решение о признании сделки недействиетльной



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2010г. город Ставрополь

Ленинский районный суд г. Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Масловой И.Н.

при секретаре Ефимовой Т.С.

с участием:

адвокатов Шевчука В.А., Моховой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Дымченко П.П. к Василенко Алле Сергеевне, третье лицо – Порох С.П., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании сделки недействительной,

У С Т А Н О В И Л:

Спор возник по договору дарения, заключенному 05.05.2010г., недвижимого имущества – жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г.Ставрополь, ул.Дзержинского, 90.

Дымченко П.П. 12.06.1923г.р., участник ВОВ обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать договор дарения жилого дома общей площадью 60 кв.м., кадастровый номер 26:12:030106:27:4670/192:0000/А и земельного участка общей площадью 750,50 кв.м., кадастровый номер 26:12:030106:27, расположенных по адресу: г.Ставрополь, ул.Дзержинского, 90 – недействительным.

В обоснование требований истец указал, что 05.05.2010г. выдал доверенность своей дочери Порох С.П. на оформление сделки, связанной с принадлежащим ему домом и земельным участком по адресу: г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 90. Копию доверенности ему на руки не дали. При оформлении доверенности он не имел намерение дарить свое имущество, т.к. это его единственное жилье. Когда приехала его младшая дочь, Мамаева Л.П., и он ей сказал, что выдал доверенность на имя Василенко А.С. на дом, какие действия доверил совершать, пояснить не смог. В связи с чем, 14.04.2010г. он совершил распоряжение по отмене доверенности. После того, как он сказал Порох С.П. об отмене доверенности, она ему ответила, что дом с землей ему больше не принадлежит. Ему 87 лет, он является ветераном Великой отечественной войны, дарить свой дом никому не собирался. При оформлении доверенности, он заблуждался относительно природы сделки, дарить свой дом внучке никогда не собирался и при оформлении доверенности такого намерения не имел. При заключении договора дарения он не присутствовал. В Управлении Росреестра 17.05.2010 года ему удалось получить копию договора дарения, а 18.05.2010 года он обратился в суд.

В судебном заседании истец Дымченко П.П. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что 05.05.2010г. поехал вместе с внучкой Василенко А.С. (ответчиком) к нотариусу и выдал ей доверенность для дооформления документов на принадлежащий ему дом и земельный участок, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 90. Поехал он к нотариусу в очках для хождения, очки для чтения остались дома. К нотариусу заходила Василенко А.С., его же пригласили к нотариусу для того, чтобы он поставил свою подпись. При этом, он расписывался два раза, один раз ему сказали, что подпись не получилась и попросили расписаться еще раз. Для чего он выдает доверенность, ему никто не разъяснил. Сказали, что ехать надо срочно, поскольку он является ветераном ВОВ, и перед Днем Победы, будет обслуживаться вне очереди. Копию доверенности ему на руки не выдали, текст доверенности он не читал, т.к. в этих очках текст не видел. Затем они поехали домой. О том, что он выдает доверенность на дарение дома и участка, он не знал. Намерение дарить свой дом, не имел. 08.05.2010г. к нему приехала младшая дочь Мамаева Л.П. Он рассказал ей, что выдал доверенность на имя Василенко А.С. на дом, зачем не знает. 11.05.2010 года он попросил Порох С.П. отдать документы на дом и землю. Порох С.П. отдала ему ксерокопии межевания земли и домовой книги. Документов на собственность не было. 12.05.2010г. он с Мамаевой Л.П. поехал в регистрационную палату, где им сказали, что зарегистрирован договор дарения, он больше не собственник дома, рекомендовали обратиться в суд. 14.05.2010 г. он отменил выданную ранее доверенность. Порох С.П. и Василенко А.С. кричали на него, и говорили, что он здесь больше никто. Он прожил в этом доме 40 лет, сам покупал его. Для дочери Порох С.П. на этом же участке приобрел дом примерно 20 лет назад. Дарить свой дом никому не собирался. При заключении договора дарения он не присутствовал, с условиями договора знаком не был. Считает, что был введен в заблуждение ответчицей, поскольку, выдавая доверенность, был уверен, что она нужна для окончательного оформления документов на разделение домов, принадлежащих ему и его дочери Порох С.П. Просил суд признать договор дарения жилого дома общей площадью 60 кв. м. и земельного участка площадью 750,50 кв. м., расположенных по ул. Дзержинского, 90 в г. Ставрополе недействительным, применить последствия недействительности сделки.

