№ 2-46/11 по иску Остапова М.В. к комитету градостроительства администрации г.Ставрополя, ТСЖ`Эдельвейс` о признании недействительным в части разрешения нв ввод объекта в эксплуатацию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2011 года г.Ставрополь

Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего: судьи Кононовой Л.И.,

при секретаре Петижеве У.Б.,

с участием адвокатов Радченко С.Н., Кузнецова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапов М.В. к Комитету градостроительства администрации г.Ставрополя, ТСЖ «Эдельвейс», Комитету финансов и бюджету администрации г.Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, признании незаконным отказа в выдаче нового разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязании выдать новое разрешение на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, обязании сдать документы в регистрирующий орган для регистрации права собственности на завершенный строительством объект, признании незаконным заключения о соответствии построенного многоквартирного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации, признании недействительным распоряжения начальника управления СК по жилищному контролю и строительному надзору об утверждении этого заключения от 13.11.2007г. № 227, обязании Министерство строительства и архитектуры СК устранить допущенные нарушения законодательства, повторно провести исследование объекта капитального строительства и выдать новое заключение, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Остапов М.В. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, о признании недействительным разрешения № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г., выданного Комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя, о введении в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 10.08.2010г. выдать новое разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, обязании Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя выдать новое разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по ул.45-я Параллель в г.Ставрополе с указанием количества квартир – 57, с уточнением общей и жилой площади, обязании ТСЖ «Эдельвейс» сдать в Управление Росреестра по СК документы, необходимые для регистрации его квартиры в качестве объекта завершенного строительством и обратиться с заявлением о регистрации его права собственности на квартиру, признании незаконным заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 13.11.2007г. № 35/86-2006 года по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, признании недействительным распоряжения начальника управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору от 13.11.2007г. № 227 об утверждении заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, обязании Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края устранить нарушения действующего законодательства при выдаче заключения № 35/86-2006 года от 13.11.2007г. и распоряжения от 13.11.2007г. № 227, повторно провести исследование объекта капитального строительства на предмет его соответствия техническим регламентам и проектной документации и по результатам исследования выдать новое заключение, просил также взыскать компенсацию причиненного ему морального вреда в результате нарушения его прав указанными выше актами, за счет средств казны муниципального образования г.Ставрополя в размере 50000 руб., взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

