дело № 2-217/12 по заявлению Боровиковой Н.Б, об отмене решения ВИК г. Лермонтова от 11.05.2012 г. о регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3



        Дело № 2-217/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 года                        г. Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Курдубанова Ю.В.

при секретаре Хвостенко В.А.

с участием:

представителя заявителя Боровиковой Н.Б. - по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ адвоката Адвокатского кабинета <адрес> Гайдина Р.А.,

представителя заинтересованного лица - Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чукуновой Е.Н.,

представителя заинтересованного лица Пивоварова А.В. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Арасланова С.Н.,

старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровиковой Н.Б. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 26/201 от 11.05.2012 г. о регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3,

УСТАНОВИЛ:

Боровикова Н.Б., зарегистрированная кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва (далее - ВИК г. Лермонтова) № 26/201 от 11.05.2012 г. о регистрации Пивоварова А.В кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

В обоснование своих требований заявитель сослалась на то, что в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 37-кз) - соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Аналогичную правовую позицию изложила Центральная избирательная комиссия РФ (далее - ЦИК РФ) в п. 1 Постановления от 23.03.2007 г. N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в1", "в2" п. 24, подпунктов "б.1", "б.2" п. 25, подпунктов "з", "и" п. 26 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". 24.04.2012 г. в ВИК г. Лермонтова поступило заявление Пивоварова А.В. о согласии баллотироваться с прилагаемыми документами. При этом, в заявлении о согласии баллотироваться Пивоваров А.В. указал, что является временно не работающим, однако, документа, подтверждающего свой статус неработающего Пивоваров А.В. в ВИК г. Лермонтова не представил, чем грубо нарушил требования п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Формулировка п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ - «Вместе с заявлением кандидат представляет.. ., основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).. .», рассматривается как синоним слова - одновременно. По смыслу Закона, таким документом, об отсутствии места работы у кандидата, мог быть любой документ - трудовая книжка, справка налоговых органов и т.д. Отсутствие документа представляемого при выдвижении кандидата, необходимого для подтверждения статуса временно не работающего, является основанием для отказа в регистрации кандидата по п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Существует обширная судебная практика по применению судами п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Так - вступившее в законную силу решение Предгорного районного суда от 07.02.2012 г. в отношении кандидатов в депутаты совета депутатов муниципального образования - Винсадский сельсовет Предгорного р-на СК - З.Е.Н., Б.А.А., Г.В.П., М.М.В., М.А.А., Щ.А.Н., М.А.Ю., П.С.А. не представивших в ТИК Предгорного района СК документов подтверждающих место работы, род занятий, что так же отражается в Определении СК по гражданским делам ВС РФ от 04.03.2011 г. N 69-141-8. Регистрация в кандидаты в депутаты по смыслу статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ возможна только после выполнения ряда мер со стороны избирательной комиссии, в том числе проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах. ВИК г. Лермонтова не исполнила обязанностей по проверке сведений указанных кандидатом, об отсутствии у Пивоварова А.В. места роботы (например - отсутствуют какие-либо запросы направленные в государственные и иные органы). На основании календарного плана ВИК <адрес>, утверждённого постановлением № 2/7 от 27.03.2012г.: предельный срок представления документов для выдвижения кандидата- 25.05.2012 г.; предельный срок представления документов для регистрации кандидата - ДД.ММ.ГГГГ Документов подтверждающих отсутствие места работы Пивоваров А.В. не представил в ВИК г. Лермонтова ни в один из вышеназванных сроков. Согласно постановления ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1,.. . » именно на избирательную комиссию возложена обязанность по своевременному уведомлению кандидата о выявленных неполноте сведений и нарушениях в оформлении документов (п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). В случае нарушения сроков уведомления - избирательная комиссия не в праве принимать во внимание выявленные нарушения при разрешении вопроса о регистрации (отказе в регистрации) кандидата. При этом, в ситуации с кандидатом Пивоваровым А.В., не мог и не должен был использоваться механизм, предусмотренный п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, так как речь не шла о выявлении отсутствия в представленных кандидатом документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов. В данном случае речь идёт об отсутствии необходимого документа как такового. Об отсутствии того или иного документа избирательная комиссия не должна извещать кандидатов в порядке п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Данная правовая позиция так же, сформулирована в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.03.2011 г. N 69-Г11-8, Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.11.2011 г. № 25-Г11-20. Норма п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ не свидетельствует о возможности кандидата представлять дополнительные документы, необходимые для уведомления о его выдвижении и регистрации, которые не были представлены в установленные сроки. Ограничения, предусмотренные Постановлением ЦИК РФ от 23.03.2007 г. N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1,.. . », не распространяются на суды РФ. Согласно положений п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата являются любые основания, предусмотренные п.п. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, вне зависимости о того - был или не был реализован механизм, предусмотренный п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. На основании постановления № 3/14 ВИК от 28.03.2012 г. для одномандатного избирательного округа № 3 определено максимальное количество подписей избирателей представляемых для регистрации кандидата - 30, минимальное необходимое для регистрации количество подписей избирателей - 26. Пивоваровым А.В. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. в ВИК г. Лермонтова было представлено 30 подписей избирателей на 9 подписных листах. В соответствии с итоговым протоколом рабочей группы по проверке подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью проверки подписных листов, заключением группы экспертов-криминалистов, было выявлено: 3 недействительных подписи на основании заключения группы экспертов (п.п. «е» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ); 8 недействительных подписей имеющих неоговоренные исправления (п.п. «ж» и
«з» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ); 1 недействительная подпись на основании заключения экспертов и имеющая неоговоренные исправления (п.п. «е» и «з» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ); а всего -11 недействительных подписей избирателей. Действительными и достоверными было признано 19 подписей, что недостаточно для регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 3. В связи с этим, рабочей группой ВИК г. Лермонтова было рекомендовано отказать Пивоварову А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3. Итоговый протокол рабочей группы подписан 8-ю членами ВИК с правом решающего голоса (из них два особых мнения, письменно не приобщённых к итоговому протоколу). Заключение от ДД.ММ.ГГГГ экспертов-криминалистов при рассмотрении вопроса 11.05.2012 г. о регистрации (отказе в регистрации) Пивоварову А.В. во внимание принято не было. При этом, даже при исключении выводов сделанных экспертной группой, Пивоваровым А.В. можно говорить, что представлено лишь 21 действительных и достоверных подписей избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата. Тем не менее, 11.05.2012 года, решение о регистрации Пивоварова А.В. было принято с итогом: <данные изъяты> голоса «против» регистрации и <данные изъяты> голосов «за» регистрацию. Налицо явное нарушение закона, алогичность и непоследовательность действий членов комиссии с решающим голосом, противоречие между предыдущим мнением членов рабочей группы - членов ВИК г. Лермонтова с решающим голосом и мнением этих же членов ВИК г. Лермонтова в ходе голосования по существу вопроса, принятое решения ВИК не основанного на нормах материального права. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38 названного Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Из вышеуказанного следует, что ВИК г. Лермонтова принято заведомо не законное решение о регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 3. Регистрацией Пивоварова А.В. нарушен принцип равенства кандидатов по избирательному округу № 3, так как иные кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения представили необходимое количество подписей избирателей, собранных в соответствии с законом, представили в ВИК г. Лермонтова заявления о согласии баллотироваться с документами, подтверждающими сведения изложенные в заявлении в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и иным законам. В соответствии со ст.ст. 5 и 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ недопустимо нарушение принципа равенства кандидатов и предоставление кому-либо из кандидатов «льготных» условий для регистрации в качестве кандидата в депутаты, что влечёт нарушение прав иных кандидатов по этому же избирательному округу. Таким образом, исходя из вышесказанного, в регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 должно было быть отказано на основании п.п. «в» и «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Незаконностью регистрации кандидатом в депутаты Пивоварова А.В. нарушаются избирательные права кандидатов выдвинутых по данному избирательному округу и её избирательные права, в том числе пассивное избирательное право как кандидата в депутаты. В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ решения избирательной комиссии не соответствующие закону, либо принятые с превышением компетенции комиссии подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. В связи с тем, что незаконное решение ВИК г. Лермонтова о регистрации Пивоварова А.В. не было отменено вышестоящей избирательной комиссией, заявитель вынуждена обращаться в суд.

Заявитель Боровикова Н.Б. надлежаще извещенная о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель Боровиковой Н.Б. по доверенности адвокат Гайдин Р.А. просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, кроме того, считает, что Пивоваровым А.В. нарушены требования закона при заверении 2-х из 9-ти подписных листов, в которых в заверительной записи им собственноручно указано своё отчество В., вместо В., на что было указано Рабочей группой в итоговом протоколе и ведомости проверки подписных листов Пивоварова А.В., и что так же является основанием для признания всех подписей в данных листах недействительными.

