Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010г. Ленинский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Ефимовой Т.С.
с участием прокурора Кравец Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению заместителя Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Непышного И.Г. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо ФБУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК по обеспечению прав осужденных на пожарную безопасность,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышный И.Г. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит:
-признать незаконным бездействие ФБУ ИК-5 УФСИН
России по СК по обеспечению прав осужденных на пожарную безопасность,
выразившуюся в
· не выполнении монтажа автоматической пожарной сигнализации во
всех помещениях жилого корпуса № 1 (НПБ 110-03 п. 4);
· отсутствии системы оповещения людей о пожаре в помещениях жилого корпуса № 1 (ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-03 табл. 2, п. 20);
· не демонтаже сгораемой отделки с путей эвакуации в помещении прачечной (ППБ 01-03 п. 53);
· не демонтаже сгораемой отделки с путей эвакуации в помещении столовой (ППБ 01-03 п. 53);
· не демонтаже сгораемой отделки с путей эвакуации в помещении административного корпуса (ППБ 01-03 п. 53);
· отсутствии огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений столовой (ППБ 01-03 п. 36);
· не соответствии требованиям п. 6.28 СнИП 21-01-97 винтовой
лестницы, ведущей в общежитие колонии-поселения;
· не выполнении монтажа автоматической пожарной сигнализации во
всех помещениях швейного участка (НПБ 110-03 п.4);
· отсутствии системы оповещения людей о пожаре в помещениях
швейного участка (ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-03 табл. 2, п. 20);
· не выполнении монтажа автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях цеха «Атлант» (НПБ 110-03 п.4);
· отсутствии системы оповещения людей о пожаре в помещениях цеха «Атлант» (ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-03 табл. 2, п. 20);
· отсутствии огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений склада (ППБ 01-03 п. 36).
- обязать ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК в шестимесячный срок
создать условия для соблюдения прав осужденных на пожарную безопасность.
В обоснование указанных требований указал, что Во исполнение п.4 плана работы Ставропольской межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края на 2 полугодие 2009 г. 23-27 октября 2009 г. с участием сотрудников отдела государственного пожарного надзора по г. Ставрополю ГУ МЧС по Ставропольскому краю в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», по результатам которой внесено предписание за № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, содержащее 20 мероприятий, и установлен срок исполнения предписания 01.08.2010.
На основании поручения Ставропольской межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края 07.09.2010 ОГНИ по г. Ставрополю ГУ МЧС России по СК в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994 № «О пожарной безопасности», в ходе которой выявлено невыполнение в установленный срок предписания № от 27.10.2009, и наличие следующих нарушений:
жилого корпуса № (НПБ 110-03 п. 4);
· отсутствует система оповещения людей о пожаре в помещениях жилого корпуса
№ (ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-03 табл. 2, п. 20);
· не демонтажирована сгораемая отделка с путей эвакуации в помещении
прачечной (ППБ 01-03 п. 53);
· не демонтажирована сгораемая отделка с путей эвакуации в помещении
столовой (ППБ 01-03 п. 53);
· не демонтажирована сгораемая отделка с путей эвакуации в помещении
административного корпуса (ППБ 01-03 п. 53);
· отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных
помещений столовой (ППБ 01-03 п. 36);
· не соответствует требованиям п. 6.28 СнИП 21-01-97 винтовая лестница,
ведущая в общежитие колонии-поселения;
· не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации во всех
помещениях швейного участка (НПБ 110-03 п.4);
· отсутствует система оповещения людей о пожаре в помещениях швейного
участка (ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-03 табл. 2, п. 20);
· не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации во всех
помещениях цеха «Атлант» (НПБ 110-03 п.4);
· отсутствует система оповещения людей о пожаре в помещениях цеха «Атлант»
(ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-03 табл. 2, п. 20);
· отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций
чердачных помещений склада (ППБ 01-03 п. 36).
Таким образом, начальником ФБУ ИК-5 УФСР1Н России по СК не выполняется возложенная на него обязанность по соблюдению прав на обеспечение пожарной безопасности осужденных, отбывающих лишение свободы в данном учреждении, допускается бездействие, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется предусмотренными законом способами. Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, иные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Право осужденных на жизнь и здоровье принадлежит им в силу закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК является местом массового пребывания неопределенного круга лиц, так как численность содержащихся в учреждении лиц меняется, и привлечь их в процесс в качестве заявителей не представляется возможным.
В судебном заседании помощник прокурора заявление поддержала, просила суд его удовлетворить, по доводам изложенным в заявлении.
Представитель ФБУ ИК-5 по доверенности Гвоздикова Н.Л. возражала против удовлетворения заявления в обоснование пояснив, что заявленные требования вытекают из того, что 27.10.2009г. отделом государственного пожарного надзора по городу Ставрополю совместно с помощником прокурора Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края было проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории и в зданиях ФБУ PIK-5 УФСИН России по Ставропольскому краю. В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности и выписано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок исполнения предписания установлен 01.08.2010г,
По предписанию № от 27.10.2009г. учреждением проведены мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, но не в полном объеме из-за недостаточного бюджетного финансирования и внебюджетных средств на указанные мероприятия.
