РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года г.Ставрополь
Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Кононовой Л.И.,
При секретаре Мигалко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова Е.С., Максимова М.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Максимова Ю.С., 2007 года рождения к администрации гор. Ставрополя, администрации Ленинского района г. Ставрополя о признании незаконным отказа в признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Максимов Е.С., Максимова М.М., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Максимовой Ю.Е., 2007 года рождения, обратились с иском в суд к ответчикам администрации гор. Ставрополя, администрации Ленинского района г. Ставрополя о признании незаконным отказа в признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма.
В обоснование своих исковых требований истцы указали, что Максимов Е.С. как военнослужащий войсковой части 61697, состоит в списках военнослужащих войсковой части 61697, нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии с выпиской из протокола №16 от 22.09.2010 года, решением жилищной комиссии войсковой части 61697, ему и членам его семьи: жене Максимова М.А. и дочери Максимова Ю.Е., в порядке очереди была распределена 2-х комнатная квартира № 71, расположенная по адресу: г.Ставрополь, ул. Беличенко, 8. Вышеуказанная квартира находится в муниципальной собственности города Ставрополя. Ранее её занимал военнослужащий войсковой части 61697 Квашин Д.В., освободивший данную квартиру в связи с увольнением по окончанию контракта и реализации Государственного Жилищного Сертификата. 04.10.2010 года командование войсковой части 61697 на имя главы г. Ставрополя направило обращение с просьбой о рассмотрении документов на распределение истцам квартиры № 71, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко, 8 и заключении с ними договора социального найма. 10.12.2010 года представителем войсковой части 61697 на руки была получена копия ответа за подписью руководителя жилищного управления Фоменко А.В., в котором последний ссылаясь на нормы жилищного законодательства, отказал в заключении договора социального найма. Решение администрации города Ставрополя истцы считают незаконным и необоснованным, так оно противоречит положению, установленному п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, а также иным нормативно-правовым актам и установившейся судебной практики.
В судебном заседании истец Максимов Е.С., действующий от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери Максимовой заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Истица Максимова М.М., представители третьих лиц - комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, отдела по охране прав детства администрации Ленинского района г.Ставрополя, своевременно и надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились. В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель ответчика - администрации гор. Ставрополя, действующий согласно доверенности Галахов С.Ю., заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с указанным законом обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При вступлении в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2005 года, с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений. Указанное обстоятельство подтверждается также определением Верховного Суда Российской Федерации № 6-В06-12 (обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал -2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006). Кроме того, обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года отмечено, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства, но не обязывает орган местного самоуправления в предоставлении жилых помещений данной категории граждан. Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления только лишь в отношении муниципального жилищного фонда. По информации, полученной из комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя квартира №71, расположенная по адресу: город Ставрополь, улица Беличенко, 8, значится в реестре муниципальной собственности. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Учитывая изложенное, у администрации города Ставрополя отсутствуют правовые основания для предоставления квартиры № 71 по улице Беличенко, 8 другому военнослужащему войсковой части 61697. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель ответчика - администрации Ленинского района гор. Ставрополя, действующий согласно доверенности Маслов Е.А. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с Положением об администрации Ленинского района гор. Ставрополя, утвержденным постановлением главы г. Ставрополя от 21.02.2005 № 584, администрация района является территориальным органом местного самоуправления, входящим в систему органов местного самоуправления г. Ставрополя, наделена полномочиями представлять на территории района муниципального жилищного фонда при заключении договора социального найма и не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда. Указывает, что при наличии у истцов решения органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда - квартиры № 71 по ул. Беличенко д. 8 в г. Ставрополе, администрацией Ленинского района г, Ставрополя будет заключен договор социального найма на указанное жилое помещение.