Представитель истца по доверенности Мамаева Л.П. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что 08.05.2010 г. она приехала к отцу Дымченко П.П.. Он сказал, что ездил с внучкой к нотариусу что-то подписывать на дом, т.к. надо дооформить документы на дом и землю. Ранее она также занималась оформлением документов на межевание и разделение домов и земельного участка и знала, что необходимые документы полностью оформлены. По её настоянию отец попросил у Порох С.П. вернуть документы на дом, ему отдали только ксерокопии межевания и домовую книгу. 12.05.2010 г. в регистрационной службе им сказали, что зарегистрирован договор дарения дома, что нужно отменить доверенность и обращаться в суд. Узнав о том, что подписал доверенность на дарение, отец сказал, что дарить дом не собирался, что его обманули. 17.05.2010 г. им выдали копию договора дарения, отец обратился в суд. Ранее отец неоднократно выдавал доверенность для оформления документов на дом и землю на ее имя.

Представитель истца адвокат Мохова Е.Н. поддержала заявленные требования и пояснила, что в соответствии со ст. 167 ч. 2 ГК РФ при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.

Ответчик Василенко А.С. исковые требования не признала и пояснила, что 04.05.2010 г. она вместе со своей матерью Порох С.П. и дедом Дымченко П.П. поехали в регистрационную палату СК с целью заключения договора дарения дома. Однако, документы у них не приняли, поскольку Дымченко П.П. не смог одинаково расписаться в договорах дарения. Им рекомендовали, чтобы дедушка выдал доверенность на совершение сделки. На следующий день, 05.05.2010г. они поехали к нотариусу Коваленко Б.А. и оформили доверенность на совершение договора дарения. Нотариус разъясняла Дымченко П.П., для чего он дает доверенность. Дымченко П.П. сам хотел подарить ей дом. Она его в заблуждение не вводила. После нотариуса, они поехали в регистрационную службу, подали документы на регистрацию договора дарения. В связи с тем, что регистрационной службой проводилась акция по регистрации ветеранам ВОВ сделок в короткие сроки, её мать Порох С.П. написала для этого заявление на ускорение регистрации перехода права собственности. 06.05.2010 г. договор дарения зарегистрирован, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Представитель ответчика адвокат Шевчук В.А. исковые требования не признал и пояснил суду, что Дымченко П.П. нотариальной доверенностью от 05.05.2010г. уполномочил Порох С.П. подарить Василенко А.С. принадлежащий ему дом и земельный участок, расположенные в г.Ставрополе, по ул.Дзержинского, 90. Доверенность подписана Дымченко П.П. в присутствии Коваленко А.Г., личность Дымченко П.П. установлена, дееспособность проверена. Содержание доверенности было прочитано им лично и прочитано ему вслух. 05.05.2010 г. заключен договор дарения жилого дома и земельного участка между Дымченко П.П. и Василенко А.С. От имени Дымченко П.П. по доверенности действовала Порох С.П. 06.05.2010г. договор дарения зарегистрирован, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности. Ускоренные сроки регистрации данного договора обусловлены проводимой к 65-летию Победы акцией о регистрации прав на недвижимое имущество не более чем за три дня. Кроме того, 04.05.2010г. Дымченко П.П. сам желал подписать договор дарения. Однако, в связи с тем, что не смог четко написать свою фамилию, имя и отчество, сотрудники УФСГР К и К по СК не приняли данный договор и рекомендовали оформить у нотариуса доверенность.

Порох С.П. в судебное заседание не явилась, просила дела рассмотреть в её отсутствие с участием представителя по доверенности.

