Дело № 2-2087
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2010 года г.Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя
в составе: председательствующего судьи Гаппоевой М.М.
при секретаре Масловой Е.А.,
с участием истца Колобовникова А.В., представителя истца -адвоката Юрицыной В.А., представителей ответчика - ГУВД по Ставропольскому краю Масленниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Колобовникова А.В. к ГУВД по Ставропольскому краю о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании ее с индексацией
УСТАНОВИЛ:
Колобовников А.В. обратился в суд с иском к ГУВД по Ставропольскому краю о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании ее с индексацией.
Из иска следует, что Колобовников А.В. является инвалидом 2 группы вследствие участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой об инвалидности и удостоверением. Участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС он принимал, как сотрудник органов МВД.
07.10.1994г. Колобовникову А.В. была установлена впервые 2 группа инвалидности со степенью утраты трудоспособности в размере 100%; 02.1099г. степень утраты трудоспособности была установлена в размере 80%; 15.10.2004г. установлена 2 группа со степенью утраты трудоспособности в размере 80% бессрочно.
Во исполнение постановления Правительства РФ № 455 от 08.06.2001г. «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» Главное управление внутренних дел Ставропольского края Центр пенсионного обслуживания в марте 2003г. назначил денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 4298 руб. 33 коп. из расчета 100% утраты трудоспособности и выплатил за период со 2.03.1998г. по 31.10.1999г. единовременно 72928,33 рубля.
С 1 ноября 1999г. процент утраты трудоспособности был снижен Колобовникову А.В. до 80%, поэтому за период с 1.11.1999г. по 15.02.2001г. ему было выплачено единовременно 53422 руб.04 коп., исходя из 80% заработка в размере 3438,66 рублей (реестр от 07.02.2003г. на возмещение степени утраты трудоспособности ЦПО ГУВД по СК).
С 15.02.2001г. размер компенсации в возмещение вреда здоровью был незаконно, по его мнению, снижен до 2500 руб. В последующем согласно Постановлениям Правительства РФ данный размер индексировался и в настоящее время ответчик выплачивает в возмещение вреда здоровью в размере 6191 руб. 93 коп.
Запрет на получение возмещения вреда здоровью инвалиду ЧАЭС в случае получения пенсии по линии МВД РФ действовал только до 01.06.1998г., поскольку в силу Постановления Конституционного Суда РФ № 18-П от 01.12.1997г. данное положение чернобыльского закона было признано неконституционным и не подлежащим применению через 6 месяцев после провозглашения Постановления КС РФ. Именно поэтому ответчик выплатил ему возмещение вреда здоровью (ВВЗ) единовременно со 2.06.1998г. по 15.02.2001г. лишь в 2003 году (фактически задним числом).
П.5 Постановления Пленума Верховного Суда от 5 апреля 2005 года № 7 « О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что суды вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. с применение коэффициента роста минимального размера оплаты труда в 1,581 раза, а с 01.01.2001г. – в 1,515 раза, то есть с учетом величин МРОТ, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внес изменения в ст. 14 п.25 указанного закона, согласно которых установлено право на ежемесячную денежную компенсацию инвалидам 2 группы в размере 2500 руб. и установлена ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью в зависимости от роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. Учитывая, что данный закон вступил в силу с 15.02.2001г. первая ежегодная индексация должна производиться, начиная с 2002 года.
15.02.2000 года Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными частями 5 базового Закона и ч.З ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5 ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства РФ о прожиточном минимуме.
В Ставропольском крае, как указано в справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю величина прожиточного минимума в среднем за 1 месяц на 1 пенсионера края по методике, утвержденной в соответствии с Законом СК от 14.06.2001 г. № 34-КЗ «О потребительской корзине в Ставропольском крае» составляла: в 2000 г.- 610 руб., в 2001 г. - 1026 руб., в 2002 г. - 1254 руб., в 2003 г. - 1499 руб. Таким образом коэффициент индексации составляет: в 2002 г.- 1.682 (1026:610), в 2003 г. -1,2222 (1254 : 1026), в 2004 г. - 1.1953 (1499 : 1254).
В связи с этим Колобовников А.В. просит суд произвести индексацию сумм в возмещение вреда здоровью с 01.01.2002 г. с учетом коэффициента 1.682, с 01.01.2003 г. с учетом коэффициента 1.222, а с 01.01.2004 г. - с учетом коэффициента - 1.195.
