№ 2-183/2011 г. по иску администрацииг. Ставрополя к Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатиной Л.В., Соломатиной А.А., Соломатиной А.А.



Дело № 2-183/2011 г.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при секретаре Глушковой Е.Н.,

с участием:

прокурора Сулиминой Н.Н.,

ответчиков Прокопенко Т.С., Соломатиной Л.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Комитета <адрес обезличен> по жилищно-коммунальному хозяйству Малышева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации <адрес обезличен> к Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатиной Л.В., Соломатиной А.А., Соломатиной А.А. о возложении обязанности предоставить документы, заключить договор найма жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета

и по встречному иску Прокопенко Т.С. к администрации <адрес обезличен> о предоставлении двух жилых помещений,

установил:

администрация <адрес обезличен> обратилась в суд с иском к Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатиной Л.В., Соломатиной А.С., Соломатиной А.А. о возложении обязанности предоставить документы, заключить договор найма жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета.

В обоснование своих исковых требований представитель истца указал, что многоквартирный жилой <адрес обезличен> на основании акта и заключения межведомственной комиссии от <дата обезличена> <номер обезличен>, утвержденных постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес обезличен> с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009-2010 годах», утвержденную постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-<адрес обезличен> мероприятий, направленных на переселение граждан в рамках реализации адресных программ, осуществляется за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета <адрес обезличен>, средств бюджета <адрес обезличен>, в соответствии с Федеральным Законом от <дата обезличена> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В рамках реализации Программы, в целях создания безопасных условий для проживания граждан и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нанимателю <адрес обезличен> Прокопенко Т.С. и членам ее семьи планируется предоставление <адрес обезличен> в городе Ставрополе, общей площадью 51,9 кв.м. На сегодняшний день финансирование переселения жильцов аварийных многоквартирных домов возможно только в рамках реализации указанной программы и является в настоящее время единственной возможностью обеспечить безопасное проживание граждан и их отселение. Программой предусмотрено, что переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных жилых домов производится в приобретенные согласно государственному контракту жилые помещения, переданные из государственной собственности в муниципальную собственность города.

Указал, что в соответствии с нормами жилищного законодательства, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта.

Также указал, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь ввиду, что выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Письмом от <дата обезличена> <номер обезличен> Прокопенко Т.С. уведомлена о необходимости предоставить в жилищное управление администрации города комплект документов, необходимых для переселения. Письмом от <дата обезличена> <номер обезличен> наниматель квартиры повторно уведомлен о необходимости в срок до <дата обезличена> предоставить необходимые для переселения документы. До настоящего времени необходимые документы не представлены, что свидетельствует об отказе от переселения. Просил суд обязать нанимателя <адрес обезличен> и членов его семьи предоставить в администрацию <адрес обезличен> необходимые для переселения документы. Обязать ответчиков заключить договор найма на <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в городе Ставрополе. Выселить нанимателя и членов его семьи из <адрес обезличен> в <адрес обезличен> и обязать ответчиков сняться с регистрационного учета в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>.

Ответчик Прокопенко Т.С. обратилась в суд со встречным иском о предоставлении двух жилых помещений.

В обоснование своих исковых требований Прокопенко Т.С. указала, что она является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается договором социального найма от <дата обезличена> <номер обезличен>-Н. Также с ней проживают члены ее семьи: сын Прокопенко Р.В., 1947 года рождения, дочь Соломатина Людмила Владимировна, внучка Соломатина А.А., внучка Соломатина А.А.. Данное жилое помещение предоставлено ей в пользование на основании постановления главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> как жилье для временного проживания. Она на протяжении 30 лет состоит в очереди на получение жилья как малоимущая. За эти 30 лет она «существенно» продвинулась. По состоянию на <дата обезличена> ее номер в очереди был 1206, что подтверждается письмом заместителя начальника жилищного управления <номер обезличен>. <дата обезличена> ее номер в очереди остался прежним – 1206, что подтверждается письмом <номер обезличен>, то есть за год ничего не изменилось. Жилье, в которое ее и членов ее семьи переселили в 1993 году, было включено в список непригодных для проживания уже в 1995 году, что подтверждается постановлением главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен>. Указала, что в своем исковом заявлении представитель администрации ссылается на нормы статьи 87 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. По смыслу вышеуказанных норм закона, предоставляемое по указанным основаниям жилое помещение не должно быть менее благоустроенным и меньшим по площади, чем занимаемое жилое помещение. В данном случае закон не запрещает предоставлять гражданам жилое помещение большей площади, поскольку данные нормы направлены на реализацию прав граждан на жилье и защиту этих прав. В своих ответах на ее неоднократные обращения чиновники жилищного управления администрации <адрес обезличен> указывают, что не могут предоставить жилое помещение большей площади в силу статей 87, 89 Жилищного кодекса российской Федерации, тем самым неверно трактуя закон. Дальнейшее проживание в доме, признанном непригодным для проживания семье, состоящей из 5 человек на 11 метрах жилой площади невозможно. Более того, обязанность предоставить жилое помещение на основании включения <адрес обезличен> в список жилых помещений, непригодных для проживания, возникла с момента издания администрацией постановления <номер обезличен> в 1995 году. Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и части 3 статьи 16 Федерального закона от <дата обезличена> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и возникшие с <дата обезличена>. Согласно норме пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению Ставропольской городской думы от <дата обезличена> <номер обезличен> норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе установлена в размере от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи. Учетную норму площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.

В судебное заседание представитель истца - администрации <адрес обезличен> не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации <адрес обезличен>.

