2-112/2011 Гюлевы к Ставропольской КЭЧ района, Управлению Росреестра по СК



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года г.Ставрополь

Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего: судьи Кононовой Л.И.,

при секретаре Калинка И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гюлев Н.Г., Гюлев Т.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Гюлев Т.Т., Гюлев А.Т. к Ставропольской КЭЧ района, Управлению Росреестра по СК о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Гюлева Н.Г., Гюлев Т.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Гюлева Т.Т., 2003 года рождения, Гюлева А.Т., 2007 года рождения, обратились в суд с иском к Ставропольской КЭЧ района, Управлению Росреестра по СК о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру № 101 по ул.Ленина, 328 в г.Ставрополе по 1/4 доли в праве общей долевой собственности за каждым.

В обосновании своих требований истец Гюлев Т.А. указал, что он проходил военную службу в Ставропольском Высшем Военном Авиационном Инженерном Училище (Военном Институте). Имеет общую выслугу лет на военной службе в календарном исчислении более 14 лет. В настоящий момент он служит в воинской части № 22558-834 в учебном центре. Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации". В соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на получение в собственность занимаемого им и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу г.Ставрополь, ул.Ленина дом 328, квартира № 101. Указанная квартира, общей площадью 61,3 кв.м., является частью дома № 328 по ул.Ленина в г. Ставрополе, построенного в 2007 году на основании разрешения на строительство № 1/333 выданного 03 марта 2006 года комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя заказчику строительства в лице войсковой части 84377, которая в настоящий момент расформирована. Постановлением Главы г.Ставрополя от 09.09.05г № 3093 был утвержден акт выбора земельного участка для строительства указанного дома. В соответствии с разрешением № RU 26309000-1/459 указанный дом был введен в эксплуатацию. Исходя из того, что дом был сдан в эксплуатацию, в Ставропольское ВВАИУ (ВИ) поступил список квартир, подлежащих распределению среди военнослужащих Ставропольского ВВАИУ (ВИ). Решением жилищной комиссии Ставропольского ВВАИУ (ВИ) от 07.09.07.г. № 8 ему была распределена квартира № 101. Изначально этот дом предполагался к оформлению в качестве служебного, однако до настоящего времени он в качестве служебного не оформлен и в соответствии с инвентарной карточкой учета основных средств № 0000000404 указанный дом числится как 110- квартирный жилой дом с инвентарным номером объекта № УС 0000000404. 04 декабря 2007 года начальник Ставропольской КЭЧ заключил с ним и членами его семьи договор краткосрочного найма служебного помещения № 8, в соответствии с п.1.2 которого срок действия этого договора определяется с 04 декабря 2007 года до момента заключения сторонами договора социального найма жилого помещения, являющегося предметом данного договора. Из этого пункта следует, что с ним и членами его семьи должен быть заключен договор социального найма указанного в нем жилого помещения. Не смотря на то, что с ним был заключен договор найма специализированного помещения, балансодержатель указанного жилого помещения в лице домоуправления № 2 производил начет платы за содержание общего имущества дома в платежные ведомости предъявляемые ему к оплате, которые он оплачивал, в то время как в соответствии с Гражданским законодательством бремя содержания собственности лежит на собственнике. Он обратился с рапортом по команде о разрешении ему перевода ранее предоставленной квартиры № 101 из служебной, в квартиру, предоставляемую по договору социального найма. В последствии в соответствии с директивными указаниями Главного КЭУ МО РФ от 15.10.09.г № 147/331/56576, решением начальника расквартирования и обустройства Минобороны РФ - заместителя Минобороны РФ от 05 сентября 2009 года № 147/331/56427 ему разрешено перевести квартиру №101 из фонда специализированного служебного жилья в жилое помещение по договору социального найма. Он обратился 12 мая 2010 года к начальнику Ставропольской КЭЧ района с просьбой заключить со ним и членами моей семьи договор социального найма, после чего заключить договор передачи этого помещения в собственность по 1/3 доли на меня и членов моей семьи и зарегистрировать их в необходимых государственных учреждениях в предусмотренном законом порядке. 24 мая 2010 года он получил ответ за номером 7\384, в котором начальник КЭЧ отказал в удовлетворении его заявления, сославшись на то, что дом, в котором он проживает не зарегистрирован в Ставропольском ТУ ФАУ ФИ и на него не оформлено свидетельство о праве собственности. Кроме того, он сослался на то, что войсковая часть 84377 (заказчик строительства) расформирована и имеются проблемы по срокам получения недостающих правоустанавливающих документов. В месте с ответом им была получена копия сообщения об отказе в государственной регистрации прав от 26.05.10.