На основании п.2 «Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размер денежной компенсации индексируется с 29.05.2004г. с применением коэффициента 1.1, исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.8) разъяснено, что исходя из текста Постановления КС РФ от 19.06.2002 г. № 11-П в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, подлежащего индексации до вступления в силу ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Начиная с 2004 года по 2010 год Правительство РФ установило индекс увеличения выплат исходя из уровня инфляции: в 2005 г.- 1.11, в 2006 г. - 1.09, в 2007 г. - 1.08, в 2008 г. - 1.105, в 2009г. – 1,13, в 2010г. – 1,1.
Исходя из этого, Колобовников А.В. также просит суд произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной по состоянию на 01.07.2000 года согласно расчета, составленного с учетом действующего законодательства и разъяснений по этому вопросу Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ : с 01.07.2000г. по росту МРОТ в 1,581 раза, с 01.01.2001г. по росту МРОТ в 1,515 раза, с 1 января 2002 года по росту величины прожиточного минимума в 1,682 раза, с 1 января 2003 года по росту величины прожиточного минимума в 1,222 раза, с 1 января 2004 года по росту величины прожиточного минимума в 1,195 раза, с 1 января 2005 года по уровню инфляции в 1,11 раза, с 1 января 2006 года по уровню инфляции в 1,09 раза, с 1 января 2007г. по уровню инфляции в 1,08 раза, с 01.01.2008г. по уровню инфляции в 1,105 раза, с 01.01.2009г. по уровню инфляции в 1,13 раза, с 01.01.2010г. по уровню инфляции в 1,1 раза, с установлением с 1 августа 2010 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 36308 руб. 26 коп.
Учитывая, что размер возмещения вреда здоровью, установленный ответчиком на 1.11.1999г. в сумме 3438,66 руб. до 12.02.2001г. по уровню МРОТ не индексировался, следовательно, считает истец, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна составлять: с 01.07.2000г. – 3438,66 руб. х 1,581 = 5436,52 руб.; с 01.01.2001г. 5436,52 руб. х 1,515 = 8236,33 руб.; с 01.01.2002г. – 8236,33 руб. х 1,682 = 13853,5 руб.; с 01.01.2003г. – 13853,5 руб. х 1,222 = 16928,98 руб., с 01.01.2004г. – 16928,98 руб. х 1,195 = 20230,13 руб.; с 01.01.2005г. – 20230,13 руб. х 1,11 = 22455,45 руб.; с 01.01.2006г. – 22455,45 руб. х 1,09 = 24476,44 руб.; с 01.01.2007г. – 24476,44 руб. х 1,08 = 26434,56 руб.; с 01.01.2008г. – 26434,56 руб. х 1,105 = 29210,19 руб.; с 01.01.2009г. – 29210,19 руб. х 1,13 = 33007,51 руб.; с 01.01.2010г. – 33007,51 руб. х 1,1 = 36308,26 руб.
Недополученные суммы за период с 01.07.2000 года по 01.08.2010г. составляют 2141043,92 руб.
Истец при взыскании своевременно не выплаченных и недополученных сумм возмещения вреда здоровью просит учесть тот факт, что они потеряли значительную часть своей покупательной способности. Также ссылается на позицию Конституционного Суда Российской Федерации (п.8.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П): «п. 8.2. К тому же нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы» и позицию Верховного Суда (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 5 апреля 2005 года № 7), из которого усматривается следующее: «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации»;
Истец считает, что поскольку ответчиком ему отказано в индексации сумм ВВЗ с применением указанных индексов, недополученные суммы денежной возмещения вреда здоровью подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой по росту потребительских цен за период с августа 2000г. по настоящее время и составляют 3 378 118 руб. 98 коп.
В судебном заседании истец Колобовников А.В. и его представитель -адвокат Юрицына В.А. поддержали уточненные исковые требования и дополнительно пояснили, что в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.15 ч.1 ст. 14 или п.4 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Учитывая, что Колобовников А.В. являлся получателем ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью со 2 марта 1998г., то с 15.02.2001г. ему должны были назначить не фиксированные 2500 рублей по второй группе инвалидности, а в размере ранее назначенной суммы возмещения вреда, или 3438 руб. 66 коп., которую он получил единовременно за период с 1.11.1999г. по 15.02.2001г. Эта сумма складывается из оклада по должности в размере 1860 руб., оклада по воинскому (специальному) званию в размере 600 рублей, процентной надбавки за выслугу лет в размере 1230 руб., а также продпайка в размере 608 руб. 33 коп., что соответствует разъяснениям, содержащимся в Порядке и условиях возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.06.2001г. № 455 (с изменениями от 24.08.2002г., 08.08.2003г., 01.12.2007г.). В связи с чем, представитель истца считает, что Колобовников А.В. не должен быть ущемлен в своих правах на возмещение вреда здоровью только потому, что компенсация за прошлый период (со 2.03.1998г. по 15.02.2001г.) ему была выплачена впоследствии в 2003г.Представитель ответчика - ГУВД по СК - Масленникова И.В., действующая по доверенности, с иском Колобовникова А.В. не согласилась и в представленном возражении указала, что в 2001г. постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы» был утвержден порядок и условия возврата указанных денежных компенсаций.
