Дело № 2-68/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2012 года город Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Курдубанова Ю.В. при секретаре Макове Р.Г. с участием: представителя заявителя Руденко А.П. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кудряшова Е.А., заинтересованного лица - Ткачевой И.С., представителей заинтересованного лица Ткачевой И.С. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чибисова А.Ю. и Гуцева Е.Е., представителя заинтересованного лица Ткачевой И.С. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Польшина А.В., старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Руденко А.П. по доверенности Кудряшова Е.А. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 13/169 от 07.02.2012 г. о регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, УСТАНОВИЛ: Полномочный представитель Руденко А.П., зарегистрированного кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, по доверенности Кудряшов Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) №13/169 от 07.02.2012 г. о регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10. В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что 07.02.2012 г. ТИК г. Лермонтова было принято постановление №13/169 «О регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу». Считает, что указанное решение ТИК г. Лермонтова является незаконным, то есть принятым с нарушением закона, по следующим основаниям: из текста протокола заседания ТИК г. Лермонтова за № 13 следует, что ДД.ММ.ГГГГ при голосовании голоса членов ТИК по вопросу регистрации кандидата Ткачевой И.С. распределись следующим образом: «за» - пять членов комиссии, «против»- четыре членов комиссии, «воздержались» - два члена комиссии. Постановлением избирательной комиссии от 30.11.2010 г. № 963 «О формировании территориальной избирательной комиссии города Лермонтова» ТИК г. Лермонтова сформирована в составе 14 человек. В соответствии с пунктом 11 статьи 20 и пунктом 6 и пунктом 7 статьи 75 № ФЗ - 67 решения о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. В выписке из протокола заседания ТИК г. Лермонтова указано, что на заседании присутствовали 11 членов ТИК г. Лермонтова с правом решающего голоса. Для того, чтобы принять законное решение по вопросу о регистрации кандидата необходимо 8 голосов членов комиссии с правом решающего голоса «за». Таким образом, решение о регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 принято нелегитимным составом, что влечет его незаконность. Также, у ТИК г. Лермонтова на момент проведения заседания ДД.ММ.ГГГГ и принятия постановления отсутствовали законные основания для регистрации кандидата Ткачевой И.С. Так, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи. Однако, в соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Ткачевой И.С. от ДД.ММ.ГГГГ, все подписи кандидата Ткачевой И.С. были признаны недействительными. Сам протокол, выводы рабочей группы, заключение эксперта не оглашены на заседании ТИК при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Ткачевой И.С. Вопрос о действительности подписей, представленных кандидатом Ткачевой И.С. также не рассматривался на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение ТИК г. Лермонтова было принято при отсутствии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Ткачевой И.С., является незаконным и подлежит отмене. Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, отсутствие достаточного количества действительных подписей, поданных в поддержку кандидата Ткачевой И.С., является основанием для отказа в регистрации кандидата. То есть содержится прямое нарушение требования пункта 1 статьи 38 Федерального закона 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Незаконное решение, принятое ТИК г. Лермонтова, нарушает принцип равенства, предусмотренный в статья 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные права зарегистрированного кандидата Руденко А.П. и права других зарегистрированных кандидатов в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, поскольку все остальные зарегистрированные кандидаты в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, были зарегистрированы в порядке, установленном Законом. Таким образом, постановление №13/169 от 07.02.2012 года «О регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №10» ТИК г. Лермонтова было принято с нарушением закона и подлежит отмене. Кроме того, в дополнение к заявленным требованиям Кудряшов Е.А. сослался на то, что Ткачева И.С. вообще не является кандидатом, так как в нарушение п. 2 и 3 ст. 33 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» она не приняла на себя обязательство прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Вместо этого она взяла на себя обязательство прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата Совета г.Лермонтова пятого созыва. Однако такого статуса в федеральном и краевом законодательстве не существует. Избирательное законодательство является строго формализованным, и у избирательной комиссии нет права домысливать, что имел в виду гражданин, подавая заявление о согласии баллотироваться. Таким образом, в комиссию не поступил документ, предусмотренный п.2 ст.33 ФЗ №67, что является основанием для отказа в регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва на основании п.п. «в» п.24 ст.38 ФЗ №67. В связи с тем, что Ткачева И.