В обоснование своих требований истец указал, что является собственником незавершенного строительством объекта – квартиры № 50 в доме 30 по ул.45 Параллель г.Ставрополя на основании решения Промышленного райсуда г.ставрополя от 04.07.2006г. Начинал строительство этой квартиры по договору долевого участия в строительстве с ООО «Маяк», который признан банкротом. В целях завершения строительства и обслуживания данного многоквартирного жилого дома было создано ТСЖ «Эдельвейс», которому были переданы функции заказчика. Жилолй многоквартирный дом был введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г., выданным Комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя. Однако, в данном разрешении указано, что дом введен в эксплуатацию частично, а именно, в доме в соответствии с проектом 57 квартир, а согласно разрешению введено в эксплуатацию только 51 квартира, не введены в эксплуатацию встроено-пристроенные помещения. Неоднократно представители ТСЖ «Эдельвейс» ему заявляли, что он не оплатил работы по завершению строительства жилого дома, поэтому его квартира не введена в эксплуатацию, а также жилой дом в целом, несмотря на то, что строительство дома уже завершено. Считает, что при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию от 06.03.2008г. нарушены нормы СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», согласно которых приемка объектов приемочными комиссиями производится при их полной готовности в соответствии с утвержденными проектами. Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок. Законченные строительством жилые дома, а также секции в многосекционных жилых домах, имеющие встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения для предприятий и учреждений торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и нужд непромышленного характера, следует принимать в эксплуатацию одновременно с указанными помещениями (п.1.8, 1.9). Он (истец) пытался восстановить свои нарушенные права на ввод его достроенной квартиры в эксплуатацию, чтобы потом зарегистрировать ее в регистрационной палате как завершенный строительством объект. В жалобе от 12.07.2010г. он просил Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя решить вопрос о выдаче нового разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30 либо внести изменения в старое разрешение в части количества квартир. Ответом от 29.07.2010г. ему было в этом отказано со ссылкой на то, что в техническом паспорте на многоквартирный жилой дом по ул.45 Параллель, 30 на момент выдачи оспариваемого разрешения его квартира отсутствовала, в связи с чем необходимо внести изменения в технический паспорт. Однако, у него имелся технический паспорт на его квартиру № 50 в жилом доме № 30 по ул.45 Параллель, как на незавершенный строительством объект, на основании которого он получил свидетельство о праве собственности на квартиру в соответствии с решением суда в регистрирующем органе. Имелись такие технические паспорта и на другие, не включенные в разрешение, квартиры. 15.10.2009г. он обратился в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с жалобой по данному вопросу. Письмом от 02.11.2009г. ему был дан ответ, в котором указано, что Министерство не может провести проверку. 16.07.2009г. он обратился за защитой своих прав в Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя, в которой просил указать причину, по которой не введена в эксплуатацию часть жилого дома. В ответе от 10.08.2009г. ему было сообщено, что выдача нового разрешения на ввод многоквартирного жилого дома с числом квартир 57 возможна только после предоставления в Комитет градостроительства администрации города нового технического паспорта объекта и заключения Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации с откорректированным количеством квартир. Но количество квартир, а именно – 57, было указано в том проекте, который послужил основанием для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию № RU 26309000 - 1/639 от 06.03.2008г. Комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя, в дальнейшем проект не изменялся и дополнительное строительство не велось. Считает, что регистрирующему органу было представлено разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию с соответствующим техническим паспортом на 51 квартиру, в котором его квартира отсутствует как проинвентаризированный объект права, в связи с чем она не может быть зарегистрирована как завершенный строительством объект и ему не может быть выдано соответствующее регистрационное свидетельство. Таким образом, оспариваемым разрешением и действиями ответчиков нарушаются его права, поскольку он не должен за свой счет инвентаризировать свою квартиру перед ее сдачей в эксплуатацию и самостоятельно представлять документы для этого. Считает, что это - обязанности ТСЖ «Эдельвейс». Неоплата им завершения строительства дома не может рассматриваться как уважительная причина для этого, поскольку не только его квартира сдается в эксплуатацию, а весь многоквартирный жилой дом. Инвентаризация его квартиры была проведена, что подтверждается техническим паспортом ГУП СК «Крайтехинвентаризавия» по состоянию на 02.12.2005г. ТСЖ «Эдельвейс» не принимает никаких мер к регистрации его квартиры в Управлении Росреестра по СК как завершенного строительством объекта. Регистрация прав носит заявительный характер, ТСЖ «Эдельвейс» должно сдать регистрирующему органу пакет документов для регистрации его квартиры как объекта недвижимого имущества, однако отзывается это делать, чем нарушает его права собственника. Кроме того, основанием для выдачи разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию № RU 26309000 - 1/639 от 06.03.2008 года является заключение о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации № 35/86-2006 от 13.11.2007 года, подготовленное старшим государственным инспектором отдела инспекции государственного строительного надзора Емко С.В. и утвержденное распоряжением начальника управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору от 13.11.2007 года за № 227. Из указанного заключения следует, что для подготовки заключения были заказчиком предоставлены материалы, предусмотренные ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и СНИП 3.03.01-85* «Организация строительного производства», проектная документация в полном объеме с изменениями, внесенными в установленном порядке с отметкой на каждом комплекте «Считать исполнительной документацией», копия акта приема - передачи исполнительной документации с полным перечнем документации, которая остается у инспектора, производственная документация, которая также остается у инспектора. Поскольку проектной документации у ТСЖ «Эдельвейс» не имелось, то она и не предоставлялась инспектору Емко СВ., Комитету градостроительства администрации города Ставрополя, ее не имеется и в инвентарном деле ГУП по СК «Крайтехинвентаризация» на весь многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 30. Из чего следует, что заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации № 35/86-2006 от 13.11.2007 года и распоряжение от 13.11.2007 года № 227, которым оно утверждено, выданы в нарушение ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, что является дополнительным основанием для признания незаконным и разрешения на ввод жилого многоквартирного дома в эксплуатацию. Кроме того, дом введен в эксплуатацию в нарушение ст.49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе и спорный многоквартирный жилой дом исключением не является. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Введение многоквартирного жилого дома в эксплуатацию в нарушение действующего законодательства без производства государственной экспертизы нарушает права истца и других граждан, проживающих в этом доме. Если строительные работы выполнены не в соответствии с проектом или проект не соответствует строительным и иным нормам и правилам, то это в последующем может привести к разрушению дома или иным тяжким последствиям. Без проектной документации невозможно установить общую площадь здания, жилую площадь, и соответствует ли она требованиям технических регламентов, соответственно нельзя выяснить вопрос о том, а входит ли площадь его квартиры № 50 в этом доме в общую и жилую площадь здания, которая введена в эксплуатацию.

