№ 2-987/2011 Игнатов С.Г. к УФСБ России по СК



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Гаппоевой М.М.,

при секретаре Масловой Е.А.,

с участием:

истца Игнатова С.Г., его представителя - адвоката Топорковой Л.А., действующей на основании ордера № 054201 от 15.03.2011года,

представителя ответчика - УФСБ России по Ставропольскому краю и жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю - Ещенко И.А., действующей на основании доверенностей от 20 апреля 2010 года, от 27 апреля 2011 года и от 21 марта 2011 года,

третьего лица - Парфеновой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Игнатова С.Г. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании решения жилищной комиссии УФСБ России по СК недействительным,

Установил:

Игнатов С.Г. обратился в Ленинский районный суд города Ставрополя с иском к УФСБ России по СК о признании недействительным решения жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование своих требований Игнатов С.Г. в исковом заявлении указал, что он проходил военную службу в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю.

Уволен с военной службы в звании полковника по подпункту «а» пункта 3 статьи 34 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) Положения о порядке прохождения военной службы приказом ФСБ России от 03 февраля 2006 года, исключен из списков личного состава 17 марта 2006 года приказом УФСБ России по Ставропольскому краю от 3 февраля 2006 года № 81-лс.

Из иска следует, что 13 июля 2004 года Игнатов С.Г. и члены его семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Истец указывает, что при увольнении с военной службы он дал согласие на увольнение с оставлением в списке нуждающихся в жилом помещении и данное обстоятельство зафиксировано в представлении к увольнению.

В настоящее время состав семьи Игнатова С.Г. - 3 человека: он, супруга - Парфенова М.П., сын супруги - Э-А. Р.Д., находящийся у него на иждивении согласно решению суда. Никто из членов его семьи жильем не обеспечен.

Из иска также следует, что в начале февраля 2011 года Игнатову С.Г. стало известно, что его исключили из списка сотрудников, нуждающихся в жилом помещении. По данному поводу в адрес УФСБ России по Ставропольскому краю Игнатов С.Г. направил телеграмму. 16 февраля 2011 года в ответ на телеграмму он получил письмо за подписью заместителя председателя жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю об исключении его из списка нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что он ранее был дважды обеспечен жилым помещением, при этом дважды ухудшал свое положение путем оставления предоставленных жилых помещений бывшим членам семьи, в то время как право на получение жилого помещения может быть реализовано единожды.

Данное решение жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю Игнатов С.Г. считает незаконным и просит признать недействительным.

Полагает, что согласно Закону Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Игнатов С.Г. указал, что незаконность принятого решения жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю выразилась в том, что жилищная комиссия неправильно применила ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Считает, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 13 июля 2004 года, т.е. на момент принятия решения жилищной комиссией УФСБ России по Ставропольскому краю он уже более 6 лет состоял на учете и его права никем не были оспорены. Более того, он дал согласие на увольнение с оставлением в списке нуждающихся в жилом помещении.

Истец также указал, что он не ухудшал свои жилищные условия. В период прохождения военной службы ему и членам бывшей семьи была предоставлена двухкомнатная квартира № 126 по адресу: г. Ставрополь, пр. Юности, 12. В связи с недостаточным размером жилой площади ему была предоставлена однокомнатная квартира № 47 по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 280/6, в которой он проживает с новой семьей и в настоящее время. Жилая площадь данной квартиры составляет 16 кв.м.

Игнатов С.Г. считает, что ответчиком допущено грубое нарушение его прав.

В соответствии с п. 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237, ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Из иска следует, что Игнатову С.Г. ранее жилое помещение предоставлялось на иных условиях, т.е. без учета срока службы и факта его увольнения со службы.

В связи с чем считает, что право на обеспечение жильем у него возникло в связи с увольнением с военной службы. Кроме того, закон не предусматривает в качестве основания ухудшения жилищных условий - вступление в брак, так как семья находится под защитой государства.

Считает, что действия ответчика нарушают его жилищные права, потому он вынужден был обратиться в суд с иском.

