№2-137/2012 решение по заявлению Антоненко М.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления



Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 января 2012 года Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Дробиной М.Л.,

при секретаре Шумакове А.А.,

с участием заявителя Антоненко М.В.,

представителя органа, чьи действия обжалуются, - администрации города Ставрополя по доверенности Селюковой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоненко М.В. о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания,

установил:

Антоненко М.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации города Ставрополя от 07.10.2011 года в предоставлении ему муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 1500 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по <адрес обезличен>, квартал 212 <адрес обезличен>, а также обязать администрацию города Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка, площадью 1500 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по <адрес обезличен> квартал 212, <адрес обезличен> и предоставить Антоненко М.В. в аренду земельный участок, площадью 1500 кв.м. с предварительным согласованием места размещения торгово-офисного здания по <адрес обезличен> квартал 212 <адрес обезличен>.

В обосновании заявленных требований Антоненко М.В. указал, что в апреле 2010 года он обратился в администрацию города Ставрополя с письменным заявлением о выборе земельного участка площадью 1500 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по <адрес обезличен>, квартал 212, <адрес обезличен>, то есть о предоставлении ему данного земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.

07 октября 2011 года Антоненко М.В. получил отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов за <номер обезличен>, в связи с тем, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст.30, 38 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит требованиям гражданского законодательства. Решение Ставропольской городской Думы, на которое в отказе ссылается администрация города Ставрополя, было принято 29 июня 2011 года, то есть после истечения установленных законом сроков рассмотрения заявления и в силу части 1ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отказа Антоненко М.В. в предоставлении земельного участка. Также указывает, что решение по его заявлению принято с нарушением установленных законом сроков.

Поскольку отказ администрации является незаконным, заявитель просит обязать орган местного самоуправления оформить соответствующие документы и предоставить Антоненко М.В. в аренду земельный участок.

В судебном заседании Антоненко М.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, администрации города Ставрополя по доверенности Селюкова З.Н. заявленные требования не признала. В обосновании возражений указала, что Антоненко М.В. отказано в предоставлении услуги на основании решения Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», которое вступило в силу после официального опубликования в газете "Вечерний Ставрополь", а именно после 05.07.2011 года.

Считает отказ администрации города Ставрополя обоснованным, поскольку на момент направления уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги вышеуказанное решение вступило в законную силу, а согласно п. 9.3. регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г № 691, основанием для отказа в предоставлении земельного участка являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

Также дополнила, что, несмотря на нарушенные администрацией города Ставрополя сроки рассмотрения заявления, Антоненко М.В. не обжаловал бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в несвоевременном рассмотрении его заявления в установленный законом срок.

Представитель заинтересованного лица – комитета градостроительства администрации города Ставрополя была надлежащим образом извещена о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. В представленных письменных возражениях представитель по доверенности Бойцова Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным представителем администрации города Ставрополя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным частично удовлетворить заявление Антоненко М.В. по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Антоненко М.В. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка под торгово-офисное здание в 204-м квартале города Ставрополя. В отделе приема граждан заявление Антоненко М.В. было зарегистрировано 13 мая 2010 года.

По результатам рассмотрения заявления Антоненко М.В. администрации города Ставрополя в соответствии с положениями ст.ст.30,32 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо было принять решение о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, либо об отказе в предоставлении земельного участка.

Пунктом 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в двухнедельный срок. В свою очередь, п. 8 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает срок выдачи заявителю решения о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении или выписки из такого решения. Данные документы должны выдаваться заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Из материалов дела следует, что заявление Антоненко М.В. после регистрации в отделе приема граждан 14 мая 2010 года было направлено в комитет градостроительства администрации города Ставрополя, а 17 мая 2010 года - в муниципальное учреждение «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя».

Таким образом, решение по заявлению Антоненко М.В. должно было быть принято в двухнедельный срок, исчисление которого начинается 14 мая 2010 года.

7 октября 2011 года в адрес Антоненко М.В. направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Таким образом, администрация города Ставрополя грубо нарушила сроки рассмотрения заявления Антоненко М.В., поскольку оспариваемое решение было принято по истечении одного года и пяти месяцев со дня поступления заявления Антоненко М.В. в администрацию города.

Из представленных суду материалов следует, что исполняющим обязанности начальника управления архитектуры комитета градостроительства 13 июля 2010 года утверждено градостроительное заключение №1689, в соответствии с которым предоставление земельного участка площадью 1500 квадратных метра по <адрес обезличен> в 212 квартале для проектирования строительства офисного здания возможно при условии предоставления всех необходимых согласований.

10 сентября 2010 года распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя №1339-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, а также согласован акт выбора земельного участка с инженерно-техническими службами, о чем составлен акт выбора №214 от 8 ноября 2010 года.

Однако, акт выбора земельного участка и согласование Антоненко М.В. места размещения офисного здания в установленном порядке не были утверждены. Начатая процедура по согласованию места размещения и утверждению акта выбора земельного участка завершена не была.

В уведомлении от 7 октября 2011 года в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта администрация города ссылается на пункты 5.5 и 9.3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10 сентября 2009 №691, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для указанных целей являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

Как следует из уведомления, данным обстоятельством является решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», в соответствии с которым приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст.30,38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд считает, что принятое администрацией города Ставрополя решение не основано на законе и нарушает права и свободы заявителя.

Установление четких сроков прохождения документов и согласований в разных инстанциях является одним из главных условий обеспечения законности процедуры предоставления земельного участка для строительства и недопущения бездействия органов местного самоуправления или исполнительных органов государственной власти в целях затягивания процесса.

В данном случае затягивание сроков рассмотрения заявления Антоненко М.В. привело к необоснованному отказу в предоставлении муниципальной услуги.

Так, в судебном заседании установлено, что администрацией города Ставрополя по заявлению Антоненко М.В. проводилась подготовка документов по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по <адрес обезличен> в квартале 212 в городе Ставрополе. А именно, подготовлено и утверждено градостроительное заключение, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, согласован с инженерно-техническими службами акт выбора земельного участка, о чем составлен акт №214 от 8 ноября 2010 года, который в установленном порядке не был утвержден.

Таким образом, начатая процедура по согласованию места размещения и утверждению акта выбора земельного участка завершена не была. Каких-либо объективных причин, препятствовавших завершению данной процедуры и принятию соответствующего постановления, в судебном заседании установлено не было.

Суд приходит к выводу о том, что ссылка в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги на наличие обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов и выявленных на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги, несостоятельна.

Решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» в данном случае неприменимо, поскольку принято через год после поступления заявления Антоненко М.В. и положения данного решения не могут являться обстоятельствами, ранее неизвестными при приеме документов, а, следовательно, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что принятое администрацией города Ставрополя 7 октября 2011 года решение об отказе Антоненко М.В. в предоставлении муниципальной услуги не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права и свободы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с чем суд полагает необходимым обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенное нарушение и рассмотреть заявление Антоненко М.В. в соответствие требованиями земельного законодательства.

Требования Антоненко М.В. о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания, а также о предоставлении его в аренду не могут быть удовлетворены судом, поскольку принятие данного решения в соответствии с законом возлагается на орган местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Антоненко М. В. удовлетворить частично.

Признать отказ администрации города Ставрополя от 7 октября 2011 года №09/02-01/1-4840 в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания незаконным.

Обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление Антоненко М. В. от 16 апреля 2010 года в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 января 2012 года.

Судья М.Л. Дробина