№2-291/11 Буц А.М. к Комитету градостроительства админитсрации г. Ставрополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка



<номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года город Ставрополь

Судья Ленинского районного суда г. Ставрополя Свечникова Н.Г.

при секретаре Сафарове И.А.

с участием:

представителя истца Буц А.М. по доверенности от 30.10.2010г. - Менгажетдиновой Т.В.

представителя ответчика - Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности от 12.01.2011г. - Беляева С.И.

представителя третьего лица - администрации г. Ставрополя по доверенности от 11.01.2011г. - Якимова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Буц А.М. к Комитету градостроительства администрации города Ставрополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрация города Ставрополя, МУ «Архстройзаказ» г. Ставрополя, ФГУ «Земельная кадастровая палата», ГУП СК «Крайтехинвентаризация», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, СТ «Оптимист», об изменении вида разрешенного использования земельного участка и назначения здания, расположенного на этом земельном участке,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском и просит признать незаконными действия Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе изменения вида разрешенного использования земельного участка; изменить вид разрешенного использования - «под садоводство» земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Оптимист, 47, на вид «под индивидуальное жилищное строительство» и изменить назначение «нежилое здание» садового домика, расположенного по указанному адресу, на назначение «жилой дом», с последующим внесением этих данных в дежурный план г. Ставрополя МУ «Архстройзаказ» г. Ставрополя, изменений в государственный кадастровый учет ФГУ «Земельная кадастровая палата», изменений в техническую документацию ГУП СК «Крайтехинвентаризация», изменений в ЕГРП Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК.

В обоснование заявленных требований указал, что он и члены его семьи, в составе 6 человек постоянно проживают в принадлежащем ему на праве собственности садовом доме общей площадью 52,4 кв.м., расположенном на земельном участке площадью 600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, назначение - для садоводства, по адресу: г. Ставрополь общественная организация коллектива садоводов любителей Оптимист, 47. Указанный земельный участок с расположенным на нем домом является для них единственным местом жительства, в связи с отсутствием другого жилья. Учитывая изложенное, в августе 2010г. он обратился к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка «под садоводство» на «под индивидуальное жилищное строительство», с целью перевода садового дома в статус жилого дома с правом регистрации, т.к. отсутствие данного статуса лишает его права на беспрепятственное пользование социальными пенсионными, медицинскими, почтовыми и иными услугами по месту постоянного жительства и ограничивает его право на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренное ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ, и ограничивает его право на распоряжение земельным участком, находящимся в собственности. В данном заявлении ему было отказано по тем основаниям, что до внесения соответствующих изменений в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», данный вопрос возможно решить только в судебном порядке, либо он имеет право быть зарегистрированным по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, но без проведения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка. Данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку в нем отсутствуют нормы законодательства, которые явились основанием для принятия подобного решения. Ссылка в отказе на то обстоятельство, что процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в садоводческих и дачных кооперативах - приостановлена в связи с тем, что по проекту корректировки генерального плана г. Ставрополя ряд СТ попадает в территорию жилой застройки, не является законным основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В судебное заседание истец Буц А.М. не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца Менгажетдинова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме по изложенным выше основаниям. Также суду пояснила, что в соответствии со ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований. Также в силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. В г. Ставрополе изменение вида разрешенного использования земельного участка определено Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования и Порядком принятия решения по вопросам перевода из жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение и переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в г. Ставрополе. Именно указанными выше нормами ответчик должен был руководствоваться при рассмотрении заявления Буц, однако отказал в удовлетворении просьбы истца, не указав при этом норму закона, на основании которой принято указанное решение. Данное обстоятельство является основанием для признании отказа незаконным, и удовлетворения заявленных исковых требований Буц в полном объеме. Никаких препятствий в изменении Буц вида разрешенного использования земельного участка не имеется.

Представитель ответчика Комитета градостроительства администрации города Ставрополя Беляев С.И., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, просил суд оставить их без удовлетворения по следующим основаниям. Истец является собственником садового дома (с назначением - нежилое здание) по адресу: г. Ставрополь, СТ Оптимист, 47, что указано в свидетельстве о праве собственности. Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с назначением - земли населенных пунктов (под сад), площадью 600 кв.м., который также принадлежит заявителю на праве собственности. В настоящее время процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в садоводческих и дачных товариществах, находящихся в собственности у заявителей приостановлена в связи с тем, что по проекту корректировки генерального плана г. Ставрополя ряд садоводческих товариществ попадает в территорию жилой застройки, однако данный проект рассчитан на развитее города в течение последующих 20 лет, в связи с чем, в настоящее время заявление Буц об изменении вида разрешенного использования земельного участка, - удовлетворено быть не может. Кроме того, ст.37 Градостроительного кодекса РФ установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды, условно разрешенные, вспомогательные. Данные виды устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, а также схемы территориального планирования муниципального района, утвержденной главой местной администрации. Указанные схемы воплощены в генеральном плане поселений и городских округов. Таким образом, земельный участок и объект недвижимости, расположенный на нем должны иметь единый вид разрешенного использования, в случае, если изменяется вид разрешенного использования объекта недвижимости, возникает несоответствие целевого использования земельного участка и строения. Это ведет к нецелевому использованию земельного участка. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. В соответствии с п.9 данной статьи, для получения разрешения на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта индивидуального жилищного строительства, заявителю необходимо представить в орган местного самоуправления целый ряд документов, в то время как для строительства на дачном участке в силу п.17 этой же статьи, не требуется выдача указанного разрешения. Соответственно, на дачных участках могут возводиться только нежилые и жилые строения, но не индивидуальные жилые дома. Вместе с тем, истец может обратиться в суд с заявлением о признании садового домика, в котором он фактически проживает, пригодным для постоянного проживания для осуществления регистрации по месту жительства.

