№2-293/11 Иващенко С.В. к Министерству финансов СК и Министерству строительства СК о взыскании денежных средств в связи с отказом в выде сертификата на жилье



<номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе :

председательствующего судьи Свечниковой Н.Г.,

при секретаре Сафарове И.А.,

с участием

представителя истца Иващенко С.В. – Лебедева М.И., действующего на основании доверенности от <дата обезличена>,

представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края – Савченко С.И., действующей на основании доверенности от <дата обезличена>

представителя ответчика Министерства финансов Ставропольского края – Меркушовой Е.А., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Иващенко С.В. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края о признании незаконными действий Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, взыскании с Министерства финансов Ставропольского края имущественного вреда,

у с т а н о в и л:

Иващенко С.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, в котором, изменив свои требования, просит признать незаконными действия Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившиеся в отказе в выдаче государственного жилищного сертификата на имя Иващенко С.В., взыскать с Министерства финансов Ставропольского края имущественный вред, причиненный незаконными действиями Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, в размере 1220100 рублей, судебные расходы.

В обоснование заявленных требований указал, что в 1994 году был принят на учет Администрации города Ессентуки как нуждающийся в улучшении жилищных условий на состав семьи 4 человека. В 2005 году истец был исключен из данного списка. Решением Ессентукского городского суда от <дата обезличена> отменено постановление главы города Ессентуки об исключении Иващенко С.В. из льготного списка военнослужащих, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штата. Суд обязал Администрацию города Ессентуки восстановить Иващенко С.В. в льготном списке военнослужащих, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, на получение жилого помещения за счет федерального бюджета, а также восстановить Иващенко С.В. в списках граждан, принятых на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи 2 человека. Определением Ессентукского городского суда от <дата обезличена> решение суда было разъяснено, указанием в резолютивной части, что решение является основанием для выдачи сертификата на получение (приобретение, строительство) жилья за счет средств федерального бюджета на состав семьи 2 человека. Определением Ессентукского городского суда изменен порядок и способ исполнения решения Ессентукского городского суда от <дата обезличена> и указано, что решение является основанием для выдачи Администрацией города Ессентуки Иващенко С.В. сертификата на получение (приобретение, строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, после поступления указанного сертификата в органы исполнительной власти Ставропольского края в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов и производства их оформления органами исполнительной власти Ставропольского края. Основанием для предоставления Администрацией города Ессентуки Иващенко С.В. жилья на состав семьи два человека у Администрации города Ессентуки возникает с момента поступления денежных средств из федерального бюджета в местный бюджет города-курорта Ессентуки. 10 июля 2006 года Администрация города Ессентуки направила в орган исполнительной власти (министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края) список граждан, уволенных с военной службы в запас и копии документов на военнослужащего запаса Иващенко С.В., для решения вопроса о выдаче ему государственного жилищного сертификата во исполнение решения Ессентукского городского суда от <дата обезличена>. Однако указанный орган (после реорганизации – Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края) отказало в выделении указанного сертификата, сославшись, что отсутствует справка о сдаче жилого помещения с последнего места военной службы, что является нарушением действующего законодательства. Таким образом, из-за неправомерных действий ответчика – Министерства строительства и архитектуры, Иващенко С.В. был нанесен имущественный вред в сумме 1220100 рублей, что соответствует денежному наполнению сертификата по состоянию на второе полугодие 2010 года, который истец просит взыскать с Министерства финансов СК в порядке ст.1069 Гражданского Кодекса РФ.

