2-1535 по заявлению Ашиговой об обжаловании действий Управления Росреестра по СК



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующей Масловой И.Н.

при секретаре Ефимовой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Ашигова Л.К., орган чьи действия обжалуются - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о признании неправомерными действия должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Ашигова Л.К. обратилась в суд с заявлением, в котором просит:

- признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по отказу в регистрации договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для целей, не связанных со строительством <номер обезличен> от 11.01.2010 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> расположенный по адресу: <адрес обезличен> в квартале 546 неправомерными.

- обязать Управление Росреестра по СК осуществить регистрацию договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для целей, не связанных со строительством <номер обезличен> от 11.01.2010 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>Д в квартале 546.

В обоснование требований заявитель указала, что 05.03.2011г. Управлением Росреестра по СК ей отказано в регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> в квартале 546 кадастровый (условный) номер: <номер обезличен>.

Постановлением главы города Ставрополя от 23.05.2007 <номер обезличен> ей предоставлен в аренду на 364 дня земельный участок площадью 352 кв.м для организации строительства фитнесс-клуба с последующим благоустройством по <адрес обезличен> в квартале 546. В соответствии с вышеуказанным постановлением между КУМИ города Ставрополя с ней заключен договор аренды от 10.10.2007 <номер обезличен> по 21.05.2008. Дополнительным соглашением от 05.06.2008 договор аренды продлен на 364 дня с 08.05.2008 по 20.05.2009. Позднее дополнительные соглашения к договору аренды не заключались. Земельный участок прошел процедуру межевания и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <номер обезличен>. В тоже время, она, как арендатор продолжала пользоваться недвижимым имуществом и вносила арендную плату, возражения от арендодателя отсутствовали, что в соответствии с положением п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ является основанием для возобновления договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок.

29.05.2009 она обратилась в МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» с заявлением о продлении договора аренды земельного участка от 10.10.2007 <номер обезличен>.

24.11.2009 Администрацией города Ставрополя издано постановление <номер обезличен>, которым ей предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 352 кв.м для организации строительства фитнесс-клуба с последующим благоустройством по <адрес обезличен> в квартале 546.

Как следует из письма МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя» от 15.02.2011г. вышеуказанное постановление издано в соответствии с положениями главы 19 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 <номер обезличен> определяющей порядок оформления документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок при продлении срока договора аренды земельного участка, в том числе при переходе права на данный объект иному лицу, которой не предусматривается необходимость публикации информационного сообщения в средствах массовой информации о предоставлении земельного участка.

Следовательно, в ее действиях, как добросовестного землепользователя, нет нарушений установленного законодательством РФ и СК порядка предоставления земельных участков.

Ссылка Управления Росреестра по СК на то обстоятельство, что до регистрации договора аренды ей необходимо устранить разночтения, якобы имеющиеся в его приложениях также необоснованна. Договор аренды заключен в соответствии с нормами действующего законодательства. В качестве основания его заключения выступает надлежащий нормативный акт - постановление Администрации города Ставрополя.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 15.04.2011г. разрешенное использование земельного участка по данным кадастрового учета - организация строительства фитнесс-клуба с последующим благоустройством, т.е. разрешенное использование земельного участка совпадает с его назначением согласно постановления Главы г. Ставрополя от 24.11.2009г. <номер обезличен> и договором аренды земельного участка от 11.01.2010г. <номер обезличен>.

Считает, что с ее стороны в регистрирующий орган предоставлен исчерпывающий комплект документов.

В судебном заседании Ашигова Л.К. и ее Представитель Управления Росреестра по СК по доверенности заявление поддержали, просили суд его удовлетворить, по основаниям указанным в жалобе.

Представитель Управления Росреестра по СК по СК по доверенности требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении, в обоснование пояснила, что в соответствии со ст. 2 ФЗ РФ М 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникнове­ния, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недви­жимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Фе­дерации.

25.01.2011 в Управление обратилась Ашигова Л.К. с заявлением о государственной регистрации договора аренды земель­ного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для целей, не связанных со строительством <номер обезличен> от 11.01.2011г. на земель­ный участок с к/н <номер обезличен> расположенный по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> в квартале 546. В соответствии со ст.9,13, 17 Закона о регистрации орган, осущест­вляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять провер­ку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. При проведении правовой экспертизы документов, проверке законно­сти сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанав­ливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже заре­гистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность, поданных заявителем документов, наличие прав у подго­товившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсут­ствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.

После проведения правовой экспертизы, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, государственная регистрация приоста­новлена. Поскольку причины послужившие основанием для приостановления государственной регистрации устранены не были, 05.03.2011 г. заявителю отказано в государственной регистрации договора аренды <номер обезличен> от 11.01.2010 г. на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации - не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о реги­страции для государственной регистрации прав.