Представитель 3-его лица - ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ, действующая согласно доверенности Киселева Е.В. заявленные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Суду пояснила, что Максимов Е.С., состоит на компьютерном учёте ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ с 14.10.2008 года, согласно выписки из протокола № 16 от 22.09.2010 года заседания жилищной комиссии в/ч 616971 Максимову Е.С. в порядке очереди была распределена 2х комнатная квартира, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко, д.8 кв. 71. Заявленные требования Максимова Е.С., и членов его семьи к администрации г. Ставрополя и администрации Ленинского района г.Ставрополя о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма, считает полностью обоснованным, законными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Кроме того существует судебная практика, которая подтверждает незаконность аналогичных решений администраций муниципальных образований, так Конституционный суд РФ в определении от 25.12.2003 года № 453-0 разъяснил, что жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основе специального законодательства и по специальным нормам. Военная служба по смыслу статей 59 и 72 (п. «т») Конституции РФ, представляет собой вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке их жилищного обеспечения. ФЗ» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. Данные положения закреплены и в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2007 года (утверждённый постановлением Пленуму Верховного суда РФ от 01.08.2007 года. Положения п.5 ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ не исключает участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Основываясь на приведённых выше положениях законодательства и имеющейся судебной практики отказ администрации г. Ставрополя, считает незаконным и необоснованным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильём из государственного или муниципального фонда законодательством предусмотрено право данной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель 3-его лица войсковой части 61697 по доверенности Кузьмич С.П. в судебном заседании заявленные исковые требования просил удовлетворить, пояснив, что проходящий военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и являясь военнослужащим войсковой части 61697 старший лейтенант Максимов Евгений Сергеевич, состоит на квартирном учете в ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ с 14 октября 2008 года. На основании заявления Максимова Е.С., жилищная комиссия войсковой части, 22 сентября 2010 года распределила служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко дом 8, кв. 71 в порядке очереди между военнослужащими части. Ранее данное жилое помещение было предоставлено в установленном порядке военнослужащему войсковой части Квашину Д. В., которое он, (Квашин Д.В.) освободил после получения и оформления надлежащим образом Государственного Жилищного Сертификата. Решение жилищной комиссии войсковой части 61697 о предоставлении жилого помещения в порядке очереди военнослужащему части Максимову Е.С., согласовано с руководством ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ и утверждено Начальником Ставропольского военного гарнизона. Обращение за исх. от 04.10.2010г. № 562 для оформления договора социального найма, командиром войсковой части 61697 своевременно направлено на имя главы администрации города Ставрополя. Направлено сообщение за исх. от 05.10.2010г. № 570 в жилищную группу ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ для учета и контроля очереди списка очередников на получение жилого помещения. На неоднократные обращения в адрес жилищного отдела администрации города Ставрополя, получить письменное сообщение или другой документ на обращение командира войсковой части за № 562, ответ чиновников администрации был однозначен: «вам отправлено письмо, ждите». Но только при личной явке 10.12.2010 г. в администрацию города Ставрополя, представитель войсковой части 61697 получил ксерокопию ответа документа за подписью, руководителя жилищного управления администрации города Ставрополя Фоменко А.В. В этой ксерокопии документа однозначно трактуется руководителем жилищного управления Фоменко А.В. отказ в праве, пользоваться военнослужащим Максимовым Е.С. жилым помещением по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко, дом 8, кв. 71, и отказ заключить с ним договор социального найма. В соответствие с частью 3 статьи 1 Жилищного Кодекса РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. Предусмотрены различные способы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в зависимости от их категории, времени поступления на военную службу, личного желания и других обстоятельств. В соответствие пункта 5 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ в случае, освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Семья военнослужащего старшего лейтенанта Максимова Е.С. состоит из трёх человек: жена- Максимова М.А., 1987 г.р., дочь Максимова Ю.С. Юлия, <дата обезличена> г.р. Решение руководства администрации <адрес обезличен> незаконно и необоснованно, противоречит Конституции Российской Федерации, пункту 5 статье 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от <дата обезличена> № 76-ФЗ, а так - же иным нормативно-правовым актам. Конституционный суд РФ в Определении от 25.12.2003 г. № 453-0 постановил: жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Это оговаривается и в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2007г. Утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 01.08.2007 г. Просит удовлетворить заявленные исковые требования как законные и обоснованные.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Максимов Е.С. является военнослужащим войсковой части 61697, состоит в списках нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии с выпиской из протокола №16 от 22.09.2010 года, решением жилищной комиссии войсковой части 61697, ему и членам его семьи: жене Максимова М.А. и дочери Максимова Ю.Е., в порядке очереди была распределена 2-х комнатная квартира № 71, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко, 8, которую ранее занимал военнослужащий Квашин Д.В.. 04.10.2010 года командование войсковой части 61697 обратилось к главе администрации г. Ставрополя с просьбой о рассмотрении документов на распределение истцам вышеуказанной квартиры и заключении с ними договора социального найма.
