№ 2-1134/2011 г. по иску Важенина С.А., Важениной Е.В. к администрации города и администрации района



Дело № 2-1134/2011 г.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 апреля 2011 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при секретаре Глушковой Е.Н.,

с участием:

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – КУМИ <адрес обезличен> Сапилкина А.Н., действующего на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>;

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – войсковой части <номер обезличен> Жданова А.А., действующего на основании доверенности без номера от <дата обезличена>;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Важенина С.А., Важениной Е.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. к администрации <адрес обезличен>, администрации <адрес обезличен> о признании действий администрации <адрес обезличен>, выразившихся в отказе в предоставлении жилого помещения незаконными, признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Важенин С.А. и Важенина Е.В. обратились в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. с иском к администрации <адрес обезличен> и администрации <адрес обезличен>, в котором просили признать действия администрации <адрес обезличен>, связанные с отказом в предоставлении им жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> незаконными, признать за ними право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>, а также обязать администрацию <адрес обезличен> заключить с ними договор социального найма указанного жилого помещения.

В обоснование своих исковых требований истцы указали, что Важенин С.А. является <данные изъяты>, состоит в списках <данные изъяты>, нуждающихся в получении жилого помещения. Решением начальника Ставропольского гарнизона от <дата обезличена> год, согласованным с командиром войсковой части <номер обезличен>, председателем жилищной комиссии войсковой части <номер обезличен>, начальником ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района», ему и членам его семьи: жене Важениной Е.В., сыну Важенину Г.С., 2010 года рождения, в порядке очереди была распределена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес обезличен>. Указанная квартира находится в муниципальной собственности <адрес обезличен>. Ранее ее занимал военнослужащий войсковой части <номер обезличен> ФИО5 В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от <дата обезличена> № 76-ФЗ, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Положение данной нормы конкретизируется в абзаце 3 пункта 34 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ»: жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу. Указали, что командование войсковой части <номер обезличен> направило Главе <адрес обезличен> письмо с просьбой о рассмотрении документов о предоставлении им <адрес обезличен>, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. <дата обезличена> в войсковую часть поступил ответ за подписью руководителя жилищного управления администрации <адрес обезличен> ФИО6, в котором последний, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, отказал в удовлетворении просьбы о предоставлении им жилого помещения. В настоящее время они вынуждены снимать жилое помещение. Считают решение администрации <адрес обезличен> незаконным и необоснованным, так как оно противоречит положению, установленному п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также иным нормативно-правовым актам и установившейся судебной практике. В соответствии с постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «О наделении правом представлять собственника муниципального жилищного фонда», администрация <адрес обезличен> наделена правом представлять на территории района собственника муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма, выступать стороной (наймодателем) при заключении договоров социального найма. КУМИ <адрес обезличен>, согласно данному постановлению, представляет в администрации районов города ежеквартально информацию из реестра муниципальной собственности о муниципальном жилищном фонде. Считают, что на основании изложенного они имеют права вселиться в <адрес обезличен> в <адрес обезличен> в связи с распределением данного жилого помещения по месту службы в установленном законом порядке, приобрести право пользования данным жилым помещением, а администрация <адрес обезличен> обязан заключить с ними договор социального найма этого жилого помещения. Просили суд признать действия администрации <адрес обезличен>, связанные с отказом в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> незаконными; признать за Важениным С.А., Важениной Е.В. и Важениным Г.С. право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес обезличен> обязать администрацию <адрес обезличен> заключить сними договор социального найма квартиры по указанному адресу.

В судебное заседание истцы Важенин С.А. и Важенина Е.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С., не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Важенина С.А. и Важениной Е.В.

