дело № 2-206/12 по заявлению Трунова Е.М. об отмене постановления ВИК № 19/69 о регистрации кандидатом в депутаты Мартыненко Т.В.



        Дело № 2-206/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2012 года                        г. Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Курдубанова Ю.В.

при секретаре Хвостенко В.А.

с участием:

заявителя - Трунова Е.М.,

представителя заявителя Трунова Е.М. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Петрова С.Н.,

представителей заинтересованного лица - Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Чукуновой Е.Н. и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Горшкова М.В.,

представителей заинтересованного лица Мартыненко Т.В. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чибисова А.Ю. и Гуцева Е.Е.,

старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трунова Е.М. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 17/69 от 02.05.2012 г. о регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4,

УСТАНОВИЛ:

Трунов Е.М., зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 обратился в суд с заявлением об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва (далее - ВИК г. Лермонтова) № 17/69 от 02.05.2012 г. о регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что в соответствии с п.п. «в» п. 14.5. ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ: «кандидат должен представить в избирательную комиссию решение.. .общего собрания.. .о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному.. . округу». В избирательную комиссию было представлено постановление общего партийного собрания Лермонтовского городского отделения политической партии «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому тайным голосованием Мартыненко Т.В. была выдвинута по избирательному округу № 5. Данный факт подтверждается протоколом общего партийного собрания Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ, который представлен в избирательную комиссию кандидатом К.В.С. За выдвижение Мартыненко Т.В. по 5 избирательному округу проголосовало 25 из 27 участников собрания. Таким образом, при выдвижении Мартыненко Т.В. были не соблюдены требования к выдвижению, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», что является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании п.п. «б» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. В соответствии с п.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется комиссией при наличии.. . иных предусмотренных законом документов. Статьёй 11-1 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26.06.2008 г. № 37-кз в редакции, действующей на 26.03.2012 г., на момент принятия решения о назначении выборов, предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным избирательным округам кандидаты представляют копию устава политической партии. Кандидатом Мартыненко Т.В. эта обязанность не была выполнена, копия устава в избирательную комиссию представлена не была. С ДД.ММ.ГГГГ действует новая редакция Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, которая не предусматривает обязанность кандидата, выдвинутого политической партией, предоставлять копию устава, но на момент назначения выборов действовала старая редакция закона, и в силу ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ именно она и должна была применяться. В соответствии с п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, основаниями отказа является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата... документов, необходимых в соответствии с.. .. иным законом, для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата». Кроме того, в дополнение к заявленным требованиям Трунов Е.М. сослался на непредставление кандидатом Мартыненко Т.В. в установленный законом срок документа, подтверждающего принадлежность Мартыненко Т.В. к ПП «Партия». Так, ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко Т.В. обратилась с заявлением в ВИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 4, как кандидат, выдвинутый Лермонтовским городским отделением политической партии Партия в г. Лермонтове. Кандидат Мартыненко Т. В. в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты Совета г. Лермонтова указала на свою принадлежность к политической партии «Партия». В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ Мартыненко Т. В. обязана была вместе со своим заявлением и другими документами, предусмотренными избирательным законом, представить документ, подтверждающий указанные ею сведения о членстве в Партия, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии. Срок по выдвижению кандидатов в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва установлен до 25 апреля включительно (25 дней после публикации 30 марта соответствующего решения о проведении выборов). В нарушение указанных требований закона Мартыненко Т. В. представила справку о принадлежности к ПП «КПРФ» только ДД.ММ.ГГГГ г., то есть уже после установленного законом срока. Факт несвоевременного представления подтверждения сведений о членстве в Партия Мартыненко Т.В. зафиксирован письменными «подтверждениями» временной избирательной комиссии о принятии документов, представленных данным кандидатом для выдвижения и регистрации с описью представленных документов от ДД.ММ.ГГГГ В нарушение закона, ВИК г. Лермонтова не уведомила Мартыненко Т.В. о выявленных недостатках, а именно о непредставлении ею документа, подтверждающего ее членство в партии, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, закрепленной в определении от 01.06.2010 г. № 784-О-О, является обязательным. Кандидат Мартыненко Т.В. самостоятельно представила в ВИК г. Лермонтова справку о членстве в политической партии КПРФ за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации - ДД.ММ.ГГГГ ВИК г. Лермонтова не выявила недостатков в документах у Мартыненко Т.В. и постановлением ВИК г. Лермонтова была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 4. Однако, в соответствии с Разъяснением порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в1», «в2» пункта 24, подпунктов «б1», «б2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, утвержденном постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4. кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки (до 25 апреля включительно), установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата. Таким образом, в данном случае неизвещение избирательной комиссией кандидата о непредставлении им необходимых документов не может препятствовать принятию комиссией решения об отказе в регистрации кандидата. Такой вывод сделан, например, в Постановлении Центральной избирательной комиссии от 17.02.2012 г. № 103/831-6 при рассмотрении жалобы К.Ю.А. Судебная практика рассмотрения аналогичных дел также однозначно подтверждает, что отсутствие документов, необходимых для представления вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, которое не связано с другим самостоятельным основанием - отсутствием в документах необходимых сведений. Данная правовая позиция, в частности, была сформулирована Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.09.2010 г. № 33-11453. Таким образом, на день предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Мартыненко Т. В., в распоряжении ВИК г. Лермонтова не было документа, подтверждающее указанные ею сведения о членстве в Партия, наличие которых является по закону обязательным для регистрации Мартыненко Т. В. в качестве кандидата. Избирательным законодательством предусмотрена, в частности, возможность выдвижения беспартийного гражданина соответствующим подразделением политической партии. Мартыненко Т.