирательной комиссии и аннулирования удостоверения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса самой ТИК. Выдача удостоверения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляется на основании принятого решения избирательной комиссии о его регистрации, поэтому аннулирование удостоверения возможно только после отмены постановления о регистрации гражданина в качестве члена избирательной комиссии. Судом достоверно установлено, что 02.02.2012 г. постановлением ТИК г. Лермонтова № 8\66 Троскина А.Н. была зарегистрирована членом ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса от СРО ПП «Партия» в СК. Указанное постановление ТИК г. Лермонтова № 8\66 от 02.02.2012 г. о регистрации Троскиной А.Н. членом ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса от СРО ПП «Партия» в СК никем не оспорено и не отменно в установленном законом порядке. Таким образом, Троскина А.Н. является действующим членом ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса, обладающая установленными избирательным законодательством правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие ТИК г. Лермонтова. Поэтому постановление ТИК г. Лермонтова № 20/197 от 29.02.2012 г. «О рассмотрении жалобы от членов ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса», которым были сняты полномочия Троскиной А.Н. как члена ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса и аннулировано её удостоверение члена ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса, нельзя признать законным. В связи с чем, суд не может принять во внимание возражения представителя ТИК г. Лермонтова Ярмолич Н.И. относительно заявленных требований. Поэтому заявление Троскиной А.Н. подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Троскиной А.Н. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова от 29.02.2012 г. № 20/197 - удовлетворить. Постановление Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова от 29.02.2012 г. № 20/197 «О рассмотрении жалобы от членов ТИК г. Лермонтова с правом совещательного голоса» - отменить. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня принятия судом решения, через Лермонтовский городской суд. Председательствующий Ю.В. Курдубанов Копия верна: Председатель суда Ю.В.Курдубанов