В соответствии с п.3 указанного Порядка (постановление Правительства РФ от 08.06.2001г. № 455), гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получающим пенсию в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998г. по 15 февраля 2001 года, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. При этом в денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, необходимо включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. Указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.
Указала, что в соответствии с указанным постановлением Правительства, Колобовникову А.В. были начислены денежные суммы в размере 72 928 руб.33 коп. (за период со 2 июня 1998г. по 31 октября 1999г.) и в размере 53 422 руб.04 коп. (за период с 01 ноября 1999г. по 15.02.2001г.), что подтверждается двумя реестрами, имеющимися в материалах пенсионного дела истца. Эти суммы были начислены и выплачены в 2003 году, и в соответствии с вышеуказанным постановлением при расчетах учитывалось денежное довольствие в размере, действующем на день выплаты, т.е. сумма 3 438 руб.66 коп., указанная в реестре как ежемесячная выплата, фактически ею не являлась, а указана лишь как элемент расчета компенсации за период с 1 ноября 1999 года по 15 февраля 2001 года.
На основании данных сумм представителем истца необоснованно сделан вывод о том, что на 1 июня 2000 года размер компенсации в возмещение вреда здоровью истца составлял 3 438 руб.66 коп. ежемесячно. Данную сумму истец ежемесячно никогда не получал, так как она не могла быть установлена истцу, ввиду отсутствия нормативного регулирования порядка и размеров ежемесячной компенсации вреда здоровью указанным категориям граждан.
Указанные выплаты были разовыми и единовременными. В связи с чем считала, что данная сумма (3438 руб. 66 коп.) не может быть избрана истцом для последующей индексации.
Далее в возражениях ответчика отражено, что ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда здоровью Колобовникову А.В. была установлена впервые с 15 февраля 2001 года в размере 2500 рублей на основании постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607, которое утвердило Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления истцу, который являлся инвалидом 2 группы, выплата денежной компенсации осуществлялась в размере 2500 рублей ежемесячно.
Впоследствии указанная сумма регулярно подлежала индексации с применением коэффициентов инфляции, устанавливаемых постановлениями правительства на основании Федеральных законов. За период с 19.06.2002 года по 31.05.2004г. указанная сумма неоднократно индексировалась в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326.
Доводы истца о том, что с января 2002 года по 29 мая 2004 года он имел право на индексацию ежемесячной суммы компенсации пропорционально роста прожиточного минимума в Ставропольском крае для пенсионеров также являются необоснованными по следующим причинам.
В обоснование требований Колобовников А.В.ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П. Данное постановление адресовано исключительно судебным органам, а ЦПО ГУВД по Ставропольскому краю при установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью руководствовалось критериями индексации, установленными федеральным законодателем, а именно федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
Как следует из определения Конституционного суда РФ от 4.10.2005г. № 364-о, в постановлении Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П сформулирована правовая позиция, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменить их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах РФ и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Из данной правовой позиции со всей определенностью вытекает, что федеральный законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при избрании того или иного критерия индексации компенсационных выплат, которыми могут выступать как поименованные Конституционным судом РФ, так и иные способы поддержания покупательной способности денежных средств, выделяемых в качестве компенсаций гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Содержащееся же в п. 2 резолютивной части названного Постановления положение, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую норму временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование; само по себе оно не означает признание Конституционным судом РФ указанного критерия индексации в качестве единственно возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат.
В настоящее время законодателем определен критерий индексации, который необходимо применять к периодам выплат с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. (Федеральный закон РФ от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 22 августа 2004 года). Таким образом, требования, изложенные в Постановлении Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П, адресовались исключительно судебным органам и носили временный характер до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование.