В судебное заседание истец Иващенко С.В. не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Лебедев М.И., действующий на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал, пояснив, что решением Ессентукского городского суда за Иващенко С.В. было признано право на получение жилищного сертификата на состав семьи 2 человека. Министерство строительства и архитектуры СК поставило под сомнение обоснованность вынесенного решения, тем самым лишив Иващенко социальной гарантии, предоставляемой государством военнослужащим. Указание в письме Министерства о том, что отсутствует справка о сдаче жилья, является необоснованной, поскольку Иващенко признан нуждающимся в получении жилья. Действительно, в период службы в составе Вооруженных Сил России на территории Украины, его доверитель в порядке приватизации приобрел жилье, однако приватизация была осуществлена всей семьей, состоящей из 6 человек. Впоследствии эта квартира была продана, и денежные средства полностью передаче дочери истца для приобретения квартиры на территории Белоруссии. Истец выбрал местом жительства город Ессентуки, где был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако из-за неправомерных действий ответчика Иващенко лишился той социальной гарантии, которая была ему гарантирована государством. В связи с чем просит исковые требования удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И., действующая на основании доверенности, исковые требования Иващенко С.В. не признала, пояснив, что решение Ессентукского городского суда от <дата обезличена> исполнено быть не может, поскольку ни решение, ни последующие определения о разъяснении решения суда, изменении порядка и способа исполнения, не возлагают на Министерство обязанности к совершению каких-либо действий. Документы учетного дела Иващенко С.В. не соответствуют требованиям действующего законодательства в части подпуска «з» пункта 44 Правил, согласно которому участник подпрограммы предоставляет справку квартирно-эксплуатационной части о сдаче жилья по последнему месту военной службы. В учетное дело Иващенко С.В. была представлена справка о сдаче им занимаемой площади по последнему месту военной службы, однако согласно ответу Минобороны Украины указанная справка Иващенко С.В. не выдавалась, т.е. был представлен заведомо ложный документ, что исключает возможность выдачи сертификата, поскольку указанное действие повлекло бы за собой нецелевое использование бюджетных средств. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Ставропольского края Меркушова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, пояснив, что ресурсное обеспечение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., производится исключительно за счет средств федерального бюджета. Обеспечение военнослужащих жильем относится к компетенции и полномочиям федеральных органов государственной власти и не является расходным обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, или должностных лиц этих органы, по ведомственной принадлежности. В связи с чем считает Министерство финансов СК ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования Иващенко С.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 п. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В силу ст.ст. 254,255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В связи с тем, что отказ Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в выдаче Иващенко С.В. датирован <дата обезличена>, истец обратился в суд <дата обезличена>, в судебном заседании судом были выяснены обстоятельства пропуска установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд.

Как следует из материалов дела и пояснений, данных представителем истца в судебном заседании, после получения администрацией города Ессентуки отказа Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в выдаче Иващенко С.В. сертификата, администрацией города Ессентуки и заявителем предпринимались неоднократные попытки оспорить действия Министерства, что подтверждается копиями определения Арбитражного суда Ставропольского края от <дата обезличена> о прекращении производства по делу, Определения Октябрьского районного суда города Ставрополя от <дата обезличена> о возвращении заявления, копией определения Ессентукского городского суда от <дата обезличена> об отказе в принятии искового заявления, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от <дата обезличена>, кроме того истец Иващенко обратился в суд в порядке искового производства не только с требованием о признании незаконным отказа Министерства архитектуры и строительства Ставропольского края, но и с требованием о взыскании имущественного вреда, что в совокупности с другими доказательствами свидетельствует, что право Иващенко С.В. на судебную защиту должно быть реализовано.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.9 Гражданского Кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно ст.11,12 Гражданского Кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" данный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в редакции 1998 года) военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Как следует из материалов дела, Иващенко С.В. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ.

<дата обезличена> уволен в запас приказом МО Украины <номер обезличен> от <дата обезличена> в п.65 пп.»В»- по состоянию здоровья.

Постановлением Главы администрации города Ессентуки «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» <номер обезличен> от <дата обезличена> был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Главы города Ессентуки <номер обезличен> от <дата обезличена> Иващенко С.В. был исключен из льготного списка военнослужащих, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов.

Решением Ессентукского городского суда от <дата обезличена>, вступившим в законную силу, постановление Главы города Ессентуки <номер обезличен> от <дата обезличена> об исключении Иващенко С.В. из льготного списка военнослужащих, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов – отменено. На Администрацию г.Ессентуки возложена обязанность восстановить Иващенко С.В. в льготном списке военнослужащих уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, на получение жилого помещения за счет федерального бюджета согласно постановлению Главы города Ессентуки <номер обезличен> от <дата обезличена>. Возложена обязанность на Администрацию г.Ессентуки восстановить Иващенко С.В. в списках граждан, принятых на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно постановлению Главы города Ессентуки <номер обезличен> от <дата обезличена>, состав семьи 2 человека.