В судебном заседании истец Игнатов С.Г. и его представитель- Топоркова Л.А. поддержали исковые требования по вышеуказанным основаниям и просили удовлетворить иск и признать недействительным решение жилищной комиссии УФСБ России по СК от 17 января 2011 года - об исключении Игнатова С.Г. из списка нуждающихся в жилом помещении.

Представитель ответчика – УФСБ России по Ставропольскому краю, а также представитель жилищной комиссии УФСБ России по СК - Ещенко И.А. в судебном заседании требования Игнатова С.Г. не признала, сообщив, что он неправомерно состоял на учете нуждающихся в жилом помещении и был исключен из списка нуждающихся в жилом помещении.

По существу иска Игнатова С.Г. пояснила, что 29 января 1987 года Игнатов С.Г. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлен на учет с составом семьи из 4-х человек: он, жена – Игнатова Е.В., 1950 года рождения, сын – Игнатов П.С., 1975 года рождения и дочь – Игнатова Е.С., <дата обезличена> года рождения.

В 1987 году ему как сотруднику УКГБ, на состав семьи из 4-х человек, была предоставлена двухкомнатная квартира № 126, жилой площадью 31,8 кв.м по пр. Юности, д. 12 в г. Ставрополе.

В дальнейшем, в связи с расторжением брака и предоставлением жилого помещения - квартиры № 126 по адресу: г. Ставрополь, пр. Юности, д. 12 менее нормы жилой площади на одного человека, в 1999 году Игнатову С.Г. была предоставлена однокомнатная квартира № 47, жилой площадью 16,5 кв.м по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе. При этом в квартире № 126 по пр. Юности, д. 12 осталась проживать бывшая жена Игнатова С.Г., его сын и дочь.

В связи с предоставлением Игнатову С.Г. жилого помещения по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе он был исключен из списка сотрудников УФСБ РФ по СК, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Дополнила, что 12 июля 2004 года истец подал рапорт на имя заместителя председателя жилищно-бытовой комиссии Управления ФСБ России по СК, в котором просил вынести вопрос на заседание жилищной комиссии УФСБ России по СК о возможной постановке его на очередь на улучшение жилищных условий - получении двухкомнатной квартиры. В рапорте Игнатов С.Г. указал, что 19 марта 1999 года, т.е. более 5 лет назад он самостоятельно ухудшил свои жилищные условия - зарегистрировал в однокомнатной квартире № 47 по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе своего сына - Игнатова П.С., <дата обезличена> года рождения.

В указанной квартире, принадлежащей на праве собственности его сыну - Игнатову П.С. зарегистрированы он и сын, а проживает в квартире сын и его жена в гражданском браке - Зайцева В.А..

Игнатов С.Г. в рапорте указал, что он совместно с супругой во втором браке - Парфеновой М.П. и ее сыном - Э-А. Р.Д., и ее матерью - Парфеновой Н.И. проживает в двухкомнатной квартире № 99, общей площадью 43, 6 кв. м, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова, 54 - а, принадлежащей на праве собственности его теще - Парфеновой Н.И..

Сообщила, что протокол заседания жилищной комиссии УФСБ России по СК о рассмотрении рапорта Игнатова С.Г. от 12 июля 2004 года, согласно которому Игнатов С.Г. просил вынести вопрос на заседание жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю о возможной постановке его на очередь на улучшение жилищных условий, в жилищном деле истца отсутствует.

Представитель ответчика вместе с тем не отрицала факт нахождения Игнатова С.Г. в списке сотрудников УФСБ РФ по СК, нуждающихся в улучшении жилищных условий, считая, что он неправомерно состоял в данном списке.

Согласно представлению к увольнению с военной службы от 2 декабря 2005 года полковник Игнатов С.Г. высказал согласие на увольнение с военной службы по подпункту «а» пункта 3 статьи 34 - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе Положения о порядке прохождения военной службы (подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с оставлением в очереди на улучшение жилищных условий.

