Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2011 года г.Ставрополь Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего: судьи Кононовой Л.И., при секретаре Калинка И.С., с участием представителей заявителя Елисеева П.А. по доверенности от 12.12.2008г. № 1-9353 Бейниковой Т.П. и допущенного судом в порядке ст.53 ГПК РФ Афанасьева В.В., представителя заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя по доверенности от 27.05.2011г. № 09/02-02/1-2494 Бойцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елисеев П.А. о признании незаконным решения администрации г.Ставрополя в лице заместителя главы администрации г.Ставрополя, директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличева В.А. об отказе в предоставлении земельного участка для установки металлического гаража, обязании администрацию г.Ставрополя предоставить земельный участок для установки металлического гаража, У С Т А Н О В И Л : Елисеев П.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Ставрополя в лице заместителя главы администрации г.Ставрополя, директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличева П.А. от 12.04.2011г. № 1277-09/07-19/1 об отказе ему в предоставлении земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М.Морозова, для установки металлического гаража, просил обязать администрацию г.Ставрополя предоставить ему указанный земельный участок в пользование на праве аренды. В обоснование своих требований заявитель указал, что 20 ноября 2008 г. он, как инвалид Великой Отечественной войны, получил автомобиль «Лада-2107» бесплатно и в собственность на основании Указа Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 и Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670. 24 ноября 2008 г. он подал в администрацию города Ставрополя на имя её главы заявление о предоставлении места для установки гаража в пределах квартала. По требованию администрации города он приложил к заявлению от 24.11.2008г. ксерокопию медицинской справки об инвалидности и ксерокопию удостоверения участника-ветерана ВОВ, подтверждающих его категорию инвалида ВОВ и наличие у него установленных статьями 14 и 15 Федерального закона о ветеранах прав и льгот, ксерокопию паспорта автомобиля, подтверждающего наличие у него технического средства передвижения, ксерокопию паспорта с пропиской, схему расположенных в квартале его проживания гаражей для выбора администрацией города земельного участка. Администрация города приняв его заявление, направила его в МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» - единый Центр обслуживания граждан и юридических лиц для подготовки документов в области градостроительства и землепользования. 12 декабря 2008 г. он оформил на свою дочь — Беникова Т.П. генеральную доверенность, на основании которой Цент направлял её в различные инстанции для сбора и сдачи документов, для подачи ряда заявлений, для заключения с ними договоров и оплаты их услуг. После того, как Центр на основании его заявления от 24 ноября 2008 года подготовил и собрал документы, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ, Порядком предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, и обеспечил заблаговременную публикацию предусмотренной законом информации, он получил официальный отказ за подписью директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя Еличева В.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул. М. Морозова, для установки металлического гаража. Решением Ленинского райсуда г. Ставрополя от 16.12.2009г. в редакции определения этого же суда от 18.02.09г. отказ директора Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличева В.А. от 20.08.2009 г № 09/02-01/1-2084 был признан незаконным, суд возложил на него обязанность рассмотреть в установленном законом порядке его заявление о предоставлении земельного участка, расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул. М. Морозова для установки металлического гаража. С 04.05.2010 г. Еличев В.А. вступил в свои правомочия подписывать от имени администрации г.Ставрополя мотивированные отказы в предоставлении муниципальных услуг в области градостроительства и землепользования. 28.04.2011г. он (Елисеев) по почте получил от администрации г. Ставрополя за подписью Еличева В.А. отказ в предоставлении земельного участка, площадью 21 кв.м, расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул. М.Морозова для установки металлического гаража. В качестве основания отказа в предоставлении ему вышеуказанной муниципальной услуги администрация города привела наличие отрицательного заключения администрации Ленинского района г. Ставрополя от 17.07.2009г. № 02/1-2340-05, которая считает нецелесообразным предоставление Елисееву П.А. земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома №30 по ул. М, Морозова для установки металлического гаража. Такое заключение, как сказано в отказе, было дано администрацией Ленинской района г. Ставрополя на основании решения собрания жителей многоквартирных домов по ул.М.Морозова 30 и 30а от 15.07.2009г. по результатам проведенного ею с жителями района информирования о возможном предоставлении земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома по ул. М.