Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г.Ставрополь
Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:
председательствующего: судьи Кононовой Л.И.,
при секретаре Шумакове А.А.,
с участием: истца Перькова А.А., старшего помощника прокурора Ленинского района гор. Ставрополя-Калмыкова М.Н., представителя ответчика - администрации г.Ставрополя по доверенности Саловой З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Перьков А.А. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя об обеспечении жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района гор. Ставрополя обратился с исковым заявлением в суд в интересах Перьков А.А. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, администрации г. Ставрополя об обеспечении жилым помещением.
В дальнейшем, в ходе судебного разбирательства по делу, истец уточнил заявленные исковые требования, просил обязать:
Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить жилым помещением Перькова А.А. исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально, органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края;
Управление образования администрации г. Ставрополя - приобрести в муниципальную собственность г. Ставрополя жилое помещение для предоставления Перькову А.А.;
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - оформить право муниципальной собственности на приобретенное для Перькова А.А. жилое помещение;
Администрацию г. Ставрополя - предоставить Перькову А.А. жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование своих требований прокурор Ленинского района гор. Ставрополя указал, что прокуратурой района на основании заявления Перькова А.А., а также по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что согласно постановлению главы гор. Ставрополя от 01.03.2010 года № 360 принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Перьков А.А., 1991 года рождения как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный в домовладении по адресу: <адрес обезличен>, общая площадь которого 53 кв.м., жилая площадь - 20, 7 кв.м. Квартира, расположенная по адресу: Чкалова, <адрес обезличен>, принадлежит на праве собственности Бринцева Н.А.. Указанная квартира состоит из трех жилых комнат, но одной - не отапливаемой, что не соответствует минимальным нормам на одного человека. Фактически, Перьков А.А. проживает с бабушкой Бринцевой Н.А. в пристроенной времянке, к которой проведен газ.
На основании постановления главы администрации г. Ставрополя от 18.11.2002 года № 8332 «Об установлении опеки над несовершеннолетним Перьковым А.А.» его опекуном является Бринцева Н.А. Мать Перькова А.Г. решением Ленинского районного суда гор. Ставрополя от 26.05.2004 года признана с 01.06.1993 года безвестно отсутствующей, отец- Перьков А.И., согласно свидетельству о смерти, умер 26.08.2002 года. Перьков А.А., 1991 года рождения с 01.09.2007 года являлся студент очного отделения регионального многопрофильного колледжа г. Ставрополя, зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>, нуждается в предоставлении жилой площади. До настоящего времени Перькову А.А., 1991 года рождения, администрацией г. Ставрополя жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Калмыков М.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить, привел доводы, указанные выше. Дополнил, что Перьков А.А. окончил Ставропольский региональный многопрофильный колледжа, после его окончания работал слесарем, в настоящее время проходит срочную воинскую службу в одной из воинских частей Ставропольского края. Однако, право на внеочередное получение жилой площади у Перькова А.А. возникло в силу п.2 ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания его пребывания в образовательном учреждении.
Истец Перьков А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что в июле 2010 года он окончил Ставропольский региональный многопрофильный колледж, в настоящее время проходит срочную службу в рядах Вооруженных Сил РФ, в в/ч 74814.
Представители ответчиков Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, КУМИ г.Ставрополя, Управление образования администрации г.Ставрополя, представители третьих лиц – Министерства финансов СК и Министерства образования Ставропольского края своевременно и надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Представители ответчика Министерства строительства и архитектуры СК и третьего лица – Министерства образования Ставропольского края в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие В соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела произведено судом в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
В представленных в суд письменных возражениях представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края указал, что просит отказать в исковых требования прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Перькова А.А. по следующим основаниям. Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Согласно Положения «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и представлению жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя», утвержденного Постановлением главы г.Ставрополя от 09,07.2008г. № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уполномоченным органом по реализации переданных органам местного самоуправления города Ставрополя отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является управление образования администрации города Ставрополя, которое выступает муниципальным заказчиком при приобретении в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления их в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке детям-сиротам; осуществляет регистрацию права оперативного управления на приобретаемую недвижимость в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; перечисляет денежные средства на расчетный счет продавца по договору купли-продажи после его регистрации в установленном законодательством порядке; представляет документы в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на приобретенные жилые помещения и в необходимых случаях сведения о земельных участках, на которых они расположены, для внесения в реестр муниципальной собственности города Ставрополя и постановки на учет в организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства; предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п. Так же п. 2.3. вышеуказанного Положения, комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя предоставляет администрациям районов г.Ставрополя документы, на приобретенные жилые помещения, необходимые для заключения договоров социального найма. Пунктом 5 Постановления главы г.Ставрополя от 09.07.2008г. № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено уполномоченным органам обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделяемых из бюджета Ставропольского края на реализацию государственных полномочий. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.
Представитель ответчика КУМИ гор. Ставрополя по доверенности Павлова К.И. в письменных возражениях на иск указала, что в соответствии с извещением о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 02.03.2010 №01/11-5-523 Перьков А.А. был включен в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. После приобретения жилого помещения, Управление образования администрации гор. Ставрополя должно предоставить КУМИ г. Ставрополя необходимые документы для включения приобретенного жилого помещения в муниципальную собственность. Согласно п.2 п.п. 2.3 Положения о КУМИ г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 года № 120, КУМИ гор. Ставрополя осуществляет регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения. В случае предоставления в 2011 году денежных средств на приобретение жилого помещения Перькову А.А., КУМИ гор. Ставрополя осуществит регистрацию права муниципальной собственности на приобретенное жилое помещение. Однако на сегодняшний день средств на приобретение жилых помещений для указанных категорий граждан, коим является Перьков А.А., Министерством Финансов СК не заложено и процедур по заказу жилых помещений не произведено.