Ответчики Комитет финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, третье лицо – ГУП СК «Крайтехинвентаризация» о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, о чем в деле имеются уведомления, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд признает причины их неявки неуважительными и считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В судебном заседании истец Остапов М.В. и его представитель адвокат Радченко С.В. поддержали заявленные требования в полном объеме, привели доводы, изложенные выше.

Представитель ответчика ТСЖ «Эдельвейс» адвокат Кузнецов С.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований Остапова М.В. Пояснил, что рабочий проект на 6-ти этажный многоквартирный жилой дом по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе имеется, он прошел государственную экспертизу. В процессе строительства дома в проектную документацию были внесены изменения в части количества квартир. Предусмотренные проектом двухуровневые квартиры на 5-6 этажах сделали независимыми, автономными. Просил применить к исковым требованиям Остапова М.В. (п.п.1,3,4 искового заявления) последствия пропуска срока давности обращения в суд, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований, уважительных причин для восстановления этого срока нет.

Представитель ответчика Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя по доверенности Алдонина О.С. также просила отказать в удовлетворении исковых требовании Остапова М.В. Пояснила, что для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе застройщиком были представлены все предусмотренные ст.55 Градостроительного кодекса РФ документы. В оспариваемом разрешении на ввод в эксплуатацию сведения о количестве и площади квартир внесены на основании представленного заключения о соответствии построенного объекта требованиям проектной и строительной документации, технического паспорта. Количество квартир указано – 51, общая площадь - 3794 кв.м., площадь квартир – 2785,8 кв.м. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Остапова М.В. в связи с пропуском срока давности обращения в суд, не восстанавливать пропущенный срок, поскольку об оспариваемом разрешении он узнал в августе 2009 года из ответа Комитета на свое обращение, каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока не имеется.

