дело № 2-193/12 по заявлению Боровикова Н.Б, об отмене постановления ВИК г. Лермонтова № 18/74 от 03.05.2012 г. орегиестрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3



        Дело № 2-193/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2012 года                        г. Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Курдубанова Ю.В.

при секретаре Хвостенко В.А.

с участием:

представителя заявителя Боровиковой Н.Б. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ордеру от ДД.ММ.ГГГГ адвоката <данные изъяты> Гайдина Р.А.,

представителей заинтересованного лица - Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Горшкова М.В. и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чукуновой Е.Н.,

заинтересованного лица - Мартыненко И.И.,

старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровиковой Н.Б. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 18/74 от 03.05.2012 г. о регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3,

УСТАНОВИЛ:

Боровикова Н.Б., зарегистрированная кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва (далее - ВИК г. Лермонтова) № 18/74 от 03.05.2012 г. о регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

В обоснование своих требований заявитель сослалась на то, что в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) - соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Аналогичную правовую позицию изложила Центральная избирательная комиссия РФ (далее - ЦИК РФ) в п. 1 Постановления от 23.03.2007г. N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно п. 9 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, календарного плана ВИК, п. 2 ст. 11 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в СК» № 37-кз от 26.06.2008 г. (далее - Закон СК от 26.06.2008 г. № 37-кз), на настоящих выборах установлена предельная дата (срок) для выдвижения кандидатов и представления документов для выдвижения - 25.04.2012 года. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час., в ВИК г. Лермонтова поступило заявление от Мартыненко И.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 3, как кандидата выдвинутого Лермонтовским городским отделением политической партии Партия. Согласно подтверждения ВИК от ДД.ММ.ГГГГ о приёме документов, кандидатом в депутаты Мартыненко И.И. были представлены: личное заявление - 1 лист; копия двух разворотов паспорта - 2 листа; копия аттестата о среднем образовании - 3 листа; копия трудовой книжки - 2 листа. Иных документов при выдвижении кандидата ДД.ММ.ГГГГ представлено не было. Между тем, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ к заявлению кандидата о согласии баллотироваться должна прилагаться копия паспорта (что подразумевает - всех листов), а не копия двух разворотов паспорта. Копия двух разворотов паспорта не может расцениваться как копия всего документа - паспорта. Аналогичное суждение имеет место и по отношению к трудовой книжке кандидата. Кандидат Мартыненко И.И. представил в ВИК г. Лермонтова не копию трудовой книжки (всей), а лишь копию двух её разворотов, что нельзя признать копией всего документа. Кандидат Мартыненко И.И. воспользовался своим правом на указание принадлежности к политической партии и указал, в заявлении о согласии баллотироваться, свою принадлежность к Партия - член Партия. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ после указания принадлежности к политической партии, у кандидата возникает обязанность подтвердить данные сведения документально, посредством представления в избирательную комиссию надлежаще удостоверенного документа. При этом, согласно норме п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, указанный документ представляется в избирательную комиссию «вместе с заявлением.. .» (т.е. - одновременно). При сложившихся обстоятельствах - справка о принадлежности к политической партии является документом необходимым для выдвижения кандидата. При выдвижении ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко И.И. не подтвердил данный статус члена Партия, соответствующим документом, чем грубо нарушил п. 2 ст. 33 Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Справка о принадлежности Мартыненко И.И. к политической партии Партия была представлена кандидатом лишь ДД.ММ.ГГГГ, за пределами срока выдвижения кандидатов - ДД.ММ.ГГГГ, определённого п. 2 ст. 11 Закон СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, п. 9 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и постановлением ВИК г. Лермонтова от 27.03.2012 г. № 2/7 «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления - Совет г. Лермонтова пятого созыва». В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, правовой позицией сформулированной в Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.02.2007 г. № 46-ГО7-9, Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.02.2008 г. № 49-Г08-3, представление документов за пределами сроков подачи документов для выдвижения кандидата, являются основанием для отказа в регистрации кандидата. Согласно положений п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, п. 1 Постановления ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1,.. . » - кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов. Справка о принадлежности Мартыненко И.