Дело № 2-107/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 февраля 2012 года г. Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Курдубанова Ю.В. при секретаре Макове Р.Г. с участием: заинтересованного лица - Григорьева В.В., старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Громозда Е.Е. по доверенности Кудряшова Е.А. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова №9\94 от 03.02.2012 г. о регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, УСТАНОВИЛ: Полномочный представитель Громозда Е.Е., зарегистрированной кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, по доверенности Кудряшов Е.А. обратился в суд с заявлением об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова (далее ТИК) № 9/94 от 03.02.2012 г. о регистрации Григорьева Владимира Васильевича кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15. В обоснование своих требований сослался на то, что согласно п. б ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях". Согласно ст. 21 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах. Согласно Уставу Политической партии «Партия» (с изменениями, принятыми: IV Съездом Политической партии «Партия» ДД.ММ.ГГГГ; V Съездом Политической партии «Партия» ДД.ММ.ГГГГ) процедура выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления включает в себя следующие мероприятия: - Обращение в Совет с требованием о созыве Конференции местного отделения: Председателя Партии, Президиума, Бюро Президиума, ЦКРК, Председателя Совета, Совета, Бюро Совета и КРК регионального отделения, в состав которого входит данное местное отделение, Контрольной комиссии данного местного отделения, оформленным их решениями, либо по письменному требованию более половины членов Партии, состоящих на учете в данном местном отделении (пункт 3 статьи 44 Устава); - Принятие Советом решения о проведении Конференции, в котором указывается дата и место (наименование города или иного населенного пункта) проведения данной Конференции, норма представительства для избрания делегатов Конференции местного отделения (пункт 4 статьи 44 Устава); - Проведение собраний первичных отделений в соответствии с требованиями ч.5, ч.7, ч. 9 статьи 44 Устава и принятие на них решений о выдвижении делегатов на Конференцию. Указанные требования Закона и Устава субъектом выдвижения не были соблюдены. Также в представленных в ТИК г. Лермонтова документах отсутствует документ о создании местного отделения в г. Лермонтове. Таким образом, заявитель утверждает, что местное отделение в г. Лермонтове не создано и следовательно, не обладает правом выдвижения кандидатов в депутаты органов местного самоуправления. Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" «Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.... по заявлению... кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом». Незаконное решение, принятое ТИК г. Лермонтова, нарушает принцип равенства кандидатов (статья 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), избирательные права зарегистрированного кандидата Громозда Е.Е. и права других зарегистрированных кандидатов в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, поскольку все остальные зарегистрированные кандидаты в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, были зарегистрированы в порядке, установленном Законом. Таким образом, постановление ТИК г. Лермонтова № 9/94 от 03.02.2012 года «О регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15» было принято с нарушением требований п. б ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подлежит отмене. Кроме того, в дополнение к заявленным требованиям Кудряшов Е.А. сослался на то, что Григорьев В.В. вообще не является кандидатом, так как в нарушение п.2 ст. 33 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» он не принял на себя обязательство прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Вместо этого он взял на себя обязательство прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва. Однако такого статуса в федеральном и краевом законодательстве не существует. Избирательное законодательство является строго формализованным и у избирательной комиссии нет права домысливать, что имел ввиду гражданин, подавая заявление о согласии баллотироваться. Таким образом, в комиссию не поступил документ, предусмотренный п. 2 ст. 33 ФЗ № 67, что является основанием для отказа в регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва на основании п.п. «в» п.24 ст.38 ФЗ № 67. В связи с тем, что Григорьев В.В. не приобрёл статуса кандидата в депутаты, на него не распространяются права и обязанности предусмотренные п. 1.1 ст.38 ФЗ № 67, в связи с чем, комиссия не обязана извещать Григорьева В.В. о таких недостатках, а Григорьев В.В. не имеет права уточнять и вносить исправления в представленные документы, а так же заменить их. Таким образом, постановление № 9/94 от 03.02.2012 года «О регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15» ТИК г. Лермонтова было принято с нарушением закона и подлежит отмене. Заявитель Громозда Е.Е. и её представитель по доверенности Кудряшов Е.А. надлежаще извещенные о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явились, представив письменное заявление в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ТИК г. Лермонтова Ярмолич Н.И., надлежаще извещенная о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель Регионального отделения Политической партии «Партия» в Ставропольском крае - председатель Совета местного отделения Партии в г.Лермонтове Садовников С.В., надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заинтересованное лицо Григорьев В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, без объяснения причин. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление представителя Громозда Е.Е. по доверенности Кудряшова Е.А. подлежит удовлетворению, считает, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Как видно из дела, постановлением ТИК г. Лермонтова от 13.01.2012 г. № 1/1 назначены досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва на 04.03.2012 г. ДД.ММ.ГГГГ Григорьев В.В. обратился с заявлением в ТИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, как кандидат, выдвинутый Местным отделением Политической партии «Партия» в г.Лермонтове. К указанному заявлению им приложена справка о принадлежности кандидата в депутаты к ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ №, решение Бюро Ставропольского регионального отделения о согласовании его кандидатуры для выдвижения кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ №, выписка из протокола заседания конференции Местного отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о государственной регистрации НО РО ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ № и решение Президиума Центрального Совета ПП «Партия» о создании местных отделений партии в Ставропольском крае от ДД.