Из представленных ответчиком Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края письменных возражений на иск Остапова М.В., ранее подтвержденных его представителями в судебном заседании следует, что Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края не признает исковые требования Остапова М.В. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагает документы, указанные в ч.б ст. 5 5 Градостроительного кодекса РФ, в том числе и заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (далее -заключение о соответствии). Исходя из вышеуказанной норма основанием для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию является предоставление в орган местного самоуправления пакета документов, предусмотренных Градостроительным кодеком РФ, а не только заключения о соответствии, как указывает истец. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006)", заключение о соответствии, или решение об отказе в выдаче такого заключения, выдается должностным лицом органа государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты соответствующего обращения за выдачей заключения. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим итоговую проверку, и утверждается распоряжением (приказом) руководителя (лица, исполняющего его обязанности, или лица, которое вправе издать такой приказ (распоряжение) в соответствии с его полномочиями и распределением обязанностей) органа государственного строительного надзора. Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения направляется (вручается) должностным лицом органа государственного строительного надзора застройщику или заказчику, обратившемуся за выдачей заключения, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора. Регистрация проектной документации, полученной на основании части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется органом государственного строительного надзора посредством регистрации перечня разделов проектной документации с приложением копии заключения государственной экспертизы проектной документации. При регистрации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соответствие разделов проектной документации представленному перечню. После завершения строительства экземпляр проектной документации возвращается застройщику (заказчику) вместе с заключением о соответствии. Постановлением Губернатора СК от 03.06.2008 N 423 управление Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору было упразднено. Функции упраздненного управления по осуществлению государственного строительного надзора за соответствием выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, переданы Министерству строительству и архитектуры Ставропольского края. Вся документация, в том числе и дела объектов, которые велись инспекторами ИГСН управления, переданы в Государственное архивное учреждение «Государственный архив Ставропольского края» (г.Ставрополь, ул.Ломоносова, 12). Учитывая изложенное, министерство в настоящее время не располагает документами, указанными в исковом заявлении Остапова В.М. (проектно-сметная документация по объекту капитального строительства «6-ти этажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя», заключение о соответствии № 35/86-2006 от 13.11.2006, распоряжении от утверждении заключения от 13.11.2007 №227). Кроме того, согласно действующему законодательству, государственный строительный надзор осуществляется с даты получения органом госстройнадзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. В связи с чем, проводить обследование завершенного строительством и эксплуатируемого на протяжении 2 лет объекта, Министерство не вправе. Обследование объекта на предмет соответствия строительных конструкций градостроительным и строительным нормам может выполнить специализированная организация, имеющая свидетельство о допуске к соответствующим видам работ. В соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации"" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, предметом государственного строительного надзора яв­ляется проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требова­ниям технических регламентов, проектной документации и т.д. Истец в уточненном исковом заявлении указывает, что проектной доку­ментации у ТСЖ «Эдельвейс» не имелось, соответственно оно не передава­лась инспектору Емко СВ. при обращении за выдачей заключения о соответ­ствии. Между тем, инспектором, опрошенным в судебном заседании Ленинско­го районного суда г.Ставрополя по настоящему делу, утверждалось обратное, а именно то, что проектная документация у ТСЖ «Эдельвейс» имелась, как и заключение государственной экспертизы проектной документации, на объек­те капитального строительства была проведения итоговая проверка, в соот­ветствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 года №54, на основании которой было выдано заключение о соответствии. Обмер фактической площади объекта, как и его частей (квартир) инспектором про­водиться не должен, данные замеры проводятся органами технической инвен­таризации, размер площади объекта указывается в заключении на основании справки БТИ. После завершения строительства проектная документация на объект в полном объеме возвращается застройщику (заказчику) вместе с заключением о соответствии.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Остапова М.В. в полном объеме по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.08.2003г. между Остаповым М.В. и ООО Строительная компания «Маяк» (далее – ООО СК «Маяк») заключен договор № 76 долевого участия в строительстве жилья – квартиры на 3 этаже, секции Б, общей площадью 63,95 кв.м., по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе.

Строительство многоквартирного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе было начато ООО СК «Маяк» в 2003 году. С ноября 2004 года строительные работы ООО СК «Маяк» были прекращены. 14.01.2005г. в отношении генерального директора ООО СК «Маяк» возбуждено уголовное дело. Лица, заключившие с ООО СК «Маяк» договоры долевого участия в строительстве жилья (дольщики), которые после ввода в эксплуатацию указанного жилого дома подлежали передачи в собственность квартиры в этом доме, то есть потенциальные собственники, решением общего собрания от 26.03.2005г. в соответствии со ст.45 ЖК РФ создали товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Эдельвейс». На общем собрании ТСЖ «Эдельвейс» от 06.05.2006г. членами ТСЖ принято решение о продолжении строительства жилого дома по ул.45 Параллель, 30 на средства дольщиков с привлечением строительных организаций.

Постановлением главы г.Ставрополя № 2739 от 10.08.2006г. ТСЖ «Эдельвейс» переданы функции заказчика для завершения строительства многоквартирного жилого дома № 30 по ул.45 Параллель г.Ставрополя и предоставлен в аренду земельный участок для завершения строительства.

06.03.2008г. заместителем главы г.Ставрополя (директором Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя) Еличевым В.А. выдано разрешение № RU 26309000-1/639 на ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в квартале 528 (т.1 л.д.9-10).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 26 № 240572, выданному УФРС по СК 11.12.2006г. на основании заочного решения Промышленного райсуда г.Ставрополя от 04.07.2006г., Остапов М.В. является собственником незавершенного строительством объекта – двухкомнатной квартиры № 50 по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, 57% готовности (т.1 л.д.11)

Вступившим в законную силу решением Промышленного райсуда г.Ставрополя от 24.12.2008г. удовлетворены исковые требования ТСЖ «Эдельвейс» к Остапову М.В.: на Остапова М.В. возложена обязанность заключить с ТСЖ «Эдельвейс» договор долевого участия в завершении строительства многоквартирного жилого дома № 30 по ул.45 Параллель в г.Ставрополе, с Остапова М.В. в пользу ТСЖ «Эдельвейс» взыскана сумма затрат на завершение строительства многоквартирного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе в размере 323774руб.30коп., судебные расходы (т.2 л.д.69-73).