И. к политической партии КПРФ не является документом, представляемым для регистрации, а в силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, является документом, представляемым кандидатом при выдвижении, период которого (выдвижения) окончился 25.04.2012 года. При этом, в ситуации с кандидатом Мартыненко И.И., не мог и не должен был использоваться механизм, предусмотренный п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, так как речь не шла о выявлении отсутствия в представленных кандидатом документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов. Об отсутствии того или иного документа избирательная комиссия не должна извещать кандидатов в порядке п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, что так же подтверждается правовой позицией, сформулированной в Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.03.2011 г. N 69-Г11-8. Норма п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не свидетельствует о возможности кандидата представлять дополнительные документы, необходимые для уведомления о его выдвижении и регистрации, которые не были представлены в сроки, установленные законом (Определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.11.2011 г. N 25-Г11-20). Кроме того, в соответствии с п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ - при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. В соответствии со ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, вместе с документами, указанными в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ представляется копия документа подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый госреестр юридических лиц или решение о создании избирательного объединения, если оно не является юр. лицом, копия устава. При этом на документы дополнительно указанные в ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, не распространяются положения п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Исходя из анализа норм п.п. 2 и 5 ст. 33, п.п. 14, 14.5., 14.6. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз - документы, указанные в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, представляются в избирательную комиссию вместе (т.е. - одновременно) с заявлением кандидата о согласии баллотироваться. В нарушение п.п. «а, в» п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, кандидатом Мартыненко И.И. ДД.ММ.ГГГГ при подаче заявления о согласии баллотироваться, не были представлены в ВИК: надлежаще заверенная копия документа о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее
регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу № 3; надлежаще заверенная копия свидетельства о внесении записи об избирательном объединении в единый госреестр юридических лиц записи об избирательном объединении или решение о его создании; копия устава политической партии. Постановление Лермонтовского городского отделения политической партии Партия от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 было представлено в ВИК г. Лермонтова лишь ДД.ММ.ГГГГ. Как было указано ранее - кандидат не в праве дополнительно представлять в избирательную комиссию документы, которые должны были быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться при выдвижении кандидата. Регистрацией Мартыненко И.И. нарушен принцип равенства кандидатов по избирательному округу № 3, так как иные кандидаты выдвинутые политическими партиями по этому же избирательному округу, своевременно представили справки о своей принадлежности к политическим партиям, представили в полном объёме копии паспортов и иных документов, необходимых в соответствии с законом. В полном объёме представили копии паспортов и иных документов, необходимых в соответствии с законом, и кандидаты выдвинутые самовыдвижением по избирательному округу № 3. В соответствии со ст.ст. 5 и 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ недопустимо нарушение принципа равенства кандидатов и предоставление кому-либо из кандидатов «льготных» условий для регистрации в качестве кандидата в депутаты, что влечёт нарушение прав иных кандидатов. Таким образом, исходя из вышесказанного, в регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 должно было быть отказано на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Незаконностью регистрации кандидатом в депутаты Мартыненко И.И. нарушаются избирательные права кандидатов выдвинутых по данному избирательному округу и мои избирательные права (в.т. числе - пассивное избирательное право) как кандидата в депутаты. В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ решения избирательной комиссии не соответствующие закону либо принятые с превышением компетенции комиссии подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом.