В конце 2010 года жилищная комиссия УФСБ России по Ставропольскому краю распределяла жилые помещения на условиях социального найма в многоквартирных домах, принадлежащих на праве оперативного управления УФСБ России по Ставропольскому краю.

Решением руководства ФСБ России обязанность по проверке правомерности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников УФСБ России по Ставропольскому краю и обоснованности заключения с ними договоров социального найма была возложена на юридическое подразделение УФСБ России по Ставропольскому краю.

В связи с этим согласно письму ФСБ России от 05 октября 2010 года Управлением были проверены жилищные дела сотрудников Управления.

В ходе проверки жилищного дела Игнатова С.Г. было установлено, что в его деле отсутствуют документы о предоставлении Игнатову С.Г. и членам его семьи в 1987 году двухкомнатной квартиры № 126, жилой площадью 31,8 кв. м, о предоставлении Игнатову С.Г. в 1999 году однокомнатной квартиры № 47, площадью 42 кв. м, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 280/6, договор приватизации жилья, договор дарения жилья сыну, регистрация права собственности на жилье на имя сына истца.

В связи с чем 14 октября 2010 года УФСБ России по Ставропольскому краю направило запросы в администрацию города Ставрополя и в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о предоставлении информации на полученные Игнатовым С.Г. в 1987 и в 1999 годах жилых помещениях в г. Ставрополе.

На запросы были представлены следующие документы: решение исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов от 28 июля 1987 г. № 606 – основание предоставления квартиры № 126 по пр. Юности, д. 12, постановление главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 19 февраля 1999 года № 119 – основание предоставления квартиры № 47 по ул. Мира, д. 280/6.

Кроме того, были предоставлены документы, согласно которым 4 июня 2002 года между Игнатовым С.Г., его сыном - Игнатовым П.С. и администрацией г. Ставрополя был заключен договор о передаче жилья по ул. Мира, 280/6 кв. 47 в общую долевую собственность, то есть по ? доли каждому, который был зарегистрирован в регистрационной палате СК 16 июля 2002 года.

Затем 02 апреля 2004 года Игнатов С.Г. подарил ? доли в праве на квартиру своему сыну - Игнатову П.С., что подтверждается копией договора дарения ? доли в праве на квартиру № 47 по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе, государственная регистрация данной сделки была произведена 14 мая 2004 года.

Полагала, что Игнатов С.Г. добровольно распорядился выделенным ему УФСБ по СК жильем - квартирой № 47 по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе, общей площадью 42 кв. м, подарив ее сыну.

Дополнила, что в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» законодатель установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на орган безопасности обязанность по предоставлению военнослужащим жилья только один раз за все время военной службы.

Из анализа положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от органа безопасности по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом безопасности.

Представитель ответчика пояснила, что государство в лице ФСБ России свою обязанность по обеспечению Игнатова С.Г. жилым помещением выполнило: так в 1987 году и в 1999 году Игнатову С.Г. предоставлялись жилые помещения за счет ФСБ России. В обоих случаях Игнатов С.Г. ухудшал свои жилищные условия путем оставления предоставленных ему жилых помещений членам бывшей семьи: в первом случае - при разводе бывшей супруге, сыну и дочери, а во втором случае – только сыну.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Считала, как в 2004 году, так и в последующие годы Игнатов С.Г. не имел оснований для признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и неправомерно состоял в списке сотрудников УФСБ России по Ставропольскому краю, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем был обоснованно исключен из данного списка.

Дополнила, что Игнатов С.Г. был дважды уведомлен об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в жилом помещении, 19 января 2011 года № 1/6/11/73 и 31 января 2011 года № 1/6/11/208.

На основании изложенного представитель ответчика просила суд отказать в удовлетворении иска Игнатова С.Г.