В. не было представлено документа, подтверждающее указанные ею сведения о членстве в Партия, в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, следовательно ВИК г. Лермонтова не могла знать о членстве в Партия. В документах, отражающих процедуру выдвижения кандидата Мартыненко Т.В., отсутствует указание на партийную принадлежность кандидата Мартыненко Т.В. и факт выдвижения Мартыненко Т.В. местным отделением Партия, сам по себе, вовсе не означает документального подтверждения членства Мартыненко Т.В. в Партия. Данная позиция отражена в Постановлении Центральной избирательной комиссии от 17.02.2012 г. № 103/831-6 при рассмотрении жалобы К.Ю.А. на избирательную комиссию, где ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты, в связи с отсутствием документа, подтверждающего указанные им сведения о членстве в политической партии. Центральная избирательная комиссия - оставила жалобу без удовлетворения. При таких обстоятельствах избирательная комиссия имела правовые основания, предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 г. N 263-ФЗ), и поэтому была обязана принять решение об отказе в регистрации кандидата Мартыненко Т.В. На общепартийном собрании Лермонтовского городского отдела ПП «Партия» Мартыненко Т.В. выдвинута кандидатом в депутаты в депутаты Совета города Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 5, что было оформлено решением общего партийного собрания Лермонтовского городского отделения ПП «Партия». Однако решение об изменении для Мартыненко Т.В. округа № 5 на округ № 4 было оформлено не решением общего собрания членов местного отделения Партия, а постановлением Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия». Полномочия Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» по выдвижению кандидатур уставом Партия не предусмотрены. Во Временную избирательную комиссию поступило заявление кандидата Мартыненко Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она указала: «Прошу снять с рассмотрения документы, представленные мною во временную избирательную комиссию по описи документов ДД.ММ.ГГГГ за ». Согласно описи принятых документов ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко Т.В. представила в избирательную комиссию следующие документы: Заявление о согласии баллотироваться кандидатом; копия паспорта; копия диплома об образовании; копия трудовой книжки. Таким образом, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко Т.В. отозвала свое согласие баллотироваться на выборах депутатов Совета г. Лермонтова 5-го созыва и документы, ранее представленные ею в комиссию в соответствии с требованиями избирательного закона. При таких обстоятельствах у временной избирательной комиссии не было никаких законных оснований для регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом по округу № 4. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ кандидат, уведомивший избирательную комиссию о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты, обязан представить, среди прочих документов, копию паспорта. Кандидатом Мартыненко Т.В. в избирательную комиссию были представлены сведения о кандидате в виде ксерокопий двух листов паспорта, отражающие только персональные данные о личности Мартыненко Т.В. и сведения о месте ее жительства. Две страницы паспорта не могут, в силу действующего законодательства, быть признаны копией паспорта. Порядок надлежащего оформления копий паспорта, как и иных юридически значимых документов, установлен государственными стандартами Российской Федерации - ГОСТ Р 51141-98 и ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятом Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 г.
№ 65-ст. В соответствии с п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98 заверенной копией документа является копия, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. В соответствии с п. 3.26 ГОСТ 6.30-2003, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют завершительную надпись «верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Указанный порядок действий и необходимые реквизиты копии документа указаны также в абз. 4 п. 1 действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 г. N 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Никаких указанных реквизитов на двух листах паспорта Мартыненко Т.В. не имеется, поэтому эти отдельные листки паспорта не могли быть приняты избирательной комиссией в качестве надлежащего документа. Утверждение, что две странички из паспорта Мартыненко Т.В. якобы являются копией собственно самого паспорта, противоречат Положению о паспорте гражданина РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. N 828. Пункт 5 указанного Постановления указывает, что в паспорт гражданина РФ вносятся следующие данные: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ, и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о детях (гражданах РФ, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами. Кроме отметки о регистрации по месту жительства ничего из этого обязательного перечня в двух ксерокопированных страницах паспорта Мартыненко Т.В. не содержится, поэтому эти две страницы, в силу закона, копией паспорта не являются. При изложенных обстоятельствах избирательная комиссия имела правовые основания, предусмотренные подпунктом «в», пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 г. N 263-ФЗ), и поэтому была обязана принять решение об отказе в регистрации кандидата. Неисполнение избирательной комиссией обязанности надлежаще проверять на соответствие закону представленные кандидатами документы и, как следствие, принятие комиссией незаконного решения о регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты, не лишает других зарегистрированных по округу № 4 кандидатов права требовать в суде отмены незаконного постановления ВИК г. Лермонтова. Обжалуемое постановление ВИК г. Лермонтова существенно нарушает предоставленное заявителю Конституцией РФ (ст.32) право быть избранным в органы местного самоуправления на основе принципа равенства прав кандидатов в избирательном процессе. Нарушение кандидатом Мартыненко Т.В. порядка представления обязательных в силу закона документов, необходимых для регистрации кандидата, также нарушает право заявителя участвовать в выборах на равных основаниях, когда все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, что прямо предусмотрено ч. 1 ст. 5, а также ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Нарушение кандидатом Мартыненко Т.В. обязанностей в рамках избирательного процесса ставит её в преимущественное положение по сравнению с другими кандидатами, добросовестно соблюдающими предусмотренные ограничения и выполняющими требования законодательства. Таким образом, ВИК г. Лермонтова должна была отказать Мартыненко Т.В. в регистрации в качестве кандидата.