Договор аренды земельного участка <номер обезличен> от 11.01.2010 г. заключен на основании Постановления администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 24.11.2009 г. <номер обезличен>, в соответствии с которым Ашигова Л.К. пре­доставлен в аренду на новый срок 5 лет земельный участок с к/н 26:12:020309:587, расположенный по вышеуказанному адресу.

Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государст­венной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедли­вости, публичности, открытости к прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информа­ции о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридиче­ским лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Постановлением главы г. Ставрополя от 21.08.2008 г. <номер обезличен> «Об утвер­ждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связан­ных со строительством, на территории города Ставрополя» утверждается по­рядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строи­тельством, на территории города Ставрополя.

Согласно п. 2, 9 Постановления от 21.08.2008 г. <номер обезличен> предоставление земельных участков осуществляется на принципах эффективности, справед­ливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Перечень документов, необходимых для предос­тавления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок их приема и подготовки документов для предоставления зе­мельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены Порядком приема, подготовки к выдачи документов в области градострои­тельства и землепользования, утвержденным постановлением главы города Ставрополя и утвержденным в соответствии с ним регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования.

На государственную регистрацию дополнительно представлено письмо от 28.10.2010 г. <номер обезличен> МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя». Согласно данному письму Постановлением главы го­рода Ставрополя от 23.05.2007 г. <номер обезличен> Ашигова Л.К. предоставлен в аренду на 364 дня земельный участок пл. 352 кв.м. для организации строи­тельства фитнесс - клуба с последующим благоустройством по <адрес обезличен> д. в квартале 546.

Согласно Постановлению главы г. Ставрополя от 03.05.2007 <номер обезличен> «Об утверждении положения о порядке информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством» информирование населения яв­ляется обязательным при рассмотрении вопросов о предоставлении земель­ных участков для государственных и муниципальных нужд и установлении публичных сервитутов.

Письмо, представленное на государственную регистрацию не содержит информации о сообщении в средствах массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка. Информационное сообщение о возможном или предстоящем предостав­лении земельного участка для строительства или для целей, не связанных со строительством, включает в себя: место расположения земельного участка; размер площади земельного участка; целевое назначение земельного участка.

Источником опубликования информации о возможном или предстоя­щем предоставленному земельного участка для строительства или для целей, не связанных со строительством, является газета «Вечерний Ставрополь».

На государственную регистрацию не представлено сообщение в газете «Вечерний Ставрополь» о предоставлении данного земельного участка в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 18 закона о регистрации документы, устанав­ливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (об­ременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государст­венную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установ­ленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином го­сударственном реестре прав. Указанные документы должны содержать опи­сание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Фе­деральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законо­дательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных за­конодательством должностных лиц.

На основании пункта 30 Правил ведения ЕГРП, утвержденных поста­новлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 <номер обезличен>, вид разрешенного использования земельного участка указывается в графе «На­значение» подраздела I (форма I -1) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРП).

Представленный на государственную регистрацию договор аренды зе­мельного участка <номер обезличен> от 11.01.2010 г. содержит сведения о виде разре­шенного использования земельного участка для организации строительства фитнес - клуба с последующим благоустройством территории по <адрес обезличен> (без капитального строительства). Однако согласно плана земельного участка, являющегося неотъемлемой частью вышеуказанного до­говора аренды, разрешенное использование (назначение) земельного участка: под благоустройство.

Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства имеется разночтение в части разрешенного использования между договором аренды и картой (планом) земельного участка, его приложением, являющим­ся неотъемлемой частью данного договора. Считает доводы заявителя о необоснованности устранить разночтения ошибочны и не соответствуют тре­бованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем пе­редаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Для проведения государственной регистрации договора аренды необхо­димо было предоставить следующие документы: заблаговременную публикацию в СМИ (до 23.05.2007) о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связан­ных со строительством, свидетельствующую о соблюдении принципа пуб­личности при предоставлении указанного земельного участка в аренду (под­линник и копия); устранить разночтения в части разрешенного использования земель­ного участка между договором аренды земельного участка и его приложени­ем, предоставив договор аренды с приложением, соответствующим предмету договора аренды.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.ст.59, 60 ГПК РФ).

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

24.11.2009г. постановлением администрации г. Ставрополя <номер обезличен> в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 10.10.2007г. <номер обезличен> Ашигова Л.К. предоставлен в аренду на новый срок 5 лет земельный участок с кадастровым номером 26:12:020309:587, площадью 352 кв.м. (в том числе 45 кв.м. с особым режимом использования) для организации строительства фитнесс - клуба с последующим благоустройством территории по <адрес обезличен> в квартале 546, из земель населенных пунктов, согласно материалам межевания (без права капитального строительства).

