№2-164/2011



Решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                   ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ленинского районного суда <адрес>, РД Кадыров О.Г.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев дело по заявлению ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в интересах ФИО5 о признании действий ГУ-ОПФР по РД незаконными,

установил:

ФИО1 в интересах ФИО5 обратилась в суд с заявлением о признании действий <данные изъяты> по РД незаконными.

При этом заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ Управление ОПФР по РД в <адрес> в связи с рождением 2-го ребенка решило выдать ФИО1 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее МСК) в размере 343378 руб.80 коп. ГУ-ОПФР по РД ДД.ММ.ГГГГ возвратило дело получателя МСК для дооформления. Считает, что эти действия не соответствуют ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и нарушают ее права и законные интересы.

В судебном заседании ФИО1 в интересах ФИО5 требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом согласно ч.7 ст.3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ).

ФИО5 состоит в браке с ФИО4, зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ Чинарской сельской администрацией <адрес>, РД.

От брака имеют двоих детей: ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селении <адрес>, РД и ФИО1 Гулю, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ <адрес> родителями которых в свидетельствах об их рождении записаны отец: ФИО4; мать: ФИО5 (ФИО10).

Родители и дети являются гражданами Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО2 не оспаривала рождение ФИО5 второго ребенка после ДД.ММ.ГГГГ, возникновение у нее права на дополнительные меры государственной поддержки.

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено:

Лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке (ч.1).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (ч.3).

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме (ч.6).

В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд (ч.7).

Представитель ФИО5 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением, оно ДД.ММ.ГГГГ принято Управлением ОПФР по РД в Дербентском районе и решено в связи с рождением 2-го ребенка выдать ФИО1 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее МСК) в размере 343378 руб.80 коп.

ГУ-ОПФР по РД ДД.ММ.ГГГГ возвратило дело получателя МСК для дооформления в Управление ОПФР по РД в Дербентском районе, указав, что представленная «Выписка из базы данных учета населения» не соответствует единственному шведскому аналогу российского свидетельства о рождении, документ не легализован - не проставлен апостиль, нет подлинника его перевода, выписка из реестра делопроизводства рождения ребенка также не соответствует установленному образцу свидетельства о рождении и не имеет печати, лица выдавшего его.

Возвращая дело для дооформления конкретные основания, которые предусмотрены указанной нормой закона, не приведены. Действия ГУ-ОПФР по РД, фактически являющиеся решением об отказе в удовлетворении заявления, не соответствуют требованиям ч.6 ст.5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ.

Согласно ст.13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об актах гражданского состояния документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Выпиской из реестра делопроизводства (рождение ребенка) от ДД.ММ.ГГГГ, заверенной консульским отделом Посольства России в Швеции, подтверждается, что у граждан России ФИО13 и ФИО12, вступивших в брак ДД.ММ.ГГГГ, родилась дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, в г. Сёдертелье, Швеция.

Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ подписан международный договор-Конвенция, заключенный ДД.ММ.ГГГГ в Гааге. Согласно ст.3, 4, 6 Конвенции в целях удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, на документе выданном компетентным органом иностранного государства, проставляется апостиль. Заполненный надлежащим образом апостиль удостоверяет подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ и в надлежащем случае подлинность штампа или печати, которым скреплен документ. Подпись, штамп или печать, поставленные на апостиле, не требуют никакого заверения.

На выписке из реестра делопроизводства (рождение ребенка) от ДД.ММ.ГГГГ имеется заполненный надлежащим образом апостиль, удостоверяющий подлинность подписи, печати на свидетельстве о рождении ребенка.

В случае соблюдения компетентным органом иностранного государства требований Гаагской Конвенции при выдаче свидетельства о рождении (наличие апостиля), свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое органами ЗАГСа не требуется.

При таких обстоятельствах, доводы, приведенные в письме ГУ-ОПФР по РД от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными.

Руководствуясь ст.254 - 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ФИО1 в интересах ФИО5 о признании действий ГУ-ОПФР по РД незаконными удовлетворить.

Признать отказ (возвращение заявления) ГУ-ОПФР по РД ФИО1 в интересах ФИО5 о выдаче ФИО5 государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Обязать ГУ-ОПФР по РД принять решение о выдаче ФИО5 государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 - ти суток со дня его оглашения.

Судья                                                                                                              Кадыров О.Г.