№ 2-1555/2011 г. по иску георгиевского межрайонного прокурора в интересах Шестаковой С.В. к ГУ Фонда социального страхования



Дело № 2-1555/2011 г.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 июня 2011 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.

при секретаре Глушковой Е.Н.

с участием:

представителя Георгиевской межрайонной прокуратуры Ивановой Е.А.,

представителя ответчика ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Хахулиной О.В., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>;

представителя ответчика филиала <номер обезличен> ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Румана Ю.Г., действующего на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Шестаковой С.В. к Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

установил:

Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Шестаковой С.В., в котором просит признать действия ответчика, выразившиеся в не обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение до <дата обезличена> Шестаковой С.В. незаконными и обязать ответчика произвести обеспечение и выдачу санаторно-курортной путевки Шестаковой С.В.

В обоснование своих требований истец указал, что Шестакова С.В. является инвалидом 3 группы. <дата обезличена> Шестаковой С.В. в филиал <номер обезличен> ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и предоставлена справка для получения путевки от <дата обезличена> <номер обезличен>, выданная МУЗ «Георгиевская центральная поликлиника». Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен> «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 181-ФЗ, федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-<адрес обезличен> перечень включает реабилитационные мероприятия, в состав которых входит санаторно-курортное лечение. Статьей 6.1. Федерального закона от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно частям 1,2 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ, учет права граждан на получение социальных услуг указанных в статье 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, осуществляется по месту жительства гражданина, с даты становления ему, в соответствии с законодательством Российской Федерации, ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с Федеральным законом <номер обезличен> –ФЗ, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В нарушение требований указанных норм закона Шестакова С.В., страдающая заболеванием нервной системы, не была своевременно до <дата обезличена> обеспечена санаторно-курортным лечением, что повлекло ущемление ее прав, гарантированных законом, на получение мер социальной поддержки. В соответствии с правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, Фонду социального страхования за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, предоставляется финансовое обеспечение на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. Согласно пунктам 19,20 указанных правил, средства Фонда социального страхования РФ на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, предусмотренные в бюджете Фонда, распределяются по исполнительным (территориальным) органам Фонда. Исполнительные органы Фонда на перечисленные им средства на основании заключаемых государственных контрактов производят закупку путевок и впоследствии осуществляют их выдачу гражданам. Согласно объяснению директора филиала <номер обезличен> ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Румана Ю.Г., причиной непредставления санаторно-курортной путевки инвалиду Шестаковой С.В. является недостаточное финансирование. В силу статей 17, 39 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, каждому гарантируется социальное обеспечение. В связи с изложенным, недостаточное финансирование не является причиной для нарушения права Шестаковой С.В. на социальное обеспечение.

В судебном заседании старший помощник прокурора Георгиевской межрайонной прокуратуры Иванова Е.А. поддержала исковые требования по тем же основаниям и просила суд признать действия ответчиков, выразившиеся в не обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение до <дата обезличена> Шестаковой С.В. незаконными и обязать их произвести обеспечение и выдачу санаторно-курортной путевки Шестаковой С.В., восстановив тем самым ее нарушенное право на получение государственной социальной помощи в 2010 году.

Шестакова С.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Хахулина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что на 2010 год отделению Фонда по целевой статье 505 03 01/1 «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан» доведены ассигнования в сумме 57372,4 тысяч рублей. Освоение доведенных ассигнований составило 57351,2 тысяч рублей. За счет выделенных средств отделением Фонда была оплачена 3381 путевка. Остаток средств в сумме 21,2 тысяч рублей сложился в результате возврата санаторно-курортными учреждениями сумм за неиспользованные койко-дни в связи с досрочным отъездом граждан льготных категорий из санаториев в конце 2010 года. Последняя сумма 7,7 тысяч рублей возвращена отделению Фонда <дата обезличена>. По результатам открытых конкурсов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отделением Фонда было закуплено указанное количество путевок, исходя из стоимости одного дня пребывания граждан в санаторно-курортных учреждениях, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2010 году» в размере, не превышающем 772 рубля. Также указала, что Федеральным законом от <дата обезличена> № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлено, что Фонд вправе осуществлять в 2010 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – не более 42 дней в пределах межбюджетных трансферов из федерального бюджета на эти цели. Федеральный закон № 178-ФЗ не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг – календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря. Формирование списка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг на будущий год, происходит до 1 октября текущего года, т.е. гражданам предоставлена возможность выбора – получать набор социальных услуг или ежемесячную выплату, для этого они должны обратиться в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг подается до 1 октября текущего года на период с 1 января год, следующего за годом подачи заявления. Данная норма устанавливает правовой механизм реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, направлена на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделенных на эти цели, и обусловлена планированием мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи. В целях соблюдения равных прав граждан-получателей социальных услуг, в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, заявления граждан-получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения удовлетворялось отделением Фонда с учетом даты их подачи. Приобретенные отделением Фонда санаторно-курортные путевки распределяются по филиалам отделения Фонда пропорционально численности граждан по муниципальным образованиям, относящимся к филиалу отделения Фонда, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ. Филиалу <номер обезличен> отделения Фонда в 2010 году было передано им выдано гражданам льготных категорий 247 санаторно-курортных путевок на сумму 4247,4 тысяч рублей. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика филиала <номер обезличен> ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Руман Ю.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил следующее. Согласно журналу учета заявок граждан на санаторно-курортное лечение Шестакова С.В. <дата обезличена> подала заявление на обеспечение ее путевкой. На <дата обезличена> было принято заявлений от льготной категории граждан по <адрес обезличен> – 117, по <адрес обезличен> – 12, по <адрес обезличен> – 104. Таким образом, на день подачи заявления номер очереди Шестаковой С.В. составил 343. В соответствии с анализом движения путевок в филиал <номер обезличен> в 2010 году поступило 247 путевок на сумму 4247397 рублей. Данные путевки были выданы с учетом даты подачи заявлений о предоставлении санаторно-курортного лечения. Кроме того, из 247 путевок 33 были выданы сопровождающим лицам. Так же пояснил, что Шестакова С.В. обеспечивалась путевками на санаторно-курортное лечение в 2005 году – в санаторий «Пятигорье» <адрес обезличен>, в 2006 году в санаторий «Солнечный луч», в 2007 году в санаторий им. Дмитрова в <адрес обезличен>. В 2008 и 2009 годах Шестакова С.В. отказалась от получения набора социальных услуг. Поскольку объем средств федерального бюджета, выделенных на оплату путевок льготным категориям граждан в 2010 году, был использован полностью, а путевками на санаторно-курортное лечение были обеспечены не все граждане получатели набора социальных услуг, очередь 2010 года перешла на 2011 год. По мере поступления санаторно-курортных путевок в 2011 году льготник Шестакова С.В. будет обеспечена путевкой.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Шестаковой С.В.

