РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 февраля 2012 года г. Ставрополь Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Уварова О.Н., при секретаре Хапаевой Л.Н., с участием: представителя заявителя Конева И.С. Коневой А.С., действующей на основании доверенности № <адрес обезличен>8 от <дата обезличена>, представителя органа государственной власти, решение которого оспаривается Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Зафировой А.Б., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, представителя заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя Саловой З.Г., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Ставрополя заявление Конева И. С. о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> в государственной регистрации договора мены недвижимого имущества от <дата обезличена>, Установил: Конев И.С. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> в государственной регистрации договора мены недвижимого имущества от <дата обезличена> В обоснование своего заявления Конев И.С. указал, что он и муниципальное образование г. Ставрополя в лице Администрации г. Ставрополя заключили договор мены недвижимого имущества, по условиям которого трехкомнатная <адрес обезличен>, общей площадью 98,3, кв.м. расположенная по <адрес обезличен> в г. Ставрополе, переданная из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность г. Ставрополя передается в собственность заявителя, а принадлежащие ему на праве собственности две <адрес обезличен> в г. Ставрополе и <номер обезличен> по п<адрес обезличен>, <адрес обезличен> в г. Ставрополе переходят в собственность муниципального образования г. Ставрополь. Право муниципальной собственности на <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> в г. Ставрополе принадлежит муниципальному образованию г. Ставрополь на основании акта приема-передачи имущества, находящегося на балансе министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, передаваемого из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность г. Ставрополя от <дата обезличена>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата обезличена>, сделана запись регистрации <номер обезличен>. Стороны договора мены обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации договора мены. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю со ссылкой на нормы абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от <дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сообщение от <дата обезличена> <номер обезличен> отказало в государственной регистрации договора мены от <дата обезличена>, в связи с тем, что предоставленный к государственной регистрации договор мены от <дата обезличена> в связи с тем, что предоставленный к государственной регистрации договор мены не соответствует требованиям статьи 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закону Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Запрещающим отчуждение органам местного самоуправления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам по возмездной сделке. Полагает, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> в государственной регистрации договора мены от <дата обезличена> незаконным по следующим основаниям. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю утверждает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Однако, п. 2 ст. 3 ФЗ от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» закреплено, что действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Закон Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. В этой связи, можно сделать вывод о том, что действие указанных нормативных правовых актов не распространяется на отношения, возникающие из договора мены, и соответственно данные нормативные правовые акты не подлежат применению. Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным указанным законом, применяются нормы гражданского законодательства. Договор мены недвижимого является гражданско-правовой сделкой, регулируемой нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданское законодательство предусматривает возможность отчуждения имущества, в том числе муниципального, по договорам мены. Договор мены недвижимого имущества между Администрацией г. Ставрополя и заявителем заключен в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> в государственной регистрации договора мены недвижимого имущества нарушает права заявителя, предусмотренные законодательством. На основании изложенного, заявитель просит суд: 1) Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> <номер обезличен> в государственной регистрации договора мены недвижимого имущества; 2) Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать договор мены недвижимого имущества от <дата обезличена> В настоящее судебное заседание, заявитель Конев И.С., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени настоящего судебного заседания, в суд не явился, представил суду заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие, с участием представителя по доверенности. Согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. При таких обстоятельствах, суд полагает рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося заявителя, с участием его представителя по доверенности. Представитель заявителя Конева И.С. – Конева А.С. в судебном заседании поддержала доводы заявления по тем же основаниям, просила суд удовлетворить заявленные требования. Представитель органа государственной власти, решение которого оспаривается Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Зафирова А.Б. в настоящем судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала возражения на заявление Конева И.С., представленные суду ранее, и суду пояснила, что <дата обезличена> в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обратились Конев И.С., Васильев М.Ю., действующий в интересах Муниципального образования г. Ставрополя с заявлением о государственной регистрации договора мены недвижимого имущества от <дата обезличена> и перехода права собственности на объекты недвижимого имущества: <адрес обезличен>, расположенная по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, расположенная по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>. Поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, то регулирующий орган, обнаруживший предусмотренные законом обстоятельства, свидетельствующие о пороке сделки и представленных для регистрации документов, может приостановить регистрацию, либо отказать в такой регистрации. На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представлен договор мены недвижимого имущества от <дата обезличена>, согласно которому муниципальное образование г. Ставрополь, меняет, то есть передает право собственности на <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>, Коневу И.С., который меняет, то есть передает право собственности на <адрес обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен> - Муниципальному образованию г. Ставрополь. В соответствии с положениями п. 2 ст. 567 ГК РФ, предоставленный на государственную регистрацию договор мены, должен быть рассмотрен как двойная купля-продажа недвижимого имущества. В соответствии с условиями договора мены недвижимого имущества от <дата обезличена> Муниципальное образование передает в собственность Коневу И.