Представитель ВИК г. Лермонтова по доверенности Чукунова Е.Н. просила отказать в удовлетворении заявления Боровиковой Н.Б., сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат Пивоваров А.В. подал в комиссию письменное заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 3, выдвинув себя в порядке самовыдвижения. Заявление содержало сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. № 67 ФЗ, то есть, указан избирательный округ № 3, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, гражданство, образование, также сведения о том, что он не давал согласия политической партии, иному общественному объединению на выдвижение в депутаты. ВИК г. Лермонтова посчитало, что Пивоваров А.В. выполнил требования выше указанной статьи, указав в графе «Основное место работы, занимаемая должность: временно не работающий» Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Пивоваров А.В. не предоставил трудовую книжку в силу того, что никогда не работал и трудовую книжку не заводил. Орган службы занятости населения также не может дать справку о том, что работает или нет гражданин, если на него никогда трудовая книжка не заводилась. Кандидат Пивоваров А.В. представил в комиссию 30 подписей избирателей на 9 сброшюрованных и пронумерованных в одну папку подписных листах. Постановлением комиссии от 28.03.2012 г. № 3/14 «Об утверждении количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатным избирательным округам с № 1 по № 15» установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 3 составляет 26 подписей избирателей, при этом количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию не может превышать 30 подписей избирателей. В соответствии со ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26.06.20028 г. № 37-кз, по решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения проверки подписных листов могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов (далее - рабочие группы). В состав рабочей группы были включены эксперты почерковеды. В соответствии с пунктом 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2012 г. № 67-ФЗ, на основании запроса избирательной комиссии, экспертами ЭКЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Г.Н.А., Ш.Е.В., Б.Н.А. в помещении комиссии были исследованы подписные листы с подписями в поддержку самовыдвижения кандидата Пивоварова А.В. Исследуя представленные подписные листы, эксперты - почерковеды пришли к выводу о том, что при сравнении исследуемого краткого рукописного текста в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», «Дата внесения подписи» подписных листов №: 1 (строка 3 и 4), выполнены одним лицом; № 3 (строка 4), № 4 (строка 1) выполнены одним лицом; № 4 (строка 4), № 8 (строка 1) выполнены одним лицом, между собой установлено совпадение общих и частных признаков почерка (заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ). Однако на заседании ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ (Протокол заседания ) членами комиссии было принято решение исключить экспертов почерковедов из состава рабочей группы. В дальнейшим при голосовании почерковедческая экспертиза не учитывалась. Проверка при использовании ГАС «Выборы» выявила совпадение листа № 4 (строка 3) с записью на листе №5 (строка 3). Членами рабочей комиссии также выявлены недействительными подписи на листах №: 1 (строка 1, 2, 3, 4), № 2 (строка 1,2,3,4), № 4 (строка 1 и 3)№: 8 (строка 1). А именно всего 11 недействительных подписей: 2- по заключению экспертизы, 1 - исключена, в связи с повторностью, 8 - внесены в итоговый протокол, в связи с тем, что на листах 1 и 2 в заверяющей записи кандидатом отчество указано с грамматической ошибкой. Все замечания внесены в Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. При голосовании и принятии решения о регистрации Пивоварова А.В. члены комиссии посчитали, что отсутствие грамотности не является препятствием для регистрации кандидата. Особое мнение членов рабочей группы Г.М.В. и Т.А.Н., о которых указано в заявлении Боровиковой Н.Б., письменно на день голосования представлены не были.

