Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2011 года г.Ставрополь
Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:
председательствующего: судьи Кононовой Л.И.,
при секретаре Калинка И.С.,
с участием заявителя Будаева А.А., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности № 6 от 11.01.2011г. Зафировой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Будаев А.А. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л :
Будаев А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление) в государственной регистрации его права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в квартале 564 <адрес обезличен> от <дата обезличена>, обязании устранить допущенное нарушение его прав: произвести государственную регистрацию его права собственности на указанный земельный участок.
В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании п.3.1 постановления администрации города Ставрополя от 26.04.2010 года №933 он подготовил и подал необходимые документы для регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> в квартале 564, в Управление. 18.06.2010 года его документы были приняты к исполнению (входящий №01/022/2010-847, дело №772970 от 18.06.2010 г.). В период с 02.08.2010 года по 02.11.2010 года государственная регистрация была приостановлена, и сообщением от 15.11.2010 года №01/022/2010-847/27680 ему было отказано в государственной регистрации права на земельный участок. На основании ст.18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», постановления Главы города Ставрополя от 17.02.2009 г. № 468 «О порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края» на заседании комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, принято решение предоставить ему бесплатно земельный участок в собственность в целях индивидуального жилищного строительства, так как он является ветераном боевых действий в Чеченской Республике. Во исполнение данного решения администрации г.Ставрополя 26.04.2010г. главой города принято постановление № 933 «О предоставлении Будаев А.А. в собственность земельного участка по <адрес обезличен> в квартале 564». Вышеупомянутым постановлением на него возложена обязанность произвести государственную регистрацию права на земельный участок в установленном законом порядке, а также соблюдать нормы использования земельного участка. Во исполнение данного постановления им было проведено межевание участка и постановка его на кадастровый учет (кадастровый паспорт от 25.12.2008 года №12-02108-14178 на земельный участок 26:12:020906:887 в квартале 564). 18.06.2010 г. им было подано заявление о государственной регистрации прав на земельный участок со всеми необходимыми документами, требующимися в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Однако, 02.07.2010г. ему было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на том основании, что у органа регистрации возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок. Срок приостановления государственной регистрации был установлен до 02.08.2010 года. Далее, в связи с отсутствием необходимых разъяснений из администрации г. Ставрополя, им было подано заявление о приостановлении производства на 3 месяца до 02.11.2010 г. 15.11.2010г. ему было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации, поскольку препятствия к проведению государственной регистрации устранены не были. В обоснование своих доводов об отказе в регистрации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю указало, что несмотря на принятие решения о предоставлении мне земельного участка в период действия ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», правоустанавливающий документ - постановление от 26.04.2010 г. №933 было принято после того, как нормы данного закона утратили силу и действовал на тот период Закон Ставропольского края от 12.04.2010 года №21-кз. С данным отказом в регистрации его прав на земельный участок он не согласен, считает его незаконным и не соответствующим земельному законодательству, выходящим за рамки компетенции регистрирующего органа, по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст.10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно абзаца 2 ст.18 Закона Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» от 01.08.2003г. №28-кз (в редакции от 16.11.2009г.) земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. В рамках действующего постановления главы города Ставрополя от 17.02.2009 г. № 468, решением комиссии он был поставлен на учет, как имеющий право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края. В соответствии с Уставом города Ставрополя, ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией г. Ставрополя принято постановление о предоставлении ему в собственность земельного участка. Данное постановление от 26.04.2010 г. №933 принято в рамках компетенции и на основании решения комиссии о предоставлении мне земельного участка. Кроме того, согласно ст. 51, 52 Устава г.Ставрополя администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, а также полномочиями по решению вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов местного самоуправления города Ставрополя федеральными законами и законами Ставропольского края, при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края). Таким образом, администрация г.Ставрополя, осуществляя полномочия по распоряжению земельными участками и передаче их в собственность на основании и во исполнение уже принятого решения, издала правовой акт о предоставлении ему земельного участка. Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Исходя из вышеизложенных норм, считает, что постановление администрации не является самостоятельным актом, на основании которого ему предоставлен земельный участок, а указанное постановление принято во исполнение решения органа местного самоуправления, которым признано его право на получение бесплатно в собственность земельного участка. В связи с этим, ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на то, что постановление от 26.04.2010 г. №933 принято после изменения в законодательстве Ставропольского края, не может иметь правового значения и является несостоятельной. Более того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ссылается на Закон Ставропольского края от 12.04.2010 г. №21-кз, которым внесены изменения в Закон Ставропольского края от 01.08.2003г. №28-кз. Вместе с тем, произошедшие изменения не отменили его право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Так, в соответствии с абзацем 3 п.п.1 ч.1 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз, он, как ветеран боевых действий, уволенный в запас (отставку) по одному из оснований, указанному в законе, имеет право по настоящее время на получение бесплатно в собственность земельного участка. При таких обстоятельствах, считает незаконным отказом в государственной регистрации его права на земельный участок. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ограничило его конституционное право на доступ к получению льгот, предусмотренных федеральным или иным законодательным актом. Постановление администрации г. Ставрополя от 26.04.2010 г. №933 издано в рамках компетенции органа местного самоуправления, а также в рамках действующего законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов и муниципальных органов власти. Регистрирующий орган не наделен полномочиями по проверке законности (незаконности) акта органа местного самоуправления, а лишь вправе проверить, действительно ли он был издан соответствующим органом власти. При этом, согласно ч.1 ст.19 Федерального закона, приостановление государственной регистрации возможно лишь в случае сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. К одному из оснований для государственной регистрации, Федеральный закон относит акт, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления, который предоставлен им на регистрацию, однако оснований для сомнений в подлинности документа у регистрирующего органа не имелось, оснований сомневаться в достоверности сведений об органе, издавшем постановление, гражданине, в отношении которого оно издано, земельном участке, передаваемом в собственность, также не имелось, нет оснований сомневаться и в принадлежности передаваемого земельного участка собственнику, осуществляющему полномочия по распоряжению землями, находящимися в Ставропольском крае и передаче их в собственность граждан. Полномочиями по проверке законности изданного акта органа местного самоуправления, оспариванию его в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не наделено.