Допрошенная в судебном заседании в качестве третьего лица – Парфенова М.Н. (супруга истца), поддержав требования Игнатова С.Г., сообщила, что из-за невозможности совместного проживания в однокомнатной квартире № 47 по ул. Мира 280/6 в г. Ставрополе совместно с сыном истца, она и ее сын, а также ее супруг вынуждены проживать в квартире № 99 по ул. Морозова, 54-а в г. Ставрополе, принадлежащей ее матери. Сообщила, что ее супруг в июле 2004 года подал рапорт в жилищную комиссию УФСБ на постановку его на очередь, как нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи из трех человек. Пояснила, что ее супруг был уволен со службы по достижению предельного возраста в 2006 году и при увольнении со службы он дал согласие на увольнение с оставлением его в списке нуждающихся в жилом помещении. Считает незаконным действия жилищной комиссии УФСБ о снятии Игнатова С.Г. с очереди нуждающихся в жилом помещении.

Допрошенная в качестве свидетеля Доценко Т.А.- сотрудник отдела кадров Управления пояснила, что она готовила проект представления к увольнению с военной службы в запас ФСБ России полковника Игнатова С.Г. При этом отношения к материалам жилищного дела в отношении Игнатова С.Г. не имела.

В ходе беседы с Игнатовым С.Г. по поводу его увольнения с военной службы он высказал согласие на увольнение по основанию – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списке нуждающихся в жилом помещении, что было отражено в представлении к увольнению Игнатова С.Г.

Допрошенный в качестве свидетеля Сафарин А.Г. – член жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю пояснил, что с 01 октября по 01 декабря 2010 года в Управлении была перерегистрация сотрудников, находящихся в списке нуждающихся в жилом помещении.

03 ноября 2010 года состоялось заседание жилищной комиссии Управления. Жилищная комиссия приостановила рассмотрение жилищного дела Игнатова С.Г. и всех документов по его делу, т.к. на 03 ноября 2010 года в Ленинском районном суде города Ставрополя было назначено предварительное судебное заседание по иску Игнатова С.Г. к УФСБ России по Ставропольскому краю о возложении обязанности по обеспечению его жильем.

19 ноября Ленинским районным судом г. Ставрополя было вынесено определение об оставлении иска Игнатова С.Г. без рассмотрения, которое вступило в законную силу 30 ноября 2010 года.

23 декабря 2010 года состоялось заседание жилищной комиссии Управления, на котором было предложено комиссии ознакомиться со всеми материалами в отношении Игнатова С.Г. и на следующем заседании принять решение в соответствии с действующим законодательством.

17 января 2011 года жилищная комиссия Управления приняла решения об исключении Игнатова С.Г. из списка сотрудников Управления, нуждающихся в жилом помещении, о чем он был уведомлен.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Игнатова С.Г. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что согласно решения исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов от 28 июля 1987 года № 606 истцу по делу - Игнатову С.Г.от Управления ФСБ России по Ставропольскому краю на состав семьи из четырех человек (он, супруга, сын и дочь) была предоставлена двухкомнатная квартира, жилой площадью 31,8 кв.м, расположенная по адресу: г. Ставрополь, пр. Юности, д. 12.

В связи с предоставлением жилого помещения менее нормы жилой площади на одного человека Игнатов С.Г. оставался в списке сотрудников УФСБ по СК нуждающихся в жилом помещении.

Согласно постановления Главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 19 февраля 1999 года № 119 Игнатову С.Г. на состав семьи - один человек (после расторжения брака) была предоставлена однокомнатная квартира № 47, жилой площадью 16,5 кв.м, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 280/6. При этом в ранее предоставленной квартире № 126 по пр. Юности, 12 оставались проживать бывшая жена, сын и дочь Игнатова С.Г.

В связи с предоставлением жилого помещения по ул. Мира, 280/6 в соответствии с действовавшим законодательством Игнатов С.Г. в 1999 году был исключен из списка сотрудников УФСБ России по СК, нуждающихся в жилом помещении.

22 октября 2002 года между Игнатовым С.Г., его сыном - Игнатовым П.С. и администрацией города Ставрополя был заключен договор о передаче жилья по ул. Мира, 280/6 квартира № 47 в общую долевую собственность ( по ? доли каждому), который был зарегистрирован в регистрационной палате СК 16 июля 2002 года.