Представитель Порох С.П. по доверенности Размысович О.В. просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что лично занималась сопровождением данной сделки, а именно договора дарения дома и земельного участка, расположенные в г. Ставрополе по ул. Дзержинского, 90. Для этого, в апреле 2010 года была проверена дееспособность Дымченко П.П., что подтверждается заключением экспериментально-психологического обследования, согласно которому мышление у испытуемого тугоподвижное, со склонностью к детализации и обстоятельности. Дымченко П.П. ориентирован во всех направлениях согласно возраста. Также было получено заключение врачебной комиссии № 332 от 29.04.2010 года, выданное «Ставропольской краевой клинической психиатрической больницей № 1». Таким образом, на момент заключения сделки дееспособность Дымченко П.П. проверена не только нотариусом Коваленко А.Г., но и врачами. Дымченко П.П. мог отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Дополнила, 04.05.2010г. истец лично желал заключить договор дарения. Однако, в связи с тем, что не смог четко написать свою фамилию, имя и отчество, сотрудники УФСГР К и К по СК не приняли данный договор и рекомендовали оформить у нотариуса доверенность. 05.05.2010г. истец выдал доверенность на имя Порох С.П. для заключения от его имени договора дарения жилого дома и земельного участка. Текст договора был подготовлен лично ею. Дымченко П.П. знал о том, какая сделка должна быть совершена от его имени.

Представитель Управления Росреестра по СК по доверенности в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Управления.

Допрошенная в судебном заседании и.о. нотариуса Коваленко А.Г. пояснила, что 05.05.2010г. она удостоверила доверенность на совершение договора дарения от имени Дымченко П.П. на имя Порох С.П.. Согласно данной доверенности Порох С.П. уполномочивалась подарить Василенко А.С. земельный участок и дом. Непосредственно перед подписанием доверенности она лично объяснила Дымченко П.П., для совершения каких действий он выдает доверенность. Личность его была ею установлена. Доверенность делается в одном экземпляре, поэтому копию доверенности Дымченко П.П. не выдавали. Оформлением доверенности занималась другая сотрудница конторы

Свидетель Хухрянников В.Ф. пояснил, что является соседом Дымченко П.П., много лет с ним общается и помогает ветерану. В начале мая 2010г. Дымченко П.П. приходил к нему домой посоветоваться. Говорил, что дочь Света его просит поехать к нотариусу, дать доверенность на дом, чтобы его дооформить. Спрашивал, что делать. Он советовал Дымченко П.П. дождаться дочь Люду. Через некоторое время Дымченко П.П. говорил, что его обманули, дом дарить он не собирался. Говорил, что дали подписать, то и подписал, не читая. О желании подарить свой дом кому либо Дымченко П.П. никогда не говорил. Ранее Дымченко П.П. говорил, что дочери Светлане он дом уже купил, осталась Людмила.

Свидетель Плотникова А.И. пояснила, что работает участковым врачом с 2008 года. Когда пришла на работу, вместе с медсестрой совершала обход, знакомилась с больными, особенно с требующими наблюдения. В дом к Дымченко П.П. его дочь Порох С.П. их не пустила, сказала, что он в наблюдении не нуждается. Это был единственный случай на ее участке, поэтому запомнила. На самом деле, Дымченко П.П. необходимо постоянное наблюдение врача, он очень слаб и страдает рядом заболеваний. Наблюдать его начала в мае, когда её как участкового врача вызвала другая дочь истца - Мамаева Л.П.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Дымченко П.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ст.576 ГК РФ.

05.05.2010г. Дымченко П.П. нотариально оформленной доверенностью уполномочил Порох С.П. подарить Василенко А.С. принадлежащий ему дом и земельный участок, расположенные в г. Ставрополе по ул. Дзержинского, 90 л.д.49).

05.05.2010г. заключен договор дарения жилого дома и земельного участка между Дымченко П.П. и Василенко А.С.

От имени Дымченко П.П. по доверенности действовала Порох С.П. л.д.46-48). Сам истец договор дарения не подписывал.

05.05.2010г. договор дарения и иные документы сданы в Управление Росреестра по СК (расписка –л.д.38, расписка –л.д.62).

06.05.2010г. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 05.05.2010г. зарегистрировано право собственности Василенко А.С. на земельный участок площадью 750кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права 26-АЖ № 246856 –л.д.61) и жилой дом площадью 60 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права 26-АЖ № 246857 –л.д.37).