Морозова, для установки металлического гаража. С момента подачи им (Елисеевым) 24.11.2008г. заявления администрация городе знала, что цель, для которой он испрашивал место для установки металлического гаража, соответствует прописанной в п.6 Постановления главы г. Ставрополя от 21.08.2009 № 1999 цели предоставления инвалиду ВОВ земельного участка для установки металлического гаража. Так, в вышеуказанном постановлении сказано: «Первичное предоставление земельных участков для установки металлических гаражей допускается только в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры для хранения технических средств передвижения». Кроме того, администрация города знает, что ни Временный регламент от 04.08.2008г. № 24-09, ни регламент от 10.09.2009г. № 691 не наделяют администрацию соответствующего района полномочиями готовить и давать заключение о целесообразности либо нецелесообразности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством. Другими словами, администрация города знает, что отрицательное заключение администрации Ленинского района является неправомочным, однако ссылается на него в своем отказе. В течение двух лет администрация города Ставрополя не предоставляет ему льготу инвалида ВОВ в виде предоставления земельного участка на внутриквартальной территории для установки металлического гаража. Считает, что администрация города Ставрополя уклоняется от исполнения предусмотренных Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», другими федеральными и местными законами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Так в статье 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано: «...Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учётом градостроительных норм». Таким образом, решение администрации города Ставрополя о не предоставлении ему земельного участка для установки металлического гаража противоречит действующему Федеральному законодательству и нарушает его права инвалида Великой Отечественной Войны первой группы. Считает незаконным решение администрации г. Ставрополя от 12.04.2011 № 1277/09-07-19/1 об отказе в предоставлении ему земельного участка, площадью 21 кв.м, расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул. М.Морозова, для установки металлического гаража, поскольку данное решение ничем не мотивировано, противоречит ряду федеральных и местных законов и основано на неправомочном заключении администрации Ленинского района г.Ставрополя от 17.07.2009 № 02/01-2340-05. Решение нарушает его право на социальную защиту. В судебном заседании представители Елисеева П.А. Афанасьев В.В. и Бейникова Т.П. поддержали заявленные их доверителем требования, привели доводы, изложенные выше. Заинтересованное лицо - администрация г.Ставрополя в лице своего представителя Якимова А.А. о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом. Представитель по доверенности Якимов А.А. направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против заявленных требований Елисеева П.А. возражал, ссылался на то, что отказ в предоставлении Елисееву П.А. испрашиваемого земельного участка основан на требованиях постановления главы г.Ставрополя от 10.09.2009г. № 691 «Об утверждении регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования», которым предусмотрен отказ в предоставлении такой муниципальной услуги при наличии отрицательного заключения органов и подразделений администрации города, т.е. администрации Ленинского района г.Ставрополя. Администрация Ленинского района г.Ставрополя, привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, также в судебное заседание своего представителя не направила, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя в суд не направляла. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрение дела проведено судом в отсутствие представителей администрации г.Ставрополя и администрации Ленинского района г.Ставрополя. Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя по доверенности Бойцова Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Елисеева П.А., привела аналогичные доводы. Пояснила, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами № 30 и № 30А по ул.Морозова в г.Ставрополе на сегодняшний день не сформированы. Испрашиваемый Елисеевым П.А. земельный участок находится в муниципальной собственности г.Ставрополя. Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Елисеева П.А. по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 20 ноября 2008 года Елисееву П.А. был выдан автомобиль «Лада-2107» бесплатно в собственность на основании Указа Президента РФ от 06 мая 2008 года № 685 и Постановления Правительства РФ от 12.09.2008г. № 670. 24 ноября 2008 года Елисеев П.А. обратился с заявлением к главе администрации г.Ставрополя Пальцеву Н.И. о предоставлении ему земельного участка для установки металлического гаража в пределах квартала его местожительства (л.д.10). 18 июня 2009 года земельный участок, площадью 21 кв.м., расположенный по ул.М.Морозова, в районе жилого дома № 30 в г.Ставрополе, имеющий разрешенное использование: для установки металлического гаража, поставлен на государственный кадастровый учет под № 26:12:030108:91. Письмом заместителя главы администрации г.Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя) Еличева В.А. от 20.08.2009г. Елисееву П.А. было отказано в предоставлении земельного участка, площадью 21 кв.м.? расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М.Морозова г.Ставрополя, для установки металлического гаража. Данный отказ в предоставлении земельного участка был обжалован Елисеевым П.А. в суд, и вступившим в законную силу решением Ленинского райсуда г.Ставрополя от 16.12.2009г., с учетом определения Ленинского райсуда г.Ставрополя от 18.02.2010г., отказ заместителя главы администрации г.Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя) Еличева В.А. в предоставлении Елисееву П.А. испрашиваемого им земельного участка в аренду для установки металлического гаража был признан незаконным, на заместителя главы администрации г.Ставрополя (директора комитета градостроительства) Еличева В.А. возложена обязанность рассмотреть заявление Елисеева П.А. о предоставлении земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М. Морозова в г.Ставрополе в установленном законом порядке. Письмом от 12.04.2011г. № 1277-09/07-19/1 заместителя главы администрации г.Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличева В.А. Елисееву П.А. в порядке исполнения решения Ленинского райсуда г.Ставрополя от 16.12.2009г. в редакции определения Ленинского райсуда г.Ставрополя от 18.02.2010г. и предписания судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г.Ставрополя Пикалова Д.В. от 21.03.2011г. № 1-825/11/41/26 об обязании рассмотреть в установленном законом порядке заявление Елисеева П.А. о предоставлении ему земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М. Морозова для установки металлического гаража, вновь отказано в предоставлении земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М.Морозова, для установки металлического гаража. В качестве основания отказа заместителем главы администрации г.Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации Еличевым П.А. приведены те же доводы, что и в отказе от 20.08.2009г., признанном судом незаконным, а именно, - что на основании решения собрания жителей многоквартирных домов по ул.М.Морозова, 30 и 30а от 15.07.2009г. администрацией Ленинского района г.Ставрополя дано отрицательное заключение от 17.07.2009г. № 02/01-2340-05, согласно которому администрация Ленинского района г.Ставрополя считает нецелесообразным предоставление Елисееву П.А. земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М.Морозова, для установки металлического гаража (л.д.8-9). Статья 34 Земельного кодекса РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений….; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях ( за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ, ст.14 Закона Ставропольского края от 01.08.2003г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» главой г.Ставрополя принято постановление от 21.08.2008г. № 1999 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя». В соответствии со ст.5 указанного Порядка земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя, предоставляются для целей, не связанных со строительством, для установки легких металлических гаражей на внутриквартальных территориях инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, одному из родителей, имеющих ребенка-инвалида. Статьей 6 указанного Порядка первичное предоставление земельных участков для установки легких металлических гаражей допускается только в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры для хранения технических и других средств передвижения. Постановлением главы г.Ставрополя от 31.07.2008г. № 1793 утверждено Положение о порядке информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и установлении публичных сервитутов. В соответствии с п.4 указанного Положения администрация города Ставрополя организует информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и установлении публичных сервитутов. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что муниципальное учреждение «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» - единый Центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «Одно окно» (далее – Центр) в соответствии с регламентом подготовки документов осуществляет подготовку документов для информирования населения и направляет информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства или для целей, не связанных со строительством, для опубликования, в соответствующую администрацию района города Ставрополя копии документов для ознакомления населения о возможном месте размещения земельного участка. Пунктами 8, 9 указанного Положения также предусмотрено, что если земельный участок расположен в зоне жилой застройки, администрация соответствующего района города Ставрополя может принять решение о проведении собраний с жителями, интересы которых могут быть затронуты при предоставлении запрашиваемого земельного участка. Собрание должно быть проведено в течение 15 дней со дня опубликования вышеуказанного информационного сообщения. По истечении 15-дневного срока со дня опубликования информационного сообщения, на основании полученных заявлений и (или) результатов