10.12.2010 года руководителем жилищного управления администрации г. Ставрополя Фоменко А.В. сообщено, что освободившаяся квартира состоит в реестре муниципальной собственности. В связи с чем распределение жилых помещений в указанном доме возможно в соответствии с жилищным законодательством гражданам, состоящим в администрации г. Ставрополя на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности.
30.06.2006 года Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принято распоряжение № 2881-р «О передаче объектов Ставропольской квартирно-эксплуатационной части военно-воздушных сил Министерства обороны РФ в муниципальную собственность г. Ставрополя Ставропольского края». В перечне передаваемых в муниципальную собственность г Ставрополя объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенного в г. Ставрополе и пос. Демино СК, утв. Распоряжением № 2881-р указан дом 8 по ул. Беличенко пос. Демино.
14.08.2008 г. Территориальным управлением по СК Федерального агентства по управлению федеральным имуществом принято распоряжение № 509 «О передаче объектов Ставропольской КЭЧ района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ в муниципальную собственность г. Ставрополя Ставропольского края». В перечне передаваемых в муниципальную собственность г. Ставрополя объектов, утв. распоряжением также указан дом 8 по ул. Беличенко пос. Демино.
31.08.2006 г. главой г. Ставрополя принято постановление № 2972 «О принятии в муниципальную собственность г. Ставрополя объектов Ставропольской КЭЧ района военно-воздушных сил МО РФ.
Указанные обстоятельства участниками судебного заседания не оспариваются.
В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.
Положения п.5 ст. 15 указанного закона не исключают участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, что признано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом самостоятельность местного самоуправления распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
При этом положения п.5 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» законодательно установили право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному фонду относятся эти помещения, а также ограничили жилищные права органов местного самоуправления, возложив на них обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случае освобождения этих помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.
Признавая действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в распределении истцам жилого помещения, незаконными, суд исходит из того, что вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться соответственно государственными органами и органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.1, п.1 ч.1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу ст.ст. 59, 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии с постановлением главы г. Ставрополя от 22.09.2006 года №3153 « О наделении правом представлять собственника муниципального жилищного фонда» администрация Ленинского района г. Ставрополя наделена правом представлять собственника муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Максимова Е.С., Максимовой М.М., Максимовой Ю.Е. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максимова Е.С., Максимова М.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Максимова Ю.С., 2007 года рождения, удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации гор. Ставрополя по отказу в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко, 8, кв.71.
Признать за Максимова Е.С., Максимова М.А. и Максимова Ю.Е. права пользования жилым помещением по ул. Беличенко, 8 кв. 71.
Обязать администрацию Ленинского района гор. Ставрополя заключить с Максимова Е.С., Максимова М.А. и Максимова Ю.Е. договор социального найма жилого помещения по ул.Беличенко,8, кв.71 в г. Ставрополе.
В остальной части заявленных исковых требований Максимова Е.С., Максимова М.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Максимова Ю.С., 2007 года рождения, отказать.
Мотивированное решение составлено 15 марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.И.Кононова