Данный вывод суда основан на следующем.

Судом установлено, что Шестакова С.В. является инвалидом третьей группы, группа инвалидности ей установлена повторно <дата обезличена> бессрочно (л.д.18-19). <дата обезличена> она обратилась в филиал <номер обезличен> ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортного лечения.

Согласно Положению о филиале <номер обезличен> ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал не является юридическим лицом (пункт 1.3. Положения); филиал осуществляет оперативное управление средствами страхования на территориях: <адрес обезличен>, Георгиевского, Новоселицкого и <адрес обезличен>ов (пункт 2.1. Положения).

Согласно журналу учета заявок граждан на санаторно-курортное лечение по <адрес обезличен> заявка Шестаковой С.В. значится под номером 118. Однако из представленных документов следует, что филиалом <номер обезличен> в 2010 году было принято заявлений от льготной категории граждан по <адрес обезличен> – 117, по <адрес обезличен> – 122, по <адрес обезличен> – 104. На момент подачи Шестаковой С.В. заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение ее очередь составила 343.

По сообщению филиала <номер обезличен> ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по дате подачи заявления Шестакова С.В. была поставлена на очередь, по состоянию на <дата обезличена> ее очередь соответствует <номер обезличен> для получения путевки в 2011 году. Учитывая, что объем средств федерального бюджета, выделенных на оплату путевок льготным категориям граждан в 2010 году был использован полностью, санаторно-курортное лечение Шестакова С.В. получит в 2011 году, если не откажется от получения набора социальных услуг (л.д.21-22).

Суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в интересах Шестаковой С.В. не имеется по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.9 Приказа периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Согласно пункта 3.7. указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующего передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Ни Федеральным законом от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями по состоянию на <дата обезличена>), ни Федеральным законом от <дата обезличена> № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на <дата обезличена>) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2. данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 6.2. настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратился с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой Шестакова С.В. обратилась в 2010 году, не была ей предоставлена по объективным причинам, поскольку на момент ее обращения в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.

Данное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком документами об обеспечении санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан в 2010 году.

Таким образом, оснований для признания действий ответчика, выразившихся в непредоставлении Шестаковой С.В. санаторно-курортной путевки до <дата обезличена> незаконными у суда не имеется.

Из материалов дела следует, что Шестакова С.В. обеспечивалась путевками на санаторно-курортное лечение в 2005 году – санаторий «Пятигорье», <адрес обезличен>; в 2006 году – санаторий «Солнечный луч»; в 2007 году – санаторий им. Дмитрова, <адрес обезличен>. В 2008 и 2009 годах Шестакова С.В. отказалась от получения набора социальных услуг.

Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения – в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 6.3 Федерального закона от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

Таким образом, период предоставления социальных услуг Шестаковой С.В. истек в 2010 году. Объем средств федерального бюджета, выделенных на оплату путевок льготным категориям граждан в 2010 году был использован полностью, поскольку путевками на санаторно-курортное лечение были обеспечены не все граждане – получатели набора социальных услуг, очередь 2010 года перешла на 2011 год. Отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Шестаковой С.В. со стороны ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и филиала <номер обезличен> не поступало. Распределение путевок производилось в соответствии с очередностью поступивших заявок в рамках средств финансирования на 2010 год, поэтому оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах Шестаковой С.В. о возложении обязанность выдать Шестаковой С.В. санаторно-курортную путевку и, тем самым, восстановить ее нарушенное право на получение государственной социальной помощи в 2010 году, у суда также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Георгиевскому межрайонному прокурору в интересах Шестаковой С.В. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение десяти дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 7 июня 2011 года.

Судья Т.Н.Никитенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200