г №01/039/2008 из Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю в котором УФРС по СК отказала в регистрации права на указанный жилой дом, мотивируя свой отказ отсутствием у заказчика права пользования земельным участком и не соответствием вида использования земельного участка, на котором находится дом, для строительства жилого дома. Отказывая в регистрации перехода права собственности, в данном случае регистрационная служба руководствовалась также абзацем 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при условии наличия государственной регистрации ранее возникавших прав на данный объект в ЕГРП (едином государственном реестре прав). С учетом того, что право хозяйственного ведения или оперативного управления жилым фондом их обладателями (КЭЧ), до этого не регистрировались, переход прав (приватизация) на объект недвижимости — квартиру — в установленном порядке зарегистрирован быть не может. Следствием этого является отсутствие оснований для регистрации права собственности граждан на квартиру, которую они желают приватизировать. Считаю данный отказ неправомерным и незаконным по следующим основаниям: Так, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право на приватизацию жилых помещений установлено ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, а также права собственности. В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный. Государственный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов РФ). Ведомственный жилищный фонд, в том числе и жилищный фонд Минобороны России, является собственностью Российской Федерации, при этом жилые дома, сооружения и иные объекты, находящиеся на землеотводе или балансе данного министерства (кроме войсковых спецобъектов), эксплуатируются и обслуживаются квартирно-эксплуатационными частями (Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии СА и ВМФ, утвержденное Приказом МО СССР 1977 г. № 75). В этой своей деятельности КЭЧ обязана руководствоваться нормами действующего жилищного законодательства РФ. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2004 г., с изм. от 15 июня 2006 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Из приведенных норм следует, что жилые помещения, закрепленные за Минобороны России подлежат приватизации и что военнослужащие, занимающие эти помещения, вправе их приватизировать. Статьей 6 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными передавать жилые помещения; государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, оперативного управления. Договор безвозмездной передачи жилого помещения (приватизационная сделка) заключается в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Государственная регистрация данной сделки законом не предусмотрена, обязательной регистрации подлежит только переход права собственности на жилое помещение к гражданам, которые его приватизируют. Для регистрации перехода названного права стороны сделки должны в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 25 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» (в ред. от 3 июня 2006 г.) подать в учреждение юстиции, уполномоченное осуществлять указанную регистрацию, соответствующие заявления: граждане – о регистрации их права собственности на занимаемое жилое помещение, а передающие жилье орган или организация – о переходе права собственности к указанным гражданам и, в случае необходимости, – о регистрации ранее возникшего у этих органа или организации права собственности на передаваемое жилое помещение. Согласно п.3 постановления № 8 Пленума ВАС РФ от 25.02.98 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», соответствующие реестры собственности являются документами, подтверждающими право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты. Мингосимущество РФ письмом от 04.05.00 №НГ-7/6949 об учете федерального имущества сообщает, что войсковые части, квартирно-эксплуатационные и иные организации указанных федеральных органов … действуют на основании общего положения об организациях данного вида (п.1 ст.52 ГК РФ). Эти организации создаются собственником имущества – Правительством РФ в лице соответствующего министерства или ведомства для осуществления функций некоммерческого характера и финансируются собственником через федеральный бюджет. В отношении КЭЧ воинских частей приказом Министерства обороны СССР от 22.02.77 № 75 введено в действие общее Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии советской Армии и Военно-Морского флота. В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.07.98 №696 имущество, находящееся в федеральной собственности подлежит обязательному учету в едином реестре, функции по ведению которого возложены на Министерство государственного имущества РФ (его территориальные органы). Во исполнение вышеуказанного постановления распоряжением Мингосимущества РФ от 30.07.98 № 800-р «О порядке ведения государственных баз данных федерального имущества…» Департаменту государственного имущества военно-промышленного комплекса и военного имущества совместно с Департаментом государственного реестра федеральной собственности дается срок для разработки и утверждения порядка ведения государственных баз данных имущества ВПК и военного имущества. Из изложенного следует вывод, что военное имущество (в т.ч. имущество КЭЧ воинских частей) подлежит учету в реестре федерального имущества, а основанием включения объектов в реестр федерального имущества является приложение №1 к постановлению ВС РФ от 27.12.91 №3020-1. Однако, неисполнение соответствующими организациями (КЭЧ) обязанности по государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на жилой фонд, отсутствие порядка ведения государственных баз данных имущества ВПК и военного имущества не может ограничивать права граждан на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации.

Представитель ответчика – Управления Росреестра по СК в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрение дела проведено судом в их отсутствие.

В судебном заседании истцы Гюлева Н.Г., Гюлев Т.А. поддержали свои исковые требования, приведя основания, изложенные выше.

