РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2010 года город Ставрополь
Ленинский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Ефимовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапов М.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по СК) о признании незаконным отказа в предоставлении информации и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Остапов М.В. обратился в суд с иском, в котором просит:
- признать незаконным отказ №04/01-24-72/3/10227 от 26.04.2010г. Управления Росреестра по СК в предоставлении информации о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 26309000-1/639 от 06.03.2006г.;
- обязать Управление Росреестра по СК устранить нарушение права и предоставить ему заверенную копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию RU 26309000-1/639 от 06.03.2006г., находящегося в Управлении Росреестра по СК в соответствии со ст. 16 ФЗ- 214 от 30.12.20004г.;
- признать нарушенными его права на получение информации в соответствии с ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ и ст. 10 Конвенции по правам человека и основных свобод;
- обязать ответчиков уплатить ему моральный ущерб, нанесенный нарушением прав, в соответствии с ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 29 Конституции и ст. 10 Конвенции по правам человека и основных свобод.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 31.03.2010г. в адрес Управления Росреестра по СК он направил заявление с просьбой о предоставлении ему сведений о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию RU 26309000-1/639 от 06.03.2006года. В ответе, полученном им 28.04.2010г., Управление свой отказ в предоставлении запрашиваемой информации обусловило отсутствием полномочий. Его просьба обусловлена правом, данным ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в которых закреплена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и правом каждого получать информацию.
Право на свободу получения информации закреплена с ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью правовой системы Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции РФ. В своей работе Управление Росреестра по СК согласно п. 1.4 «Положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края» руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иными нормативными актами РФ, нормативными актами Министерства юстиции РФ, нормативными актами Ставропольского края, а также настоящим положением.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ - 59 государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев указанных в ст. 11 настоящего закона. В полученном ответе Управления он не нашел ни ответа на вопрос, поставленный в его заявлении от 31.03.2010г., ни ссылок на ст.П ФЗ-59. Нарушение вышеуказанных законов влечет нарушение его права на получение информации как заинтересованного лица и нарушение его имущественных прав, т.к. он не может перевести имеющуюся у него на праве соб
ственности квартиру 50 по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, как нежилое помещение в жилое.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В судебном заседании Остапов М.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель Управления Росреестра по СК по доверенности исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что согласно п. 1 ст. 7 Закона о регистрации Управлением предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Считает, что в данном случае Управление не наделено полномочиями по предоставлению запрошенной заявителем информации. Об этом заявителю, со ссылкой на нормы права дан ответ. Указанный ответ не может рассматриваться в качестве отказа в предоставлении информации.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
04.07.2006. заочным решением Промышленного районного суда г. Ставрополя за Ос-таповым М.В. признано право собственности на незавершенный строительством объект -двухкомнатная квартира, 57% готовности.
11.12.2006г. Остапов М.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права на незавершенный строительством объект - двухкомнатная квартира, 57 % готовности, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, д. 30 кв. 50.
31.03.2010г. Остапов М.В. обратился с заявлением Управление Росреестра по СК, в котором просит предоставить ему сведения о регистрации разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 26309000-1/639 от 06.03.2006г.
26.04.2010г. в письме № 04/01-24-72/3/10227 заместителя руководителя Управления -государственный регистратор СК Остапов М.В. разъяснено, что Управление не наделено полномочиями по предоставлению запрашиваемой им информации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24 Конституции РФ).
В силу ст.29 ч.4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статья 16 Федерального закона от 30.12.2004г. № ФЗ-214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изме-
нений в некоторые законодательные акты РФ» предусматривает государственную регистрацию права собственности на объекты долевого строительства
В ч.2 ст. 16 Закона указано, что основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
В ст.8 ч.1 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право гражданин направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В ч.4 ст.8 Закона указано, что в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Порядок заполнения и выдачи сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентируется Инструкцией о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 18.09.2003 г. №226.