Заинтересованное лицо Пивоваров А.В., надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Полномочный представитель Пивоварова А.В. по доверенности Арасланов С.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, по тем основаниям, что в соответствии с п.п «в» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является «отсутствие документа, необходимого для выдвижения и регистрации». Заявитель в своем заявлении не указал, какой именно документ, необходимый для регистрации Пивоварова А.В. отсутствовал у избирательной комиссии. В заявлении делается предположение, что таким документом может быть «трудовая книжка..., справка налоговых органов и т.д.», но в силу своего молодого возраста Пивоваров А.В. не имеет трудовой книжки, а налоговые органы не выдают справки о том, является ли тот или иной гражданин работающим или нет. В соответствии с п.7. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, копия итогового протокола проверки подписных листов передается кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные п.п. «д» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ - (недостаточное количество подписей, необходимых для регистрации), кандидат имеет право получить копии ведомостей проверки подписных листов, а также получить копии официальных документов на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. Избирательная комиссия не выполнила эту обязанность и не вручила ни 08, ни 09, ни ДД.ММ.ГГГГ кандидату Пивоварову А.В. итоговый протокол проверки подписных листов с прилагающимися к нему документами. О признании подписей недействительными стало известно только на заседании комиссии 11.05.2012 г. Таким образом, избирательная комиссия лишила кандидата Пивоварова А.В. возможности узнать какие подписи были признаны недействительными и представить в избирательную комиссию доказательства обратного, и поэтому не имела право отказать в регистрации. Что касается подписей признанных недействительными на листе 1 и 2 из-за грамматической ошибки в написании самим кандидатом отчества «В.» вместо «В.», то в соответствии с п.п. «3» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, недействительными признаются «все подписи избирателей... если сведения о кандидате… не соответствуют действительности». Сведения о кандидате в подписном листе прописываются в «шапке» подписного листа. В «шапке» подписного листа сведения о кандидате соответствуют действительности - «Пивоваров А.В.», внизу же подписного кандидат собственноручно ставит свою подпись и дату. Подпись и дата кандидата указана, при написании своего отчества кандидат допустил грамматическую ошибку, но грамматические ошибки не являются основанием для признания подписей недействительными.

Председатель Избирательной комиссии Ставропольского края Демьянов Е.В., надлежаще извещённый о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление Боровиковой Н.Б. удовлетворению не подлежит, считает, что заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Как видно из дела, постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края № 42\535-5 от 25.03.2012 г. была сформирована Временная избирательная комиссия по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва в составе 10 членов с правом решающего голоса, согласно прилагаемому списку.

Постановлением ВИК г. Лермонтова № 1\4 от 26.03.2012 г. назначены досрочные выборы в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва на 17.06.2012 г. Постановление было опубликовано в газете «Лермонтовские известия» г. Лермонтова 30.03.2012 г.

ДД.ММ.ГГГГ Пивоваров А.В. обратился с заявлением в ВИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 в порядке самовыдвижения, в связи с чем, 02.05.2012 г. представил в ВИК г. Лермонтова документы для регистрации кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы с 30 из 26 необходимых подписей избирателей, собранных им в поддержку выдвижения кандидата.

11.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова было принято постановление № 26/201 «О регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совета г. Лермонтова пятого созыва.

Постановлением № 26\192 от 11.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова Боровикова Н.Б. была зарегистрирована в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании письменными доказательствами.

В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Согласно положениям п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Доводы заявителя Боровиковой Н.Б. и его представителя по доверенности адвоката Гайдина Р.А. со ссылкой на то, что Пивоваров А.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться не представил документ, подтверждающий его статус временно неработающего, суд не может принять во внимание, поскольку согласно разъяснениям, указанным в сноске «3» п. 1.9 приложения 1 постановления ЦИК РФ № 23/234-6 от 03.08.2012 г. «О перечне и формах документов, представленных политическими партиями в Центральную комиссию РФ при проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ шестого созыва» и сноске «2» п. 1.10 приложения 1 постановления ЦИК РФ № 56/490-6 от 11.11.2011 г. «О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию РФ при проведении выборов Президента РФ» документом, подтверждающим статус лица как временно неработающего, может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы, документ об окончании учебного заведения (для лиц, которые не приступали к трудовой деятельности), а так же указание в заявлении о согласии баллотироваться, что кандидат не работает.

Пивоваров А.В. представил в ВИК г. Лермонтова для уведомления о самовыдвижении по одномандатному избирательному округу №3 пакет документов, в том числе копию аттестата о среднем (полном) общем образовании. При этом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Пивоваров А.В. указал, что является временно не работающим.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участвующими в деле лицами, на момент подачи документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты, Пивоваров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> к трудовой деятельности не приступал, трудовую книжку не оформлял, таким образом, у него отсутствовала необходимость в предоставлении документов в подтверждение своего статуса, как временно не работающего.

Как следует из материалов дела, избирательная комиссия после проведения проверки представленных Пивоваровым А.В. документов, не направляла последнему извещение о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

Доказательств того, что указанные в приобщённых ВИК г. Лермонтова копиях документов сведения о кандидате не соответствуют действительности, либо недостаточны для подтверждения указанных кандидатом в заявлении сведений о себе, заявителем и его представителем суду не представлено, а судом не установлено.