В судебном заседании заявитель Будаев А.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, привел доводы, изложенные выше.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК по доверенности Зафирова А.Б. просила в удовлетворении заявления Будаева А.А. отказать, пояснила, что 18.06.2010 г. в Управление обратился Будаев А.А. с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии со ст.ст.9,13,17 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. При проведении правовой экспертизы документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность, поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. 02.07.2010 г. государственная регистрация прав была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации до 02.08.2010г. 02.08.2010 г. государственная регистрация прав была приостановлена на основании заявления Будаева А.А. на 3 месяца в связи с необходимостью доработки документов. На государственную регистрацию заявителем были предоставлены следующие документы: постановление администрации г. Ставрополя №933 от 26.04.2010 г.; кадастровый паспорт земельного участка № 12-02108-14178 от 25.12.2008 г. Согласно постановлению администрации города Ставрополя от 26.04.2010 № 933 Будаеву А.А. в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов по улице <адрес обезличен> <адрес обезличен> для использования в целях индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации», статьей 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». В соответствии с п.1 статьи 13 Закона о регистрации по результатам проведенной экспертизы документов было установлено, что в соответствии с преамбулой представленного на государственную регистрацию Постановления администрации г.Ставрополя от 26.04.2010 № 933 земельный участок представлен в соответствии со статьей 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». Указанные нормы закона утратили силу 24.04.2010 в связи с введением в действие закона Ставропольского края №21-кз от 12.04.2010 « О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края». Следует отметить, что закон Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз « Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» утратил силу со вступлением в силу Закона Ставропольского края от 07.12.2010 N 102-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края». В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и Ставропольского края. Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. При вынесении Постановления от 26.04 2010 № 933 Закон Ставропольского края от 01.08. 2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае»утратил силу в связи с ведением в действие закона Ставропольского края №21-кз от 12.04.2010 « О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края». В связи с тем, что правоустанавливающий документ - постановление администрации города Ставрополя Ставропольского края от 26.04.2010г. № 933 был принят после утраты силы статьи 18 Закона Ставропольского края от 01.08. 2003 № 28-кз « Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> за Будаевым А.А. по указанному постановлению не представилось возможным. В соответствии со статьей 18 Закона о регистрации, на регистрацию должны быть представлены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, установленным законодательством. В соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. В соответствии с Законом о регистрации, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав если в течение указанного срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав. Государственная регистрация была приостановлена до 02.11.2010 г. В связи с тем, что по окончанию срока приостановления, причины препятствующие государственной регистрации устранены не были 15.11.2010 г. государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав. Кроме того, просила применить последствия пропуска Будаевым А.А. установленного ст.254 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Будаева А.А. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.06.2010 г. в Управление обратился Будаев А.А. с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>.
На государственную регистрацию Будаевым А.А. были предоставлены следующие документы: постановление администрации г. Ставрополя №933 от 26.04.2010 г.; кадастровый паспорт земельного участка № 12-02108-14178 от 25.12.2008г.; военный билет.
02.07.2010 г. государственная регистрация прав была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации до 02.08.2010г. в связи с имеющимися сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права собственности Будаева А.А. на земельный участок по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>.
05.07.2010г. государственным регистратором Бабенко Н.А. направлен запрос в администрацию г.Ставрополя с просьбой представить документы, подтверждающие основание для бесплатного предоставления в собственность земельного участка Будаев А.А., ссылаясь при этом на то, что нормы ст.18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», на основании которой постановлением главы г.Ставрополя от 26.04.2010г. № 933 был предоставлен Будаеву А.А. земельный участок под ИЖС бесплатно, утратили силу 24.04.2010г.