     Заявитель Трунов Е.М. и его представитель по доверенности Петров С.Н. просили заявленные требования удовлетворить по указанным основаниям.

В судебном заседании представители заинтересованного лица - ВИК г. Лермонтова по доверенности Чукунова Е.Н. и Горшков М.В. просили отказать в удовлетворении заявления Трунова Е.М. по тем основаниям, что согласно п.п. «г» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в избирательные комиссии документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час.<данные изъяты> мин. Мартыненко Т.В. во временную избирательную комиссию был представлен пакет документов, в числе которых представлены: заявление о том, что Мартыненко Т.В. дает согласие избирательному объединению Лермонтовское городское отделение ПП «Партия» баллотироваться по одномандатному избирательному округу №4 от ДД.ММ.ГГГГ (вхо<адрес>). Кроме того, в тот же день ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. Мартыненко Т.И. дополнительно были представлены документы: постановление от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении тайным голосованием Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 (вхо<адрес>.2/05-04). Так же ДД.ММ.ГГГГ ею представлен пакет документов (вхо<адрес>): уведомительное письмо об изменении одномандатного избирательного округа № 5 на округ № 4; выписка из протокола № заседания Комитета от ДД.ММ.ГГГГ Лермонтовского городского отделения политической партии «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ; постановление Комитета Лермонтовского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ датированное ДД.ММ.ГГГГ; согласие Мартыненко Т.В. на изменении одномандатного округа №5 на №4; решение Общего партийного собрания Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» о ее выдвижении кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко Т.В. обратилась в избирательную комиссию с заявлением о снятии с рассмотрения документов представленных в комиссию ДД.ММ.ГГГГ под входящим .2/05-04 и представила новый пакет документов, который включал в себя: заявление о том, что Мартыненко Т.В. дает согласие избирательному объединению Лермонтовское городское отделение ПП «Партия» баллотироваться по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ (вхо<адрес>); уведомительное письмо об изменении одномандатного избирательного округа № 5 на округ № 4 (вхо<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ); постановление от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении тайным голосованием Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4. ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко Т.В. представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она действительно является членом политической партии «Партия» СРО ПП «Партия». В настоящей справке имеется дата регистрации ПП «Партия» в Управлении Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому краю, регистрационный номер общественного объединения - 2857. Согласно пп. 1.1 п. 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем... в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, что и было сделано кандидатом Мартыненко Т.В. Кроме того, п. 14.6 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в случае, если избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таком случае иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять. Так Устав партии был предоставлен временной комиссии членом ПП «Партия» первым секретарем Комитета Лермонтовского городского отделения политической партии «Партия» К.В.С. который подал документы ранее. На основании представленных документов комиссия пришла к выводу, что оснований для отказа в регистрации Мартыненко Т.В. в качестве кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 4 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова Совет города Лермонтова пятого созыва нет.

