Дело № 2-185/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 мая 2012 года г.Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Калоевой З.А., при секретаре Максютиной Е.А., с участием: заявителя Еманова С.И., помощника прокурора г. Лермонтова Зеленского А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еманова С.И. о признании представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем прокурора г. Лермонтова К.Е.В. незаконным и отмене установил: Еманов С.И. обратился в суд с заявлением о признании представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем прокурора г.Лермонтова, незаконным и отмене указанного представления заместителя прокурора г. Лермонтова. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Лермонтова К.Е.В. вынесено Представление № Общему собранию ЖСК «Алмаз», расположенному по адресу: <адрес>, которым требует: безотлагательно, с участием прокурора г. Лермонтова рассмотреть настоящее представление. В течение месяца со дня внесения представления, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений жилищного законодательства РФ, причин и условий им способствующих, а именно произвести перерасчет начисленных платежей за потребленную горячую воду, произвести, и производить расчеты по начислению за пользование горячей водой в соответствии с законодательством. Привлечь к установленной законом дисциплинарной ответственности председателя правления ЖСК «Алмаз» Еманова С.И. О результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме. О времени и месте рассмотрения представления известить прокурора города заблаговременно. До вынесения указанного представления он был вынужден неоднократно являться в прокуратуру для дачи объяснений, что приводило к отрыву от основного места работы и нарушению его конституционных прав. Обжалуемое представление затрагивает его права и законные интересы. С вынесенным представлением об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, не согласен по следующим основаниям. Проверку по обращению гражданки П.В.Г.- бывшего бухгалтера ЖСК «Алмаз», проживающей по адресу: <адрес>, проводил помощник прокурора города Лермонтова Зеленский А.Е., по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, которому им были предоставлены копии затребованных учредительных документов, в том числе Устава ЖСК «Алмаз» и протокола заседания Правления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставлены объяснения от ДД.ММ.ГГГГ, в которых им разъяснено о том, что тариф на горячую воду устанавливается региональной тарифной комиссией Ставропольского края и для населения составляет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - 116 руб. 55 коп. за 1 куб.м. горячей воды. В ЖСК «Алмаз» указанный тариф не превышает установленную стоимость. Предоставленные П.В.Г. в прокуратуру расчеты на основании копий счетов, полученных в ЗАО «ЮЭК», произведены ненадлежащим образом, в нарушение «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» № 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года В соответствии с п. 7 указанных «Правил» собственник помещений в многоквартирном доме вносит плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. Расчеты, предоставленные им в объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают тот факт, что расчеты, произведенные П.В.Г., на основе которых вынесено представление прокурора, не соответствуют фактическим обстоятельствам использования тарифа на горячее водоснабжение. Он не согласен с тем, что в результате проведенной прокурорской проверки выявлены нарушения со стороны правления ЖСК «Алмаз» требований жилищного законодательства. В то же самое время не указано, какие именно требования жилищного законодательства правлением ЖСК «Алмаз» нарушены. Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуг предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Правление ЖСК «Алмаз» не устанавливало свои тарифы на горячую воду, а использовало тарифы, установленные органами государственной власти субъектов РФ. С утверждением заместителя прокурора г.Лермонтова о том, что «правлением ЖСК «Алмаз» во главе с председателем правления Емановым С.И. для жителей <адрес>, в нарушение жилищного законодательства установлен тариф на горячее водоснабжение 116руб. 55 коп. и таким образом, должностными лицами правления ЖСК «Алмаз» и председателем правления Емановым С.И. допущены нарушения жилищного законодательства Российской Федерации», не согласен на основании положений и норм Жилищного Кодекса Российской Федерации и Устава ЖСК «Алмаз». В соответствии с положениями Устава ЖСК «Алмаз», в частности, п. 13. 