Заместителем директора Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Дарчук И.А. письмом от 10.08.2009г. № 2946-09/07-19/3-121 отказано Остапову М.В. в выдаче нового разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе

В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен перечень документов, которые представляются в компетентный орган для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ТСЖ «Эдельвейс» обратилось в Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, представив документы ОАО «Ставропольгоргаз», МУП «Водоканал», ООО «Южстройэнерго» о том, что работы по газификации многоквартирного жилого дома, строительству наружных сетей водопровода, производству электромонтажных работ выполнены в соответствии с техническими условиями. Также было представлено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации орт 13.11.2007г. № 35/86-2006, утвержденное начальником Управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору, другие требуемые законом документы.

Согласно ст.55 ч.5 Градостроительного кодекса РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится ( в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 143-ФЗ).

«Строительные нормы и правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» СНиП 3.01.04-87, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987г. N 84, устанавливают иную процедуру ввода объекта в эксплуатацию, отличную от предусмотренной действующим Градостроительным кодексом РФ.

Согласно ст.7 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации. Следовательно, применять нормы СНиП 3.01.04-87 при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства в данном случае нельзя.

Согласно справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 18.01.2011г. № 1-4 по данным технической инвентаризации на 28.06.2007г. в жилом доме по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30 имеется 57 квартир. Квартиры №№ 10, 28, 34, 41, 46, 50 к обмерам предъявлены не были. Регистрация технических изменений в квартире № 28 произведена 16.01.2008г., в квартире № 46 – 05.06.2008г., в квартире № 34 – 13.08.2008г., в квартире № 41 – 09.12.2008г., в квартире № 10 – 03.06.2009г. Сведениями о сдаче в эксплуатацию квартир №№ 10, 28, 34, 41, 46, 50 не располагают (т.2 л.д.17)

В действующем Градостроительном кодексе РФ не содержится требований, запрещающих ввод объекта по частям. В эксплуатацию вводятся квартиры, которые имеют 100% готовность и отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, которые содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Согласно свидетельству о праве собственности на квартиру № 50 по ул.45 Параллель, 30, 26 АБ № 240572, выданному Остапову М.В. 11.12.2006г., указанная квартира представляет собой незавершенный строительством объект, имеющий 57 % готовности. Таким образом, квартира № 50 по ул.45 Параллель, 30 не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Допустимых доказательств тому, что квартира № 50 ул.45 Параллель, 30 имеет 100% готовность, суду не представлено.

Сведения о количестве квартир в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию вносятся на основании сведений технического паспорта. Технический паспорт жилых помещений - документ, содержащий техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. ГУП СК «Крайтехинвентризация» был выдан технический паспорт на многоквартирный жилой дом по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе по состоянию на 28.06.2007г. (т.1 л.д.57-99) с количеством квартир 51.

Управлением Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору 13.11.2007г. было выдано заключение № 35/86-2006 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (т1 л.д.125-126), утвержденное распоряжением начальника Управления 13.11.2007г. № 227, из которого видно, что 6-ти этажный многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями (1-я очередь – жилая часть) по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, застройщиком которого является ТСЖ «Эдельвейс» имеет общую площадь здания – 3794,0 кв.м., жилую площадь 1465,1 кв.м. Заключение выдано на основании представленных заказчиком (застройщиком) материалов и документов, предусмотренных п.1-8, ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ (№ 190-ФЗ от 29.12.2004г.), материалов и документов в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-85* «Организация строительного производства», в том числе, проектной документации в полном объеме с изменениями, внесенными в установленном порядке, с отметкой на каждом комплекте «Считать исполнительной документацией».