ГУВД по Ставропольскому краю при осуществлении выплат руководствовалось требованиями законодательства, а именно за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326.
В соответствии с указанным постановлением Колобовникову А.В. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью была проиндексирована и составляла:
С 19.06.2002г. по 30.06.2003г. – 2620 руб.
С 01.07.2002г. по 31.12.2002г. – 2800 руб.
С 01.01.2003г. по 31.12.2003г. – 3136 руб.
С 01.01.2004г. по 31.12.2004г. – 3450 руб.
С 29 мая 2004г. в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ, размеры выплат, назначенных Колобовникову А.В. подлежали ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ и составили: с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. – 3829 руб. 50 коп. (на основании постановления Правительства РФ от 7 мая 2005года № 292, коэффициент 1,1);
С 1.01.2006 года по 31.12.2006г. - 4 174 руб. 16 коп. (на основании постановления Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 коэффициент 1,09).
С 1.01.2007г. по 31.12.2007г. - 4508 руб. 09 коп. (на основании постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 коэффициент 1,08) и в последующем в соответствии с действующим законодательством.
С учетом доводов, изложенных в отзыве, представитель ГУВД по СК Масленникова И.В. просит суд в иске Колобовникова А.В. к ГУВД по Ставропольскому краю о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, об индексации сумм в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности по возмещению вреда здоровью отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Колобовникова А.В. по следующим основаниям.
Истец Колобовников А.В. является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и состоит на учете в УВД по Ставропольскому краю Центре пенсионного облуживания. За период со 2.06.1998г. по 31.10.1999г. ему была назначена и выплачена компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 72928 руб.33 коп. из расчета 4298руб.33 коп. ежемесячно, и за период с 1.11.1999г. по 15.02.2001г. в размере 53422 руб.04 коп. из расчета 3438 руб.66 коп. ежемесячно.
В соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 г. №5-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г № 607 ему, как пенсионеру МВД РФ назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с 16.01.2001г. в размере 2500 руб.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации -Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991г. (с последующими изменениями и дополнениями) государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ряда положений закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» от 19.06.2002г. №11-П учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в соответствии с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности.
Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы» был утвержден порядок и условия возврата указанных денежных компенсаций.
В соответствии с п.3 указанного Порядка (постановление Правительства РФ от 08.06.2001г. № 455), гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получающим пенсию в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998г. по 15 февраля 2001 года, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.
В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, необходимо включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.
Во исполнение п.3 данного Порядка истцу в 2003г. была начислена и выплачена Колобовникову А.В. денежная компенсация за период со 2.06.1998г. по 15.02.2001г. в общей сумме 126350,37 руб.
В соответствии с ч.3 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 года до 29.11.2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного Законом минимального размера оплаты труда, суд вправе в соответствии со ст.1 ФЗ № 82 от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» произвести такую индексацию с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000г. равного 1,581 (132:83,49), а с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 01.07.2000г. не производилась индексация названных сумм на основании ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции ФЗ № 179 от 24.11.1995г.) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» ( в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона.
Аналогичная позиция определена в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
При этом суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 08.02.2008г. № 17-20 величина прожиточного минимума для пенсионеров составляет в 2000 г.- 610 руб., в 2001 г. - 1026 руб., в 2002 г. - 1254 руб., в 2003 г. - 1499 руб. Таким образом коэффициент индексации составляет: в 2002 г.- 1.682 (1026:610), в 2003 г. -1,2222 (1254 : 1026), в 2004 г. - 1.1953 (1499 : 1254).
Частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, вступившего в законную силу с 29 мая 2004 года) установлено:
«Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005 год» (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2005 год», вступившим в законную силу с 10 ноября 2005 года) уровень инфляции на 2005 год (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года) установлен в размере 10-11 процентов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 163) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с 1 января 2005 года индексируется с применением коэффициента 1,1.
Однако, решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006 года № ГКПИ06-445, вступившим в законную силу 22 августа 2006 года, признан недействующим абзац первый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 292, в редакции от 24 марта 2006 № 163 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части, ограничивающей возможность осуществления индексации размеров, названных в абзацах втором и третьем данного пункта компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,11, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 года № 141-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы возмещения вреда здоровью с 1 января 2006 года индексируются с применением коэффициента 1, 09.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171 «Об индексации в 2007г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется коэффициент инфляции в размере 1,08.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 «Об индексации в 2008-1010г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» индексация осуществляется с применением коэффициента в размере 1,105 с 01.01.2008г., 1,13 с 01.01.2009г. и 1,1 с 01.01.2010г.