С. не приобрёла статуса кандидата в депутаты, на неё не распространяются права и обязанности предусмотренные п.1.1 ст. 38 ФЗ № 67, в связи с чем, комиссия не обязана извещать Ткачеву И.С. о таких недостатках, а Ткачева И.С. не имеет права уточнять и вносить исправления в представленные документы, а так же заменить их. Таким образом. Постановление №13/169 от 07.02.2012 года «О регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10» ТИК г. Лермонтова было принято с нарушением закона и подлежит отмене. Заявитель Руденко А.П. надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании представитель Руденко А.П. по доверенности Кудряшов Е.А. просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям. Представитель ТИК г. Лермонтова Ярмолич Н.И. надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление в котором заявленные Руденко А.П. требования полностью признала, в связи с чем, считает оспариваемое постановление ТИК г. Лермонтова о регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 незаконным и подлежащим отмене. Заинтересованное лицо Ткачева И.С. и её представители по доверенности Гуцев Е.Е. и Чибисов А.Ю. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ТИК г. Лермонтова в установленном законом порядке была уведомлена о выдвижении Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №10 и ею были представлены необходимые для выдвижения документы в соответствии с п.16 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ в ТИК г. Лермонтова, в том числе: -подписи избирателей в поддержку выдвижения - 30 подписей на 13 подписных листах и другие необходимые документы. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии соответствующих документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Согласно п. 18 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия проверила соответствие порядка выдвижения кандидата, требованиям закона и приняла 07.02.2012 г. решение о регистрации Ткачевой И.С. в качестве кандидата, и ей было выдано соответствующее удостоверение и копия Постановления №13/169 ТИК г. Лермонтова от 07.02.2012 г., оснований считать их незаконными не имеется. Считают, что последствия отмены Постановления №13/169 ТИК г. Лермонтова от 07.02.2012 г. о регистрации Ткачевой И.С. в качестве кандидата повлекут нарушение её конституционного права быть избранным (пассивное избирательное право), закрепленного ст. 3 и ст. 32 Конституции РФ и ст. 32 и ст. 34 Ф3№ 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также нарушение избирательных прав граждан на участие в выдвижении кандидатов, учитывая, что установленные законом сроки рассмотрения ТИК вопросов о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата уже истекли. Не согласны с доводами заявителя о том, что Ткачева И.С. не является выдвинутым кандидатом, так как в нарушение п.2 ст.33 ФЗ №67 не приняла на себя обязательство «прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата», а взяла на себя обязательство «прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата Совета г.Лермонтова пятого созыва», так как считают эти два понятия идентичными. Заключение привлечённого ТИК эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по проверке подписных листов Ткачевой И.С. выполнено на низком уровне, с большим количеством ошибок, умышленным упрощением проверки и уменьшением объёма сравниваемого материала, что свидетельствует о недостоверности выводов эксперта. Так указана недостоверная дата начала экспертизы - ДД.ММ.ГГГГ, так как её выдвижение кандидатом состоялось лишь ДД.ММ.ГГГГ, в заключении указано, что экспертиза проведена на основании запроса «избирательной комиссии г.Лермонтова», которой не существует, так как её полномочия исполняет ТИК г.Лермонтова. В заключении эксперта указано, что проводилась почерковедческая экспертиза с целью проверки подписей избирателей, а фактически исследовались не подписи, а даты внесения подписей. Недостоверность выводов эксперта доказывается поданными в ТИК г.Лермонтова заявлениями граждан-избирателей, о том, что они собственноручно ставили дату и подпись в подписных листах. Так же считают, что Ткачевой И.С. не была нарушена форма подписных листов, в связи с указанием после слова «проживающего» сведений о её месте жительства, то есть полного адреса. Указание дополнительных сведений, предусмотренных в Федеральном законе об адресе места жительства, в подписных листах не влечёт признание их несоответствующими установленной законом форме. В связи с чем, Ткачева И.С. не согласна с доводами в заявлении о том, что у ТИК г.Лермонтова отсутствовали законные основания для её регистрации кандидатом в депутаты со ссылкой на выводы в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы ТИК г.Лермонтова, которые по их мнению необоснованны, так как Ткачева И.С. фактически была лишена возможности присутствовать при проверке её подписных листов рабочей группой. Считают, что ТИК г.Лермонтова на заседании ДД.ММ.ГГГГ при наличии аналогичных оснований, при идентично оформленных документах различных кандидатов, принимала взаимоисключающие решения о регистрации (отказе в регистрации), чем нарушала принцип равенства кандидатов, проявив предвзятость. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление представителя Рудакова А.П. по доверенности Кудряшова Е.А. подлежит удовлетворению, считает, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Как видно из дела, постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края №36\489 от 06.02.2009 г. на ТИК г.