В связи с чем, доводы заявителя и его представителя о нарушении Пивоваровым А.В. норм избирательного законодательства при представлении в ВИК г. Лермонтова необходимых для регистрации кандидатом в депутаты документов несостоятельны, так как Пивоваровым А.В. вместе с заявлением, в котором указан его статус как временно не работающего, был представлен документ об окончании учебного заведения, поскольку к трудовой деятельности после этого он не приступил.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 названного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно ст. 14 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

В соответствие с п. 13 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата принимается на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением ВИК г. Лермонтова от 28.03.2012 г. № 3/14 по одномандатному избирательному округу № 3 утверждено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата - 26, и максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата - 30. При этом, установлена 100% проверка подписей избирателей экспертом - почерковедом.

Постановлением ВИК г. Лермонтова № 3/17 от 28.03.2012 г., с изменениями внесёнными постановлением № 6/29 от 10.04.2012 г., была создана Рабочая группа для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписях, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, представленных кандидатами в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва, с привлечением экспертов - почерковедов из органов внутренних дел.

Представитель ВИК г. Лермонтова Чукунова Е.Н. в судебном заседании пояснила, что при принятии решения о регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Временной избирательной комиссией были исследованы все представленные документы для регистрации кандидата и какие - либо недостатки в представленных кандидатом Пивоваровым А.В. документах выявлены не были. При этом, заключение экспертов - почерковедов от ДД.ММ.ГГГГ и заключение Рабочей группы о наличии недействительных подписей избирателей в подписных листах Пивоварова А.В. не было принято во внимание ВИК <адрес>, так как согласно выписке из протокола заседания ВИК г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ и постановления ВИК г. Лермонтова от 04.05.2012 г. № 19/78, эксперты - почерковеды из органов внутренних дел Б.Н.А., Г.Н.А., К.С.В., Р.Н.Н. и Ш.Е.В. были исключены Временной избирательной комиссией из состава Рабочей группы.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания ВИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением ВИК г.Лермонтова №19\78 от 04.05.2012 г. (лд.116-121), которое никем в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.

Кроме того, заключение Рабочей группы о признании недействительными подписей избирателей в соответствии с действующим избирательным законодательством, не является безусловным основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.

В связи с чем, принятие решения ВИК г.Лермонтова о регистрации (отказе в регистрации) кандидатом в депутаты без учёта заключения привлечённых специалистов - почерковедов и заключения Рабочей группы, относится к исключительной компетенции избирательной комиссии.

В связи с чем, суд не может согласиться с доводами заявителя Боровиковой Н.Б. и ее представителя по доверенности адвоката Гайдина Р.А. о том, что оспариваемое в заявлении постановление ВИК г. Лермонтова № 26\201 от 11.05.2012 г. было принято при отсутствии необходимого количества действительных подписей избирателей собранных в поддержку выдвижения кандидата Пивоварова А.В.

Таким образом, судом достоверно установлено, что какие - либо недостатки в представленных кандидатом Пивоваровым А.В. документах избирательной комиссией не были выявлены и предусмотренные законом действия, связанные с проверкой соблюдения требований к оформлению документов, избирательной комиссией к Пивоварову А.В. не применялись, в связи с чем, 11.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова было принято постановление № 26/201 «О регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совета г. Лермонтова пятого созыва».

В связи с чем, суд не может согласиться с доводами в заявлении Боровиковой Н.Б. и её представителя по доверенности адвоката Гайдина Р.А. о том, что оспариваемое заявителем постановление ВИК г. Лермонтова № 26/201 от 11.05.2012 г. было принято в нарушение Федерального избирательного законодательства.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Заявителем не доказано, а судом не установлено нарушений Федерального законодательства при принятии ВИК г. Лермонтова постановления № 26/201 от 11.05.2012 г. о регистрации кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

Заявителем так же не представлено доказательств того, каким образом регистрация Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты нарушает её активное или пассивное избирательное право, при том, что Боровикова Н.Б. так же зарегистрирована кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, и как указанные обстоятельства могут повлиять на волю избирателей.

В связи с чем, заявление Боровиковой Н.Б. об отмене постановление ВИК г. Лермонтова № 26/201 от 11.05.2012 г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Боровиковой Н.Б. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 26/201 от 11.05.2012 г. о регистрации Пивоварова А.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня принятия судом решения, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий                                                        Ю.В. Курдубанов

Решение суда на момент публикации не вступило в законную силу