1,1 3.2,15.1 органами управления ЖСК являются: общее собрание членов ЖСК и правление ЖСК. Руководство текущей деятельностью ЖСК осуществляется правлением ЖСК. Правление ЖСК вправе принимать решения по всем вопросам деятельности ЖСК, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов ЖСК. В соответствии с п. 14. 7 Устава ЖСК «Алмаз» к исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов: внесение изменений и дополнений в Устав ЖСК; решение о реорганизации ЖСК; введение ограничений на использование общего имущества; избрание правления и ревизионной комиссии, переизбрание председателя и освобождение его от полномочий; утверждение отчетов финансово-хозяйственной деятельности; установление размеров обязательных платежей и сборов членов ЖСК; образование специальных фондов, в том числе резервного на восстановление проведение ремонта объектов, относящихся к общей долевой собственности; рассмотрение жалоб на правление, председателя и комиссии ЖСК; принятие и изменение по представлению председателя правления внутреннего распорядка обслуживающего персонала ЖСК, положения об оплате труда. Таким образом, аккумулирование текущих поступлений от членов ЖСК «Алмаз» по коммунальным платежам, рациональное и добросовестное их использование в интересах кооператива и его членов не относится к исключительной компетенции Общего собрания членов ЖСК «Алмаз» и решение, принятое членами правления ЖСК на заседании правления от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) в отношении стоимости горячей воды, является правомочным и законным. Пунктом 4 решения правления стоимость горячей воды оставлена по утвержденному РТК СК тарифу 116 руб. 55 коп. за 1 куб. м. до конца отопительного сезона с последующим перерасчетом в случае необходимости. Утверждение заместителя прокурора г.Лермонтова о том, что причинами и условиями, способствовавшими допущенным нарушениям закона, явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей председателя ЖСК «Алмаз» Еманова С.И. не основано на законе и не соответствует положениям Устава ЖСК «Алмаз» - главного учредительного документа ЖСК, в соответствии с п. 16 которого председатель правления избирается на 2 года и обеспечивает выполнение решений правления, общего собрания, руководит текущей деятельностью ЖСК и имеет право давать обязательные указания и распоряжения всем должностным лицам, издавать приказы о приеме и увольнении работников, поступающих работать в ЖСК постоянно и временно. В судебном заседании Еманов С.И. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить, в дополнение пояснив суду, что до вынесения указанного представления он был вынужден неоднократно являться в прокуратуру г. Лермонтова по повесткам для дачи различных объяснений, что приводило к отрыву от основанного места работы в МУП «Горводоканал» и нарушению его конституционного права свободно передвигаться и выбирать место пребывания, а также ущемлению его чести и доброго имени. Он был поставлен в такие условия, которые исключали возможность отказа от явки в прокуратуру, поскольку умышленное неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, должностным лицом, в адрес которого они вынесены, могло служить основанием для привлечения к административной ответственности. Обжалуемое представление адресовано Общему собранию ЖСК Алмаз, но его содержание затрагивает его права, свободы и законные интересы, как председателя ЖСК «Алмаз». Не согласен с требованием заместителя прокурора г. Лермонтова о привлечении к установленной законом дисциплинарной ответственности председателя правления ЖСК «Алмаз» ввиду того, что данное требование не основано на законе, поскольку может быть привлечено к какой- либо ответственности только лицо, вина которого доказана. Помощник прокурора г. Лермонтова Зеленский А.Е. в судебном заседании требования Еманова С.И. не признал, считает, что представление было вынесено на законных основаниях, кроме того представление было вынесено не лично в адрес Еманова С.И., в адрес общего собрания ЖСК «Алмаз». Вынесенное представление не нарушает права и интересы Еманова С.И. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, материалы надзорного производства №, суд считает, что заявление Еманова С.И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ П.В.Г. обратилась в прокуратуру г. Лермонтова с заявлением, в котором указала, что в ЖСК «Алмаз», расположенном по <адрес> председателем Емановым С.