Представитель администрации г. Ставрополя Якимов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Буц исковых требований, поддержал доводы представителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, указав при этом следующее. Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, однако доказательств того, что помещение, занимаемое истцом, соответствует требованиям, установленным вышеуказанным постановлением, истцом не представлено, соответственно отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - МУ «Архстройзаказ» г. Ставрополя, ФГУ «Земельная кадастровая палата», ГУП СК «Крайтехинвентаризация», СТ «Оптимист», извещенные о дате и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не сообщили суду о причинах своей неявки, не представили заявления о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников процесса, суд признает причины неявки представителей неуважительными и полагает возможным рассматривать дело без участия указанных выше лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материала дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Буц А.М. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 56 п. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В судебного заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Буц А.М. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м., назначением – для садоводства, расположенного в г.Ставрополе Ставропольского края, общественная организация коллектива садоводов-любителей «Оптимист», 47, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 110372, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 20 августа 2010 года.

Также Буц А.М. является собственником садового дома площадью 52,4 кв.м, назначение – нежилое здание, расположенного в г.Ставрополе Ставропольского края, общественная организация коллектива садоводов-любителей «Оптимист», № 47, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 076789, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 17 августа 2010 года.

В августе 2010 года Буц А.М. обратился в Комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка №47 в СТ «Оптимист» на индивидуальное жилищное строительство, в ответ на которое заявителем было получено письмо Комитета градостроительства администрации города Ставрополя исх.№3736-09\07-19\3 от 08 сентября 2010 года в котором сообщалось, что в настоящее время процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в садоводческих и дачных товариществах, находящихся в собственности у заявителей, приостановлена в связи с тем, что по проекту корректировки генерального плана города Ставрополя ряд садоводческих товариществ попадает в территорию жилой застройки, но данный проект рассчитан на развитие города Ставрополя в течение последующих 20 лет. В настоящее время разрабатывается временный порядок по признанию садового домика пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства. Заявителю было разъяснено его право на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении без проведения процедуры изменения разрешенного использования земельного участка №47 в СТ «Оптимист» под индивидуальное жилищное строительство.

В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается собственником самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. В целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

При этом решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительством, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Таким образом, до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего.

Согласно частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков.

Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды, условно разрешенные, вспомогательные. Данные виды устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса, согласно которой вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Согласно регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденному Постановлением администрации города Ставрополя №691 от 10.09.09г. (в редакции от 10.09.09г.) лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства, разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, обращается в Центр с заявлением на имя председателя комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя (далее - заявление о проведении публичных слушаний) (п.15.1).

Согласно Протоколу заседания межведомственной комиссии по вопросам развития садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан на территории города Ставрополя №4 от 30.10.2009 года комиссии по подготовке правил землепользования и застройки города Ставрополя, рекомендовано рассматривать заявления граждан по изменению вида разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости под использование для индивидуального жилищного строительства, расположенных в дачных, садоводческих товариществах, находящихся в черте города Ставрополя и имеющих развитую инженерную и дорожную инфраструктуру, перспективу развития товарищества и принявших решение о ликвидации юридического лица. Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя начать рассмотрение вопросов и признании дачных и садовых домиков жилыми и пригодными для круглогодичного проживания.

В связи с чем доводы представителей ответчика и третьего лица о приостановлении процедуры изменения вида разрешенного использования земельных участком, расположенных в садоводческих и дачных товариществах, нашли свои подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Постановлением Администрации города Ставрополя №2843 от 17 сентября 2010 года Регламент подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденный постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 N 691, Раздел 2 "Особенная часть" был дополнен главой 15" следующего содержания: "15". Порядок оформления документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство», согласно которому решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, предусматривающий жилищное строительство, принимает администрация города Ставрополя.

Указанное Постановление администрации города Ставрополя вступило в силу 18 сентября 2010 года, т.е. после получения сообщения Комитета градостроительства администрации города Ставрополя о приостановлении процедуры изменения вида разрешенного использования земельных участком, заявителем.

В порядке, предусмотренном главой 15" Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, заявитель в соответствующие органы не обращался.

Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года №97 были утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя, вступившие в силу 18 декабря 2010 года, согласно которым предусмотрено право правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов, а также право на выбор и изменение условно разрешенного вида (видов) использования земельного участка осуществляется путем получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенного градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, в порядке, установленном действующим законодательством и настоящими Правилами. Глава города Ставрополя утверждает порядок изменения основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, закрепленных за органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями.

Правила предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Ставрополя на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Главой 7 Правил землепользования и застройки города Ставрополя установлен градостроительный регламент зоны дачных и садоводческих объединений.

В силу ст.15 Правил на публичные слушания по вопросам землепользования и застройки в обязательном порядке выносятся вопросы о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешения на условно разрешенный вид использования).

Федеральными законами «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Стороной истца не предоставлено допустимых доказательств, подтверждающих соответствие садового домика требованиям технических регламентов, а также Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47.

Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и садового домика, принадлежащего Буц А.М. на праве собственности, не проводились.

В связи с чем отсутствуют законные основания для удовлетворения требования истца Буц А.М. об изменении вида разрешенного использования земельного участка и назначения здания, расположенного на этом земельном участке.

Истцу разъясняется его право на обращение в соответствующие органы с заявлением о признании садового домика пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Буц А.М. – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2011 года.

Судья Н.Г.Свечникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200