Судом обозревался рабочий проект на 6-этажный кирпичный жилой дом в 528 квартале г.Ставрополе, комплект: 24-30-АР (откорректирован) 29-30 АР, наименование: архитектурные решения, разработанный генеральным проектировщиком - предпринимателем Деньгиным А.В., имеющим лицензию, регистрационный номер СРФ 000048 от 04.10.2000г., выданную Ставропольским региональным филиалом Федерального лицензионного центра, главным инженером проекта Сенько В.В. Из пояснительной записки к нему следует, что раздел «Архитектурные решения» (комплект 24-30-АР) рабочего проекта «6-ти этажный кирпичный жилой дом в 528 квартале г.Ставрополя» откорректирован в связи с перепланировкой многокомнатных двухуровневых квартир на 5-6 этажах дома, в результате которой количество квартир в доме увеличилось до 57, и заменой ранее запроектированных индивидуальных теплогенераторов на природном газе с открытой топкой сгорания в соответствии с заданием на проектирование от 13.05.2003г. и другими исходно-разрешительными документами. В январе 2003 года рабочий проект на многоквартирный жилой дом по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ прошел государственную экспертизу проектной документации. Согласно экспертному заключению № 4999/2-02 по рабочему проекту «6-этажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя» Управления государственной вневедомственной экспертизы при Правительстве Ставропольского края, утвержденной начальником Управления Савченко В.Д. 05.01.2003г., рабочий проект «6-этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя» рекомендован к утверждению. В связи с проведенной корректировкой проектной документации на многоквартирный жилой дом по ул.45 Параллель в г.Ставрополе в связи с перепланировкой двухуровневых квартир на 5-6 этажах повторное представление проектной документации на экспертизу не требуется.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих их публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

В результате анализа представленных сторонами и истребованных судом доказательств суд пришел к выводу об отсутствий нарушений закона, влекущих недействительность выданного заместителем главы администрации г.Ставрополя (директором Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя») Еличевым В.А. разрешения № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г. о вводе в эксплуатацию многоэтажного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя, а также недействительность распоряжения начальника управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору от 13.11.2007г. № 227 об утверждении заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, и незаконность самого указанного заключения от 13.11.2007г. № 35/86-2006. Доводы истца об отсутствии проектно-сметной документации на возведенный многоквартирный жилой дом по ул.45 Параллель. 30 в г.Ставрополе, заключения государственной экспертизы этой проектной документации не соответствуют действительности.

Не доказано истцом в ходе судебного разбирательства и нарушения своих прав оспариваемым разрешением № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г. о вводе в эксплуатацию многоэтажного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя, а также распоряжением начальника управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору от 13.11.2007г. № 227 об утверждении заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30.

Нарушение своих прав указанными ненормативными актами мотивировано истцом невозможностью зарегистрировать в установленном порядке свое право собственности на квартиру № 50 по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, возведенную по договору долевого участия в строительстве жилья № 76 от 22.08.2003г., заключенному между ним и ООО Строительная компания «Маяк», в регистрирующем органе.

Однако, доказательств тому, что Остапов М.В. обращался в Управление Росреестра по СК с заявлением о государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект – квартиру № 50 по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, и ему в этом было отказано, суду не предоставлено. Более того, с целью восстановления этих своих прав Остаповым М.В. заявлены в данном процессе исковые требования обязать ТСЖ «Эдельвейс» сдать в Управление Росреестра по СК документы, необходимые для регистрации его квартиры в качестве объекта завершенного строительством и обратиться с заявлением о регистрации его права собственности на квартиру, тогда как действующее законодательство не предусматривает такого порядка государственной регистрации прав на объекты недвижимости, возведенные по договорам долевого участия. В соответствии со ст.16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (Остапов М.В. является собственником незавершенного строительством объекта – кв. № 50 по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, 57% готовности), к которому должны быть приложены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а также документ об оплате госпошлины. В случае невозможности получения документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект – квартиру № 50 по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, Остаповым М.В. могут быть заявлены соответствующие исковые требования к застройщику.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Остаповым М.В. не исполнено вступившее в законную силу решение Промышленного райсуда г.Ставрополя от 24.12.2008г., которым с него в пользу ТСЖ «Эдельвейс» взыскано на завершение строительства многоквартирного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе 323 774руб.30коп.