И. и правлением незаконно установлены завышенные тарифы на горячее водоснабжение. По результатам проведенной прокуратурой г. Лермонтова проверки исполнения требований жилищного законодательства зам. прокурора г. Лермонтова было вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации в адрес общего собрания ЖСК «Алмаз», с требованием безотлагательно его рассмотреть с участием прокурора, в течение месяца со дня вынесения представления, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений жилищного законодательства РФ, причин и условий им способствующих, а именно произвести перерасчет начисленных платежей за потребленную горячую воду, произвести и производить расчеты по начислению за пользование горячей водой в соответствии с законодательством, привлечь к установленной законом дисциплинарной ответственности председателя правления ЖСК «Алмаз» Еманова С.И., о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме, о времени и месте рассмотрения представления известить прокурора города заблаговременно (л.д.11-12). ДД.ММ.ГГГГ согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, письма от ДД.ММ.ГГГГ № общее собрание ЖСК «Алмаз», рассмотрев представление прокурора большинством голосов признало, что расчеты и начисления по горячей воде необходимо оставить без изменения, поскольку распределение и перерасчет производились в течение всего отопительного сезона и с апреля 2012 года начисление по горячей воде производить по факту потребления. Нарушений жилищного законодательства и должностных обязанностей со стороны председателя правления ЖСК «Алмаз» Еманова С.И. не выявлено. Решение правления и председателя ЖСК «Алмаз» об использовании тарифов на горячую воду, установленного региональной тарифной комиссией Ставропольского края, признано законным и отвечающим требованиям Устава и ЖК РФ и соответственно привлечение председателя к какой либо ответственности является недопустимыми (л.д.29-30). В силу ч. 1 ст. 3 и ст. 254 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Проверка прокуратурой г.Лермонтова в ЖСК «Алмаз» проведена по заявлению П.В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, которая будучи допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля показала, что она получила счета-фактуры на оплату коммунальных услуг ПЖСК « Алмаз» в ЗАО «ЮЭК», из которых видно, что тарифы на оплату горячее водоснабжение сильно завышены, в связи с чем, она обратилась в прокуратуру г. Лермонтова и предоставила подтверждающие документы. В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 3 ст.22, ст.ст. 24, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор и заместитель прокурора при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Таким образом, оспариваемое представление заместителя прокурора г. Лермонтова вынесено полномочным должностным лицом, поскольку прокурор г. Лермонтова и его заместитель в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" наделены полномочиями по внесению предписаний в отношении органов и должностных лиц. Согласно вышеуказанных положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований, содержащихся в представлении. Таким образом, доводы заявителя Еманова С.И. о незаконности оспариваемого представления и нарушении его прав и законных интересов, выразившихся в необходимости неоднократно являться в прокуратуру г. Лермонтова для дачи различных объяснений, нарушению конституционного права свободно передвигаться и выбирать место пребывания, а также ущемлению его чести и доброго имени, суд не может принять во внимание, поскольку согласно вышеуказанных положений Закона о прокуратуре представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно вынесено, а нарушений действующего законодательства по процедуре и порядка внесения представления судом не установлено, на момент рассмотрения дела в суде прокурором г. Лермонтова на основании данного представления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя не вынесено, с заявлением об обязании исполнить указанные в представлении требования прокурор г. Лермонтова в суд не обратился. Кроме того, решение общего собрания ЖСК «Алмаз» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого общим собранием решение правления и председателя ЖСК «Алмаз» об использовании тарифов на горячую воду признано законным и отвечающим требованиям Устава и ЖК РФ и привлечение председателя к ответственности недопустимыми, по мнению суда, не является доказательством необоснованности вынесенного представления заместителя прокурора г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами прокурорской проверки. На основании изложенного, суд считает требования Еманова С.И. не подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, решил: В удовлетворении заявленных требований Еманова С.И. о признании представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем прокурора г. Лермонтова К.Е.В. незаконным и отмене - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лермонтовский городской суд. Председательствующий судья З.А. Калоева На момент опубликования решение суда в законную силу не вступило