Заявитель Боровикова Н.Б. надлежаще извещенная о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель Боровиковой Н.Б. по доверенности адвокат Гайдин Р.А. просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ВИК г. Лермонтова по доверенности Горшков М.В. просил отказать в удовлетворении заявления Боровиковой Н.Б., сославшись на то, что в силу п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ избирательная комиссия обязана известить кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов или выявленной неполноте сведений. «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.». Комиссия осуществив предусмотренные законом действия, не выявила недостатков в документах Мартыненко И.И., следовательно, в результате проверки порядка выдвижения и представленных документов в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ ВИК г. Лермонтова ко дню заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации (03.05.2012 г.), у комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации. Так как, кандидатом были представлены все необходимые документы и сведения. Поэтому указанные заявителем основания не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены решения ВИК г. Лермонтова о регистрации кандидата Мартыненко И.И. Кроме того, кандидат Мартыненко И.И. при подаче заявления о согласии баллотироваться не должен был предоставлять во временную избирательную комиссию надлежаще заверенные копии документов о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения, решение политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу № 3, копию свидетельства о внесении записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц и копию устава политической партии, так как согласно п. 14.6 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ «В случае, если избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные п.п. «а», «в», п. 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таком случае иные кандидаты, выдвинутые, Этим избирательным объединением, документы, предусмотренные п.п. «а», «в», п. 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не предоставлять». Вышеуказанные документы во временную избирательную комиссию были предоставлены выдвинувшимся первым от местного отделения Партия кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 15 Капустиным В.С. На основании вышеизложенного в связи с тем, что Постановление ВИК г. Лермонтова о регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 3, считает принятым в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, просит суд, отказать Заявителю, зарегистрированному кандидату в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Боровиковой Н.Б., в удовлетворении предъявленных им требований в полном объеме.