Заинтересованное лицо Мартыненко Т.В., надлежаще извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие и письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что она является кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, выдвинутым в установленном законом порядке избирательным объединением - Лермонтовским городским отделением политической партии «Партия». Изначально решением Общего партийного собрания Лермонтовского городского отделения ПП Партия от ДД.ММ.ГГГГ она была выдвинута кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5. В дальнейшем, по решению Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия», принятом на своем заседании, с её согласия одномандатный избирательный округ № 5 был изменен на одномандатный избирательный округ № 4. В этом случае избирательное объединение воспользовалось правом, предоставленным ему п. 15 ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ и закрепленным п.4 ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, на изменение кандидату, с его согласия, избирательного округа, осуществленного в пределах установленного законом срока: «15. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут, (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ)»; «4. Избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут. Решение избирательного объединения, а также документ, подтверждающий согласие кандидата на изменение избирательного округа, должны быть представлены в избирательную комиссию в период, установленный настоящим Законом для выдвижения кандидатов». В установленный срок ею были представлены документы, предусмотренные Федеральным законом и необходимые для выдвижения и регистрации в качестве кандидата. ВИК г. Лермонтова, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4, в соответствии с законом проверила соответствие представленных ею документов требованиям законодательства, а также порядок её выдвижения и не выявила каких-либо недостатков, препятствующих её регистрации. В порядке исполнения п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ избирательная комиссия не уведомляла её о несоблюдении требований закона к оформлению документов или выявленной неполноте сведений. Таким образом, у ВИК г. Лермонтова не было законных оснований для отказа ей в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 4. Довод заявителя о том, что ст. 11-1 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз предусматривает: «представление кандидатом копии устава политической партии» является не основанным на норме закона и прямо ему противоречит. Так ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установлено: «14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта РФ не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с п.14.5 ст. 35 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. Таким образом, в Федеральном законе содержится прямая норма, исключающая представление в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов заверенной копии устава для избирательного объединения, являющегося политической партией, ее региональным или иным структурным подразделением. Лермонтовское городское отделение ПП «Партия» является местным отделением партии, ее структурным подразделением в соответствии с п.3.1. Устава Партия и на него распространяется действие указанной нормы Федерального закона. Следует отметить, что действующая редакция ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ принята ДД.ММ.ГГГГ, а заявитель ссылается на норму краевого закона в редакции ДД.ММ.ГГГГ и не учитывает последних изменений Федерального избирательного законодательства. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ: «5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы. 6. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.» Таким образом, следует признать, что норма краевого закона (ст. 11-1), на которую ссылается заявитель, противоречит положениям, закрепленным в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, содержащим закрытый перечень документов, представляемых кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, и который, не может быть расширен законом субъекта РФ. В связи с вышеизложенным, считает правильным применять нормы Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, а не противоречащие ему положения Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз. Считает заявленные требования не основанными на законе и просит суд отказать заявителю Трунову Е.М., в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