Согласно указанной Инструкции в сообщениях, направляемых заявителю, указываются:
- наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав;
- исходящий номер и дата направления сообщения; адрес, фамилия, имя, отчество (для физических лиц) или наименование (для юридических лиц) заявителя;
- слова «На основании абзаца. ............ пункта 1 ст. 20 Федерального закона от
21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Вам отказано в государственной регистрации права (или сделки, если отказывается в регистрации сделки), далее указывается объект недвижимости, в регистрации права на который или сделки с которым отказывается), документы на которую Вами были представлены (далее указывается дата и входящий номер представленных на государственную регистрацию права или сделки документов), по следующим причинам: »;
- причины, послужившие основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним;
- слова «Отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» может быть обжалован в суд, арбитражный суд».
При описании причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации, указываются нормы (пункты, статьи) правовых актов, несоблюдение которых привело к принятию такого решения, содержание данных норм, а также излагается, в чем именно выразилось несоблюдение требований указанных выше правовых актов.
Исходящий номер на сообщении состоит из номера книги учета входящих документов, в которой были зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, и порядкового номера, под которым данное заявление и прилагаемые к нему документы были зарегистрированы в названной книге.
При этом в соответствующей строке книги учета входящих документов в графе «Принятое решение» делаются отметки о принятом решении отказать в регистрации (с указанием даты принятия такого решения) и о дате направления соответствующего сообщения.
Если в процессе государственной регистрации по одному и тому же поводу заявителем в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, неоднократно представлялись документы, необходимые для проведения государственной регистрации права или сделки, то в исходящем номере сообщения указывается номер, под которым были зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, впервые представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Сообщение подписывается государственным регистратором с указанием его фамилии и инициалов и скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
Сообщение заполняется на официальном бланке органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управлением предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме.
Следовательно, в силу закона ответчик предоставляет информацию о сведениях содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости. В компетенцию Управления Росреестра по СК не входит предоставление надлежаще заверенных копий документов, содержащихся в регистрационном деле, в данном случае разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 06.03.2008г. № RU26309000-1|639/
Суд согласен с доводами представителя ответчика о том, что в данном случае Управление не наделено полномочиями по предоставлению запрошенной заявителем информации.
Также суд согласен с доводами ответчика о том, что ответ от 26.04.2010г. № 04/01-24-72/3/10227 является отказом в предоставлении информации, поскольку данный ответ носит разъяснительный характер.
Следует отметить, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
В соответствии с п. 3 ст.7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управлением предоставляются сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержание сведении я о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или огра-
ниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только:
- сами правообладатели или их законные представители;
- физические и юридические лица, получившие доверенность от правообладателя или его законного представителя;
- руководителем органов местного самоуправления и руководителем органов государственной власти субъектов РФ;
- налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
- судам, правоохранительным органам, судебным- приставам исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями.
- лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
- федеральному антимонопольному органу и его территориальном органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
- Председателю счетной платы российской Федерации, его заместителям и аудиторам Счетной палаты РФ для обеспечения деятельности Счетной палаты РФ;
- сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.
Следовательно, указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Суд считает, что истец обратился с заявлением о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатации в ненадлежащий орган. Действия ответчика не нарушают ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Указанная статья содержит право гражданин направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Суд не согласен с доводами истца о том, что ответчик нарушил ч.4 ст.8 Закона, поскольку в этой норме содержится обязанность направить копию обращения в течение семи дней со дня регистрации в соответствующие государственные органы в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Проанализировав изложенное, суд полагает, что ответ Управления Росреестра по СК 26.04.2010г. № 04/01-24-72/3/10227 не нарушает права истца на получение информации, не нарушает Конституцию РФ, Конвенцию по правам человека и основных свобод, а также иное действующее законодательство.
Руководствуясь ст. 254 - 258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Остапов М.В. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказ № 04/01-24-72/3/10277 от 26.04.2010г. в предоставлении информации о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 26309000-1/639 от -6.03.2006г.
Отказать Остапов М.В. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности устранить нарушение права и предоставить заверенную копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 26309000-1/639 от -
6.03.2006г.
Отказать Остапов М.В. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании нарушенными его права на получение информации в соответствии с ч.2 ст.24, ч.2 ст.29 Конституции РФ и ст. 10 Конвенции по правам человека и основных свобод.
Отказать Остапов М.В. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности уплатить компенсацию морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья И.Н.Маслова |
Мотивированное решение составлено 20.08.2010г.