Представитель Регионального отделения политической партии «Партия» в Ставропольском крае по доверенности Еремин М.А., надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Мартыненко И.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что он является кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, которого в установленном законом порядке выдвинуло избирательное объединение - Лермонтовское городское отделение политической партии «Партия». В установленный срок им были представлены документы, предусмотренные федеральным законом и необходимые для выдвижения и регистрации в качестве кандидата. ВИК г. Лермонтова, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3, в соответствии с законом проверила соответствие представленных им документов требованиям законодательства, а также порядок его выдвижения и не выявила каких-либо недостатков, препятствующих его регистрации. В порядке исполнения п. 1.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ избирательная комиссия не уведомляла его о несоблюдении требований закона к оформлению документов или выявленной неполноте сведений. Таким образом, у ВИК г. Лермонтова не было законных оснований для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 3. Доводы заявителя о том, что им в нарушение закона в избирательную комиссию представлены копии не всех страниц паспорта и трудовой книжки, не основаны на нормах закона и являются результатом неправильного толкования норм материального права - Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, а именно - в указанном законе (в ст. 33) не содержится указания на обязанность кандидата представлять копии необходимых документов в полном объеме (включая копии незаполненных или пустых страниц). В тоже время из указанной статьи можно сделать однозначный вывод о целях предоставления этих копий - «копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения....» (п. 2 ст. Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). При передаче копий указанных документов в ВИК г. Лермонтова 22.04.2012 г. вместе с заявлением о согласии баллотироваться им были представлены избирательной комиссии оригиналы паспорта, диплома и трудовой книжки. Комиссия сверила представленные им копии документов с оригиналами и сочла достаточным объем представленных копий для подтверждения тех сведений, которые были указаны в его заявлении о согласии баллотироваться. Данная позиция комиссии проявилась также в том, что ВИК г. Лермонтова не уведомляла его о неполноте сведений или несоблюдении требований к оформлению моих документов в порядке п.1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Данная позиция ВИК г. Лермонтова соответствует правовой позиции и практике ЦИК РФ, закрепленной, например, относительно проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва. Так в постановлении ЦИК РФ № 23/234-6 от 03.08.2012 г. «О Перечне и формах документов, представляемых политическими партиями в Центральную комиссию РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва» пунктом 1 одобрен соответствующий перечень документов (приложение 1). В п. 1.7 указанного приложения 1 имеется сноска «1», которая однозначно устанавливает, что «Копия паспорта должна содержать вторую и третью страницы, а также страницу с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства. Копия иного документа, удостоверяющего личность кандидата, должна содержать все страницы указанного документа.». Такова позиция ЦИК РФ - она никем не оспорена, а также по этим основаниям не оспорены прошедшие 04.12.2011 года выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ. Такие же аргументы можно привести и относительно представления документа, подтверждающего статус временно неработающего, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться. В полном соответствии с законом и положением, указанным в сноске «3» п. 1.9 приложения 1 указанного постановления ЦИК РФ - «Документом, подтверждающим статус лица как временно неработающего, может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы, документ об окончании учебного заведения (для лиц, которые не приступали к трудовой деятельности), а также указание в заявлении о согласии баллотироваться, что кандидат не работает.» им был представлен оригинал трудовой книжки с отметкой о последнем месте работы, копии страниц, подтверждающих указанные сведения и в заявлении о согласии баллотироваться было указано, что он временно неработающий. Поэтому указанные доводы заявителя о нарушении закона при представлении им необходимых для выдвижения копий документов являются необоснованными, противоречат правовой позиции Центральной избирательной комиссии РФ и сложившейся практике. Заявитель, ссылаясь на постановление ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1-1, подпунктов «в1», «в2» п. 24, подпунктов «61», «62» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и практику рассмотрения аналогичных дел, обосновывает свою правовую позицию положением, указанным в п.1 упомянутого разъяснения ЦИК РФ о том, что «кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата». Здесь уместно особо отметить, что указанное разъяснение ЦИК РФ датировано 2007 годом, а практика рассмотрения аналогичных дел, на которую ссылается заявитель, датируется 2008 годом, то есть не соответствует настоящему состоянию избирательного законодательства, претерпевшего за последние годы значительные изменения. Эти изменения коснулись также и правовой позиции по вопросу применения указанных разъяснений ЦИК РФ в связи с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении № 784-О-О от 01.06.2010 г. и которую не учитывать при рассмотрении таких дел невозможно. Конституционный Суд РФ в п.2.3. Определения №784-О-О от 01.06.2010 г. установил: «Пункт 1-1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.».. ..предусматривают право кандидата в течение срока, определенного в названных нормах, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам РФ реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.» Из выше изложенного следует, что Разъяснения ЦИК РФ от 23.03.2007 г. действуют, а следовательно могут быть применимы только в части, не противоречащей положениям Определения Конституционного Суда РФ № 784-О-0 от 01.06.2010 г. То есть то положение в разъяснениях ЦИК РФ, на которое ссылается заявитель не может быть применено в связи с противоречием позиции Конституционного Суда РФ. Вместо этого должно быть применено следующее положение из указанных разъяснений ЦИК РФ - абзац 2 пункта 5: «Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1-1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктом «б1» и (или) «б2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона». Следует также отметить, что после принятия Конституционным Судом РФ указанного определения, ЦИК РФ неоднократно в своих решениях (например, постановление ЦИК РФ № 245/1587-5 от 25.02.2011 г.) по аналогичным вопросам применяла сформулированную КС РФ правовую позицию, подтверждающую право кандидатов не только вносить уточнения в ранее представленные документы, но и восполнять недостающие сведения путем представления недостающего документа - главное, чтобы это представление состоялось в рамках установленного п.п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ срока - за день до дня регистрации кандидата. Комиссия в порядке п.