Дело № 2-13/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2011 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи: Гаппоевой М.М.,
при секретаре: Масловой Е.А,
с участием:
истца – Щекина С.Г.,
старшего помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя - Калмыкова М.Н.,
представителя ответчика – администрации города Ставрополя – Саловой З.Г., выступающей по доверенности № 01/1-11-19 от 12.01.2011г.,
представителя третьего лица – Министерства финансов Ставропольского края – Кирпичева А.В., выступающего по доверенности № 01-11-26/2382 от 24.06.2010г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя в интересах Щекина С.Г. к Управлению образования администрации города Ставрополя и администрации города Ставрополя о предоставлении денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в суд в интересах Щекина С.Г. к Министерству образования Ставропольского края, Управлению образования администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя и жилищному управлению администрации города Ставрополя об обеспечении жилым помещением.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил обязать Управление образования администрации города Ставрополя и администрацию города Ставрополя предоставить Щекину С.Г. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
От требований к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя об обеспечении Щекина С.Г. жилым помещением – отказался.
Определением суда от 04.03.2011г. производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Ставрополя – Калмыков М.Н. поддержал исковые требования и пояснил, что в прокуратуру Ленинского района города Ставрополя с заявлением обратился Щекин С.Г. по факту не предоставления ему жилого помещения. Проверкой было установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.10.2008г. № 2873 Щекин С.Г. был принят на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. В списке граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья, Щекин С.Г. состоит под номером 197.
Сообщил, что Щекин С.Г. зарегистрирован по адресу: г. Ставрополь, ул. Горная, 51. Данное домовладение принадлежит на праве общей долевой собственности Щекину В.Т. (1/2 доля), Рубан Л.Н. (1/4 доля), Фомиченко И.Э. (1/4 доля), и состоит из двух жилых комнат. В указанном домовладении отсутствуют элементарные удобства.
На основании постановления главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 15.07.1999г. № 527 «Об определении в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Щекин С.Г. был помещен в ГУ «Санаторный детский дом № 1», а с 15.08.2006г. по 01.09.2007г. в ГОУ «Санаторный детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 12». Мать Щекина С.Г. – Щекина О.В. и отец – Щекин Г.В. решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17.11.1999г. лишены родительских прав.
В 2008 году Щекин С.Г. закончил ГОУ СПО «Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции». В настоящее время Щекин С.Г. проживает с бабушкой Щекиной Т.П. по адресу: г. Ставрополь, ул. Горная, 51.
Считал, что в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Щекин С.Г. имеет право на предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, в связи с чем, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истец Щекин С.Г. поддержал исковые требования, по основаниям изложенным выше. Просил суд обязать Управление образования администрации города Ставрополя и администрацию города Ставрополя предоставить ему денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Представитель ответчика – Управления образования администрации города Ставрополя – Антонова Л.В., выступающая по доверенности, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика – Управления образования администрации города Ставрополя.
Представитель ответчика – администрации города Ставрополя – Салова З.Г., выступающая по доверенности, не признала исковые требования и пояснила, что Щекин С.Г. состоит на учете нуждающегося в обеспечении жилым помещением администрации города Ставрополя.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции органов местного самоуправления относятся функции в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов. Однако органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Сообщила, что в соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. Так как в соответствии со ст. ст. 2, 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей – сирот являются расходными обязательствами Ставропольского края.
Постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 определен орган по реализации переданных органу местного самоуправления города Ставрополя указанных государственных полномочий – Управление образования администрации города Ставрополя. Данным постановлением утверждено положение о порядке реализации данных переданных полномочий.
На основании изложенного, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края – Кирпичев А.В., выступающий по доверенности, сообщил, что в соответствии с п.9 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пояснил, что согласно ст.6 указанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства РФ и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Соответственно органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края являются распорядителями указанных средств.
Представитель третьего лица – Министерства образования Ставропольского края – Петросян М.С., в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
При этом считал, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя в интересах Щекина С.Г. подлежат удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя, выступающего в интересах Щекина С.Г., подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 06 августа 2008 года Щекин С.Г. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании постановления главы города Ставрополя от 15.10.2008г. № 2873 Щекин С.Г., <дата обезличена> года рождения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По списку очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, Щекин С.Г. состоит под номером 197.
Однако Щекин С.Г. с 2008 года не был обеспечен жилым помещением.
В настоящее время Щекин С.Г. проживает в домовладении № 51 по ул. Горная в г. Ставрополе общей площадью 48, 2 кв.м, принадлежащем на праве собственности его бабушке Щекиной Т.П.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Часть 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ устанавливает федеральную гарантию для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде бесплатного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, вне очереди.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди, детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В порядке разграничения полномочий федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ в статье 8 наделяет субъекты РФ правом самостоятельно устанавливать дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение. В случае установления таких гарантий они относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п ( в ред. от 20.10.2010г.) был утвержден порядок предоставления субсидий детям - сиротам на приобретение жилья.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Ставропольского края субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка – сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.
Для получения субсидии дети – сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления: заявление, документ, удостоверяющий личность ребенка – сироты, законного представителя, документы, подтверждающие факт окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением главы г. Ставрополя от 09.07.2008г. № 1704 ( в ред. от 31.07.2009г. № 250) утверждено положение о порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям – сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя.
В соответствии с указанным положением администрация города Ставрополя готовит проекты муниципальных правовых актов о предоставлении жилых помещений из муниципального жилищного фонда детям – сиротам в соответствии с действующим законодательством или субсидий.
Управление образования администрации г. Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п, в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли – продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п субсидии предоставляются детям – сиротам в безналичной форме, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке являются расходными обязательства Ставропольского края и осуществляются через Министерство финансов Ставропольского края.
На основании изложенного, суд считает, что Щекин С.Г., как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность реализовать свое право на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ставрополя в интересах Щекина С.Г. к Управлению образования администрации города Ставрополя и администрации города Ставрополя о предоставлении денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья - удовлетворить.
Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект постановления о предоставлении Щекину С.Г. субсидии на приобретение или строительство жилья.
Обязать Управление образования и администрацию города Ставрополя предоставить Щекину С.Г. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площадью жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней.
Судья М.М. Гаппоева