С. <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>, 4. Порядок передачи имущества, относящегося к муниципальному жилищному фонду, установлен Законом РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно ст. 1 Закона о приватизации, приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Таким образом, предусматривается принцип бесплатности передачи жилых помещений из муниципальной собственности в собственность граждан. В нарушение вышеуказанной нормы, Муниципальное образование г. Ставрополь передает <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>, 4 в собственность Коневу И.С. на возмездной основе – в обмен на <адрес обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен>, чем нарушает принцип бесплатности передачи жилых помещений в собственность. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о приватизации, приобрести в собственность жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде имеют право граждане, занимающие данные помещения на условиях социального найма. Документы, подтверждающие факт того, что Конев И.С. занимает <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, пе<адрес обезличен>, <адрес обезличен> на условиях договора социального найма в Управление не представлены. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации и проверке законности сделки (договора мены), заключенный между Муниципальным образованием г. Ставрополь, и Коневым И.С., не применялись положения ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от <дата обезличена> № 178-ФЗ. Исходя из вышеизложенного, договор мены предусматривает возмездную передачу имущества. По договору мены недвижимого имущества от <дата обезличена> Муниципальное образование г. Ставрополь является приобретателем недвижимого имущества, то есть к данным правоотношениям по приобретению имущества в муниципальную собственность. применяются нормы, регламентирующие порядок приобретения имущества для нужд Муниципального образования, а именно ФЗ от <дата обезличена> № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, документы, подтверждающие соблюдение норм вышеназванного закона при заключении договора мены от <дата обезличена>, на государственную регистрацию не представлялось. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований Конева И.С. отказать в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя Салова З.Г. в настоящем судебном заседании поддержала заявленные требования Конева И.С. просила суд их удовлетворить в полном объеме. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя органа, решение которого обжалуется, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам: Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> между заявителем и Муниципальным образованием г. Ставрополя был заключен договор мены недвижимого имущества. Согласно условиям вышеуказанного договора, трехкомнатная <адрес обезличен>, общей площадью 98,3 кв.м., расположенная по переулку <адрес обезличен> г. Ставрополе, переданная из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность г. Ставрополя передается в собственность Конева И.С., а принадлежащие ему на праве собственности две <адрес обезличен> в г. Ставрополе и <номер обезличен> по <адрес обезличен>, <адрес обезличен> в г. Ставрополе переходят в собственность муниципального образования г. Ставрополь. Право муниципальной собственности на <адрес обезличен>, расположенную по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен> в <адрес обезличен> принадлежит муниципальному образованию г. Ставрополь на основании акта приема-передачи имущества, находящегося на балансе министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, передаваемого из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность г. Ставрополя (л.д. 13-16). В судебном заседании установлено, что стороны договора мены обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации договора мены от <дата обезличена>, предоставив при этом, в качестве правоустанавливающего документа договор мены недвижимого имущества от <дата обезличена> Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от <дата обезличена> (исх. <номер обезличен>) заявителю и Муниципальному образованию г. Ставрополь было отказано в государственной регистрации договора мены, перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, по основаниям абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от <дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно в связи с тем, что при заключении договора мены от <дата обезличена> сторонами не были соблюдены нормы действующего законодательства; не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных законом процедур. Кроме того, заключенный договор мены заключен на возмездной основе, и не представлено документов, подтверждающих, что Конев И.С. занимает <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в г. Ставрополе на условиях договора социального найма. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», действие указанного федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества, относящегося к муниципальному жилищному фонду. В силу ФЗ от <дата обезличена> № 1541-ФЗ «О приватизации жилищного фонда а Российской Федерации» приватизация – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Действие указанных нормативных актов не распространяется на отношения, возникающие из договора мены, и данные нормативные правовые акты не подлежат применению. В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным указанным законом, применяются нормы гражданского законодательства. В силу ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. На равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Договор мены недвижимого имущества является гражданско-правовой сделкой, регулируемой нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность других лиц. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В силу ст. 51 вышеуказанного федерального закона, органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки. Таким образом, по мнению суда, договор мены недвижимого имущества от <дата обезличена>, заключенный между Муниципальным образованием г. Ставрополя и Коневым И.С., заключен в соответствии с действующим законодательством,. Таким образом, с учетом бремени доказывания по данной категории дел, суд считает, что приведенное основание для отказа в государственной регистрации (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от <дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») – не может быть признано обоснованным. При таких обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя Конева И.С. На основании изложенного и руководствуясь гл. 25, ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд Решил: Заявление Конева И. С. о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> в государственной регистрации договора мены недвижимого имущества от <дата обезличена> – удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от <дата обезличена> <номер обезличен> в государственной регистрации договора мены недвижимого имущества; Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать договор мены недвижимого имущества от <дата обезличена> Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение 30 дней. Судья О.Н. Уваров