В силу ст. 100 Федерального закона от <дата обезличена> N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в вышеуказанную норму закона внесены изменения, которые вступили в силу с <дата обезличена>

В новой редакции п.14 ст.15 названного Федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от <дата обезличена>) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата обезличена> в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Следовательно, обеспечение граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности службы 10 лет и более и членов их семей жилыми помещениями по установленным нормам по избранному месту жительства возложено законом на федеральные органы исполнительной власти за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. С <дата обезличена> с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от <дата обезличена>, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, в связи с чем бывший военнослужащий Иващенко имел право на участие в подпрограмме, как гражданин, уволенный с военный службы по состоянию здоровья, общая продолжительность которой составляет 10 лет и более.

В силу п.2 вышеуказанных правил - государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Согласно п.7 указанных Правил, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от <дата обезличена>, для участия в подпрограмме граждане указанной в Правилах категории подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы, в том числе выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.

Указанные требования истцом были выполнены, что подтверждается копией учетного дела Иващенко С.В., состоящего на учете на получение жилищного сертификата

Как следует из материалов учетного дела, Иващенко С.В. был уволен с военной службы по состоянию здоровья, имел необходимую для получения сертификата продолжительность военной службы, состоял в льготном списке военнослужащих уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов на получение жилого помещения за счет федерального бюджета, на него распространяется действие Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 21 указанных Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления представленных документов и по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В силу п. 22 пп. "б", п. 23 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 Правил.

В соответствии с п.44 Правил (в редакции от <дата обезличена>, действующей на момент отказа) для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: заявление (рапорт) по форме; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил.

Согласно письму Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края исх.№2221\10 от 07.11 2008 года, в связи с несоответствием учетного дела Иващенко С.В. п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов – отсутствием справки о сдаче жилого помещения с последнего места военной службы, сертификат Иващенко С.В. выдать быть не может.

Как следует из пояснений представителя истца и подтверждается материалами дела, Иващенко С.В. в Администрацию города Ессентуки в учетное дело была представлена справка о сдаче им занимаемой жилой площади по последнему месту военной службы от <дата обезличена> <номер обезличен> по адресу : <адрес обезличен>.

В соответствии с п.30 Правил орган местного самоуправления направляет запрос на подтверждение факта сдачи жилья по последнему месту службы. Администрацией города Ессентуки был направлен запрос, на который получен ответ Министерства обороны Украины <номер обезличен> года, согласно которому справка о сдаче жилья по вышеуказанному адресу Иващенко С.В. не выдавалась.

Из материалов дела следует, что Иващенко С.В. и членам его семьи на основании решения Исполнительного комитета Коммунарского городского совета народных депутатов <номер обезличен> от <дата обезличена> была предоставлена для проживания трехкомнатная <адрес обезличен>, общей площадью 38,75 кв.м, расположенная в <адрес обезличен>.

Согласно справки <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданной Управлением экономики, рыночных отношений и инвестиций Алчевского городского совета Луганской области, Иващенко С.В. и члены его семьи Иващенко А.И., Решетняк Э.С., Иващенко В.С., Решетняк Д.А. за период проживания в городе Алчевске по <адрес обезличен>, использовали свое право на приватизацию в соответствии с распоряжением органа приватизации Алчевского городского совета от <дата обезличена> <номер обезличен>.

Согласно Справки частного нотариуса Алчевского городского нотариального округа Луганской области Соловчук Л.В., <дата обезличена> был удостоверен договор купли-продажи <адрес обезличен> по адресу Украина, <адрес обезличен>, по которому отчуждателями были Иващенко А.И., Иващенко С.В., Решетняк Э.С., Иващенко В.С., Решетняк Д.А.

