Дело № 2-181/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 мая 2012 года г. Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Курдубанова Ю.В. при секретаре Хвостенко В.А. с участием: представителя заявителя Шаповалова К.М. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Арасланова С.Н., представителя заинтересованного лица - Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Горшкова М.В., представителей заинтересованного лица Салмова И.Г. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чибисова А.Ю. и Гуцева Е.Е., старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Шаповалова К.М. по доверенности Арасланова С.Н. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва (далее - ВИК г. Лермонтова) № 16/55 от 01.05.2012 г. о регистрации Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, УСТАНОВИЛ: Полномочный представитель Шаповалова К.М., зарегистрированного кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, по доверенности Арасланов С.Н. обратился в суд с заявлением об отмене постановления ВИК г. Лермонтова № 16/55 от 01.05.2012 г. о регистрации Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что 01.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова вынесла постановление № 16\55, которым зарегистрировала Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 1. Заявитель считает данное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», регистрация кандидата осуществляется комиссией при наличии.. .иных предусмотренных законом документов. Ст. 11-1 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском края» предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным избирательным округам кандидаты представляют копию устава политической партии. Кандидатом Салмовым И.Г. эта обязанность не была выполнена. В соответствии с п.п. в) п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основаниями отказа является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата... документов, необходимых в соответствии с.. ..иным законом, для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата». Таким образом, ВИК г. Лермонтова должна была отказать Салмову И.Г. в регистрации в качестве кандидата. Заявитель Шаповалов К.М. надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании представитель Шаповалова К.М. по доверенности Арасланов С.Н. просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что на момент принятия решения о назначении выборов в орган местного самоуправления действовала редакция ст.11-1 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 г. №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», предусматривавшая необходимость представления кандидатами в депутаты при выдвижении от политических партий копий их уставов. В связи с чем, считает непредставление кандидатом в депутаты от ПП «Партия» Салмовым И.Г. в ВИК г.Лермонтова копии устава Партия нарушением закона, влекущим незаконность и отмену постановления ВИК г.Лермонтова о его регистрации. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ВИК г. Лермонтова по доверенности Горшков М.В. просил отказать в удовлетворении заявления представителя Шаповалова К.М. по доверенности Арасланова С.Н., сославшись на то, что в силу п. 1.1. ст. 38 Ф3 № 67 от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательная комиссия обязана известить кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов или выявленной неполноте сведений. «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.». Комиссия осуществив предусмотренные законом действия, не выявила недостатков в документах Салмова И.Г., следовательно, в результате проверки порядка выдвижения и представленных документов в соответствии со ст. 38 Ф3 № 67 ВИК г. Лермонтова ко дню заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации (01.05.2012), у комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации. Поэтому указанные заявителем основания не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены решения ВИК о регистрации кандидата Салмова И.Г. Кроме того, ссылка заявителя на ст. 11-1 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», несостоятельна, так как в части требования о предоставлении кандидатом копии устава выдвинувшей его политической партии противоречит ФЗ № 67. Согласно п.п. б) п. 14.5 ст. 35 указанного Федерального Закона установлено, что предоставление копии устава требуется: «для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. На основании изложенного, в связи с тем, что постановление ВИК г. Лермонтова о регистрации Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 1 принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, просит суд отказать заявителю Шаповалову К.М., зарегистрированному кандидату в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1, в удовлетворении предъявленных им требований в полном объеме. Заинтересованное лицо Салмов И.Г. надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании представители Салмова И.Г. по доверенности Гуцев Е.Е. и Чибисов А.Ю. просили отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что Салмов И.Г. является кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1, которого в установленном законом порядке выдвинуло избирательное объединение - Лермонтовское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ». В установленный срок Салмовым И.Г. были представлены документы, предусмотренные федеральным законом и необходимые для выдвижения и регистрации в качестве кандидата. ВИК г. Лермонтова, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1, в соответствии с законом проверила соответствие представленных Салмовым И.Г. документов требованиям законодательства, а также порядок его выдвижения и не выявила каких-либо недостатков, препятствующих Салмову И.Г. в регистрации. В порядке исполнения п. 1.1. ст. 38 Ф3 № 67 избирательная комиссия не уведомляла его о несоблюдении требований закона к оформлению документов или выявленной неполноте сведений. Таким образом, у ВИК г. Лермонтова не было законных оснований для отказа Салмову И.Г. в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 1. Довод заявителя о том, что ст. 11-1 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» предусматривает «представление кандидатом копии устава политической партии» является не основанным на норме закона и прямо ему противоречит. Так, Федеральным законом Ф3 № 67 от 12.06.2002 г. в ст. 35 установлено в п.14.5. - «При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с п. 5 ст. 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом, политической партии, иного общественного объединения.» Таким образом, в федеральном законе содержится прямая норма, исключающая представление в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов заверенной копии устава для избирательного объединения, являющегося политической партией, ее региональным или иным структурным подразделением. Лермонтовское городское отделение ПП Партия является местным отделением партии, ее структурным подразделением в соответствии с п. 3.1. Устава Партия и на него распространяется действие указанной нормы федерального закона. Действующая редакция ст. 35 Ф3 № 67 принята 23.07.2011 г., а заявитель ссылается на норму краевого закона в редакции 07.07.2011 г. и не учитывает последних изменений федерального избирательного законодательства. В соответствии с ст. 1 ФЗ № 67: «5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем, внесения изменений в соответствующие законы. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.» Таким образом, норма краевого закона (ст. 11-1), на которую ссылается заявитель, противоречит положениям, закрепленным в федеральном законе в п. 14.5. ст. 35 ФЗ № 67, содержащим закрытый перечень документов, представляемых кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, и который не может быть расширен законом субъекта РФ. В связи с изложенным, считают правильным применять нормы федерального закона Ф3 № 67, а не противоречащие ему положения Закона СК № 37-кз. Считают заявленные требования не основанными на законе и просят суд отказать заявителю Шаповалову К.