14.05.2010г. распоряжением, удостоверенным и.о. нотариуса Коваленко А.Г., Дымченко П.П. отменил, выданную им Порох С.П. 05.05.2010г., доверенность л.д.10).

Согласно ст.153 ГК РФ сделкой признается действие граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Из определения следки видно, что ей присуще следующие признаки: наличие воли, субъектный состав, надлежащая форма, правомерное содержание. Отсутствие одного из этих признаков может привести к тому, что сделка потеряет свою силу и станет не способной повлиять на гражданское правоотношение.

В соответствии со ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что ранее 15.11.2007 года и 05.05.2008г. Дымченко П.П. выдавал доверенность на имя Мамаевой Л.П. для оформления документов на принадлежащий ему дом и земельный участок.

Текст доверенности Дымченко П.П. нотариусом не выдавался, что подтверждается его пояснениями и пояснениями нотариуса.

Истец не смог прочитать текст доверенности, т.к. очки для чтения с собой к нотариусу не взял.

Сбором документов для оформления договора дарения истец не занимался и доверенности на оформление необходимых документов для последующего дарения никому не оформлял.

Проанализировав изложенное выше в совокупности, с учётом возраста Дымченко П.П. (87 лет - 12.06.1923г.р., участник Великой Отечественной войны), состояние здоровья, истощаемость, снижение темпа работоспособности, потребность в покое, избегание конфликтов (заключение экспертно-психологического обследования) привели к заблуждению характера и самой природы сделки.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и сделок, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Отсутствие иного жилья в собственности и права пользования иным жилым помещением также подтверждают нежелание ответчика отчуждать спорную недвижимость.

Сопоставив фактические обстоятельства дела, представленные сторонами доводы и доказательства, суд считает, что при оформлении 05.05.2010г. доверенности Дымченко П.П. 1923г.р. находился под влиянием заблуждения, т.к. считал, что оформляет доверенность для окончания межевания земельного участка и оформления дома.

Кроме того, договор дарения не исполнен, поскольку спорная недвижимость ответчику не передана по настоящее время, истец продолжает проживать в своём доме, оплачивать коммунальные услуги и иные платежи.

Суд считает, что, подписывая доверенность, Дымченко П.П. заблуждался относительно природы сделки, думая, что дает доверенность на оформление документов, связанных с его правом собственности на дом.

Подтверждением правильности вывода суда является поведение истца после оформления доверенности 05.05.2010г.: он не смог конкретно объяснить своей младшей дочери для чего оформил доверенность на Порох С.П., предполагал, что для дооформления документов на дом и землю, его жалобы соседу Хухрянникову В.Ф. на то, что его обманули. Предпринятые Дымченко П.П. действия: посещение Управления Росреестра по СК, распоряжение об отмене доверенности от 05.05.2010г. у нотариуса также являются подтверждением правильности выводу суда о порочности воли истца по оспариваемой сделке.

Следует отметить, что ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено проведении государственной регистрации не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Локальным актом такой срок может быть сокращен. В данном случае документы на регистрацию сданы 05.05.2010г., регистрация проведена на следующий день – 06.05.2010г.

Указанное обстоятельство (сокращение срока регистрации) лишило возможности истца, узнав 14.05.2010г. о содержании оформленной им на Порох С.П. доверенности, подать заявление на прекращение государственной регистрации договора дарения.

Выдавая доверенность 05.05.2010г., Дымченко П.П. заблуждался относительно того, для совершения каких действий выдает данную доверенность. Намерения дарить дом с земельным участком Дымченко П.П. не имел.

В силу ст. 167 ч. 2 ГК РФ при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дымченко П.П. к Василенко Алле Сергеевне – удовлетворить.

Признать договор дарения от 05.05.2010г. жилого дома общей площадью 60 кв.м., кадастровый номер 26:12:030106:27:4670/192:0000/А и земельного участка общей площадью 750,50 кв.м., кадастровый номер 26:12:030106:27, расположенных по адресу: г.Ставрополь, ул.Дзержинского, 90 – недействительным.

Данное решение является основанием Управлению Росреестра по СК для внесения соответствующих записей в ЕГРП.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья И.Н.Маслова

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200