В судебном заседании представители Мартыненко Т.В. по доверенности Гуцев Е.Е. и Чибисов А.Ю. просили отказать в удовлетворении заявления Трунова Е.М., сославшись на то, что заявитель, ссылаясь на постановление ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения п. 1-1, подпунктов «в1», «в2» п. 24, подпунктов «б1», «б2» п. 25, подпунктов «з», «и» п. 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и практику рассмотрения аналогичных дел, обосновывает свою правовую позицию положением, указанным в п.1 упомянутого разъяснения ЦИК РФ о том, что «кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата». Здесь уместно особо отметить, что указанное разъяснение ЦИК РФ датировано 2007 годом, а практика рассмотрения аналогичных дел, на которую ссылается заявитель, датируется 2008 годом, то есть не соответствует настоящему состоянию избирательного законодательства, претерпевшего за последние годы значительные изменения. Эти изменения коснулись также и правовой позиции по вопросу применения указанных разъяснений ЦИК РФ в связи с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении №784-О-О от 01.06.2010 года и которую не учитывать при рассмотрении таких дел невозможно. Конституционный Суд РФ в п. 2.3. Определения №784-О-О от 01.06.2010 установил: «Пункт 1-1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названных нормах, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам РФ реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.» Из выше изложенного следует, что Разъяснения ЦИК РФ от 23.03.2007 года действуют, а следовательно могут быть применимы только в части, не противоречащей положениям Определения Конституционного Суда РФ №784-О-О от 01.06.2010. То есть то положение в разъяснениях ЦИК РФ, на которое ссылается заявитель не может быть применено в связи с противоречием позиции Конституционного Суда РФ. Вместо этого должно быть применено следующее положение из указанных разъяснений ЦИК РФ - абзац 2 п. 5: «Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1-1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в1» и (или) «в2» п. 24, подпунктом «б1» и (или) «б2» п. 25, подпунктом «з» и (или) «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона». После принятия Конституционным Судом РФ указанного определения, ЦИК РФ неоднократно в своих решениях (например, постановление ЦИК РФ №245/1587-5 от 25.02.2011 г.) по аналогичным вопросам применяла сформулированную КС РФ правовую позицию, подтверждающую право кандидатов не только вносить уточнения в ранее представленные документы, но и восполнять недостающие сведения путем представления недостающего документа - главное, чтобы это представление состоялось в рамках установленного п.п.1-1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ срока - за день до дня регистрации кандидата. Кроме этого, нельзя не упомянуть о п. 2 указанных разъяснений ЦИК РФ, которые регулируют вопросы восполнения недостающих сведений при самостоятельном выявлении кандидатом недостатков в ранее представленных им документах. Абзацы 5 и 6 указанного пункта устанавливают, что: «Если кандидатом, избирательным объединением производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом, иным законом документального подтверждения, кандидат, избирательное объединение обязаны представить документы, подтверждающие указанные сведения. Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов (далее - избирательная комиссия), обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом.» Комиссия в порядке п.п. 1-1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не уведомляла Мартыненко Т.В. о неполноте сведений или несоблюдении требований закона к оформлению документов. Мартыненко Т.В. по собственной инициативе представила недостающий документ - справку о членстве в политической партии. Заявитель правильно указал, что справка была представлена ДД.ММ.ГГГГ, а заседание комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации Мартыненко Т.В., состоялось ДД.ММ.ГГГГ - то есть, справка представлена ровно за один день до дня заседания комиссии, а не позднее. Таким образом, ею полностью соблюден, установленный законом порядок представления документов и не нарушены сроки. Утверждение заявителя о том, что на день предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Мартыненко Т.В., в распоряжении ВИК г. Лермонтова не было документа (справки о членстве в Партия), наличие которой является по закону обязательным для регистрации Мартыненко Т.В. в качестве кандидата является ложным, противоречащим фактическим обстоятельствам и, поэтому, оно не может быть учтено судом или взято в основу его выводов по данному делу. Решение об изменении избирательного округа принималось Комитетом городского отделения «Партия» в полном соответствии с законом и Уставом Партия. Комитет городского отделения «Партия» является постоянно действующим коллегиальным руководящим органом городского отделения «Партия», действующим в период между общими партийными собраниями. К исключительной компетенции общего партийного собрания не относится вопрос об изменении избирательного округа выдвинутого собранием кандидата. В соответствии с п.5.8. Устава Партия к компетенции комитета относятся вопросы по отзыву выдвинутых местным отделением (общим
партийным собранием) кандидатов, исключение выдвинутых кандидатов из списка, а также иные вопросы, предусмотренные Уставом партии или другие вопросы по поручению общего партийного собрания. На общем партийном собрании, среди вопросов повестки дня был вопрос о делегировании полномочий от общего партийного собрания городскому комитету партии - по решению всех
вопросов, связанных с проведением выборов депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва. Таким образом, у комитета Лермонтовского городского отделения «Партия» имелись полномочия по решению вопроса, связанного с проведением выборов - а именно на изменение избирательного округа кандидату (с согласия Мартыненко Т.В.). По третьему основанию заявленных требований - считают доводы заявителя необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам, так как Мартыненко Т.В. не отзывала своих документов о выдвижении (в т.ч. заявления о согласии баллотироваться по округу № 4, копии подтверждающих сведения в указанном заявлении, документов). В связи с технической ошибкой (неверное указание номера округа), по просьбе секретаря ВИК г. Лермонтова, Мартыненко Т.В. просила снять с рассмотрения дополнительное уведомительное письмо (вх. ) к которому в приложении представлялось постановление общего собрания о выдвижении Мартыненко Т.В. Позже кандидатом Мартыненко Т.В. это постановление было представлено с другим уведомительным письмом. Таким образом, утверждения заявителя являются ложными, не соответствующими фактическим обстоятельствам и вводят суд в заблуждение. Доводы заявителя о том, что Мартыненко Т.В. в нарушение закона в избирательную комиссию представлены копии не всех страниц паспорта и трудовой книжки, не основаны на нормах закона и являются результатом неправильного толкования норм материального права - Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, а именно - в указанном законе (в ст. 33) не содержится указания на обязанность кандидата представлять копии необходимых документов в полном объеме (включая копии незаполненных или пустых страниц). В тоже время из указанной статьи можно сделать однозначный вывод о целях предоставления этих копий - «копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения....» (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). При передаче копий указанных документов в ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ вместе с заявлением о согласии баллотироваться Мартыненко Т.В. были представлены избирательной комиссии оригиналы паспорта, диплома и трудовой книжки. Комиссия сверила представленные Мартыненко Т.В. копии документов с оригиналами и сочла достаточным объем представленных копий для подтверждения тех сведений, которые были указаны в её заявлении о согласии баллотироваться. Данная позиция комиссии проявилась также в том, что ВИК г. Лермонтова не уведомляла Мартыненко Т.В. о неполноте сведений или несоблюдении требований к оформлению документов Мартыненко Т.В. в порядке п. 1-1. ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Данная позиция ВИК г. Лермонтова соответствует правовой позиции и практике ЦИК РФ, закрепленной, например, относительно проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва. Так в постановлении ЦИК РФ №23/234-6 от 03.08 2012 «О Перечне и формах документов, представляемых политическими партиями в Центральную комиссию РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва» пунктом 1 одобрен соответствующий перечень документов (приложение 1). В п. 1.7 указанного приложения 1 имеется сноска «1», которая однозначно устанавливает, что «Копия паспорта должна содержать вторую и третью страницы, а также страницу с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства. Копия иного документа, удостоверяющего личность кандидата, должна содержать все страницы указанного документа». Такова позиция ЦИК РФ - она никем не оспорена, а также по этим основаниям не оспорены прошедшие 04.12.2011 г. выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ. Такие же аргументы можно привести и относительно представления документа, подтверждающего статус временно неработающего, указанного Мартыненко Т.В. в заявлении о согласии баллотироваться. В полном соответствии с законом и положением, указанным в сноске «3» п. 1.9 приложения 1 указанного постановления ЦИК РФ - «Документом, подтверждающим статус лица как временно неработающего, может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы, документ об окончании учебного заведения (для лиц, которые не приступали к трудовой деятельности), а также указание в заявлении о согласии баллотироваться, что кандидат не работает» Мартыненко Т.В. был представлен оригинал трудовой книжки с отметкой о последнем месте работы, копии страниц, подтверждающих указанные сведения и в заявлении о согласии баллотироваться было указано, что она временно неработающая. Поэтому указанные доводы заявителя о нарушении закона при представлении Мартыненко Т.В. необходимых для выдвижения копий документов являются необоснованными, противоречат правовой позиции Центральной избирательной комиссии РФ и сложившейся практике. Считают заявленные требования не основанными на законе и просят суд отказать заявителю Трунову Е.М. в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

