№2-295/12 Лебский к Правительству СК и др. о предоставлении мер социальной поддержки



<номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года город Ставрополь

Судья Ленинского районного суда г. Ставрополя Кононова Л.И. при секретаре Калинка И.С. с участием: истца Лебского В.В.

представителя истца по доверенности, оформленной в соответствии с п.6 ст. 53 ГПК РФ -Величко И.Н.

представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> - Горелик И.В.,

представителя третьего лица ГУ МВД России по СК по доверенности от <дата обезличена> -Зайцева А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Лебского В. В. к Правительству Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, при участии третьих лиц - ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Министерства социального развития и занятости населения СК, Администрации города Ставрополя, о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечении жильем,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лебский В.В. обратился в суд с иском и просит обязать Правительство Ставропольского края и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края оказать ему меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с июля <данные изъяты>. по октябрь <данные изъяты>. он проходил службу в органах внутренних дел, в том числе с декабря <данные изъяты>. по октябрь <данные изъяты>. служил в отряде особого назначения (ОМОН) ГУВД по СК милиционером-бойцом оперативной работы. За период службы он 15 раз направлялся в служебные командировки в Чеченскую республику, награжден орденом Мужества, пятью медалями, восемью почетными знаками МВД РФ, имеет 32 поощрения, является ветераном боевых действий. <дата обезличена> в ходе выполнения боевой задачи на блокпосту КПП <номер обезличен> в г. Грозном он получил огнестрельное ранение в голову в результате обстрела проходившей мимо поста автоколонны из автоматического оружия, после чего был госпитализирован. Первичный диагноз: открытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, огнестрельное пулевое касательное ранение правой височной части. После многочисленных обследований выявлены признаки умеренной корковой атрофии ткани мозга теменной доли, киста правой теменно-височной области, множественные осколочные ранения мягких тканей этой же области, органическое расстройство личности, астенический синдром, гипертоническая болезнь и другие заболевания. Однако до сентября 2008г. он продолжал выполнять обязанности службы в органах внутренних

1


дел на той же должности в ОМОНе, в том числе с выездом для выполнения боевых задач в Чеченскую Республику. В июле <данные изъяты>. на основании решения врачебной комиссии ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД по СК» он был направлен на военно-врачебную комиссию для решения вопроса о дальнейшей службе. В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии МСЧ ГУВД по СК, ему определена категория годности к службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Не годен к службе в должностях, относящихя к первой, второй, третьей группам предназначения. Годен к службе в должностях, относящихся к четвертой группе предназначения. На основании указанного заключения, приказом от <дата обезличена> <номер обезличен> л/с он был уволен из органов внутренних дел по п.»з» ч.7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с <дата обезличена> По результатам освидетельствования, проведенного филиалом <номер обезличен> МСЭ ФБУ «ГБ МСЭ по СК» в октябре <данные изъяты>. он признан инвалидом второй группы, причина инвалидности - военная травма, степень ограничения способности к трудовой деятельности - вторая. Та же самая инвалидность подтверждена в октябре <данные изъяты>. Он не имеет жилья и признан нуждающимся в улучшении жилищный условий до <дата обезличена>, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с <дата обезличена> в ГУ МВД России по СК. Он как ветеран боевых действий, и инвалид второй группы, получивший инвалидность в результате военной травмы, имеет законное право на получение мер социальной поддержки в форме субсидии на приобретение или строительство жилья, однако до настоящего времени указанной поддержки ему не оказано. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах», инвалиды боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до <дата обезличена>, обеспечиваются жильем - как мерой социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. При этом закон не содержит указания о том, что данное лицо должно находиться на учете в органах местного самоуправления. Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий <дата обезличена> в Главном управлении внутренних дел по СК, в соответствии с действовавшим на тот момент Жилищным кодексом РСФСР. Так, в соответствии со ст.30 ЖК РСФСР, состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий считались граждане, вставшие на учет как в органах местного самоуправления, так и по месту работы. Принятие нового ЖК РФ не отменило статус состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, вставших на учет на предприятиях, в учреждениях, организациях. Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР от <дата обезличена> <номер обезличен> «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», определено, что «копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, предаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов». Невыполнение ГУВД СК указанных требований нормативного документа, существенно нарушило права и законные интересы истца, однако не лишило его статуса состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном зседании истец Лебский В.В. и его представитель Величко И.Н. заявленные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

