Дело № 2-1136/2011
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 мая 2011 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Глушковой Е.Н.,
с участием:
представителя истца Пашкова Ю.Н., действующего на основании доверенности <номер обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена>,
представителя ответчика – Управления Федеральной службы безопасности по <адрес обезличен> Ещенко И.А., действующей по доверенности б/н от <дата обезличена>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску Пашкова Н.И. к Управлению Федеральной службы безопасности по <адрес обезличен> о выплате недополученного размера надбавок и повышений к пенсии,
установил:
Пашков Н.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности по <адрес обезличен>, в котором просил обязать ответчика выплатить недополученные надбавки и повышения к пенсии за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В обоснование своих требований истец Пашков Н.И. указал, что он вышел на пенсию в <дата обезличена> года по выслуге лет, и с указанного времени состоит на пенсионном учете в Управлении ФСБ по <адрес обезличен>. После принятия Закона Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> он неоднократно обращался в Управление ФСБ по <адрес обезличен> по вопросу начислении и выплаты ему надбавки к пенсии, которая положена ему в соответствии со статьей 45 указанного Закона как <данные изъяты>. Ему отвечали, что данной информации в его пенсионном деле нет и за получением подтверждающих документов ему необходимо обращаться по месту службы.
В июле 2009 года он узнал, что необходимую информацию возможно получить через военный комиссариат <адрес обезличен>. По его просьбе военкоматом были сделаны необходимые запросы, и в январе 2010 года из Центрального архива Внутренних войск МВД Российской Федерации поступили две справки, подтвердившие факт прохождения им службы и участия в названных боевых операциях. Кроме того, на основании данных правок был издан приказ главнокомандующего Внутренними войсками МВД Российской Федерации <номер обезличен> от <дата обезличена>, подтверждающий его право на получение льгот и надбавок, установленных статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».
Пашков Н.И. указал, что после обращения в пенсионный отдел с просьбой выплаты надбавки к пенсии за период с 1993 по 2010 год и предоставления указанных документов, он получил ответ о том, что надбавки будут выплачена только за 12 месяцев, предшествующих обращению, за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в сумме <данные изъяты> рублей.
Указанная сумма была выплачена ему в марте 2010 года, однако отказ в выплате надбавок за период с 1993 года по 2009 год он считает незаконным и нарушающим его права, поскольку пенсионный орган не исполнил своей обязанности по выявлению пенсионеров, имеющих право на повышение пенсии после изменения законодательства. В силу действующего законодательства выплата надбавки должна производиться без ограничения сроков, поскольку нарушение его прав произошло по вине органа, выплачивающего пенсию.
Пашков Н.И. полагает, что ссылки ответчика на отсутствие его заявлений по вопросу повышения пенсии необоснованны, поскольку пенсионер не должен писать таких заявлений. Он самостоятельно выполнил работу пенсионного органа – работу по сбору необходимых документов, и в настоящее время в силу норм гражданского законодательства имеет право на возмещение всех убытков, понесенных им за период с 1993 года.
Общая сумма выплат, которая, по мнению истца, должна быть выплачена ему ответчиком, составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В судебно заседание истец Пашков Н.И. не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель истца Пашков Ю.Н. в судебном заседании поддержал требования истца по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления ФСБ Российской Федерации по <адрес обезличен> Ещенко И.А. в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что в силу пункта «е» подпункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
В соответствии с пунктом 2.4. Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, участникам Великой Отечественной войны удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по их обращению военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, подтверждающих факт участия в указанных боевых операциях.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».
Представитель ответчика указала, что признание участником Великой Отечественной войны и выдача удостоверения ветерана Великой Отечественной войны с отметкой о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с законодательством Российской Федерации носит заявительный характер.
УФСБ России по <адрес обезличен> пенсия Пашкову Н.И. была назначена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации согласно имеющимся документам в его пенсионном деле, поступившем в Управление в декабре 1973 года.