Представитель Ставропольского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» по доверенности Еремин М.А., надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил отказать в удовлетворении заявления и рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора г. Лермонтова Щербакова С.Ф., полагавшего, что заявление Трунова Е.М. удовлетворению не подлежит, считает, что заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Как видно из дела, постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края № 42\535-5 от 25.03.2012 г. была сформирована Временная избирательная комиссия по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва в составе 10 членов с правом решающего голоса, согласно прилагаемому списку.

Постановлением ВИК г. Лермонтова № 1\4 от 26.03.2012 г. назначены досрочные выборы в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва на 17.06.2012 г. Постановление было опубликовано в газете «Лермонтовские известия» г. Лермонтова 30.03.2012 г.

ДД.ММ.ГГГГ Мартыненко Т.В. обратилась с заявлением в ВИК г. Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №4, как кандидат, выдвинутый Лермонтовским городским отделением политической партии «Партия» (лд.48).

К указанному заявлению были приложены надлежаще заверенные копии паспорта, аттестата об образовании, трудовой книжки, а так же - постановление Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, уведомительное письмо от избирательного объединения Лермонтовского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ВИК г. Лермонтова приняла от Мартыненко Т.В. документы для регистрации ее кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, а именно: постановление Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва, выписку из протокола заседания Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ об изменении одномандатного избирательного округа кандидата Мартыненко Т.В. № 5 на № 4. ДД.ММ.ГГГГ ВИК г. Лермонтова дополнительно была принята от Мартыненко Т.В. справка о членстве в ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ

02.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова было принято постановление № 17/69 «О регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 при проведении досрочных выборов в орган местного самоуправления г. Лермонтова - Совета г. Лермонтова пятого созыва».

Постановлением № 24\153 от 09.05.2012 г. ВИК г. Лермонтова Трунов Е.М. был зарегистрирован в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с п.п. 2 и 14.5. статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона №259-ФЗ от 23.07.2011 г.) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

В соответствии с п. 15. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут.

В соответствии со ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным), единому избирательным округам осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным), единому избирательным округам осуществляется со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут. Решение избирательного объединения, а также документ, подтверждающий согласие кандидата на изменение избирательного округа, должны быть представлены в избирательную комиссию в период, установленный настоящим Законом для выдвижения кандидатов.