2


Представитель ответчиков Правительства Ставропольского края по доверенности от <дата обезличена> <номер обезличен> и Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> Горелик И.В. исковые требования Лебского В.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, Положением о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по предоставлению субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Постановлением Правительства Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>-п утвержден Порядок предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Порядок). Порядок устанавливает правила предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на данные меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно Порядку органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) уточняют списки граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и представляют в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в порядке, им определяемом. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и в срок до 01 февраля представляет его в министерство. В списке, представленном в Министерство на 2011 год, Лебский В.В. не значится, а потому у Министерства отсутствуют основания для предоставления ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение или строительство жилья.

Представитель третьего лица ГУ МВД РФ по СК - Зайцев А.С, действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердил доводы искового заявления, касающиеся службы Лебского В.В. в органах внутренних дел, а также его постановки <дата обезличена> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Пояснил, что до настоящего времени истец жильем не обеспечен, номер его очереди 542.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания Министерство извещено судом надлежащим образом, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства в суд не поступало. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела проведено судом в отсутствие представителя третьего лица - Министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края.

В письменных объяснениях на исковое заявление Лебского В.В. представитель Министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края по

3


доверенности от <дата обезличена> <номер обезличен> Руденко Е.А. просила исковые требования Лебского В.В. оставить без удовлетворения по следующим основаниям. Согласно Федеральному закону «О ветеранах» ветераны боевых действий, признанные нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями и вставшие на учет до <дата обезличена>, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Вопрос признания граждан нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, постановки на жилищный учет и снятия с указанного учета входит в компетенцию органов местного самоуправления по месту жительства. В соответствии с Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>-п, субсидия предоставляется Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края. В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края уточняют списки ветеранов и инвалидов, нуждающихся в обеспечении жильем, и ежегодно до 20 декабря представляют в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края уточненные списки граждан, исходя из даты принятия их на учет. Минтруд края формирует сводный список ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который в срок до 01 февраля представляет в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. В списке, представленном администрацией г.Ставрополя по состоянию на <данные изъяты> год, Лебский В.В. не значился, соответственно, он не был включен в общий краевой список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по Ставропольскому краю на <данные изъяты> год. В этой связи считала, что у Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края не возникло каких-либо обязательств по предоставлению субсидии Лебскому В.В., в связи с чем его исковые требования не могут быть удовлетворены.

Третье лицо - администрация г.Ставрополя своего представителя в судебное заседание также не направила. О времени и месте рассмотрения дела представитель администрации г.Ставрополя был извещен судом своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки представителя в судебное заседание администрация г.Ставрополя суд не уведомила, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя в суд не поступало. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела проведено судом в отсутствие представителя администрации г.Ставрополя.

В письменных объяснениях на исковое заявление Лебского В.В. представитель администрации г.Ставрополя по доверенности Куницына И.Б. указала, что согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами государственной власти, в которых предусмотрена военная служба. При этом действующим законодательством обязанность органов местного самоуправления по предоставлению военнослужащим

4


жилых помещений не предусмотрена. Согласно ст.ст.49, 57 Жилищного кодекса РФ порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма предполагает обеспечение жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Истец на соответствующем учете в администрации города Ставрополя не состоит, соответственно, у администрации города Ставрополя отсутствуют правовые основания для предоставления ему жилого помещения из муниципального жилищного фонда. Истец с <дата обезличена> состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ГУ МВД РФ по СК, и жилым помещением по договору социального найма он должен обеспечиваться по месту постановки на учет, то есть в ГУ МВД РФ по СК.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Лебского В.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что с июля <данные изъяты>. Лебский В.В. проходил службу в органах внутренних дел, в том числе с декабря <данные изъяты>. служил в отряде особого назначения (ОМОН) ГУВД по СК милиционером-бойцом оперативной работы.

<дата обезличена> Лебскому В.В. присовено звание «Ветеран боевых действий».