Расчет суммы ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью истца составит: 2500 руб. х 1,515 (с 15.02.2001г.) х 1,682 (с 01.01.2002г.) х 1,222 (с 01.01.2003г.) х 1,195 (с 01.01.2004г.) х 1,11 (с 01.01.2005г.) х 1,09 (с 01.01.2006г.) х 1,08 (с 01.01.2007г. х 1,105 (с 01.01.2008г.) х 1,13 ( с 01.01.2009г.) х 1,1 (с 01.01.2010г.) = 16696 руб. 46 коп.
Расчет задолженности составит:
2500 руб. х 1,515 = 3787,50 руб.
3787,5 руб. х 10,5 мес. =39768,75 руб. ( с 15.02.2001г. по 31.122002г.)
3787,5 руб. х 1,682 = 6370,58 руб.
6370,58 руб х 12 мес. = 76446,96 руб.( с 01.01.2002г. по 31.12.2002г.)
6370,58 руб. х 1,222 = 7784,85 руб.
7784,85 руб. х 12 мес. = 93418,18 руб. ( с 01.01.2003г.) по 31.12.2003г.)
7784,85 руб. х 1,195 = 9302,9 руб.
9302,9 руб. х 12 = 111634,75 руб. ( с 01.01.2004г. по 31.12.2004г.)
9302,9 руб. х 1,11 = 10326,22 руб.
10326,22 руб. х 12 мес. = 123914,63 руб. ( с 01.01.2005г. по 31.12.2005г.)
10326,22 руб. х 1,09 = 11255,58 руб.
11255,58 руб. х 12 мес. = 135066,96 руб. ( с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.)
11255,58 руб. х 1,08 = 12156,03 руб.
12156,03 руб. х 12 мес. = 145872,32 руб. ( с 01.01.2007г. по 31.12.2007г.)
12156,03 руб. х 1,105 = 13432,41 руб.
13432,41 руб. х 12 мес. = 161188,96 руб.( с 01.01.2008г. по 31.12.2008г.)
13432,41 руб. х 1,13 = 15178,62 руб.
15178,62 руб. х 12 мес. = 182143,48 руб. ( с 01.01.2009г. по 31.12.2009г)
15178,62 руб. х 1,1 = 16696,48 руб.
16696,48 руб. х 7 мес. = 116875,37 руб.( с 01.01.2010г. по 31.07.2010г.)
Сумма ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью истца за период с 15.02.2001г. по 31.07.2010г. составит: 39768,75 руб. + 76446,96 руб. + 93418,18 руб. + 111634,75 руб. + 123914,63 руб. + 135066,96 руб. + 145872,32 руб. + 161188,96 руб. + 182143,48 руб. + 116875,37 руб. = 1 186 330 руб.36 коп.
Как следует из ответа ГУВД по СК за период с 15.02.2001г. по 31.07.2010г. истцу было фактически выплачено:
26250 руб.(2001г.) + 31848 руб.(2002г.) + 37632 руб. (2003г) + 41400 руб.(2004г.) + 45954руб. (2005г.) + 50089,92 руб. (2006г.) + 54097,08 руб. ( 2007г.) + 59777,28 руб. (2008г.) + 67548,36 руб. (2009г.) + 43343,5 руб. (с 01.01.2010г. по 31.07.2010г.) + 457940 руб.14 коп.
Таким образом, сумма задолженности по выплате истцу ежемесячной денежной компенсации за период с 15.01.2001г. по 01.08.2010г. составит: 1186330 руб.36 коп. – 457940 руб.14 коп. = 728390 руб. 22 коп.
В остальных требованиях истца об индексации сумм возмещения вреда здоровью по росту индекса потребительских цен надлежит отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Колобовникова А.В. к ГУВД по Ставропольскому краю об индексации сумм в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности удовлетворить частично.
Обязать ГУВД по Ставропольскому краю за счет средств федерального бюджета назначить Колобовникову А.В. с 01 августа 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 16 696 (шестнадцать тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей 46 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с ГУВД по Ставропольскому краю в пользу Колобовникова А.В. за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 июля 2010 года в размере 728 390 (семьсот двадцать восемь тысяч триста девяносто) рублей 22 коп.; включить указанную задолженность в списки граждан, имеющих право на получение денежной компенсации за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении остальных исковых требований Колобовникову А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней
Судья М.М. Гаппоева