М. в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Представитель Ставропольского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» по доверенности Еремин М.А., надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил отказать в удовлетворении заявления и рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора г.Лермонтова Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление представителя Шаповалова К.М. по доверенности Арасланова С.Н. удовлетворению не подлежит, считает, что заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям. Как видно из дела, постановлением ВИК г.Лермонтова №1\4 от 26.03.2012 г. назначены досрочные выборы в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва на 17.06.2012 г. ДД.ММ.ГГГГ Салмов И.Г. обратился с заявлением в ВИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, как кандидат, выдвинутый Лермонтовским отделением политической партии «Партия». К заявлению кандидатом приложены копии паспорта, аттестатов об образовании, трудовой книжки, справка с места работы, а так же - справка о членстве кандидата в ПП «Партия», постановление Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» о выдвижении Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, о структуре местных отделений ПП «Партия», о государственной регистрации Ставропольского регионального отделения ПП «Партия» и другие документы, необходимые для регистрации кандидата от указанного избирательного объединения. 01.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова было принято постановление № 16/55 «О регистрации Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совета г. Лермонтова пятого созыва». Постановлением №22\123 от 07.05.2012 г. ВИК г.Лермонтова Шаповалов К.М. был зарегистрирован в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами. В соответствии с п.п. 2 и 14.5. статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (с изменениями внесенными Федеральным законом №259-ФЗ от 23.07.2011 г.) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. В соответствии со ст. 11.1. Закона Ставропольского края от 26.06.2008 г. №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» (с изменениями внесенными Законом Ставропольского края от 10.04.2012 г. №29-кз), при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии следующие документы, удостоверенные в соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона или постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии, постоянно действующим руководящим органом иного избирательного объединения: копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; копию устава общественного объединения (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений). Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи. В п.п. «б» п.14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" были внесены Федеральным законом от 23.07.2011 г. №259-ФЗ изменения, исключающие для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, то есть для политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, необходимость представления в избирательную комиссию копии устава, которые вступили в силу со дня официального опубликования ФЗ №259 от 23.07.2011 г., а именно с 25.07.2011 г. При этом, в п.2 ст.5 названного Федерального закона №259-ФЗ от 23.07.2011 г. сказано, что положения ст.35 ФЗ №67 от 12.06.2002 г. применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Судом достоверно установлено, что выдвижение Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва в связи с проведением 17.06.2012 г. досрочных выборов в орган местного самоуправления - Совет г.Лермонтова произведено на общем партийном собрании Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» ДД.ММ.ГГГГ, о чем в избирательную комиссию представлено заверенное надлежащим образом постановление Первого секретаря Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из протокола II Пленума Ставропольского крайкома Партия от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 6.7. Устава, были созданы местные отделения ПП «Партия», в том числе Лермонтовское городское отделение ПП «Партия», с включением его в структуру местных отделений СРО ПП «Партия». Кроме того, Салмовым И.Г. были представлены все необходимые предусмотренные законом документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, выдвинутым избирательным объединением - местным отделением СРО ПП «Партия», в связи с назначенными на 17.06.2012 г. выборами в орган местного самоуправления г.Лермонтова. Доводы заявителя и его полномочного представителя со ссылкой на то, что Салмовым И.Г. не была представлена копия устава политической партии, потому, что на момент принятия решения о назначении выборов в орган местного самоуправления действовала редакция ст.11-1 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 г. №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском края», предусматривавшая необходимость представления кандидатами в депутаты при выдвижении от политических партий копий их уставов, суд не может принять во внимание, поскольку редакция ст. 11-1 Закона СК №37-кз от 26.06.2008 г., на которую ссылается заявитель, противоречила положениям, закрепленным в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., содержащим закрытый перечень документов, представляемых кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, который не может быть расширен законом субъекта РФ. В связи с чем, в действующей редакции Закона Ставропольского края от 26.06.2008 г. №-кз так же указано на то, что при выдвижении избирательными объединениями кандидаты представляют в избирательные комиссии документы, за исключением копии устава политической партии. Кроме того, законы субъектов РФ о выборах не должны противоречить Федеральному закону № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., о чём прямо указано в ст. 1 названного Федерального закона, а именно, что основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем, внесения изменений в соответствующие законы. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Взаимосвязанные положения законодательства о выборах свидетельствуют о том, что регистрация кандидата выдвинутого избирательным объединением осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата. При этом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное представление устава политической партии в составе документов подаваемых для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением, в том числе структурным подразделением политической партии. В соответствии с п. 6 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п.п. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года, для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата. Заявителем не доказано, а судом не установлено нарушений Федерального закона при принятии ВИК г.Лермонтова постановления №16\55 от 01.05.2012 г. о регистрации Салмова И.Г. кандидатом в депутаты по избирательному округу № 1, как выдвинутого избирательным объединением - местным отделением СРО ПП «Партия». В связи с чем, заявление представителя Шаповалова К.М. по доверенности Арасланова С.Н. об отмене постановление ВИК г. Лермонтова № 16/55 от 01.05.2012 г. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 259-261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления представителя Шаповалова К.М. по доверенности Арасланова С.Н. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 16/55 от 01.05.2012 г. о регистрации Салмова И.Г. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 - отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня принятия судом решения, через Лермонтовский городской суд. Председательствующий Ю.В. Курдубанов Решение суда на момент публикации не вступило в законную силу.