В соотвествии с заключением военно-врачебной комиссии МЧС ГУВД по СК от <дата обезличена> Лебскому В.В. определена категория годности к службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Не годен к службе в должностях, относящихя к первой, второй, третьей группам предназначения. Годен к службе в должностях, относящихся к четвертой группе предназначения.

На основании указанного заключения, приказом от <дата обезличена> <номер обезличен> л/с, истец уволен из органов внутренних дел по п.»з» ч.7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с <дата обезличена>

По результатам освидетельствования, проведенного филиалом <номер обезличен> МСЭ ФБУ «ГБ МСЭ по СК» в октябре <данные изъяты>. Лебский В.В. признан инвалидом второй группы, причина инвалидности - военная травма, степень ограничения способности к трудовой деятельности - вторая. Как усматривается из материалов дела, эта же группа инвалидности подтверждена истцу в октябре <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела <дата обезличена> истец включен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы - ГУВД по Ставропольскому краю, где и состоит на учете по настоящее время.

Согласно ч.1 ст.ЗО Закона Российской Федерации от <дата обезличена> "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ от <дата обезличена> "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата обезличена>,

5


которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после <дата обезличена>, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилищное законодательство по состоянию на апрель <данные изъяты> года предусматривало норму о том, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предпринятиях, в учреждениях, организациях, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства (ч.1 ст. 30 ЖК РСФСР).

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (ст. 31 ЖК РСФСР).

Ни в <данные изъяты>, ни ранее Лебский В.В. по месту жительства с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался, и с <дата обезличена> состоял лишь на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, соответственно, правом состоять на учете одновременно и по месту жительства не воспользовался.

Постановление Совета Министров РСФСР от <дата обезличена> <номер обезличен> «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», на которое ссылается сторона истца, фактически утратило силу с <дата обезличена> в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ от <дата обезличена> N 188-ФЗ, в соответствии с которым порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом суд также учитывает, что ни действия ГУ МВД РФ по СК, выразившиеся в непередаче своевременно списков нуждающихся в орган местного самоуроавления, ни действия органа местного самоуправления по непринятию его на учет в качестве нуждающего в жилье, истец не оспаривает.

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

6


В силу ст.6 ФЗ от <дата обезличена> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до <дата обезличена> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР, так и новый Жилищный кодекс РФ предусматривают постановку на учет нуждающихся в жилом помещении с момента обращения с заявлением.

Поскольку Лебский В.В. не обращался с соответствующим заявлением о постановке его на учет в орган местного самоуправления по месту жительства, сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в администрации г.Ставрополя отсутствуют.

Как было указано выше, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от <дата обезличена> «О ветеранах» ветераны боевых действий, признанные нуждающимися в обеспечении жилым помещением и вставшие на учет до <дата обезличена>, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата обезличена>.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются в форме предоставления субсидий или в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья.

В целях реализации Закона Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Правительством Ставропольского края утвержден постановлением от <дата обезличена> <номер обезличен>-п Порядок предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

7


В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края уточняют списки ветеранов и инвалидов, нуждающихся в обеспечении жильем, и ежегодно до 20 декабря представляют в министерство социального развития и занятости населения Ставропольского края уточненные списки граждан, указанные в пункте 3 Порядка, исходя из даты принятия их на учет.

Согласно пункту 5 Порядка министерство социального развития и занятости населения Ставропольского края на основании списков, представленных органами местного самоуправления поселений и городов Ставропольского края формируют сводный список ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся, и в срок до 1 февраля представляют его в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Лебский В.В. никогда не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства, поэтому не был включен ни в уточненный список ветеранов и инвалидов, нуждающихся в обеспечении жильем, администрацией г.Ставрополя на <данные изъяты> год, ни, соответственно, в сводный список этой категории нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, составленный министерством социального развития и занятости населения Ставропольского края на <данные изъяты> год и представленный в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Учитывая изложенное, ни у Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, ни у Правительства Ставропольского края, не возникло каких-либо обязательств перед Лебским В.В. по предоставлению ему предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья.

При таком положении оснований для удовлетворения заявленных Лебским В.В. исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Правительству Ставропольского края не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лебского В. В. к Правительству Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечении жильем - отказать.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Л.И. Кононова

8