Представитель ответчика Ставропольской КЭЧ района по доверенности Чахиров И.Г. в судебном заседании исковые требования истцов не признал, пояснив, что Ставропольская КЭЧ района является ненадлежащим ответчиком, поскольку многоквартирный жилой дом по ул.Ленина, 328 не передавался им в собственность, и КЭЧ не вправе распоряжаться им, в том числе передавать спорную квартиру в собственность в порядке приватизации.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов по следующим основаниям.

Право гражданина на жилище и право иметь имущество в собственности установлено ст.ст. 35, 40 Конституцией РФ. Устанавливая право гражданина на жилище, государство предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищный фондов.

Защита гражданских прав осуществляется путем признания права (ст. 12 ГК РФ), защита жилищных права – путем признания жилищного права (ст. 11 ЖК РФ).

Судом установлено, что истец Гюлев Т.А. проходил военную службу по контракту в Ставропольском Высшем Военном Авиационном Инженерном Училище (Военном Интституте).

Общая продолжительность военной службы составляет 14 лет 4 месяца. Состав семьи 4 человека: он, супруга - Гюлев Н.Г., сыновья - Гюлев Т.Т., 2003 года рождения, Гюлев А.Т., 2007 года рождения.

04.11.2007 года заключен договор краткосрочного найма служебного (специализированного) жилого помещения № 8 между Ставропольской Квартирной Эксплуатационной частью района, в лице начальника Бушмина С.Н. и истцом и членами его семьи о передаче в срочное возмездное пользование жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул.Ленина дом № 328, кв.101, общей площадью 59,2 кв.м. состоящая из 2-х комнат.

В соответствии ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истцы в настоящее время проживают в предоставленном помещении вместе с несовершеннолетними детьми. Данное помещение является единственным для них местом жительства.

Согласно ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с п.2 Устава ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» министерства обороны РФ, утвержденного 02.01.2010 г. командующим войсками Северо-Кавказского военного округа, Ставропольская КЭЧ района руководит квартирно- эксплуатационной службой домоуправления и ведает всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных в КЭЧ района.

Согласно ответу Врио начальника ФГУ Ставропольской КЭЧ района № 7/384 от 24.05.2010 года в функции Ставропольской КЭЧ не входит выдача разрешений на приватизацию служебных квартир.

Как установлено в судебном заседании истец Гюлев Т.А. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в предоставленном им жилом помещении расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина № 328, кв. 101.

04.11.2007 года истцом Гюлевым Т.А. был заключен договор с ДУ № 2 при Ставропольской КЭЧ района на оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию жилого помещения в многоквартирном доме.

Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что между истцами и ответчиком сложились правоотношения по использованию истцами жилого помещения на постоянной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решения об отнесении квартиры №69 по ул. Ленина 328 г.Ставрополя не принималось.

Из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по СК от 10.07.2008 г. №12/022/2008 – 530 видно, что в Управление Федеральной регистрационной службы по СК обратилось ТУ ФАУФИ по СК с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на многоэтажный дом по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 328. Однако в государственной регистрации прав было отказано. Соответственно к категории жилых помещений указанных ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежащих приватизации, занимаемая им квартира не принадлежит.

Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В материалах дела имеется справка МУП «Жемчуг» от 19.05.2010 года согласно которой истцами Гюлевой Н.Г., Гюлевым Т.А., несовершеннолетними Гюлевым Т.Т., 2003 года рождения, Гюлевым А.Т., 2007 года рождения, право бесплатной приватизации не использовано.

В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно положению ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно статьи 15 ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на срок военной службы служебными помещениями по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Право оперативного управления за Ставропольской КЭЧ района до настоящего времени не оформлено, а Ставропольская КЭЧ наделена лишь полномочиями по заключению договоров служебного найма.

Право изменения статуса жилого помещения, согласно действующему законодательству, принадлежит Министерству обороны РФ, действующему в интересах собственника – Российской Федерации. Сведений о том, что спорная квартира имеет статус служебной, ответчики суду не представили.

Согласно ст.ст.17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что истцы являются гражданами РФ, постоянно проживают на условиях найма в жилом помещении суд приходит к выводу о том, что истцы вправе приватизировать занимаемое ими жилое помещение.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гюлев Н.Г., Гюлев Т.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Гюлев Т.Т., Гюлев А.Т. удовлетворить.

Признать за Гюлева Н.Г., Гюлев Т.А., Гюлев Т.Т., Гюлев А.Т. право собственности на квартиру № 101 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Ставрополь, ул.Ленина, 328, по 1/4 доли в праве общей долевой собственности за каждым.

Вступившее в законную силу решение является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности Гюлев Н.Г., Гюлев Т.А., Гюлев Т.Т., Гюлев А.Т. на объект недвижимости – квартиру № 101 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Ставрополь, ул.Ленина, 328, по 1/4 доли за каждым.

Мотивированное решение составлено 17 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд, в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И.Кононова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200