В соответствии с Соглашением между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от <дата обезличена> за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются. Военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства. Государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. При невозможности подтверждения факта сдачи ранее занимаемой жилой площади за пределами Российской Федерации жилищный вопрос военнослужащего следует решать без указанной справки, на основании документов, подтверждающих отсутствие у него жилой площади на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилье, находящееся исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего представить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, попадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

Порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государств-участников СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государств, на территории которых расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Иващенко С.В., являющимся гражданином Российской Федерации, после увольнения с военной службы по состоянию здоровья, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, было избрано постоянное место жительства на территории Российской Федерации в городе Ессентуки.

По линии Министерства обороны РФ Иващенко С.В. жильем не обеспечивался.

Жилое помещение, расположенное по адресу Украина, <адрес обезличен>, было предоставлено Иващенко С.В. и членом его семьи в собственность на общих основаниях.

После увольнения с военной службы по избранному месту жительства Иващенко С.В. жильем не обеспечивался.

Кроме того, в силу вышеуказанных нормативных актов, право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья возникает не в связи с предоставлением справки о сдаче жилья, а в силу того, что военнослужащий, уволенный с военной службы по состоянию здоровья, имеющий общую продолжительность военной службы 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение жилищного сертификата.

Таким образом, Иващенко С.В. по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства являлся нуждающимся в получении жилья и имел право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что у Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края отсутствовали основания для отказа в выдаче Иващенко С.В. государственного жилищного сертификата, в связи с чем требования Иващенко С.В. о признании незаконным отказа Министерства строительства и архитектуры Ставропольского в выдаче государственного жилищного сертификата на имя Иващенко С.В. на состав семьи 2 человека - подлежат удовлетворению.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

В соответствии со ст.1069 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащими ответчиками являются Министерство финансов Российской Федерации, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, управление финансов субъекта Российской Федерации, если вред возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации, либо финансовый отдел субъекта муниципального образования, если вред возмещается за счет казны этого образования.

Доводы представителя Министерства финансов Ставропольского края о том, что указанный орган является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в с ч.3 ст.158 Бюджетного Кодекса РФ Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на министерство функций, в связи с чем непосредственно указанное Министерство является надлежащим ответчиком по иску о взыскании имущественного вреда, основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку в силу ч.3 ст.158 Бюджетного Кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, понятие которого дается в п.1 указанной статьи.

При рассмотрении требований, предъявленных в порядке ст.ст.16,1069 Гражданского Кодекса РФ, должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

В связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Ставропольского края как держатель казны соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ <номер обезличен> от <дата обезличена>, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Согласно п.13, п.15 указанных Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

Согласно п.16 указанных Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 42 кв. м - на семью из 2 человек.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации <номер обезличен> от <дата обезличена> "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года" утвержден на второе полугодие 2010 года норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по Российской Федерации в размере 29 050 (двадцать девять тысяч пятьдесят) рублей.

Таким образом, размер социальной выплаты на семью из двух человек в октябре 2010 года (на дату подачи иска) составлял 1220100 рублей.

Указанная сумма составляет сумму имущественного вреда, причиненного Иващенко С.В. в связи с незаконным отказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в выдаче государственного жилищного сертификата на имя Иващенко С.В. на состав семьи 2 человека, которая подлежит возмещению в порядке ст.15,16,1069 Гражданского Кодекса РФ за счет казны Ставропольского края.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования истица о возмещении ему расходов по уплате государственной пошлины.

В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Такое ходатайство истцом Иващенко С.В. содержится в тексте искового заявления, в связи с чем подлежит взысканию с казны Ставропольского края денежная сумма в размере 10000 рублей в счет оплаты услуг представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.67, 193-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Иващенко С.В. – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившиеся в отказе в выдаче государственного жилищного сертификата на имя Иващенко С.В., состав семьи – 2 человека.

Взыскать с Министерства финансов Ставропольского края за счет средств казны Ставропольского края в пользу Иващенко С.В. в возмещение причиненного вреда денежную сумму в размере 1220100 (один миллион двести двадцать тысяч сто) рублей.

Взыскать с Министерства финансов Ставропольского края за счет средств казны Ставропольского края в пользу Иващенко С.В. понесенные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 мая 2011 года.

Судья Н.Г.Свечникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200