07.09.2010г. ОГПН по г. Ставрополю ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проведена внеплановая проверка за соблюдением требований Федерального закона «О пожарной безопасности» учреждения и по результатам составлен Акт проверки № о невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор по предписанию № от 27.10.2009г.
Рассматриваемое заявление подано заместителем Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть определены в качестве конкретной стороны правоотношения.
По данному делу круг лиц, в чьих интересах обращается прокурор, определен осужденными.
Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю» является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения.
Направление осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу.
Приказом УФСИН России по Ставропольскому краю от 27.10.10г. № «Об утверждении штатных расписаний федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы Ставропольского края» утверждено штатное расписание: лимит наполнения 1205, включая участок колонии-поселения на 46 мест.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ №-дсп от 13.07.2006г. «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях», а также приказом Министерства юстиции РФ от 15.08.2007г. №-дсп «Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных учреждений» в ФБУ ИК-5 ведется строгий учет прибывших и находящихся осужденных. Прием осужденных в колонию осуществляется представителями администрации учреждения в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. При поступлении осужденных в исправительное учреждение, сотрудник спецотдела принимает личные дела и попутный список на прибывших осужденных. Сведения о каждом осужденном, принятом в колонию, записываются в журнал учета движения осужденных и регистрации личных дел. Спецотделом колонии ведется учет осужденных: персонально - по журналу, по учетной карточке, по личному делу на осужденного, количественно - по пятидневным сводкам о движении осужденных, по установленным формам статистической отчетности.
Учетные карточки на осужденных, поступивших в колонию, заполняются на основании документов личных дел. Сведения о наличии и движении осужденных составляются каждый день за истекшие сутки по состоянию на 00 часов текущих суток на основании сведений о лицах, состоявших на учете, и документов на прибывших и убывших за прошедшие сутки. Полученные данные сверяются с результатами проверки наличия осужденных. Эти данные отражаются в журнале движения осужденных и регистрации личных дел за каждые прошедшие сутки.
ФБУ ИК-5 является охраняемым объектом. Порядок организации и осуществления охраны учреждения, его объектов, осужденных определен приказом Министерства юстиции РФ от 15.02.2006г. №-дсп «Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Родственников осужденных и других лиц, прибывших на свидание, часовой КПП пропускает в сопровождении дежурного-младшего инспектора по проведению длительных и краткосрочных свиданий при наличии у них письменного разрешения, подписанного начальником учреждения и документа, удостоверяющего личность.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется предусмотренными законом способами. Согласно части 1 статьи 150 ГК РФ жизнь, здоровье, иные личные неимущественные права, нематериальные блага, принадлежащие гражданину от
рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Право осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФБУ ИК-5 на обеспечение пожарной безопасности принадлежит в силу закона.
Указанные лица вправе согласно ст. 254 ГПК РФ оспорить решение, действие (бездействие) ФБУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю, если считают, что нарушены их права и свободы. Лица, отбывающие наказание в ФБУ ИК-5 вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд или вышестоящий орган в порядке подчиненности.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ).
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случая, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав. Свобод и законных интересов другого лица, неопреденного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением. Если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов и интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных граждан и неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявление заместителя Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышного И.Г. подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц- осужденных, отбывающих наказание на территории исправительного учреждения, родственников, временно находящихся в учреждении в связи с получением краткосрочных свиданий либо длительных свиданий, оформления передач осужденным, а также иных лиц, могущих находиться в названном общественном месте.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного-самоуправления, организациями, независимо от их организационно –правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ « О пожарной безопасности» руководители учреждений и организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций, учреждений осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
С 23-27.10.2009г. старшим инспектором ОГПН г. Ставрополя ГУ МЧС России по СК Ткачевым М.А., проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории и в зданиях ФБУ ИК-5 России по СК, расположенных по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором Ткачевым М.А. выдано предписание № начальнику ФБУ ИК-5 об устранении нарушений требований пожарной безопасности указанных в предписании, срок исполнения предписания определен до 01.08.2010г.
Предписание № начальником ФБУ ИК-5 обжаловано не было, т.о. суд считает, что нарушения указанные в предписании имели место.
07.09.2010г. инспектором ОГПН по г. Ставрополю ГУ МЧС России по СК Жерлициным Д.А. по заданию прокуратуры Ставропольского края № от 31.08.2010г. проведена проверка в отношении ФБУ ИК-5, по адресу: г. Ставрополь, пл. Воровского, 2.
Согласно акту проверки № начальником ФБУ ИК-5 не выполнено в установленный срок законное предписание органа осуществляющего государственный пожарный надзор, т.е. предписание от 27.10.2009г. № п.1,2,6,7,8,9,10,14,15, 18,19,20.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК не выполняет функции по осуществлению противопожарных мероприятий, предусмотренных законом, по соблюдению прав осужденных, отбывающих лишение свободы в данном учреждении, на обеспечение их личной безопасности.
Руководствуясь чт. 254-258 ГПК РФ, ст. 13 УИК РФ, п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление заместителя Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края И.Г.Непышного – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК по обеспечению прав осужденных на пожарную безопасность.
Обязать начальника ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК Муссова Б.М. в шестимесячный срок создать условия для соблюдения прав осужденных на пожарную безопасность.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья Маслова И.Н.