Ответчик Прокопенко Т.С. в судебном заседании исковые требования администрации <адрес обезличен> не признала, пояснила, что администрацией нарушаются ее права и права членов ее семьи. Считает, что на состав ее семьи администрация должна предоставить два жилых помещения. Просила в иске администрации <адрес обезличен> отказать и удовлетворить ее исковые требования, обязав администрацию <адрес обезличен> предоставить ей и членам ее семьи два жилых помещения.

Ответчик Соломатина Л.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соломатиной А., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований администрации <адрес обезличен>. Просила удовлетворить исковые требования Прокопенко Т.С. и предоставить им два жилых помещения с учетом количества членов семьи.

Ответчик Прокопенко Р.В. в судебное заседание не явился. <данные изъяты> <адрес обезличен>. Ответчиком Прокопенко Р.В. представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что он полностью поддерживает исковые требования Прокопенко Т.С., просит их удовлетворить.

Ответчик Соломатина А.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Прокопенко Р.В. и ответчика Соломатиной А.А.

Представитель третьего лица – комитета <адрес обезличен> по ЖКХ Малышев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования администрации <адрес обезличен> и просил их удовлетворить, в удовлетворении встречного иска Прокопенко Т.С. просил отказать.

Представитель третьего лица – УФМС по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что одним из оснований в соответствии с пунктом 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда. Просил суд рассматривать дело в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством, регулирующим данные правоотношения.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации <адрес обезличен> подлежащими удовлетворению в части. Встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Данный вывод суда основан на следующем.

Судом установлено, что между администрацией <адрес обезличен> (наймодателем) и Прокопенко Т.С. (нанимателем) <дата обезличена> был заключен договор социального найма жилого помещения <номер обезличен>-н (л.д.20-21). По условиям договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 21,9 кв.м., в том числе жилой 11,4 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> для проживания в нем. В пункте 1.3. договора указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: сын Прокопенко Р.В., дочь Соломатина Л.В., внучка Соломатина А.А. и внучка Соломатина А.А.

В соответствии с положениями статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, признан аварийным, подлежит сносу или переводится в нежилое помещение, то всех жильцов помещений, которые снимают жилье по договору социального найма, переселяют в другие благоустроенные помещения, соблюдая при этом норму – количество квадратных метров на человека.

Дом по <адрес обезличен> был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, нанимателю жилого помещения <номер обезличен> по указанному адресу Прокопенко Т.С. направлялись уведомления о необходимости предоставления в администрацию города документов, перечисленных в уведомлении в связи с переселением в рамках реализации Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес обезличен>…». Нанимателем и членами его семьи перечисленные в уведомлении документы в администрацию города представлены не были (л.д.8, 9-10, 11, 12-13).

Согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В соответствии с частью 3 указанной статьи жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Из представленных документов видно, что взамен занимаемого жилого помещения – однокомнатной <адрес обезличен> общей площадью 21,9 кв.м. нанимателю Прокопенко Т.С. и членам ее семьи предложено для переселения жилое помещение – однокомнатная <адрес обезличен> общей площадью 51,9 кв.м. с балансовой стоимостью <данные изъяты> рублей.

Таким образом, суд не может принять во внимание доводы ответчиков о том, что предоставляемое им жилое помещение взамен ранее занимаемого жилого помещения не является равнозначным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания стоять на таком учете.

Таким образом, ссылка ответчиков на то обстоятельство, что при переселении нарушаются их права, и им должно быть с учетом состава семьи предоставлено два жилых помещения, а не одно, иначе они продолжают оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий, не может быть принята судом во внимание.

Количество комнат при переселении принимается во внимание только при переселении из коммунальной квартиры. Предоставление другого равнозначного жилого помещения в связи с выселением не лишает ответчиков права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Ответчикам в соответствии с положениями действующего законодательства предоставлена равнозначная квартира по общей площади, превышающая площадь ранее занимаемой, предоставляемая квартира является благоустроенной и находится в границах населенного пункта.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования администрации <адрес обезличен> о возложении на ответчиков обязанности предоставить в администрацию города документы, необходимые для переселения, о возложении на ответчиков обязанности заключить с администрацией <адрес обезличен> договор найма жилого помещения – <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в городе Ставрополе и о выселении ответчиков из <адрес обезличен>.

Также суд считает необходимым в силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок исполнения решения суда в части предоставления документов и заключения договора найма жилого помещения - один месяц со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Требования о снятии ответчиков с регистрационного учета излишне заявлены истцом, поскольку в соответствии с пунктом 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.

При таких обстоятельствах встречное исковое требования Прокопенко Т.С. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации <адрес обезличен> удовлетворить частично.

Обязать Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатину Л.В., Соломатину А.А., Соломатину А.А. предоставить в администрацию <адрес обезличен> документы, необходимые для переселения, согласно уведомлению <номер обезличен> от <дата обезличена>.

Обязать Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатину Л.В., Соломатину А.А., Соломатину А.А.

заключить с администрацией <адрес обезличен> договор найма жилого помещения – <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в городе Ставрополе.

Выселить Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатину Л.В., Соломатину А.А., Соломатину А.А. из <адрес обезличен>.

Обязать Прокопенко Т.С., Прокопенко Р.В., Соломатину Л.В., Соломатину А.А., Соломатину А.А. исполнить решение суда в части предоставления документов и заключения договора найма жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Администрации <адрес обезличен> в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Прокопенко Т.С. в удовлетворении встречных исковых требований к администрации <адрес обезличен> отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение десяти дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 1 марта 2011 года.

Судья Т.Н. Никитенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200