02 апреля 2004 года Игнатов С.Г. дарит ? долю в праве на квартиру своему сыну - Игнатову П.С., что подтверждается договором дарения ? доли в праве на квартиру № 47 по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе, государственная регистрация права произведена 14 мая 2004 года.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что Игнатов С.Г. и члены его первой семьи были обеспечены от УФСБ России по Ставропольскому краю жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленным жилищным законодательством.

Также судом установлено, что 12 июля 2004 года Игнатов С.Г. подавал рапорт, в котором просил вынести на заседание жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю вопрос о возможной постановке его на очередь на улучшение жилищных условий – получение двухкомнатной квартиры.

Несмотря на отсутствие протокола заседания жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю о рассмотрении рапорта Игнатова С.Г. от 12 июля 2004 года, Игнатов С.Г. состоял в списке сотрудников УФСБ России по Ставропольскому краю, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 17.01.2005 года под № 98 и под № 52 по состоянию на 25 мая 2010 года.

Выписка из представления к увольнению с военной службы в запас ФСБ России полковника Игнатова С.Г. свидетельствует о том, что Игнатов С.Г. был согласен на увольнение с военной службы по подп. «а» п. 3 ст. 34 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) Положения о порядке прохождения военной службы (подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключение из списков личного состава с оставлением в очереди на улучшение жилищных условий.

Согласно заключению кадрового аппарата инстанции, издающей приказ об увольнении, предложение Управления ФСБ России по Ставропольскому краю об увольнении с военной службы полковника Игнатова С.Г. в соответствии со статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы (подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с правом ношения военной формы одежды и знаков различия в запас ФСБ России было поддержано.

Полковник Игнатов С.Г., уволенный с военной службы приказом ФСБ России от 3 февраля 2006 года № 81-лс по подпункту «а» пункта 3 статьи 34 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) Положения о порядке прохождения военной службы, на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в запас ФСБ России с правом ношения военной формы одежды и знаков различия, был исключен из списков личного состава с учетом времени на сдачу дел и должности с 17 марта 2006 года.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище.

Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе, при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотренная военная служба, представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет органа безопасности жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Федерального закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Федеральный закон возлагает на орган безопасности обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от органа безопасности по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», и по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом безопасности.

Таким образом, Игнатов С.Г., как в 2004 году, так и в последующие годы, не имел оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановки (принятия) его на учет нуждающихся в жилом помещении.

Группой правового обеспечения УФСБ России по Ставропольскому краю 11 октября 2010 года в ходе проверки правомерности постановки сотрудников УФСБ России по Ставропольскому краю на учет нуждающихся в жилых помещениях был выявлен факт о неправомерности постановки Игнатова С.Г. в список сотрудников, нуждающихся в жилом помещении, а, следовательно, и его нахождения в списке в течение длительного времени, т.к. государство в лице органа безопасности свою обязанность по обеспечению его жилым помещением выполнило в 1987 году и в 1999 году -путем предоставления жилых помещений: квартиры № 126 по пр. Юности, 12 и квартиры № 47 по ул. Мира, 280/6 в г. Ставрополе.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что ранее жилые помещения ему предоставлялись на иных условиях, т.е. без учета срока службы и не в связи с увольнением, и, что он дал согласие на увольнение с военной службы с условием сохранения его в списке нуждающихся в жилом помещении.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на орган безопасности обязанность по предоставлению военнослужащему жилья только один раз за все время военной службы. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Кроме того, согласно подпункту «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 24 июня 2010 года № 205-В10-17, от 28 декабря 2010 года № 205-В10-34.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Игнатова С.Г., поскольку решение жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю принято в соответствии с нормами закона, регулирующего спорные правоотношения, в рамках ее компетенции, а, следовательно, не нарушают права и законные интересы истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований Игнатова С.Г. о признании недействительным решения жилищной комиссии УФСБ России по Ставропольскому краю об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья М.М. Гаппоева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200