2-448/11 Прокурор Ленинского района г. Ставрополя в интересах Рыжкова А.В. к ГУ Фонд социального страхования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополь в составе:

председательствующего судьи Уварова О.Н.,

при секретаре Шумакове А.А.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя

Журавлевой Ю.В.,

представителя третьего лица Государственное учреждение – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиала № 10

Молодцовой В.А.,

действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В. к Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации,

Установил:

Прокурор Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка обращения Рыжкова А.В. <дата обезличена> г.р., проживающего по адресу: <адрес обезличен>, кВ. <номер обезличен>, являющегося нетрудоспособным инвалидом второй группы, с причиной общее заболевание, бессрочно с 2002 года, по вопросу отказа в обеспечении техническими средствами реабилитации, по результатам которой установлено следующее. <дата обезличена> Рыжков А.В. обратился в филиал <номер обезличен> ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» с заявлением от <дата обезличена> о проведении медико-социальной экспертизы с целью разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида и «направлением на медико-профилактическую экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь», оформленным МУЗ «Городская поликлиника <номер обезличен>» г. Ставрополя. Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, в целях социальной адаптации инвалидов и их интеграции в общество. Так, специалистами филиала <номер обезличен> ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» в соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> Рыжкову А.В. разработана индивидуальная программа реабилитации <номер обезличен>, в которой указаны необходимые мероприятия реабилитации, направленные на компенсацию имеющихся у Рыжкова А.В. ограничений жизнедеятельности, в том числе, технические средства по реабилитации. Все указанные Рыжкову А.В. в ИПР технические средства реабилитации входят в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, следовательно, подлежат оплате из бюджетных средств. Уведомлением филиала № 10 ГУ-Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования от <дата обезличена> <номер обезличен> Рыжков А.В. поставлен на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации. <дата обезличена> Рыжковым А.В. подано заявление в ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для обеспечения техническими средствами реабилитации, однако, Фондом в предоставлении технических средств реабилитации отказано, несмотря на то, что нуждаемость Рыжкова А.В. в технических средствах реабилитации подтверждается, в том числе ИПР. Данный отказ незаконный по следующим основаниям. Ст. 10 Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет гарантии государства инвалидам на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Принимая во внимание пожилой возраст Рыжкова А.В., состояние его здоровья, а также размер выплачиваемой пенсии, которые не позволяют обеспечить себя реабилитации, имеется необходимость в социальной защите указанного лица, а именно незамедлительном обеспечении техническими средствами реабилитации. Отказ в обеспечении техническими средствами реабилитации либо их несвоевременное предоставление, ухудшает положение инвалида по сравнению с другими гражданами, делает невозможным полноправное участие его в общественной жизни, является препятствием для социальной адаптации, что в соответствии с нормами Конституции РФ, недопустимо.

На основании изложенного, просит суд: 1) Признать отказ Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации незаконным; 2) Обязать Государственное учреждение – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Рыжкова А.В. средствами технической реабилитации.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Журавлева Ю.В. исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объеме и суду показала, что Рыжкова А.В. необходимо обеспечить заушным цифровым супермощным слуховым аппаратом.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности этих причин суду не представил, с заявлением о проведении судебного заседания в его отсутствие в суд не обращался.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ филиал № 10 – Молодцова В.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала ранее представленные письменные возражения на исковое заявление и суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», «Внутриведомственной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда и лимитами бюджетных обязательств бюджета Фонда на соответствующий год», финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляются за счет средств федерального бюджета, которые выделяются Фондом социального страхования РФ. Объем федеральных средств рассчитывается на основании объема расходов предыдущего года с учетом инфляции и предполагаемого роста количества заявлений инвалидов. Технические средства реабилитации приобретаются за счет средств федерального бюджета исполнительными органами Фонда по правилам, установленным Федеральным законом от <дата обезличена> № 94-ФЗ «О поставках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», путем заключения государственного контракта с участниками конкурса, предложившим наименьшую цену за поставляемый товар. <дата обезличена> инвалид Рыжков А.В. обратился в филиал 3 10 отделения Фонда с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации, рекомендованными ему медико-

социальной экспертизой по ИПР от <дата обезличена>, выданной повторно, бессрочно, срок предоставления реабилитационных мероприятий – в течение срока действия ИПР. По причине недостаточности средств, выделяемых в 2009 году из федерального бюджета для финансирования обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, у филиала № 10 отделения Фонда отсутствовала возможность обеспечить всех инвалидов необходимыми средствами реабилитации. В результате чего, инвалиды не обеспечены техническими средствами реабилитации в 2010 году. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2010 году и в 2011 году осуществлялось и осуществляется в порядке очередности, образовавшейся в 2009 году и заключенных государственных контрактов с предприятиями-поставщиками. Просила в удовлетворении исковых требованиях прокурора Ленинского района г. Ставрополя действующего в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В. отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 10 Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен> «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет гарантии государства инвалидам на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11 вышеуказанного нормативного акта, индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных норм, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или

видом реабилитации. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее сродство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с п. 2, под. 1 п. 3 Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ордопедическими изделиями», обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Обеспечение инвалидов соответствующими средствами реабилитации осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства.

В судебном заседании установлено, что Рыжков А.В. с 2002 года является нетрудоспособным инвалидом второй группы бессрочно.

Филиалом <номер обезличен> ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой были указаны все необходимые Рыжкову А.В. мероприятия реабилитации, направленные на компенсацию имеющихся у него ограничений жизнедеятельности.

В перечень мероприятий медицинской реабилитации Рыжкова А.В., предусмотренный ИПР, осуществляемых за счет Фонда, входят слуховой аппарат на 4 года биноурально, заушный, цифровой, супермощный, с индивидуальными ушными вкладышами (2шт. на 1 год); сигнализаторы звука световые и вибрационные; телефонное устройство с текстовым выходом на 7 лет; трость 1 шт. на 2 года.

Ответом Государственного учреждения – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от <дата обезличена> исх. <номер обезличен>Л Рыжкову А.В. отказано в обеспечении средствами реабилитации, по причине дефицита средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» указывается о том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, в соответствии с чем, необходимо применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия и оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта регулирующего рассматриваемые отношения с точки зрения соответствия их основному закону РФ.

Статья 7 Конституции РФ, устанавливает принцип социального государства РФ и обеспечение государственной поддержки семей, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, ст. 10 Федерального закона от 24.121.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ, по мнению суда, ухудшение положения инвалида, противоречит правовому смыслу закона и Конституции РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ суд,

Решил:

Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов Рыжкова А.В. к Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о

признании незаконным отказа в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации – удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации незаконным;

Обязать Государственное учреждение – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Рыжкова А.В. средствами технической реабилитации – заушным цифровым супермощным слуховым аппаратом.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2011 года.

Судья: О.Н. Уваров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200