Представитель ответчика - администрации <адрес обезличен> Салова З.Г. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в которых указала, что исковые требования Важенина С.А., Важениной Е.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами иными нормативными правовыми актами РФ. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны РФ договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством РФ. Исходя из анализа норм статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязанность органов местного самоуправления по предоставлению военнослужащим жилых помещений не предусмотрена, а истцу полагается жилое помещение, предоставленное за счет Министерства обороны. Сведений о том, что данная квартира является служебной не предоставлено. В реестре муниципальной собственности никаких обременений на данное жилое помещение не имеется. Право повторного заселения Министерством обороны РФ было утрачено, так как жилищный фонд, включавший и спорную квартиру, был в установленном порядке передан в муниципальную собственность, при этом никакие помещения за данным федеральным органом исполнительной власти в приемо-передаточных и правоустанавливающих документах не закреплялись и ничего по ним не оговаривалось, следовательно, доказательств закрепления за Министерством обороны РФ соответствующей квартиры у данного Министерства нет. После вступления в силу Жилищного кодекса РФ с <дата обезличена> с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений. Статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления только в отношении муниципального жилищного фонда. К тому же в соответствии с ч. 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются в порядке, предусмотренном ст. 57 Жилищного кодекса малоимущим гражданам, признанными нуждающимися в установленном порядке. Семья Важениных малоимущей не признана, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес обезличен> не состояла и не состоит. Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, регулирующих жилищные правоотношения и права собственности, предоставление жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда военнослужащим является нарушением действующего жилищного законодательства, следовательно, и п. 5 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» отдельно не может распространяться на муниципальный жилищный фонд, т.к. противоречит нормам Жилищного кодекса. Квартира <номер обезличен> по <адрес обезличен> принята из федеральной в муниципальную собственность в 2006 году без каких-либо обременений и указаний на специализированный статус. Действующий с <дата обезличена> Жилищный кодекса Российской Федерации не регулирует правоотношения между органами местного самоуправления и военнослужащими, как не регулирует их и Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Представитель ответчика – администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков – администрации <адрес обезличен> и администрации <адрес обезличен>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - второй Ставропольской КЭЧ района Киселева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала следующее. Важенин С.А. состоит на квартирном учете ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ, согласно решению начальника Ставропольского гарнизона от <дата обезличена> Важенину С.А. на состав семьи 3 человека в порядке очереди была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по <адрес обезличен>. Заявленные требования Важенина С.А. и членов его семьи к администрации <адрес обезличен> и администрации <адрес обезличен> считают обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Кроме того, существует судебная практика, которая подтверждает незаконность аналогичных решений администраций муниципальных образований, так Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основе специального законодательства и по специальным нормам. Военная служба по смыслу статей 59 и 72 (п. «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности в порядке их жилищного обеспечения. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площади в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. Положения п. 5 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ не исключает участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя и удовлетворить исковые требования Важенина С.А., Важениной Е.В. в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковой части <номер обезличен> Жданов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил следующее. Важенин С.А. и члены его семьи: Важенина Е.В. и Важенин Г.С. состоят в списках <данные изъяты>, нуждающихся в получении жилого помещения с января 2008 года. В соответствии со списком перераспределения постоянной жилой площади, закрепленной за <данные изъяты> войсковой частью <номер обезличен> утвержденным <дата обезличена> начальником Ставропольского гарнизона Важенину С.А. и членам его семьи в порядке очереди была распределена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес обезличен>. Указанная квартира находится в муниципальной собственности <адрес обезличен>. Ранее ее занимал военнослужащий войсковой части <данные изъяты> ФИО5. В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Данные положения законодательства подтверждены и разъяснены существующей судебной практикой. Основываясь на приведенных нормах законодательства командование войсковой части <номер обезличен> направило главе <адрес обезличен> письмо с просьбой дать указание соответствующим должностным лицам о заключении договора социального найма указанного жилого помещения с Важениным С.А., его супругой Важениной Е.В., также в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С., <дата обезличена> г. р. <дата обезличена> в войсковую часть поступил ответ за подписью руководителя жилищного управления администрации <адрес обезличен>, в котором последний, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, отказал в удовлетворении просьбы о распределении Важенину С.А. и членам его семьи жилого помещения. Решение администрации <адрес обезличен> командование войсковой части считает незаконным и необоснованным, так как оно противоречит положению, установленному п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также иным нормативно-правовым актам и установившейся судебной практике, нарушает право военнослужащего войсковой части <номер обезличен> и членов его семьи на обеспечение жилым помещением. Просил удовлетворить исковые требования Важенина С.А., Важениной Е.В. в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – КУМИ <адрес обезличен> Сапилкин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что считает исковые требования Важенина С.А. и Важениной Е.В. необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае отсутствия служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих – граждан и членов их семей. Указал, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим, а также иным категориям граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Семья Важениных не признана малоимущей. Также необходимым условием для получения муниципального жилого помещения по договору социального найма является учет гражданина в уполномоченном органе муниципального самоуправления и соблюдение очередности в предоставлении жилого помещения. Необходимые условия для заключения договора социального найма на указанное жилое помещение у семьи Важениных отсутствуют. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Важенина С.А. и Важениной Е.В., предъявленных ими в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С.

Данный вывод суда основан на следующем.

Судом установлено, что Важенин С.А. является <данные изъяты> войсковой части <номер обезличен> и состоит в списках нуждающихся в получении жилого помещения. <данные изъяты> (л.д.15).

В соответствии с выпиской из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> заседания жилищной комиссии войсковой части <номер обезличен> Важенину С.А. и членам его семьи Важениной Е.В. и Важенину Г.С. была перераспределена двухкомнатная <адрес обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, освободившаяся после выезда полковника ФИО11 (л.д.17). Указанное обстоятельства подтверждается также списком перераспределения постоянной жилой площади, закрепленной за <данные изъяты> войсковой частью <номер обезличен>.

Из представленных документов также следует, что Важенин С.А. и члены его семьи собственниками жилья в <адрес обезличен> не являются (л.д.14,16); денежные средства на строительство (приобретение) жилья Министерством обороны Важенину С.А. не выделялись (л.д.16); жилой площадью по линии Министерства обороны РФ Важенин С.А. не обеспечивался (л.д.11).

В ответ на обращение командира войсковой части <номер обезличен> ФИО12 по вопросу заключения договора социального найма на <адрес обезличен> с военнослужащим Важениным С.А. руководителем жилищного управления администрации <адрес обезличен> было сообщено, что <адрес обезличен> значится в реестре муниципальной собственности. В соответствии с положениями действующего жилищного законодательства распределение жилых помещений в указанном доме возможно гражданам, состоящим в администрации <адрес обезличен> на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности. Военнослужащий Важенин С.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес обезличен> не состоит. В связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления (л.д.22-23).

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.

Указанные положения не исключают участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, что признано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Признавая действия администрации <адрес обезличен>, выразившиеся в отказе в распределении истцам жилого помещения, незаконными, суд исходит из того, что вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 1, пункту 1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

При этом положения пункта 5 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» законодательно установили право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному фонду относятся эти помещения, а также ограничили жилищные права органов местного самоуправления, возложив на них обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случае освобождения этих помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу статей 59, 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В соответствии с постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «О наделении правом представлять собственника муниципального жилищного фонда» администрация <адрес обезличен> наделена правом представлять собственника муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Важенина С.А., Важениной Е.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Важенина С.А., Важениной Е.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Важенина Г.С. удовлетворить.

Признать действия администрации <адрес обезличен>, связанные с отказом в предоставлении истцам жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> незаконными.

Признать за Важениным С.А., Важениной Е.В. и Важениным Г.С. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>.

Обязать администрацию <адрес обезличен> заключить с Важениным С.А., Важениной Е.В. и Важениным Г.С. договор социального найма.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2011 года.

Судья Т.Н.Никитенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200