Судом достоверно установлено, что Мартыненко Т.В. представила в ВИК г. Лермонтова для уведомления о выдвижении Лермонтовским городским отделением ПП «Партия» по одномандатному избирательному округу №4 кроме заявления о согласии баллотироваться, пакет документов, в том числе: письмо Мартыненко Т.В. в котором она дает согласие избирательному объединению Лермонтовское городское отделение ПП «Партия» на изменение одномандатного избирательного округа с № 5 по которому она была выдвинута кандидатом в депутаты, на одномандатный избирательный округ № 4, постановление Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ об изменении одномандатного избирательного округа Мартыненко Т.И. с №5 на №4, выписку из протокола заседания Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ об изменении одномандатного избирательного округа Мартыненко Т.И. с №5 на №4, предусмотренные ст.ст. 33 и 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ и ст. 11 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз.

Выдвижение Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва произведено на общем партийном собрании Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» ДД.ММ.ГГГГ, о чем в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, в день подачи заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, Мартыненко Т.В. было представлено заверенное надлежащим образом постановление Первого секретаря Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписке из протокола заседания комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ и постановления комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет городского отделения партии с согласия Мартыненко Т.И решил изменить одномандатный избирательный округ № 5 кандидату в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыв Мартыненко Т.В. на одномандатный избирательный округ № 4. Решение об изменении избирательного округа принималось Комитетом Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» в пределах компетенции, так как общим партийным собранием ДД.ММ.ГГГГ городскому комитету партии были делегированы полномочия по решению всех текущих вопросов, связанных с участием избирательного объединения Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» на досрочных выборах в орган местного самоуправления г. Лермонтова 17.06.2012 г., включая вопросы об изменении (с согласия кандидата) одномандатного избирательного округа, по которому кандидат был первоначально выдвинут. Кроме того, уставом ПП «Партия» вопрос об изменении избирательного округа кандидату в депутаты не относится к исключительной компетенции общего партийного собрания.

Таким образом, суд считает, что у комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» имелись полномочия по решению вопроса, связанного с проведением выборов, а именно полномочия на изменение кандидату Марыненко Т.В. одномандатного избирательного округа № 5 на № 4, с согласия самого кандидата, а кандидатом Мартыненко Т.В. были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях".

Доводы заявителя и его полномочного представителя со ссылкой на то, что Мартыненко Т.В. не была представлена копия устава политической партии, потому, что на момент принятия решения о назначении выборов в орган местного самоуправления действовала редакция ст. 11-1 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, предусматривавшая необходимость представления кандидатами в депутаты при выдвижении от политических партий копий их уставов, суд не может принять во внимание, поскольку редакция ст. 11-1 Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз, на которую ссылается заявитель, противоречила положениям, закрепленным в п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, содержащим закрытый перечень документов, представляемых кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, который не может быть расширен законом субъекта РФ.

В связи с чем, в действующей редакции Закона СК от 26.06.2008 г. № 37-кз так же указано на то, что при выдвижении избирательными объединениями кандидаты представляют в избирательные комиссии документы, за исключением копии устава политической партии.

Кроме того, законы субъектов РФ о выборах не должны противоречить Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, о чём прямо указано в ст. 1 названного Федерального закона, а именно, что основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем, внесения изменений в соответствующие законы. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Взаимосвязанные положения законодательства о выборах свидетельствуют о том, что регистрация кандидата выдвинутого избирательным объединением осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

При этом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное представление устава политической партии в составе документов подаваемых для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением, в том числе структурным подразделением политической партии.

Судом достоверно установлено, что выдвижение Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва произведено на общем партийном собрании Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» ДД.ММ.ГГГГ, о чем в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, было представлено заверенное надлежащим образом постановление Первого секретаря Комитета Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомительное письмо об изменении одномандатного избирательного округа.

Указанные документы о партийной принадлежности Мартыненко Т.В. к ПП «Партия» соответствуют требованиям п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, согласно которым кандидат вправе указать в заявлении в избирательную комиссию свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, официально заверенного и подтверждающего указанные сведения.

Партийная принадлежность Мартыненко Т.В. к ПП «Партия» не вызвала сомнений у ВИК г. Лермонтова при принятии от неё заявления ДД.ММ.ГГГГ, поскольку к нему прилагалось надлежаще заверенное - постановление Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении члена партии Мартыненко И.И. кандидатом в депутаты.

При этом, представление именно справки, как единственного документа, подтверждающего принадлежность кандидата к политической партии, федеральным избирательным законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, представление Мартыненко Т.В. в ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ дополнительного документа - справки о том, что она является членом ПП «Партия» правового значения для определения законности её регистрации кандидатом в депутаты от указанного избирательного объединения не имеет.