Представитель ответчика администрации г.Ставрополя по доверенности Салова З.Г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что Перьков А.А. состоит на учете в администрации гор. Ставрополя (на льготной очереди как сирота) на основании постановления главы гор. Ставрополя от 01.03.2010 года № 360. Очередной номер по общей очереди 6592, по льготному списку № 207. Обеспечение жильем граждан данной категории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением главы гор. Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 определен орган по реализации переданных органам местного самоуправления гор. Ставрополя государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – управление образования администрации города Ставрополя. Данным постановлением утверждено положение о порядке реализации данных переданных полномочий. Таким образом, администрация гор. Ставрополя исполнит переданные государственные полномочия в отношении Перькова А.А. после того как будут переданы органам местного самоуправления соответствующие денежные средства, необходимые для приобретения и предоставления по договору социального найма Перькову А.А. Кроме того, считает, что право на внеочередное получение жилой площади возникнет у Перькова А.А. после службы в армии, поскольку в настоящее время он находится на полном государственном обеспечении. Просит в заявленных исковых требованиях отказать.
Представитель 3-его лица Министерства финансов Ставропольского края по доверенности Кирпичев А.В. в письменном отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с п.9 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных Законом СК, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ст.6 указанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе СК о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства РФ и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Соответственно органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края являются распорядителями указанных средств. Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» г. Ставрополю ассигнования на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Ставропольского края выделены в объеме 8750000 рублей. Кроме того, удовлетворение заявленных исковых требований повлечет нарушение прав других детей-сирот которые стоят на очереди на жилье с более раннего периода.
Представитель 3-его лица- Министерства образования Ставропольского края в представленном в суд письменном отзыве указал, что Министерство Образования Ставропольского края не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Перькова А.А. Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 года № 530» постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2010 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субвенций) на приобретение или строительство жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Постановления Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года № 330 « О внесении изменений в постановление Правительства СК от 16.04.2010 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субвенций) на приобретение и строительство жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением указанных категорий лиц является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, последние являются надлежащими ответчика по заявленным прокурором требованиям о возложении на них обязанности обеспечить жилым помещением Перькова А.А.
Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ставрополя в интересах Перькова А.А. по следующим основаниям.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда ( ч.1 ст.1, п.3 ст.2).
Как установлено в судебном заседании, Перьков А.А., 1991 года рождения, состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации года Ставрополя из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы гор. Ставрополя от 01.03.2010 года № 360. Очередной номер по общей очереди 6592, по льготному списку № 207. Однако, с 2010 года по настоящее время Перькову А.А. не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Ставропольского края № 87-кз «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» гор. Ставрополю на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены финансовые средства в размере 8750000 рублей.
Согласно ст.2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края.
В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 года № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.ст 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст.1 указанного Закона).
На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории гор. Ставрополя».
Согласно п.2 п.п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя выступает муниципальным заказчиком при приобретении жилых помещений в муниципальную собственность (для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). После приобретения жилого помещения необходимые документы предоставляет в комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя для включения в реестр муниципальной собственности.
С учетом п.2 п.п. 2.3 Положения КУМИ осуществляет регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения.
На основании п.2 п.п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя разрабатывает проект постановления о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан.
Таким образом, Перьков А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которое в установленном порядке было признано нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Исходя из изложенного, он в соответствии с вышеприведенными нормами материального закона вправе требовать внеочередного предоставления ему жилья, в виду чего заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Однако, удовлетворяя заявленные прокурором Ленинского района гор. Ставрополя исковые требования и учитывая, что право на внеочередное предоставление жилого помещения у Перькова А.А. возникло с момента окончания им учебного учреждения, а именно Ставропольского регионального многопрофильного колледжа в июле 2010 года, суд в то же время принимает во внимание тот факт, что в настоящее время истец проходит срочную службу в рядах Вооруженных Сил РФ, в виду чего считает необходимым обязать администрацию гор. Ставрополя предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма после окончания прохождения им срочной службы в Вооруженных Силах РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района гор. Ставрополя в интересах Перьков А.А. удовлетворить.
Обязать Министерство строительство и архитектуры Ставропольского края обеспечить жилым помещением Перьков А.А., исходя из общей площади жилья 33 кв.м., и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти СК, уполномоченным Правительством Ставропольского края по окончании прохождения Перьковым А.А. срочной военной службы в органах Вооруженных Сил РФ.
Обязать управление образования администрации г. Ставрополя приобрести в муниципальную собственность г. Ставрополя жилое помещение, необходимое для предоставления Перьков А.А. после окончания им прохождения срочной службы в Вооруженных Силах РФ.
Обязать КУМИ г.Ставрополя оформить право муниципальной собственности на приобретенное Перьков А.А. жилое помещение.
Обязать администрацию г.Ставрополя предоставить Перьков А.А. жилое помещение по договору социального найма после окончания прохождения им срочной службы в Вооруженных Силах РФ.
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
С у д ь я : Л.И.Кононова