02.08.2010г. в Управление поступил ответ на запрос о предоставлении информации, подписанный заместителем директора Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Дарчук И.А. от 15.07.2010г. № 2954-09/07-19/3, в котором указывалось, что земельный участок под ИЖС предоставлен Будаеву А.А. бесплатно в соответствии со ст.18 Закона Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», которой установлены случаи бесплатного предоставления гражданам земельным участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. При к ответу были приложены документы на 7 листах, представленные Будаевым А.А. в администрацию города Ставрополя при постановке его на учет и рассмотрении вопроса возможности предоставления земельного участка в порядке ст.18 Закона Ставропольского края от 01 августа 2003 года.
02.08.2010 г. государственная регистрация прав была приостановлена на основании заявления Будаева А.А. на 3 месяца в связи с необходимостью доработки документов.
Как следует из материалов регистрационного дела, согласно постановлению администрации города Ставрополя от 26.04.2010 № 933 Будаеву А.А. в собственность был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов по <адрес обезличен> в квартале 564 г.Ставрополя, согласно материалам межевания земельного участка, для использования в целях индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», справкой от 19.06.2007г. № 159136, выданной руководителем Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ, заявления Будаева А.А. Пунктом 3.1 указанного постановления на Будаева А.А. возложена обязанность произвести государственную регистрацию права на земельный участок в установленном законом порядке.
Решением государственного регистратора Толстиковой Е.А. от 15.11.2010г. № 01/022/2010-847/27680 Будаеву А.А. отказано в государственной регистрации прав на земельный участок по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. При этом в качестве основания отказа в государственной регистрации указано, что постановление администрации г.Ставрополя № 933 «О предоставлении Будаев А.А. в собственность земельного участка по <адрес обезличен> в квартале 564» было принято 26.04.2010г., когда нормы ст.18 Закона Ставропольского края № 28-кз утратили силу.
Отказ государственного регистратора от 15.11.2010г. № 01/022/2010-847/27680 суд считает незаконным по следующим основаниям.
Статьей 18 Закона Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» были установлены случаи бесплатного предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
В целях реализации данного закона органом местного самоуправления была создана комиссия по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Для рассмотрения вопроса о постановке на учет и возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 18 Закона Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз Будаевым А.А. были представлены документы, подтверждающие, что он является военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, и решением комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края от 04.08.2009г. (протокол № 4) Будаеву А.А. был предоставлен земельный участок, расположенный по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>.
В соответствии п.3 Порядка ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления – даты постановки на учет. Пунктом 13 указанного Порядка предусмотрены основания снятия граждан с учета: смерть гражданина, отсутствие на момент предоставления земельного участка оснований, в соответствии с которыми гражданин был поставлен на учет, отказ заявителя от получения бесплатно в собственность земельного участка, получение заявителем бесплатно в собственность земельного участка, выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.
Постановлением администрации г.Ставрополя от 26.04.2010г. № 933 Будаеву А.А. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>. Указанное постановление принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками, определенными законом. Так, в соответствии с ч.2 ст.10 Земельного кодекса РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Постановление администрации г.Ставрополя от 26.04.2010г. № 933 о предоставлении Будаеву А.А. земельного участка в собственность бесплатно никем не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.
Будаевым А.А. предоставлены государственному регистратору все необходимые для государственной регистрации его права собственности на земельный участок по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> документы, предусмотренные ст.16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, предусмотрены ст.18 указанного федерального закона. В статье 18 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ, в частности, предусмотрено, что представляемые на государственную регистрацию документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, в установленных законом случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц, не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или неоговоренные исправления и т.п.
Отказывая Будаеву А.А. в государственной регистрации права собственности на земельный участок по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> со ссылкой на п.п.4, 10 абзаца 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственным регистратором не указано в чем заключается несоответствие представленных им документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства (пункт 4 абзаца 1 статьи 20 Закона), а также какие документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, не представлены заявителем.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В судебном заседании Будаев А.А. пояснил, что о решении государственного регистратора об отказе в государственной регистрации его прав на земельный участок по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> ему стало известно в декабре 2010 года, когда он самостоятельно обратился в Управление Росреестра по СК, в подтверждение чего представил талон от 18.12.2010г. Впоследствии ему стало известно, что уведомление об отказе в государственной регистрации его прав на земельный участок было направлено ему ошибочно не по тому адресу, где он зарегистрирован и проживает.
Как видно из сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2010г. № 01/022/2010-847 оно было направлено Будаеву А.А. по адресу: <адрес обезличен>. Однако, из обозревавшегося судом паспорта заявителя видно, что он снят с регистрационного учета по данному адресу 24.04.2010г., и с этого времени зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>
При таком положении суд пришел к выводу о том, что предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения в суд Будаевым А.А. не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что отказ в государственной регистрации прав заявителя на земельный участок <номер обезличен> по <адрес обезличен> в г.Ставрополе от 15.11.2010г. создал препятствия к осуществлению его законных прав на указанный земельный участок, а потому его заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Будаев А.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности Будаев А.А. на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., по <адрес обезличен> в квартале 564 <адрес обезличен> от 15.11.2010г.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Будаев А.А. на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:887, площадью 1000 кв.м., по <адрес обезличен> в квартале 564 <адрес обезличен>.
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
С у д ь я : Л.И.Кононова