п. 1-1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не уведомляла его о неполноте сведений или несоблюдении требований закона к оформлению документов. Он по собственной инициативе представил недостающий документ - справку о членстве в политической партии. Заявитель правильно указал, что справка была представлена ДД.ММ.ГГГГ, а заседание комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации, состоялось ДД.ММ.ГГГГ - то есть, справка представлена ровно за один день до дня заседания комиссии, а не позднее. Таким образом, им полностью соблюден, установленный законом порядок представления документов и не нарушены сроки. Утверждение заявителя о том, что на день предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Мартыненко И.И., в распоряжении Временной избирательной комиссии не было документа (справки о членстве в Партия), наличие которой является по закону обязательным для регистрации Мартыненко И.И. в качестве кандидата» является ложным, противоречащим фактическим обстоятельствам и, поэтому, оно не может быть учтено судом или взято в основу его выводов по данному делу. Довод заявителя о том, что им нарушен п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в части непредставления надлежаще заверенной копии документа о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения, решения партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, надлежаще заверенной копии свидетельства о внесении записи об избирательном объединении в единый госреестр юридических лиц записи об избирательном объединении является надуманным, не основанным на нормах закона и противоречащим фактическим обстоятельствам. Ссылаясь на п. 14.5. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, заявитель не удосужился прочитать следующий п. 14.6 указанной статьи, который устанавливает, что: «14.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таком случае иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять, (п. 14.6 введен Федеральным законом от 23.07.2011 г. № 259-ФЗ)». А фактические - ДД.ММ.ГГГГ кандидатом по одномандатному округу К.П.С., первым из кандидатов, выдвинутых избирательным объединением - Лермонтовским городским отделением политической партии «Партия» и представившим соответствующие документы для выдвижения, были представлены в комиссию (кроме документов персонально К.П.С.) - справка и выписка из протокола Лермонтовского горкома ПП Партия, подтверждающие полномочия К.П.С. как руководителя постоянно действующего коллегиального органа структурного подразделения партии, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения партии, нотариально заверенная копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о региональном отделении партии, выписка из протокола Пленума Ставропольского крайкома ПП Партия о создании местных отделений партии. То есть в полном соответствии с требованиями федерального закона на момент представления Мартыненко И.И. документов ДД.ММ.ГГГГ в комиссии имелись предусмотренные п.14.5. (п.п. «а») ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, ст.11-1 Закона СК от 26.06.20028 г. № 37-кз документы для выдвижения от избирательного объединения. В соответствии с п.1. и п. 16 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ после создания избирательного фонда мной ДД.ММ.ГГГГ было представлено в ВИК г. Лермонтова решение (постановление) Лермонтовского городского отделения политической партии Партия от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении его кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, необходимое для рассмотрения избирательной комиссией вопроса о его регистрации в качестве кандидата в силу указанных норм закона. Данные фактические обстоятельства полностью соответствуют правовой позиции, которая была сформулирована Лермонтовским городским судом в период избирательной кампании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении значительного числа аналогичных гражданских дел (например, дела , и др.), а именно: «указанные документы представил одновременно и только после этого открыл избирательный счет, то есть создал избирательный фонд. После уведомления ТИК г. Лермонтова об открытии счета В. никаких документов в комиссию не предоставлял, тем самым нарушил процедуру создания кандидатом предусмотренного законом избирательного фонда. Таким образом, на момент регистрации В. Фонд кандидата в порядке и сроки, предусмотренные законом, не был создан, что является основанием для отказа в регистрации В. на основании п.п. «ж» п. 24. ст. 38 Федерального закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ». Довод заявителя о том, что ст. 11-1 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз предусматривает «представление кандидатом копии устава политической партии» является не основанным на норме закона и прямо ему противоречит. Так согласно ст. 35 Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установлено: «14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта РФ не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (вред. Федерального закона от 23.07.2011 N259-ФЗ); б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения (пп. "б" в ред. Федерального закона от 23.07.2011 г. N 259-ФЗ); в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (п. 14.5 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 133-ФЗ)». Таким образом, в федеральном законе содержится прямая норма, исключающая представление в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов заверенной копии устава для избирательного объединения, являющегося политической партией, ее региональным или иным структурным подразделением. Лермонтовское городское отделение ПП Партия является местным отделением партии, ее структурным подразделением в соответствии с п. 3.1. Устава Партия и на него распространяется действие указанной нормы федерального закона. Следует отметить, что действующая редакция ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ принята 23.07.2011 г., а заявитель ссылается на норму краевого закона в редакции 07.07.2011 г. и не учитывает последних изменений федерального избирательного законодательства. В соответствии с ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ: «5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы, (вред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ). 6. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.». Таким образом, следует признать, что норма краевого закона (ст. 11-1), на которую ссылается заявитель, противоречит положениям, закрепленным в федеральном законе в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, содержащим закрытый перечень документов, представляемых кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, и который не может быть расширен законом субъекта РФ. В связи с вышеизложенным, считаю правильным применять нормы федерального закона, а не противоречащие ему положения Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз. Таким образом, Мартыненко И.И. с учетом сложившейся судебной практики, в полном объеме и своевременно, были представлены все предусмотренные законом документы для выдвижения и регистрации кандидатом, а у ВИК г. Лермонтова не было законных оснований для отказа ему в регистрации. Считает заявленные требования не основанными на законе и просит суд отказать заявителю, Боровиковой Н.Б., в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

       Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление Боровиковой Н.Б. удовлетворению не подлежит, считает, что заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Как видно из дела, постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края № 42\535-5 от 25.03.2012 г. была сформирована Временная избирательная комиссия по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва в составе 10 членов с правом решающего голоса, согласно прилагаемому списку.

Постановлением ВИК г. Лермонтова № 1\4 от 26.03.2012 г. назначены досрочные выборы в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва на 17.06.2012 г. Постановление было опубликовано в газете «Лермонтовские известия» г. Лермонтова 30.03.2012 г.

ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко И.И. обратился с заявлением в ВИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, как кандидат, выдвинутый Лермонтовским городским отделением политической партии «Партия» в г. Лермонтове.

К указанному заявлению были приложены надлежаще заверенные копии паспорта, аттестата об образовании, трудовой книжки.

ДД.ММ.ГГГГ ВИК г. Лермонтова приняла от Мартыненко И.И. документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, а именно постановление Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва. ДД.ММ.ГГГГ ВИК г. Лермонтова дополнительно была принята от Мартыненко И.И. справка о членстве в ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ

03.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова было принято постановление № 18/74 «О регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совета г. Лермонтова пятого созыва».

Постановлением № 26\192 от 11.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова Боровикова Н.Б. была зарегистрирована в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии со ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным), единому избирательным округам осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным), единому избирательным округам осуществляется со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Судом достоверно установлено, что Мартыненко И.И. ДД.ММ.ГГГГ представил в ВИК г. Лермонтова для уведомления о выдвижении Лермонтовским городским отделением ПП Партия по 3 одномандатному избирательному округу пакет документов, в том числе копию двух страниц паспорта, и трудовой книжки, предусмотренные ст.ст. 33 и 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, достоверность которых была удостоверена сотрудником ВИК г. Лермонтова, принимавшим документы.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии других документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения.

Как следует из материалов дела, комиссия после проведения проверки представленных Мартыненко И.И. документов, не направляла последнему извещение о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

Доказательств того, что указные в приобщённых ВИК г. Лермонтова копиях паспорта и трудовой книжки кандидата сведения о кандидате не соответствуют действительности, либо недостаточны для подтверждения указанных кандидатом в заявлении сведений о себе, заявителем и его представителем суду не представлено, а судом не установлено.

Представленная копия паспорта содержит полную информацию, необходимую для идентификации лица, обращающегося с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, позволила провести проверку достоверности сообщенных Мартыненко И.И. сведений необходимых для регистрации кандидата, а так же убедиться в отсутствии ограничения пассивного избирательного права.

Непредставленные копии страниц паспорта и трудовой книжки не содержат значимых для целей регистрации сведений, являются одинаковыми для всех паспортов граждан РФ и трудовых книжек граждан РФ.

В связи с чем, сведения о кандидате в приобщённых ВИК г. Лермонтова копиях страниц паспорта кандидата Мартыненко Т.В и его трудовой книжки соответствуют действительности, а отсутствие копий других незаполненных страниц паспорта, трудовой книжки само по себе, не свидетельствует о недействительности паспорта, трудовой книжки и их копий.

Так же судом установлено, что выдвижение Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва произведено на общем партийном собрании Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» ДД.ММ.ГГГГ, о чем в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, было представлено заверенное надлежащим образом постановление Первого секретаря Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные документы о партийной принадлежности Мартыненко И.И. к ПП «Партия» соответствуют требованиям п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, согласно которым кандидат вправе указать в заявлении в избирательную комиссию свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, официально заверенного и подтверждающего указанные сведения.

Партийная принадлежность Мартыненко И.И. к ПП «Партия» не вызвала сомнений у ВИК г. Лермонтова при принятии от него заявления ДД.ММ.ГГГГ, поскольку к нему прилагались надлежаще заверенные - постановление Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении члена партии Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты.

При этом, представление именно справки, как единственного документа, подтверждающего принадлежность кандидата к политической партии, федеральным избирательным законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, представление Мартыненко И.И. в ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ дополнительного документа - справки о том, что он является членом ПП «Партия» правового значения для определения законности его регистрации кандидатом в депутаты от указанного избирательного объединения не имеет.

Указанные требования закона Мартыненко И.И. так же не были нарушены, поскольку дополнительный документ - Справка от ДД.ММ.ГГГГ от Мартыненко Т.В. была принята ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ, а решение о его регистрации кандидатом в депутаты принято позже - 03.05.2012 г.

В соответствии с п.п. 2 и 14.5. статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (с изменениями внесенными Федеральным законом № 259-ФЗ от 23.07.2011 г.) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии со ст. 11.1. Закона СК от 26.06.2008 г. №37-кз (с изменениями внесенными Законом Ставропольского края от 10.04.2012 г. № 29-кз), при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии следующие документы, удостоверенные в соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона или постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии, постоянно действующим руководящим органом иного избирательного объединения:

копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

копию устава общественного объединения (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений).