собрания администрация соответствующего района города Ставрополя в течение 3 дней направляет заключение об информировании населения в Центр. Разделом 12 Временного регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования предусмотрен порядок оформления документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Пунктом 12.11 Временного регламента предусмотрено, что в течение 5 дней со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка и планов земельного участка Центром направляются: в газету «Вечерний Ставрополь» информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, для опубликования; в администрацию соответствующего района города Ставрополя для ознакомления населения о возможном месте размещения земельного участка и проведении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и установлении публичных сервитутов. Пунктом 12.12 Временного регламента предусмотрено, что при поступлении из администрации соответствующего района города Ставрополя положительного заключения Центр информирует заявителя о необходимости представления дополнительно: санитарно-эпидемиологического заключения, заключения ГИБДД. В силу п.12.14 Временного регламента при наличии отрицательных заключений Центр осуществляет подготовку отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, с указанием причин отказа, за подписью главы города Ставрополя. Постановлением администрации г.Ставрополя от 04.05.2010г. № 1040 заместитель главы администрации города Ставрополя (руководитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя) уполномочен подписывать от имени администрации города Ставрополя мотивированные отказы в предоставлении муниципальных услуг в области градостроительства и землепользования, определенных Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным постановлением администрации г.Ставрополя от 10.09.2009г. № 691. В этой связи заместитель главы администрации г.Ставрополя, руководитель комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличев В.А. в пределах предоставленных ему полномочий подписал оспариваемый заявителем отказ в предоставлении ему земельного участка для установки металлического гаража от 12.04.2011г. № 1277-09/07-19/1. В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на соответствующие органы и лиц, совершивших оспариваемые действия (бездействие). В нарушение указанной нормы комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя в подтверждение законности отказа в предоставлении земельного участка Елисееву П.А. не представлены заключение администрации Ленинского района г.Ставрополя о нецелесообразности предоставления Елисееву П.А. испрашиваемого земельного участка от 17.07.2009г. № 02/01-2340-05 и протокол собрания жителей многоквартирных домов №№ 30 и 30а по ул.М.Морозова г.Ставрополя от 15.07.2009г., явившиеся основанием для отказа в предоставлении Елисееву П.А. земельного участка. Судом по ходатайству представителя заявителя Елисеева П.А. Бейниковой Т.П. 17.08.2011г. также был направлен запрос о предоставлении копии указанных документов, который до настоящего времени не исполнен. Однако, указанные документы, явившиеся основанием для отказа в апреле 2011 года Елисееву П.А. в предоставлении земельного участка для установки металлического гаража, должны находиться и в комитете градостроительства администрации г.Ставрополя. В этой связи, в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя в лице его руководителя, чьи действия оспариваются заявителем, не представлено доказательств законности оспариваемых действий. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление гражданина об оспаривании действий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявление Елисеева П.А. о признании незаконным решения администрации г.Ставрополя в лице заместителя главы администрации г.Ставрополя, директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличева П.А. от 12.04.2011г. № 1277-09/07-19/1 об отказе в предоставлении Елисееву П.А. земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М.Морозова г.Ставрополя для установки металлического гаража и обязывает администрацию г.Ставрополя предоставить Елисееву П.А. на условиях аренды земельный участок, площадью 21 кв.м., расположенный на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М.Морозова, для установки металлического гаража. . Руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Елисеев П.А. удовлетворить. Признать незаконным решение администрации г.Ставрополя в лице заместителя главы администрации г.Ставрополя, директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличева В.А. от 12.04.2011г. № 1277-09/07-19/1 об отказе в предоставлении Елисеев П.А. земельного участка, площадью 21 кв.м., расположенного на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М. Морозова, для установки металлического гаража. Обязать администрацию г.Ставрополя предоставить Елисеев П.А. земельный участок, площадью 21 кв.м., расположенный на внутриквартальной территории в районе жилого дома № 30 по ул.М. Морозова, на праве аренды, для установки металлического гаража. Мотивированное решение составлено 21 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. С у д ь я : Л.И.Кононова