Лермонтова возложены полномочия избирательной комиссии г.Лермонтова. Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края №66\963 от 30.11.2010 г. ТИК г. Лермонтова сформирована в количестве 14 членов с правом решающего голоса, в составе лиц, указанных в приложении. Постановлением ТИК г. Лермонтова от 13.01.2012 г. № 1/1 назначены досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва на 04.03.2012 г. ДД.ММ.ГГГГ Ткачева И.С. обратилась с заявлением в ТИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в связи с чем, представила документы для регистрации её кандидатом, в том числе 13 подписных листов с 30 подписями, из необходимых 26 подписей избирателей. ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой ТИК г. Лермонтова при проверке всех представленных Ткачевой И.С. подписей избирателей, признаны недостоверными 6 подписей, а недействительными 30 подписей избирателей. 07.02.2012 г. постановлением №13\169 ТИК г. Лермонтова зарегистрировала Ткачеву И.С. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, проголосовав «большинством голосов», а именно: «за»-5, «против»- 4, «воздержались»-2 члена, от числа присутствовавших на заседании 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании письменными доказательствами. Согласно п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами. В соответствии с п. 13 ст. 28 ФЗ-№67 от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата принимается на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Судом достоверно установлено, что в состав ТИК г. Лермонтова входит 14 членов с правом решающего голоса, 07.02.2012 г. в заседании, на котором было принято решение о регистрации Ткачевой И.С., присутствовало и принимало участие в голосовании 11 членов с правом решающего голоса. При этом, из 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса «за» регистрацию Ткачеву И.С. проголосовало - 5, «против» - 4, «воздержались»- 2. Указанные обстоятельства признаются участвующими в деле лицами и подтверждаются копией протокола № заседания ТИК г. Лермонтова от 07.02.2012 г. Поскольку за решение о регистрации Ткачевой И.С. в качестве кандидата в депутаты должно было проголосовать не менее 8 членов избирательной комиссии, что составляет большинство от 14, то есть, установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, то решение ТИК г. Лермонтова о регистрации Ткачевой И.С. принято неправомочным составом. Поэтому доводы заявителя о нарушении установленной п. 13 ст. 28 Федерального закона № 67 от 12.06.2002 г. процедуры принятия избирательной комиссией такого решения, что влечёт его безусловную отмену, обоснованны и подлежат удовлетворению. Кроме того, в своём заявлении в ТИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, Ткачева И.С. указала, что «В случае моего избрания депутатом Совета г. Лермонтова пятого созыва обязуюсь прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва» (лд. 21-22). Вместе с тем, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указано, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В связи с чем, Ткачева И.С. нарушила предусмотренные ст. 33 ФЗ № 67 условия выдвижения кандидатом, поскольку ни в федеральном, ни в краевом законодательстве не существует статуса депутата Совета г. Лермонтова пятого созыва, поэтому она фактически не приняла на себя предусмотренные законом обязательства в случае её избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. При таких обстоятельствах, каждое из вышеперечисленных оснований могло послужить поводом для отказа Ткачевой И.С. в регистрации кандидатом в Возражения заинтересованного лица Ткачевой И.С. и её представителей Чибисова А.Ю., Гуцева Е.Е. и Польшина А.В. о том, что указанные в заявлении представителя Руденко А.П. по доверенности Кудряшова Е.А. обстоятельства не являются нарушениями, влекущими отмену регистрации Ткачевой И.С. кандидатом, суд не может принять во внимание, поскольку условия выдвижения кандидата содержатся в ст. 33 ФЗ -№ 67 от 12.06.2002 г. и они были нарушены. Избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений. К доводам заинтересованного лица Ткачевой И.С. и её представителей Чибисова А.Ю., Гуцева Е.Е. и Польшина А.В. о том, что ТИК г. Лермонтова должна была проверить сведения, предоставленные Ткачевой И.С., а также известить её о выявленных нарушениях, суд относится критически, поскольку в соответствии с постановлением ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4, ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата. Вместе с тем, доводы заинтересованного лица Ткачевой И.С. и её представителей Чибисова А.Ю., Гуцева Е.Е. и Польшина А.В. об отсутствии оснований для отказа в регистрации Ткачевой И.С. кандидатом на основании протокола ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы ТИК г. Лермонтова по проверке всех представленных Ткачевой И.С. подписей избирателей, которым необоснованно признаны недостоверными 6 подписей, а недействительными 30 подписей избирателей, суд считает обоснованными, по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г., к проверке подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, а так же учреждений юстиции, их заключения излагаются в письменной форме и могут являться основанием для признания подписей недостоверными и недействительными. Из дела видно, что для проверки достоверности подписей избирателей в поддержку кандидата Ткачевой И.