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

В п.п. «б» п.14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ были внесены Федеральным законом от 23.07.2011 г. № 259-ФЗ изменения, исключающие для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, то есть для политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, необходимость представления в избирательную комиссию копии устава, которые вступили в силу со дня официального опубликования ФЗ №259 от 23.07.2011 г., а именно с 25.07.2011 г.

При этом, в п.2 ст.5 названного Федерального закона №259-ФЗ от 23.07.2011 г. сказано, что положения ст. 35 Федерального закона 12.06.2002 г. № 67-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Доводы заявителя и его полномочного представителя со ссылкой на то, что Мартыненко И.И. не была представлена копия устава политической партии, потому, что на момент принятия решения о назначении выборов в орган местного самоуправления действовала редакция ст.11-1 Закона СК от 26.06.2008 г. №37-кз, предусматривавшая необходимость представления кандидатами в депутаты при выдвижении от политических партий копий их уставов, суд не может принять во внимание, поскольку редакция ст. 11-1 Закона СК № 37-кз от 26.06.2008 г., на которую ссылается заявитель, противоречила положениям, закрепленным в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, содержащим закрытый перечень документов, представляемых кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, который не может быть расширен законом субъекта РФ.

В связи с чем, в действующей редакции Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз так же указано на то, что при выдвижении избирательными объединениями кандидаты представляют в избирательные комиссии документы, за исключением копии устава политической партии.

Кроме того, законы субъектов РФ о выборах не должны противоречить Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, о чём прямо указано в ст. 1 названного Федерального закона, а именно, что основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем, внесения изменений в соответствующие законы. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Взаимосвязанные положения законодательства о выборах свидетельствуют о том, что регистрация кандидата выдвинутого избирательным объединением осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

При этом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное представление устава политической партии в составе документов подаваемых для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением, в том числе структурным подразделением политической партии.

Кроме того, в соответствии с п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

В соответствии со п. 14.6. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в случае, если избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таком случае иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

В судебном заседании представитель ВИК г. Лермонтова Горшков М.В. пояснил, что документы о государственной регистрации СРО ПП «Партия», выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а также решение о создании Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» и копия устава ПП «Партия» были предоставлены в ВИК г. Лермонтова К.П.С., как выдвинувшимся первым от местного отделения ПП «Партия» кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 15.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией постановления ВИК г. Лермонтова о принятии документов от К.П.С. ДД.ММ.ГГГГ, при выдвижении его кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 (л.д. 59).

Таким образом судом достоверно установлено, что какие - либо недостатки в представленных кандидатом Мартыненко И.И. документах избирательной комиссией не были выявлены и предусмотренные законом действия, связанные с проверкой соблюдения требований к оформлению документов, избирательной комиссией к Мартыненко И.И. не применялись, в связи с чем, 03.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова было принято постановление № 18/74 «О регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совета г. Лермонтова пятого созыва».

В связи с чем, суд не может согласиться с доводами в заявлении Боровиковой Н.Б. и её представителя по доверенности адвоката Гайдина Р.А. о том, что оспариваемое заявителем постановление ВИК г. Лермонтова № 17/69 от 02.05.2012 г. было принято в нарушение Федерального избирательного законодательства.

В соответствии с п. 6 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п.п. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года, для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Заявителем не доказано, а судом не установлено нарушений Федерального законодательства при принятии ВИК г. Лермонтова постановления № 18/74 от 03.05.2012 г. о регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, как выдвинутого избирательным объединением - Лермонтовским городским отделением ПП «Партия».

Заявителем так же не представлено доказательств того, каким образом регистрация Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты нарушает её активное или пассивное избирательное право, при том, что Боровикова Н.Б. так же зарегистрирована кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, и как указанные обстоятельства могут повлиять на волю избирателей.

В связи с чем, заявление Боровиковой Н.Б. об отмене постановление ВИК г. Лермонтова № 18/74 от 03.05.2012 г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Боровиковой Н.Б. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 18/74 от 03.05.2012 г. о регистрации Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня принятия судом решения, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий                                                        Ю.В. Курдубанов

Решение суда на момент публикации не вступило в законную силу.