Дело № 2-67/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2012 года город Лермонтов Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Федотовой Т.М., при секретаре Козий К.В., с участием: помощника прокурора горда Лермонтова Зеленского А.Е. представителя администрации города Лермонтова по доверенности Давыденко И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Лермонтова в порядке ст. ст. 45,245 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об обязывании администрации города Лермонтова, Совета города Лермонтова обеспечить сеть дошкольных образовательных учреждений. У С Т А Н О В И Л : Прокурор города Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением в котором просит обязать администрацию года и Совет города в срок до 01.09.2012 года обеспечить расширение сети дошкольных образовательных учреждений на территории города Лермонтова в соответствии с потребностями населения муниципального образования, в том числе 803 места путем открытия дополнительных групп, строительства или создания новых дошкольных образовательных учреждений. В судебном заседании помощник прокурора города Зеленский А.Е. полностью поддержал заявление прокурора и пояснил суду, что согласно сведений отдела образования администрации города Лермонтова № 01-05/2792 от 20.10.2011 г. количество мест в функционирующих дошкольных учреждений составляет 890 мест. Вместе с тем фактическая наполняемость образовательных учреждений составляет 986 детей, что свидетельствует о превышении предельной наполняемости дошкольных учреждений. Согласно информации отдела образования администрации города Лермонтова МДОУ № 13 «Родничок», предельная наполняемость которого составляет 95 мест, закрыто на ремонт 27.12.2007 года. Приостановлена деятельность дошкольного образовательного учреждения № 4 «Березка», предельная наполняемость которого составляет 75 мест с 01.07.2010 года. С 22.06.2011 года приостановлена деятельность МДОУ № 2 «Красная шапочка», предельная наполняемость которого составляет 75 мест. Таким образом в городе не функционирует 245 мест. 19.08.2011 г. прокурором города Лермонтова вносилось представление в адрес и.о. главы города Лермонтова об устранении нарушений законодательства об образовании, в котором ставился вопрос о финансировании мероприятий по организации и проведению капитального ремонта в МДОУ № 13 и 4. Согласно ответу на представление, администрацией города Лермонтова принимаются определенные меры по устранению выявленных нарушений, однако данных мер недостаточно. Так по состоянию на 01.09.2010 г. в очереди на предоставлении права получения образования в дошкольном образовательном учреждении состояло 504 ребенка, а по состоянию на 01.09.2011 года 803 ребенка, что свидетельствует об увеличении потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно ФЗ № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе и организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование город Лермонтов. Для открытия дополнительных мест в МДОУ города Лермонтова необходимо внести соответствующие изменения в бюджет города, которые обеспечат финансирование указанных мероприятий. Утверждение местного бюджета, согласно ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Дефицит дошкольных общеобразовательных учреждений в городе существенно ущемляет законные права и интересы детей, которые гарантируются Конституцией РФ, что влечет невыполнение основанных направлений государственной политике по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение места в МДОУ постоянно изменяется. Кроме того, количество нуждающихся в предоставлении места в детских садах величина не постоянная, т.к. определение ребенка в МДОУ является правом родителя, поэтому на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан-родителей, которые могут воспользоваться предоставленным правом. Просит суд обязать администрацию города Лермонтова и Совет города Лермонтова в срок до 01.09.2013 года обеспечить расширение сети ДОУ на территории города Лермонтова в количестве 803 места, путем открытия дополнительных групп, строительства или создания новых дошкольных образовательных учреждений. Представитель администрации города и Совета города Лермонтова по доверенности Давыденко И.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время Совет города Лермонтова только сформирован и вопросы финансирования мероприятий по организации мест в МДОУ будут рассматриваться после формирования комитетов. Кроме того, администрацией города Лермонтова предпринимаются меры по открытию детских садов, которые в настоящее время на капитальном ремонте, и количество лиц, которые стоят на очереди в детские сады постоянно меняется, поскольку дети уходят в школу, а освободившиеся места распределяются между очередниками и к началу учебного года ситуация по детским садам улучшится. Просит суд в иске отказать. Представитель отдела образования администрации города Лермонтова по доверенности Крицкий Г.Н. в судебное заседание не явился, направив суду отзыв в котором указал, что действительно мест в детских дошкольных учреждениях города Лермонтова недостаточно, однако отдел образования города не является распорядителем финансов, на него не возложена обязанность по строительству либо ремонту детских садов, оно занимается только вопросами образовательного процесса. Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, отдел образования администрации города принимает системные меры, направленные на увеличение количества мест в детских садах, однако данные меры недостаточны, из-за отсутствия финансирования. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Определить перечень лиц, права которых нарушены, в связи с отсутствием необходимого количества мест в МДОУ, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих на очереди на получение мест в МДОУ города Лермонтова не стабилен, постоянно изменяется. Кроме того, определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан, которые могут воспользоваться предоставленным им правом, а поэтому у прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ есть право для обращения в суд. Кроме того, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих в очереди на получение места в дошкольном учреждении, а также детей, которые обладают таким правом) в связи с их несовершеннолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защищать нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания. Судом установлено, что в городе Лермонтове расположено 15 детских садов, из них в настоящее время функционирует 8 муниципальных детских дошкольных учреждений на 958 мест, 5 детских садов находятся в разрушенном состоянии, а 2 детских сада на 185 мест закрыто на профилактический и капитальный ремонт. Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование город Лермонтов. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации г. Лермонтова. Согласно информации управления образования администрации г. Лермонтова от 20.10.2011 г. № 01-05/2792 количество мест в функционирующих дошкольных учреждений составляет 890 мест. Вместе с тем фактическая наполняемость общеобразовательных учреждений составляет 986 детей, что свидетельствует о превышении предельной наполняемости дошкольных учреждений. Мдоу № 13 «Родничок», предельная наполняемость которого составляет 95 мест закрыт на ремонт 27.12.2007 года. Приостановлена деятельность МДОУ № 4 «Березка» с 01.07.2010 г. предельная наполняемость которого 75 мест, с 22.06.2011г. приостановлена деятельность МДОУ № 2 «Красная шапочка», предельная наполняемость которого 75 мест. По состоянию на 01.09.2010 г. в очереди на предоставление права получения образования в дошкольном образовательном учреждении состояло 504 ребенка, а по состоянию на 01.09.2011 г. 803 ребенка, что свидетельствует об увеличении потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях. Из вышеуказанного следует, что количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения города Лермонтова, и для детей, проживающих на территории г. Лермонтова и состоящих на учете в отделе образования администрации г. Лермонтова необходимо открыть 803 дополнительное место в МДОУ. Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» № 266-1 о 10.07.1992 г. право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относит к полномочиям органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава города Ставрополя на органы местного самоуправления города Ставрополя возлагаются аналогичные обязанности по организации дошкольного образования. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом, деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета города в соответствии с договором между учредителем и МДОУ. Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование город Лермонтов в лице отдела образования администрации города, в связи с чем, суд считает, что обязанность по организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должна быть возложена на администрацию г. Лермонтова. Для открытия дополнительных мест в МДОУ г. Лермонтова необходимо внести соответствующие изменения в бюджет города Лермонтова на 2012-2013 годы, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в городе Лермонтове является Совет города Лермонтова, в связи с чем, суд считает, что и на данного ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер, связанных с обеспечением детей местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в городе Лермонтове существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Доводы представителя администрации города и Совета города Лермонтова о том, что до настоящего времени не сформирован Совет города, а поэтому нет полномочного органа для рассмотрения вопроса об увеличении мест в МДОУ, суд считает несостоятельным, поскольку выборы в Совет города Лермонтова признаны состоявшимися 17.06.2012 года, Совет города избран, и на него возложены функции об утверждении бюджета города. Суд, с учетом реальных возможностей органов местного самоуправления, считает необходимым, в силу требований ст. 204 ГПК РФ, определить срок исполнения решения суда, установив срок исполнения решения суда до 1.01.2014 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора города Лермонтова, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Лермонтова, Совету города Лермонтова о возложении обязанности принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - удовлетворить. Обязать Администрацию г. Лермонтова, Совет города Лермонтова обеспечить расширение сети дошкольных образовательных учреждений на территории города Лермонтова в соответствии с потребностями населения муниципального образования, в том числе 803 места, путем открытия дополнительных групп, строительства или создания новых дошкольных образовательных учреждений. Определить срок исполнения решения суда до 01.01.2014 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лермонтовский городской суд. Председательствующий Т.М. Федотова На момент размещения решение суда не вступило в законную силу.