Указанные требования закона Мартыненко Т.В. так же не были нарушены, поскольку дополнительный документ - Справка от ДД.ММ.ГГГГ от Мартыненко Т.В. была принята ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ, а решение о её регистрации кандидатом в депутаты принято позже - ДД.ММ.ГГГГ

Доводы заявителя и его полномочного представителя со ссылкой на то, что Мартыненко Т.В. отозвала свое заявление о согласии баллотироваться на выборах депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва и документы, ранее представленные ею в комиссию несостоятельны, так как ДД.ММ.ГГГГ в ВИК г. Лермонтова поступило заявление Мартыненко Т.В. в котором она указала дословно: «Прошу снять с рассмотрения документы, предоставленные мною во временную избирательную комиссию по описи документов ДД.ММ.ГГГГ за » (лд.62)

Как видно из дела, под входящим номером в ВИК г. Лермонтова поступило и было зарегистрировано заявление Мартыненко Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ о представлении дополнительного документа - постановления общего партийного собрания Лермонтовского городского отделения ПП «Партия» от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 5 (лд.64-65).

Указанные обстоятельства так же подтвердили в судебном заседании представители ВИК г. Лермонтова Чукунова Е.Н. и Горшков М.В., пояснившие, что Мартыненко Т.В., в связи с изменением избирательного округа на №4, просила снять с рассмотрения партийные документы о её выдвижении по избирательному округу №5.

Таким образом, Мартыненко Т.В. не отзывала своего заявления о согласии избирательному объединению Лермонтовское городское отделение ПП «Партия» баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №4, поданного в ВИК г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрированного в ВИК г.Лермонтова под входящим номером (лд.48).

Таким образом, доводы заявителя и его полномочного представителя о том, что Мартыненко Т.В. в ВИК г. Лермонтова было подано заявление об отзыве своего заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты на предстоящих выборах несостоятельны.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Судом достоверно установлено, что Мартыненко Т.В. ДД.ММ.ГГГГ представила в ВИК г. Лермонтова заявление об уведомлении о выдвижении Лермонтовским городским отделением ПП «Партия» кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №4 и пакет документов, предусмотренных ст.ст. 33 и 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, а именно: копию страниц паспорта на 3-х листах, копию диплома об образовании, копию трудовой книжки на 2-х листах, достоверность которых была удостоверена сотрудником ВИК г. Лермонтова, принимавшим документы, что подтверждается документом ВИК г.Лермонтова - «подтверждением» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии указанных документов (лд.47).

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии других документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения.

Как следует из материалов дела, комиссия после проведения проверки представленных Мартыненко Т.В. документов, не направляла последней извещение о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

Доказательств того, что указанные в приобщённых ВИК г. Лермонтова копиях паспорта кандидата сведения о кандидате не соответствуют действительности, либо недостаточны для подтверждения указанных кандидатом в заявлении сведений о себе, заявителем и его представителем суду не представлено, а судом не установлено.

Представленная копия паспорта содержит полную информацию, необходимую для идентификации лица, обращающегося с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, позволила провести проверку достоверности сообщенных Мартыненко Т.В. сведений необходимых для регистрации кандидата, а так же убедиться в отсутствии ограничения пассивного избирательного права.

Непредставленные копии страниц паспорта не содержат значимых для целей регистрации сведений, являются одинаковыми для всех паспортов граждан РФ.

В связи с чем, сведения о кандидате в приобщённых ВИК г. Лермонтова копиях страниц паспорта кандидата Мартыненко Т.В соответствуют действительности, а отсутствие копий других страниц паспорта само по себе, не свидетельствует о недействительности паспорта и его копии.

Согласно п.п. 2 и 14.5. статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (с изменениями внесенными Федеральным законом № 259-ФЗ от 23.07.2011 г.) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

В соответствии с п.п. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года, для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Заявителем не доказано, а судом не установлено нарушений Федерального законодательства при принятии ВИК г. Лермонтова постановления № 17/69 от 02.05.2012 г. о регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, как выдвинутого избирательным объединением - Лермонтовским городским отделением ПП «Партия».

Заявителем так же не представлено доказательств того, каким образом регистрация Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты нарушает его активное или пассивное избирательное право, при том, что Трунов Е.М. так же зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, и как указанные обстоятельства могут повлиять на волю избирателей.

В связи с чем, заявление Трунова Е.М. об отмене постановления ВИК г. Лермонтова № 17/69 от 02.05.2012 г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Трунова Е.М. об отмене постановления Временной избирательной комиссии по организации и проведению досрочных выборов в орган местного самоуправления города Лермонтова - Совет г. Лермонтова пятого созыва № 17/69 от 02.05.2012 г. о регистрации Мартыненко Т.В. кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня принятия судом решения, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий                                                        Ю.В. Курдубанов

Решение суда вступило в законную силу