Документы Центрального архива Внутренних войск МВД России, подтверждающие факт участия Пашкова Н.И. в <данные изъяты> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, поступили в УФСБ России по <адрес обезличен> в январе 2010 года, после чего в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от <дата обезличена> <номер обезличен>, Пашкову Н.И. произведена доплата разницы между новыми и прежними размерами надбавок за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, то есть за предшествующие 12 месяцев, в сумме <данные изъяты> рублей. Кроме того, Пашкову Н.И. было выплачено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с учетом его права на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», за период с <дата обезличена> по настоящее время.
Представитель ответчика сочла действия Управления ФСБ России по <адрес обезличен> в части перерасчета и выплаты надбавок к пенсии Пашкова Н.И. законными и просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленный Пашковым Н.И. иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец Пашков Н.И. с <дата обезличена> является пенсионером и состоит на пенсионном учете в Управлении ФСБ России по <адрес обезличен>.
После обращения Пашкова Н.И. <дата обезличена> в Управление ФСБ России по <адрес обезличен> и предоставления документов, подтверждающих его участие в <данные изъяты>, а также подтверждающих наличие у него права на льготы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», ему произведена доплата разницы между новыми и прежними размерами надбавки к пенсии за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с изменением объема льгот.
В подтверждение своих доводов о необходимости выплаты разницы новыми и прежними размерами надбавки к пенсии за период с <дата обезличена> истец ссылается на положения абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусматривающие возможность выплаты пенсии за прошлое время без ограничения сроком при неполучении этой пенсии по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию.
Между тем, вины органа пенсионного обеспечения – Управления ФСБ России по <адрес обезличен> - в неполучении Пашковым Н.И. надбавки к пенсии судом не усматривается.
Так, в соответствии с пунктом 2.4. Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и лиц командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, подтверждающих факт участия в указанных боевых операциях.
Таким образом, являются заслуживающими внимания возражения ответчика о том, что признание ветераном Великой Отечественной Войны, дающее право на льготы, носит заявительный характер.
Судом установлено, что право участников Великой Отечественной войны на надбавку к пенсии возникло с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Однако вплоть до 2010 года Пашков Н.И. участником Великой Отечественной войны признан не был. Пенсионное дело Пашкова Н.И., документов, подтверждающих его участие в <данные изъяты> не содержало. Ежемесячно получая пенсию, Пашков Н.И. в установленном законом порядке по вопросу изменения своего статуса в уполномоченные органы не обращался, а, следовательно, и права на получение надбавки, предусмотренной указанным выше Законом Российской Федерации не имел. Все доводы истца в этой части не подтверждены никакими доказательствами.
Такое право возникло у Пашкова Н.И. только после получения им архивной справки <номер обезличен> от <дата обезличена> и издания приказа главнокомандующего внутренними войсками МВД Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> о подтверждении участия в боевых операциях и об установлении стажа для зачисления в выслугу лет.
После поступления указанных документов в Управление ФСБ России по <адрес обезличен> выплата надбавки была произведена.
Довод истца о том, что обязанность проверки наличия или отсутствия надлежащих архивных документов, подтверждающих его статус, лежала на пенсионном органе, не состоятелен.
Таким образом, неполучение Пашковым Н.И. надбавки, установленной Законом Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», произошло не по вине ответчика, и положения статьи 58 указанного закона в данном случае не могут быть применены.
Указанный вывод суда подтверждает и то обстоятельство, что для признания Пашкова Н.И. <данные изъяты> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> и подтверждения его права на льготы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», потребовалось принятие отдельного нормативного акта – приказа главнокомандующего внутренними войсками МВД России.
В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Таким образом, суд находит возражения ответчика - Управления ФСБ России по <адрес обезличен> - обоснованными, а выплату надбавок к пенсии лишь за 12 месяцев, предшествующих обращению – законной.
Что касается периодов исчисления дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО), а также выплаченных в рамках этой меры социальной поддержки сумм, то они сторонами не оспаривались.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Пашкова Н.И.
Руководствуясь статьями 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Пашкову Н.И. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы безопасности по <адрес обезличен> о выплате недополученного размера надбавок и повышений к пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 мая 2011 года.
Судья Т.Н. Никитенко