С., был привлечён старший эксперт ЭКО <адрес> ЭКЦ ГУВД <адрес> Б.Н.С., согласно заключению которой № от ДД.ММ.ГГГГ краткий рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в строке 2 подписного листа 1, в строке 2 подписного листа 2, в строке 2 подписного листа 3, в строке 3 подписного листа 5, в строке 2,3 подписного листа 12, в строке 2 подписного листа 13, кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Ткачевой И.С., выполнены одним и тем же лицом - вероятно почерком, которым выполнен рукописный текст в графе «Подписной лист удостоверяю» от имени Ткачевой И.С. Ответить на вопрос одним или разными лицами выполнены подписи в графе «Подпись» в тринадцати подписных листах кандидата в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Ткачевой И.С., не представляется возможным, в связи с разной транскрипцией исследуемых подписей, и отсутствием образцов для сравнительного исследования. Опрошенная в судебном заседании эксперт Б.Н.С. подтвердила выводы своего заключения, вместе с тем, признала наличие в нём ошибок, а именно: - неправильно указана дата начала изготовления заключения - ДД.ММ.ГГГГ, вместо правильной даты - ДД.ММ.ГГГГ; - неправильно указано, что экспертиза проводится на основании запроса избирательной комиссии г. Лермонтова, вместо правильного названия - Территориальная избирательная комиссия г. Лермонтова (лд.17). Суд обращает внимание на то, что использованная экспертом методика визуального изучения с использованием лупы и микроскопа подписей и дат в подписных листах в помещении ТИК г. Лермонтова, в условиях чрезмерной загруженности, не позволила эксперту оформить заключение без ошибок и ответить на основной вопрос почерковедческой экспертизы - одним или разными лицами выполнены подписи, расположенные в графах «Подпись» в представленных подписных листах. При этом, эксперт сослалась в заключении в обоснование невозможности ответить на вопрос, на отсутствие образцов для сравнительного исследования. Указанные обстоятельства в совокупности позволяют суду критически отнестись к утверждению эксперта в заключении о том, что краткий рукописный текст в графе «Дата внесения подписи» в отдельных строках подписных листов №№ -1, 2, 3, 5, 12, 13, выполнены не избирателями, а вероятно кандидатом в депутаты Ткачевой И.С. Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, никакое заключение эксперта не является для суда обязательным, так как оценивается в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Доводы заинтересованного лица Ткачевой И.С. и её представителей Чибисова А.Ю., Гуцева Е.Е. и Польшина А.В. о том, что в стремлении стать депутатом Ткачева И.С. при сборе подписей избирателей действовала осмотрительно, заполняя в подписных листах строки с паспортными данными избирателей и предоставляя избирателям возможность собственноручно ставить дату и подпись в подписных листах, нашли своё подтверждение в судебном заседании. Так, допрошенные в судебном заседании свидетели, являющиеся избирателями, указанными кандидатом в депутаты Ткачевой И.С. в подписных листах, чьи рукописные тексты в графе «Дата внесения подписи» поставлены экспертом под сомнение в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, после предъявления им для обозрения подлинников подписных листов в судебном заседании, утвердительно дали показания о том, что: - свидетель С.А.В. показал, что дата и подпись в строке № подписного листа № выполнены им собственноручно ДД.ММ.ГГГГ; - свидетель С.Н.К. показала, что дата и подпись в строке № подписного листа № выполнены ею собственноручно ДД.ММ.ГГГГ; - свидетель К.Е.С. показал, что дата и подпись в строке № подписного листа № выполнены им собственноручно ДД.ММ.ГГГГ Оснований сомневаться в достоверности показаний этих свидетелей у суда не имеется, так как они даны под подписку об уголовной ответственности, однозначны, утвердительны и последовательны, поскольку указанными лицами ранее подавались заявления, подтверждающие указанные обстоятельства, непосредственно в ТИК г. Лермонтова ещё ДД.ММ.ГГГГ (лд.62-65). Кроме того, указанные в подписных листах персональные данные названных избирателей соответствуют их паспортным данным как свидетелей. В связи с чем, суд не может согласиться с доводами в заявлении представителя Руденко А.П. по доверенности Кудряшова А.Е. о том, что оспариваемое им постановлением ТИК г. Лермонтова №13\169 от 07.02.2012 г. было принято при отсутствии необходимого количества подписей избирателей собранных в поддержку выдвижения кандидата Ткачевой И.С. Вместе с тем, заявление представителя Руденко А.П. по доверенности Кудряшова А.Е. подлежит удовлетворению, по изложенным выше основаниям. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление представителя Руденко А.П. по доверенности Кудряшова Е.А. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 13/169 от 07.02.2012 г. о регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 - удовлетворить. Постановление Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 13/169 от 07.02.2012 г. о регистрации Ткачевой И.С. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 - отменить. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд. Председательствующий Ю.В. Курдубанов Копия верна: Председатель суда Ю.В.Курдубанов
депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, следовательно требования представителя Руденко А.П. по доверенности Кудряшова Е.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.