Учитывая изложенное, оспариваемое разрешение № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г. и распоряжение начальника Управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору от 13.11.2007г. № 227 об утверждении заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение от 13.11.2007г. № 35/86-2006 не нарушает прав истца Остапова М.В., поскольку признание их недействительными не повлечет восстановления его прав. Избранный Остаповым М.В. способ защиты нарушенных, по его мнению прав, не соответствует обстоятельствам и основаниям заявленных им требований.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела и содержания самого искового заявления Остапова М.В. (т.1 л.д.5), 16.07.2009г. он обратился за защитой своих прав в Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя с заявлением, в котором просил указать причину, по которой не введена часть жилого дома в эксплуатацию. В ответе от 10.08.2009г. ему было сообщено, что выдача нового разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома с числом квартир 57 возможна только после предоставления в Комитет нового технического паспорта и заключения Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации с откорректированным количеством квартир (т.1 л.д.16, 17). Таким образом, о предполагаемом нарушении своих прав оспариваемым разрешением № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г. о вводе в эксплуатацию многоэтажного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя еще в августе 2009 года. В суд с требованиями об оспаривании указанного разрешения от 06.03.2008г. и отказа в выдаче нового разрешения на ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе от 10.08.2009г. Остапов М.В. обратился только 01 сентября 2010 года, то есть спустя более года. Каких-либо уважительных причин пропуска Остаповым М.В. установленного ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании разрешения № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г. и отказа в выдаче нового разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.08.2009г. судом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении требований Остапова М.В. о признании недействительным разрешения № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г. о вводе в эксплуатацию многоэтажного жилого дома по ул.45 Параллель, 30 в 528 квартале г.Ставрополя, о признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 10.08.2009г. выдать новое разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, обязании Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя выдать новое разрешение на ввод указанного многоэтажного жилого дома в эксплуатацию с указанием количества квартир 57 с уточнением общей площади и жилой площади здания, обязать ТСЖ «Эдельвейс» сдать в Управление Росреестра по СК документы, необходимые для регистрации его квартиры в качестве объекта завершенного строительством и обратиться с заявлением о регистрации его права собственности на квартиру, признании незаконным заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 13.11.2007г. № 35/86-2006 по ул.45 Параллель, 30, признании недействительным распоряжения от 13.11.2007г. № 227 о его утверждении, обязании Министерство строительства архитектуры Ставропольского края повторно провести исследование объекта капитального строительства и по его результатам выдать новое заключение.

Поскольку судом не установлено нарушения ответчиками каких-либо прав истца Остапова М.В., в силу ст.151 ГК РФ суд отказывает в удовлетворении его требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб. за счет казны муниципального образования г.Ставрополя.

Заявленные представителем ответчика ТСЖ «Эдельвейс» судебные расходы на представителя в размере 15000 руб. не подлежат компенсации в соответствии со ст.98 ГПК РФ, поскольку в платежном поручении № 16 от 07.02.2011г. о перечислении этой суммы ТСЖ «Эдельвейс» Кузнецову С.В. указано, что это - оплата за правовое обслуживание ТСЖ «Эдельвейс» по счету № 4 от 31.01.2011г. Расходы истца Остапова М.В. по оплате им госпошлины на сумму 200 руб. в связи с отказом в исковых требованиях в полном объеме, также не подлежат компенсации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Остапов М.В. о признании недействительным разрешения № RU 26309000-1/639 от 06.03.2008г., выданное Комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя о введении в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 10.08.2010г. выдать новое разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по ул.45 Параллель, 30 в г.Ставрополе, обязании Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя выдать новое разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по ул.45-я Параллель в г.Ставрополе с указанием количества квартир – 57, с уточнением общей и жилой площади, обязании ТСЖ «Эдельвейс» сдать в Управление Росреестра по СК документы, необходимые для регистрации его квартиры в качестве объекта завершенного строительством и обратиться с заявлением о регистрации его права собственности на квартиру, признании незаконным заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 13.11.2007г. № 35/86-2006 года по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, признании недействительным распоряжения начальника управления Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору от 13.11.2007г. № 227 об утверждении заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 30, обязании Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края устранить нарушения действующего законодательства при выдаче заключения № 35/86-2006 года от 13.11.2007г. и распоряжения от 13.11.2007г. № 227, повторно провести исследование объекта капитального строительства на предмет его соответствия техническим регламентам и проектной документации и по результатам исследования выдать новое заключение, взыскании компенсации морального вреда за счет средств казны муниципального образования – г.Ставрополь в размере 50000 руб., судебных расходов отказать.

Мотивированное решение составлено 09 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

С у д ь я : Л.И.Кононова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200