Согласно п. 4.1. постановления на Ашигова Л.К. возложена обязанность осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка в соответствии с Федеральным законом «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

11.01.2010г. между КУМИ г. Ставрополя и Ашигова Л.К. заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для целей, не связанных со строительством, согласно которому Ашигова Л.К. предоставлен в аренду, без права капительного строительства, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номер 26:12:020309:587, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Октябрьская улица, в квартале 546 для организации строительства фитнес -клуба с последующим благоустройством на территории по <адрес обезличен> (без капитального строительства).

Согласно п. 4.4.5 после подписания договора, изменений и (или) дополнений к нему, а также договора субаренды произвести в течении шестидесяти дней его (их) государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.

25.01.2011г. Ашигова Л.К. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК с заявлением о государственной регистрации договора аренду от 11.01.2011г., о чем 25.01.2011г. в книгу учета входящих документов <номер обезличен> внесена запись <номер обезличен>.

08.02.2011г. Ашигова Л.К. направлено уведомление исх. <номер обезличен> о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с указанием причин приостановления, для проведения государственной регистрации договора аренды в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, ей необходимо было представить:

- заблаговременную публикацию в СМИ (до 23.05.20007г.) о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для целей. Не связанных со строительством, свидетельство о соблюдении принципа публичности при предоставлении указанного земельного участка в аренду.

- устранить разночтения в части разрешенного использования земельного участка между договором аренды земельного участка и его приложением, предоставив договор аренды с приложением, соответствующим предмет договора.

05.03.2011г. сообщением за исх. <номер обезличен> Ашигова Л.К. отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с тем, что по истечении срока приостановления Вами не установлены причины, препятствующие ее проведению.

Однако суд приходит к выводу, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об отказе в государственной регистрации договора аренды от 11.01.20010г. является незаконным по следующему основанию.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ №122 –ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридических акт признания подтверждения государством возникновения, ограничения (обремения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводиться на основании заявления правообладателя, или уполномоченного лица при наличии у него нотариальной доверенности, к которому должны быть приложены документы необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, указанным в статье 18 Закона о регистрации.

Согласно пункту 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Письмом от 28.10.2010г. <номер обезличен> директора МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя» Ашигова Л.К. разъяснено, что постановление <номер обезличен> от 24.11.2009г. изданное администрацией г. Ставрополя вынесено в соответствии с положениями главы 19 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009г. <номер обезличен> определяющий порядок оформления документов, необходимых дл приобретения прав на земельный участок при продлении срока договора аренды земельного участка под временным объектами (киосками, павильонами, остановочными павильонами в комплексе с торговыми павильонами или киосками, металлическими гаражами на внутриквартальной территории, благоустроенной территорией, парковкой, автостоянкой), в том числе при переходе права на данный объект иному лицу, которой не предусматривается необходимость публикации информационного сообщения в средствах массовой информации о предоставлении земельного участка.

Кроме того, земельный участок, предоставленный Ашигова Л.К. по предыдущему договору аренды прошел процедуру межевания и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <номер обезличен>

В тоже время, арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом и вносил арендную плату, возражения от арендодателя отсутствовали, что в соответствии положением п.2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ является основанием для возобновления договоры аренды на тех же условиях на неопределенный срок.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о предоставлении заблаговременной публикации в СМИ информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, свидетельствующую о соблюдении принципа публичности при предоставлении указанного земельного участка является незаконным.

Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объект аренды.

Как видно из договора аренды Ашигова Л.К. передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:020309:587, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Октябрьская улица, для организации строительства фитнес- клуба с последующим благоустройством территории по <адрес обезличен> (без права капитального строительства), общей площадью 352 кв.м.

Согласно карте (план) земельного участка от 19.09.2007г. земельный участок площадью 352 кв.м., расположенного в <адрес обезличен>, <номер обезличен> основное целевое назначение – под благоустройство передан в аренду.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Однако, при передаче земельного участка, площадью 352 кв.м., в аренду, он на кадастровом учете не состоял, а карта план земельного участка согласованная с Управлением Федерального агентства кадастра недвижимости по Ставропольскому краю, является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Письмом Росреестра от <дата обезличена> N 14-3722-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах территорий» установлено, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных правовых актов по вопросам подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

Кадастровым паспортом земельного участка выполненным 15.04.2009г., земельному участку, площадью 352 кв.м., установлено разрешенное использование: для организации строительства фитнесс -клуба с последующим благоустройством, кроме того участку присвоен кадастровый номер <номер обезличен>, установлено место положение относительно ориентира нежилое строение, расположенное в границах участка, адрес ориентира: <адрес обезличен>, <номер обезличен> в квартале 546.

Таким образом, довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об устранении разночтения в части разрешенного использования земельного участка между договором аренды земельного участка и его приложением не соответствует действительности и является надуманным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ашигова Л.К. – удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить регистрацию договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для целей, не связанных со строительством <номер обезличен> от 11.01.2010года на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> в квартале 546.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Маслова И.Н.

Мотивированное решение составлено 25.07.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200