ММ.ГГГГ №, из содержания которых следует, что Григорьев В.В. выдвинут кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу N 15 от ПП «Партия». 03.02.2012 г. ТИК г. Лермонтова было принято постановление № 9/94 «О регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15». Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами. В своём заявлении в ТИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, Григорьев В.В. указал, что «В случае избрания меня депутатом Совета г. Лермонтова пятого созыва обязуюсь прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва» (л.д.33). Вместе с тем, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указано, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В связи с чем, Григорьев В.В. нарушил предусмотренные ст. 33 ФЗ № 67 условия выдвижения кандидатом, поскольку ни в федеральном, ни в краевом законодательстве не существует статуса депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва, поэтому он фактически не принял на себя предусмотренные законом обязательства в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. При таких обстоятельствах, данное основание могло послужить поводом для отказа Григорьеву В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, следовательно требования представителя Громозда Е.Е. по доверенности Кудряшова Е.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Указанное обстоятельство является нарушением, влекущими отмену регистрации Григорьева В.В. кандидатом, поскольку условия выдвижения кандидата содержатся в ст. 33 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. и они были им нарушены. Избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений. То, что ТИК г. Лермонтова должна была проверить сведения, предоставленные Григорьевым В.В., а также известить его о выявленных нарушениях, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с постановлением ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4, ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата. Вместе с тем, доводы заявителя о наличии оснований для отказа в регистрации Григорьева В.В. кандидатом в связи с нарушением им требований п. «б» ч. 24 ст. 38 ФЗ 67 при регистрации кандидата, суд считает необоснованными, по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях". В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах. Пунктом 2 статьи 25 данного Федерального закона определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный уставом. В соответствии с пунктом 44 устава политической партии "Партия" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, принятой на V съезде ПП «Партия (далее - Устав), Совет местного отделения обязан принять решение о созыве Конференции (Общего собрания) местного отделения по требованиям Председателя Партии, Президиума, Бюро Президиума, ЦКРК, Председателя Совета, Совета, Бюро Совета и КРК регионального отделения, в состав которого входит данное местное отделение, Контрольной комиссии данного местного отделения, оформленным их решениями, либо по письменному требованию более половины членов Партии, состоящих на учете в данном местном отделении. В решении о созыве Конференции (Общего собрания) местного отделения должны быть определены дата и место (наименование города или иного населенного пункта) проведения данной Конференции (данного Общего собрания), норма представительства для избрания делегатов Конференции местного отделения. Конференция местного отделения считается правомочной, если в ее работе принимают участие более половины избранных на нее делегатов. Общее собрание местного отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, состоящих на учете в данном местном отделении, а в случае создания местного отделения - проживающих на территории деятельности данного местного отделения. Решения Конференции (Общего собрания) местного отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной Конференции (Общем собрании) местного отделения ее делегатов (его участников). Как установлено судом, выдвижение кандидатуры Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва произведено на конференции Местного отделения ПП «Партия» в г. Лермонтове ДД.ММ.ГГГГ, о чем в избирательную комиссию представлена заверенная надлежащим образом выписка из протокола. При этом указанная кандидатура была представлена для выдвижения Бюро Совета Регионального отделения Партии ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует представленная в избирательную комиссию копия решения № о согласовании кандидатуры в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15. ДД.ММ.ГГГГ Совет местного отделения ПП «Партия» в г. Лермонтове принял решение № о созыве Конференции местного отделения партии с включенным в повестку дня вопросом о выдвижении кандидатов в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва. Согласно решения № президиума Центрального Совета ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 33 Устава, были созданы местные отделения Партии, в том числе Местное отделение ПП «Партия» в г. Лермонтове, с определение территории деятельности отделения - административные границы муниципального образования город Лермонтов. Согласно п. 6 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Как следует из материалов дела, для регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты были представлены в ТИК г. Лермонтова необходимые для регистрации кандидата документы предусмотренные п. 16 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ для выдвижения Григорьева В.В. кандидатом в депутаты от Политической партии «Партия», в связи с чем, предусмотренных пп. "б" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации не имеется. Местным отделением ПП «Партия» в г. Лермонтове при выдвижении Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по избирательному округу N15 порядок, предусмотренный действующим законодательством, был соблюден. Поэтому доводы в заявлении представителя Громозда Е.Е. по доверенности Кудряшова Е.А. о том, что оспариваемое им постановление ТИК г. Лермонтова № 9/94 от 03.02.2012 г. было принято с несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" несостоятельны. Вместе с тем, заявление представителя Громозда Е.Е. по доверенности Кудряшова Е.А. подлежит удовлетворению, по изложенным выше основаниям. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление представителя Громозда Е.Е. по доверенности Кудряшова Е.А. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 9/94 от 03.02.2012 г. о регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 - удовлетворить. Постановление Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 9/94 от 03.02.2012 г. о регистрации Григорьева В.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 - отменить. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд. Председательствующий Ю.В. Курдубанов